Минимальные мозговые дисфункции
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Впервые о том, что поведение ребёнка может быть связано с изменениями в его мозгу, заговорили только в 1937 году. Такую мысль высказал американский невролог Самуэль Ортон (Samuel Orton), занимаясь проблемой обучаемости детей. Сам термин «минимальные мозговые дисфункции, ММД» или «лёгкие МД», появился в 1955 году.
Содержание статьи:
- 1 Что такое минимальные мозговые дисфункции
- 2 Причины мозговых дисфункций
- 3 Какой период беременности более опасен?
- 4 Факторы риска ММД в раннем постнатальном периоде
- 5 Как проявляются минимальные мозговые дисфункции?
- 6 Этиология и патогенез минимальных мозговых дисфункций
- 7 Общая симптоматика
- 8 Критические периоды
- 9 Психофизиологические особенности детей с ММД
- 10 Признаки ММД
- 11 Частота проявления признаков
- 11.1 Нарушения внимания
- 11.2 Гиперактивность
- 11.3 Комплекс неврологических явлений
- 11.4 Эмоциональная лабильность
- 11.5 Проблемы восприятия и образования
- 11.6 Лабильность психики
- 11.7 Астенизация
- 11.8 Вербальные отклонения
- 11.9 Отклонения со стороны психики
- 11.10 Психоневрологические проявления ММД.
- 11.11 Восприятие и отражение
- 12 Аномалии мозга определяют аномалии поведения и психики
- 13 Медико-психологическая и педагогическая коррекция
- 14 Физиотерапевтическое лечение мозговых дисфункций
- 15 Прогноз для детей с ММД
Что такое минимальные мозговые дисфункции
Синонимы: гиперкинетический хронический мозговой синдром, минимальное повреждение мозга, лёгкая детская энцефалопатия, лёгкая дисфункция мозга.
Исследования по этой тематике проводили как отечественные, так и зарубежные неврологи. Статистика говорит, что от 5 до 20% детей-дошколят и школьников имеют тот или иной вариант ММД.
По клиническим критериям, перинатальный период делится ещё на три подпериода:
- Дородовой или антенатальный – исчисляется с 7 месяца вынашивания до момента начала родовой деятельности;
- Внутриродовой или интранатальный – начинается с началом схваток и оканчивается выходом ребёнка из родовых путей или из разреза при кесаревом сечении.
- Ранний неонатальный – это первые 7 дней самостоятельной жизни ребёнка, когда его организм вынужден адаптироваться к изменившейся окружающей среде.
Другими словами, под термином ММД объединяют негрубые отклонения в поведении и познании, с сохранением интеллекта на приемлемом уровне.
Такие аномалии являются следствием лёгкой недостаточности функциональности головного мозга. И возникают, как правило, вследствие тех или иных его поражений.
Причины мозговых дисфункций
Главный механизм, из-за которого страдает нервная ткань плода, новорождённого – гипоксия, дефицит кислорода.
Опасность гипоксии мозга возрастает в поздних сроках беременности и в фазе родов. Это подтверждается данными, полученными по результатам ЭЭГ, компьютерной томографии (Drillen, 1972; Bergstrom, 1978; Коновалов, Корниенко, 1985; Лукачар и др., 1994).
По критерию причины и развития, поражения нервной системы в перинатальном периоде разделяют на три типа:
- Гипоксически-ишемические. Возникают вследствие кислородного голодания плода при дефиците O2 или хронических нарушениях обмена во внутриутробном периоде (фето-плацентарная недостаточность). Есть опасность интранатальной гипоксии, асфиксии, когда в родах ущемляется пуповина или пережимаются сосуды шеи плода.
- Травматические, как правило, вызванные физическим воздействием на головку.
- Смешанные, гипоксически-травматические – когда отмечается сочетание обоих вышеописанных воздействий.
Ниже мы подробнее задержимся на факторах, способных вызвать повреждение ЦНС у плода и новорождённого.
Какой период беременности более опасен?
