г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Развитие речи у младенцев

Мало кто верил, что ещё не говорящие маленькие дети способны понимать слова. Проведённые исследования учёными из University of California, San Diego (K. E. Travis, Eric Halgren, Jeff Elman) с помощью технологий МРТ и МЭГ, такое явление доказали.

У деток от 12 до 18 месяцев возрастом при прослушивании слов, активируются те же мозговые структуры, что и у взрослых людей. Схожими также оказались механизмы и скорость обработки звуковой информации. Младенцы отличают слова от шумов, не имеющих смысла.

Восприятие речи – с младенчества

Дети используют аналогичные мозговые механизмы, что и взрослые, в том числе и когнитивные «базы данных», которые со временем взросления обновляются.

Ещё в начале XXI века, медики от науки были уверены, что младенцы в процессе развития используют отдельные мозговые механизмы обучения словам и речи. А в процессе обучения и взросления, эти структуры и механизмы изменяются.

В отношении взрослых людей известно, что две зоны в левом полушарии мозга, Брока и Верника, связаны с речью.

Мозг ребенка развивается по всем направлениям

Повреждёние этих участков коры ведёт к утрате речевых навыков. В то же время у детей, подобные поражения, не всегда приводят к столь существенным дисфункциям.

Установить участки мозга, отвечающие за обучение языкам, считалось невыполнимым. Причину видели в отсутствии убедительных данных о процессах становления речи в развивающемся мозге.

До получения новых данных допускали возможность дифференцировки функций речи между полушариями и различными зонами мозга только по мере становления и развития речи.

То есть считалось, что мозг постепенно созревает. И если речевой центр в младенчестве поврежден, его компенсируют другие структуры мозга. Оказалось, всё не так однозначно. У годовалого малыша на слова реагируют те же области, что и у взрослых.

Описание исследования

Проверка слуха у младенца

На первом этапе эксперимента исследовали способность мозга младенца отличать слова от бессмысленных звуков.

При этом и речь, и шум имели одинаковые акустические и временные характеристики.

На втором этапе определяли, могут ли неговорящие дети различать и понимать смысл слов. Для этого произносили слово и показывали картину, соответствующую или не соответствующую сказанному. Например, слово «собака» — картина «собака», слово «собака» — картина «дом».

Мозговая активность младенцев бесспорно давала большую амплитуду импульсов при правильном сочетании слов и картинки. Несовпадающие слова и картинки, также вызывали реакцию в левой лобно-височной области. Но со значительно меньшей амплитудой.

На третьем этапе аналогичные исследования провели у взрослых людей и получили такие же результаты.

Комментарии профессора Р.Ф. Гимранова.

Механизмы речевых функций у взрослых людей понятны неврологам. Изучена роль зон Вернике и Брока, в том числе при доминантном левом и правом полушарии.

Новые данные создают возможность построения диагностических тестов для выявления задержек речевого развития. В том числе и при аутизме.

Наша клиника также исследовала механизмы речи.

Мы проводили сотни прямых электрических стимуляций мозга во время нейрохирургических операций. Потом сравнивали с психофизиологическими данными, полученными до и после операции. Механизмы становления речи у детей оставались неясными.

Осмотр ребенка с нарушением слуха неврологом

Мы почти 20 лет применяем стимуляцию речевых центров у детей с задержками развития в терапевтических целях. И достигаем успехов.

Клиника работает с учётом не только анатомических данных (определённые области мозга и извилины, ассоциативные зоны и т.д.). Наши неврологи учитывают амплитудно-временные характеристики биоэлектрических особенностей мозга в речевых центрах конкретного полушария.

По нашему мнению, благодаря такому подходу практически всегда достигаем положительной клинической динамики. Полученные данные дают нам возможность улучшить схемы лечения в детской неврологии.  И ещё эффективнее использовать стимуляцию мозга у детей с задержками речевого развития.

Литературные источники

  1. E. Travis et al. «Spatiotemporal Neural Dynamics of Word Understanding in 12- to 18-Month-Old-Infants.» Cerebral Cortex, 2011.
  2. Swanson, Meghan R.  «The role of caregiver speech in supporting language development in infants with autism». Development and psychopathology, 1-10. 7 Sep. 2020.
  3. Tufatulin, G Sh et al. «Kompleksnye narusheniya u detei s sensonevral’noi tugoukhost’yu — vliyanie na diagnostiku patologii slukha i slukhoprotezirovanie». Vestnik otorinolaringologii 85,4 (2020): 30-34.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Записаться к специалисту

       

      ×