г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Нейропсихологическое созревание – диагностика

Нормальное развитие высших психических функций у ребёнка происходит только по мере достижения зрелости определённых анатомических структур центральной нервной системы.

Формирование и созревание детского мозга идёт непрерывно, продолжается с момента рождения до 18 лет (в среднем).

Роль такого процесса – в обеспечении адаптации подрастающего организма к окружающей среде. По мере взросления для человека становятся востребованными те или иные высшие психические функции. Соответственно, возникает возможность и потребность в обучении новым навыкам, усвоении нужных знаний.

Созревание мозга и обучение

Чтобы та или иная функция нервной системы смогла полноценно развиться, мало зрелости соответствующих мозговых структур. Нужны ещё и внешние стимулы, которые задействовали бы этот отдел ЦНС. В противном случае оставшись невостребованными, заготовленные природой центры атрофируются.

В этом отношении интересна теория детского нейрофизиолога, профессора А.Н. Шеповальникова. Он и его сотрудники в 1997 году высказали идею о «зонах ожидания» в мозгу.

Поливайте взращивайте способности мозга

Согласно этой теории, при рождении в коре головного мозга ребёнка существуют «закладки» нейронов для осуществления той или иной функции. Каждая из зон ждёт момента, когда организм испытает стимул, направленный на неё.

Когда такой момент, задействование ожидающей зоны, происходит, то перестраиваются старые и формируются новые межнейронные связи. Причём не только в коре, но и в сегменте между корой и подкорковыми ядрами, бессознательным.

Пример – когда с младенцем разговаривают, он быстрее начнёт говорить сам. В то же время «дети-Маугли», найденные в лесах уже в более-менее зрелом возрасте, речь так и не сумели освоить.

То есть, при отсутствии «запроса», клетки из зоны ожидания перестают функционировать необратимо. Соответствующая психическая функция утрачивается не развившись.

Взросление и обучение

В процессе роста ребёнка, окружающая его среда создаёт и меняет условия. Эти изменения необходимы для проявления той или иной высшей психической функции. Однако этого недостаточно для формирования гармоничной личности. Так как человек является существом не только биологическим, но и социальным. Поэтому важно организовать ещё и его правильное обучение, привить этические нормы, принципы морали.

Процесс формирования отдельно взятой психической функции и высшей нервной деятельности в целом сопровождается рядом сензитивных и критических периодов.

Сензитивный период можно назвать, в некотором роде, качественным и количественным скачком. В этот момент времени мозг формирует новые связи, переходит на качественно повышенный уровень функционирования.

Критический период требует определённого воздействия извне. В противном случае формирование нужного навыка не произойдёт вообще или окажется незавершённым, неполноценным.

Первый критический период в жизни – это период новорождённости. В это время развиваются примитивные чувства и реакции, без которых невозможно существовать во внешнем мире.

Все дети рождаются с ушами. Но если ребёнок будет находиться в абсолютной тишине, слух у него так и не разовьётся. Мозговые слуховые центры из-за невостребованности атрофируются навсегда.

С переходом ребёнка в более и более старшую возрастную группу, формируются все более сложные психические функции.

В младшем школьном возрасте человек обладает максимальным вниманием, способностью к пониманию нового, памятью. Поэтому обучение начинается в этой возрастной группе.

Чтобы понять, нормально ли происходит развитие высшей нервной деятельности у ребёнка, выявить имеющиеся отклонения, разработан такой метод диагностики, как нейропсихологическое тестирование.

Такое обследование полезно даже в отношении внешне здорового малыша. Так как помогает подобрать подходящую для него программу обучения.

Неиспользованный ресурс мозга погибает

Не говоря уже о детях, имеющих те или иные неврологические отклонения. Такие, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью. В нашей клинике нейропсихологическое тестирование проводится докторами с использованием признанных мировых методик. Есть у нас и собственные наработки.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Записаться к специалисту

       

      ×