Как известно, в течение первых 12 недель происходит закладка, формирование фундамента для организма будущего человека. В том числе – формируются ростки мозга. А защита плода, плацентарный барьер, созревает к концу первого триместра.
Поэтому на первых неделях вынашивания опасны инфекции:
- токсоплазмоз;
- хламидиоз;
- листереллез;
- сифилис;
- сывороточный гепатит;
- цитомегаловирусная инфекция и др.
Возбудители из организма матери беспрепятственно достигают плода и нарушают первичные ростковые процессы. Не становится исключением и формирующиеся мозговые структуры.
С 13 недели, когда плацентарный барьер начинает работать, влияние неблагоприятных воздействий к грубым порокам не приводит. Однако сохраняется риск внутриутробной гипотрофии, преждевременных родов и появления на свет ребёнка, ещё не созревшего для этого.
Факторы, оказывающие негативное влияние на развитие и созревание нервной системы, известны. Они могут сказаться как в момент зачатия (при поражении репродуктивных органов родителей), так и в последующем.
Типичные: ионизирующая радиация, алкоголь, острые и хронические отравления.
Факторы риска ММД на этапе вынашивания
Перечислим главные причины, из-за которых в перинатальном периоде страдает нервная ткань:
- хронические и острые болезни, перенесённые беременной;
- патологически протекающая беременность – сильные токсикозы, эклампсия, угроза прерывания;
- любые источники хронической интоксикации в организме будущей мамы;
- несбалансированное питание, неполноценный рацион при беременности;
- ранний возраст будущей мамы, незрелость её;
- наследственная патология, расстройства обмена (сахарный диабет и т.д.);
- негативное воздействие окружающей среды;
- экологическая обстановка в месте нахождения беременной – токсические поражения, отравления, действие ионизирующего излучения, некоторых лекарств и т.д.;
- аномальное течение родов – слабость родовой деятельности или наоборот – стремительные роды, оказание родовспоможения (щипцы);
- недоношенность и незрелость младенца;
- генетические аномалии (б-нь Дауна).
Статистически большее значение имеет невынашивание беременности. Когда из-за проблем со здоровьем мамы, младенец рождается раньше срока, незрелым и недоношенным, с низкой массой тела.
Я текстовый блок. Нажмите кнопку редактирования, чтобы изменить этот текст. Разнообразный и богатый опыт постоянный количественный рост и сфера нашей активности требуют от нас анализа позиций.
Статистика показывает, что аномалии мозговой ткани, обусловливающее ММД, чаще всего провоцируются употреблением родителями спиртного накануне зачатия. Или, когда «употребляет» беременная мама. Этанол губителей для незрелых нейронов плода, нарушает закладку и созревание мозга.
Не меньший вред представляют крепкие стимуляторы – кофе, энергетики. Они сужают сосуды, в том числе и пуповины. Тем могут вызвать острую или хроническую гипоксию плода.
Факторы риска ММД в периоде родов
На этом этапе, рождающийся младенец рискует оказаться в условиях гипоксии или инфекции. Типичные причины для мозговых дисфункций в родах:
- длинная пауза между отхождением вод и схватками;
- недостаточность схваток, слабость, что вынуждает применять стимуляцию сокращений матки;
- малое раскрытие зева шейки матки;
- стремительные роды;
- нужда в использовании родовспоможения – поворот плода, щипцы;
- обвитая пуповиной, пережатие сосудов;
- экстренное кесарево сечение с общим наркозом;
- чрезмерные размеры и масса тела плода.
Как правило, повреждающие факторы в периоде родов редко затрагивают непосредственно структуры ЦНС. Но последствия такого воздействия нарушают биологическое и физиологическое созревание мозга младенца.
Факторы риска ММД в раннем постнатальном периоде
Сразу после рождения, заполучить поражение мозга, ребёнок рискует по таким причинам:
- нейронифекции;
- травмы;
- интоксикации.
Сочетаясь, или по отдельности, генетические аномалии с органическими поражениями нервной ткани, становятся основой для описанных ниже особенностей характера и поведения детей.
Как проявляются минимальные мозговые дисфункции?
Повреждения мозга на перинатальном этапе, как правило, проявляются тремя вариантами клинических симптомов. Зависят они от локализации и масштабности очага:
- Грубые двигательные расстройства, на фоне которых может возникать и интеллектуальный дефицит. Типичный пример такого поражения – детский церебральный паралич, ДЦП.
- Состояния, когда в большей мере страдает интеллект, а двигательные расстройства выражены в меньшей степени. Считаются средней или среднетяжёлой степени.
- Относительно лёгкие поражения ЦНС, со сглаженной, неявной картиной моторных и интеллектуальных аномалий. Но с признаками психологических расстройств.
Здесь уместно вспомнить стадийность созревания и развития интеллектуальных способностей у детей до 7 лет. Её предложил Пиаже (Piaget, 1994, 1997), выделив 4 периода. И в каждом из них, у детей с мозговыми дисфункциями отмечаются свои отклонения.
Общие проявления по подпериодам
Первые 1,5 лет жизни – сенсомоторная фаза. Если ребёнок перенёс перинатально гипоксию мозга, то у него бывает нарушена координация движений, ослаблена или усилена двигательная активность.
Вторая фаза – от года до полного формирования речевых навыков. В этом периоде дети с МДМ начинают отставать от сверстников по речи.
Первые слова появляются часто вовремя (около года), затем наступает застой, развитие останавливается. Период «немоты» характерен тем, что дети понимают обращение к ним жестами, дают обратную связь, просто молчат.
С 2,5 до 4-6 лет, ребёнок познаёт мир уже без необходимости в тактильной информации, за счёт не только тактильной информации. В этом участвует так называемый предоперационный интеллект. У малыша с дисфункцией мозга, он нарушен: хромает видеомоторная координация, разлажена координация между усвоением зрительной и слуховой информации.
Отмечаются разной степени проблемы с произношением звуков, логопеды трактуют это как дислалии.
Фаза конкретных операций (с 6-7 лет и далее), когда происходит синтез опыта и накопленных знаний с генетическими способностями, у детей с ММД сопровождается проблемами в учёбе.
Также возникают поведенческие отклонения, трудности с социальной коммуникацией в коллективе.
Проблема диагностики и терапии минимальных мозговых дисфункций остаётся дискутабельной. Дальше мы подробнее рассмотрим то, что обзорно обозначено в предыдущей части статьи.
Этиология и патогенез минимальных мозговых дисфункций
Невропатологи воспринимают ММД как патологические проявления повреждений мозга раннего периода. И которые проявляются в нарушении созревания, дисгармоничном развитии высшей нервной деятельности.
Вследствие таких расстройств сталкиваемся с незрелостью функциональных ресурсов мозга. Тех, что обеспечивают высшие нервные функции: речевое развитие, способность к запоминанию, восприятию и анализу информации извне.
Повреждение мозга, как правило, имеет очаговый характер. В зависимости от локализации участка, возникают нарушения той или иной нервной функции. Одному ребёнку будет сложно писать (дисграфия), другому – работать с цифрами (дискалькулия). Также СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности, стоит рассматривать как вариант проявления ММД.
Общая симптоматика
Кроме нарушений в работе высших нервных функций, дети с поражением ЦНС демонстрируют другие симптомы:
- быстрая утомляемость от интеллектуальной деятельности;
- трудности с сосредоточением;
- сложности с освоением новых школьных тем;
- плохая адаптация к условиям, требующим вегетативной регуляции – жары, духоты, яркого света и громкого шума;
- склонность к укачиванию, «морская болезнь»;
- головные боли с детского возраста.
Исследование анамнеза проблемных деток показывает, что многие из них демонстрируют явления гипервозбудимости. Такой синдром у большинства возникает с первых месяцев после рождения. Отсроченное начало, с возраста 6-8 месяцев, отмечается примерно у 20% деток с ММД.
Младенческий возраст
Даже при соблюдении требований ухода за ребёнком, обеспечении ему правильного питания и режима, он беспокоен. Кричит без видимых причин, бессистемно шевелит ручками и ножками.
Вероятны вегетативные реакции: потливость, покраснение кожи и её мраморность, учащение сердцебиений и дыхания.
Приступы крика сопровождаются мышечными реакциями: повышается тонус, дрожание подбородка и подёргивания конечностями. Встречается такое движение, когда ребёнок распахивает руки, как бы для объятий – спонтанный рефлекс Моро.
Страдает сон. Ребёнок долго не засыпает, просыпается ночью без причины, встаёт рано. Во сне вздрагивает, стонет.
Опять-таки, вегетативная дисрегуляция ЖКТ вызывает усиление и ослабление перистальтики кишечника. Отсюда – частый и жидкий стул, сменяющийся запорами.
Период раннего детства
От года до трёх лет, у деток с повреждением ЦНС отмечаются:
- сильная возбудимость нервной системы;
- беспокойное поведение, спонтанные движения;
- проблемы со сном;
- нарушения аппетита и пищеварения;
- плохая динамика набора массы тела;
- слабозаметное отставание в развитии психоречевой функции, моторике.
Если обращать внимание на ребёнка, то с первых лет можно заметить двигательную расторможенность – гиперкинетические явления. Дети неуклюжи, у них проблемы с мелкой моторикой рук, точными движениями пальцев.
Отсюда – сложности с навыками самообслуживания: застёгивание пуговиц, завязывание шнурков
Поэтому они с трудом овладевают навыками самообслуживания, долго не могут научиться застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки.
К возрасту 3 лет на первый план выходят:
- двигательная неловкость;
- высокая утомляемость, астенизация;
- трудности с сосредоточением;
- гиперактивность;
- склонность к импульсивности;
- упрямство и негативизм.
На такие явления нередко наслаивается недержание мочи (энурез) и кала (энкопрез).
Скачок, усиление проявлений ММД, как правило, совпадает с изменениями внешнего окружения. В 3 года – детский садик, в 6-7 – школа.
Такое явление объясняется слабыми ресурсами повреждённого мозга к адаптации. Так как в эти периоды ребёнок испытывает резкий скачок физических и психических нагрузок.
Школьный возраст
Наибольшие трудности для детей с ММД в школе связаны с дезадаптацией в коллективе и нарушениями поведения.
Психологические трудности в таких случаях влекут за собой психосоматические нарушения, дебют ВСД.
Дошколята с ММД гипервозбудимы и неуклюжи. При этом рассеяны, отвлекаются, непоседливы и быстро утомляются. Двигательная активность может как усиливаться, так и наоборот – затормаживаться.
Заметны поведенческие и социальные отклонения: инфантилизм, импульсивность
Школьники испытывают проблемы с обучением, усвоением нового. Обостряются поведенческие расстройства: психоэмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка, неуверенность. И в то же время – вспыльчивость, задиристость, агрессивность. Закладываются социальные фобии, оппозиционность.
Со вступлением в подростковый возраст, поведенческие отклонения на фоне ММД обостряются. Дети ведут себя агрессивнее, заостряются углы при взаимоотношениях в школе и дома, в семье. Успеваемость страдает, высок риск раннего приобщения к алкоголю, психоактивных веществ.
Такая опасность требует направлять усилия врачей, родителей и учителей на выявление и устранение проявлений ММД.
Критические периоды
То есть заметно, что скачок симптомов ММД приходится на определённые периоды психоречевого развития. Первый приходится на 1-2 года, в это время активно развиваются зоны коры, отвечающие за речевые навыки.
Вторым периодом становятся 3 года. В этом возрасте у детей происходит накопление словарного запаса, формируются навыки формирования фраз, совершенствуются внимание и память. При ММД в этой фазе становится заметным отставание в речи и артикуляции.
Третьим критическим периодом считается 6-7 лет. Ребёнок начинает осваивать письмо и чтение, что повышает требования к функциональным способностям мозга.
Заметными, симптомы мозговых дисфункций становятся на уровне начальной школы.
Характерен комплекс поведенческих нарушений:
- высокая возбудимость;
- непоседливость;
- разбросанность;
- расторможенность влечений;
- нет самоконтроля, не развито чувство вины;
- нет соответствующей возрасту критичности.
Поведение таких детей расторможено: не усидчивы, вскакивают с места, не ходят, а бегают, отвлекаются сами и мешают соседям по парте. Хватаются за несколько дел сразу, начатое редко доводят до конца.
Обещания дают и сразу же нарушают (забывают). Проявляют неадекватную шутливость, неосторожность, беспечность. Интеллектуальная деятельность ослаблена. Снижен инстинкт самосохранения – часто падают, получают травмы и ушибы.
Дефицит самоконтроля и критичности возникает вследствие неразвитости лобных отделов коры. Так как эти участки отвечают за контроль, морально-волевые свойства личности.
Психофизиологические особенности детей с ММД
Ребёнок с минимальными МД не имеет типичной, специфической симптоматики. На мысль о проблеме может навести появления «малых неврологических признаков» в раннем детстве, которые сочетаются с эмоционально-волевыми отклонениями. Из-за чего возникает дефицит интеллектуальных способностей.
Интеллектуальные особенности
Для детей с нетяжелыми формами МД, задержка психического развития достаточно характерна. Но если умственная отсталость сопровождается необратимыми интеллектуальными нарушениями, при ММД отставание обусловлено поведением, значит – обратимо.
У дошкольников, задержка психического развития проявляется нарушением трёх функций:
- восприятия новой информации;
- способности к концентрации внимания;
- отклонениям со стороны памяти.
Типичными проявлениями при ЗПР у детей считаются нарушения пространственных представлений. Ребёнок слабо ориентируется в собственном теле, у него ослаблена тонкая моторика. Страдает функция внимания: оно становится фрагментарным, ограничивается его объём.
Эмоциональная сфера
Дети характеризуются лабильными, неустойчивыми эмоциями. Им сложно адаптироваться к коллективу в группе, в классе. Перепады настроения сочетаются с астенией, утомляемостью. Встречаются такие детки, у кого эмоциональные отклонения сочетаются с недостатком познавательной деятельности.
Признаки ММД
Аномалии отмечаются в различных сферах высшей нервной деятельности. Это подтверждается неоднозначностью результатов психологического тестирования детей с ММД. В разных подтестах отмечаются разные результаты: повышенные, пониженные или даже местами – нормальные.
Аномалии восприятия:
- неспособны воспринимать и различать размеры предметов;
- путаются между сторонами (лево-право);
- не отличают верх и низ;
- с трудом ориентируются в пространстве;
- путаются во времени;
- порой возникают нарушения чтения, письма (например: начертание букв и слов в зеркальном отражении).
Неврологические нарушения если и есть, то имеют слабую выраженность. Слегка асимметричны рефлексы, слабоват слух, снижена острота зрения, немного разлажена координация и т.д.
Сколько признаков будет у одного пациента – зависит от масштаба поражения мозга. Грубые аномалии – редкость.
Речь
Встречаются разнообразные формы афазии. Речевое развитие замедляется. Из-за нарушения слухового восприятия могут возникать лёгкие расстройства произношения.
Моторика
Двигательная активность, если нарушена, то может иметь различный характер. Тремор, ригидность мышц, неконтролируемые размашистые движения, тики. Естественно, страдает мелкая моторика, координация.
Обучаемость
Как писали выше – возможны проблемы со счётом, письмом, правилами правописания. При моторных расстройствах – сложности с обведением контура. Трудно организоваться, завершить начатую работу.
Мышление
Абстрактное мышление страдает больше всего. Также есть сложности с синтезом понятий. Слабая произвольная память затрудняет формирование умозаключений, выводов. Характерен плавающий тип мышления.
Конституция психики
Налицо невротическое поведение:
- обгрызание ногтей;
- покусывание ручки, карандаша;
- дети сосут пальцы;
- неосознанно кивают;
- едят пищу не в общепринятом порядке (начинают с десерта);
- легко утомляются;
- типичен ночной энурез;
- гигиенические навыки формируются и закрепляются с большим трудом.
Эмоции и воля
Неконтролируемая импульсивность, повышенная возбудимость и раздражительность. Способность к самоконтролю и критике снижена.
Сон
Расстройства циркадных ритмов (сонливость утром, активность в вечерние часы). Испытывают меньшую потребность спать, в сравнении со сверстниками. Спят беспокойно, ворочаются. Сон либо поверхностный, либо крайне глубокий.
Коммуникабельность
Способность контактировать со сверстниками слабая, возможна навязчивая ласковость. В играх импульсивны, проиграв – раздражаются. Предпочитают узкий круг 1-2 детей. Тянутся к тем, кто младше них.
Соматическое созревание
Физикальные параметры, как правило, тоже с отклонениями. Хотя иногда в соматическом развитии опережают одногодок.
Социальное поведение
Уровень интеллекта допускает более высокий уровень общественного поведения ребёнка, чем тот, что реализуется. Авторитетов не признают. Поведение может не соответствовать текущей ситуации.
Характер личности
Доверчивы, склонны подражать старшим и сверстникам. Периодическая раздражительность и агрессия меняются на внимание к тем, кто рядом, и наоборот. Изменения в окружении принимают с трудом, стремятся сохранить привычную обстановку во всём. Любят похвальбу, самооценка, как правило, занижена.
Концентрация внимания
Типична рассеянность. Концентрация внимания ослаблена. Характерна вязкость речи, инертность моторики.
Частота проявления признаков
У одного ребёнка редко бывает меньше одного из описанных выше признаков. Дальше посмотрим, с какой частотой встречаются те или иные симптомы ММД.
Нарушения внимания
Наиболее распространённый признак, 90-95%. Последствия ММД не дают детям сосредоточиться и надолго задержать концентрацию на предмете деятельности. Слабая способность игнорировать внешние раздражители, на которые легко отвлекаются.
Гиперактивность
Тоже частое явление, находят у 75-85% деток. Одним из частых проявлений выступает разговорчивость. В то же время, до 20% детей с МДМ имеют признаки гиперактивности.
Комплекс неврологических явлений
У 75-80% отмечаются 5-6 лёгких неврологических отклонений:
- трудности совершения сложных движений;
- тики мимической мускулатуры;
- дрожание мышц груди и спины;
- беспокойные пальцы кистей;
- гиперкинезы;
- отклонения со стороны сухожильных рефлексов, проблемы с координацией.
Эмоциональная лабильность
Встречается у 70-75 %. Дети любой возрастной группы при ММД склонны к неврозам, беспокойству, плаксивости. Настроение постоянно меняется. Неудачи воспринимаются с большими переживаниями, выливаются либо в раздражительность, либо в фобию.
Проблемы восприятия и образования
Встречаются у 65-70% маленьких пациентов. Наиболее выразительными являются нарушения со стороны зрительного анализатора. Деткам сложно обвести контур фигуры. Они не могут срисовать предмет, путаются в размерах деталей рисунка. Не отличают часть от целого. При чтении текста неправильно произносят буквы, отдельные согласные на слух воспринимают с трудом.
Лабильность психики
Примерно 60-65% детей имеют выраженную импульсивность поступков и слов. Контроль за поведением при контакте с другими людьми снижен. Поведение и реакции не всегда отвечают текущей ситуации. При указании на ошибку, вину за проступок не признают, винят окружающих в предвзятом отношении.
Астенизация
Явление парадоксальное: на фоне гиперактивности, имеет место у 60-65% детей быстрая физическая утомляемость, а у 25-30% ещё и психическая. Также характерны головные боли (30%), поведенческая инфантильность (60%).
Вербальные отклонения
Проблемы с речью, выговариванием звуков у 50% детей с мозговыми дисфункциями. Кроме этого, у 40% – дислексия и дисграфия. Аналогично у 50% детей с явлениями дислексии, имеются данные о перенесённых перинатально поражениях мозга.
Исследование учеников показало, что при ММД встречаются:
- задержка речевого навыка – 30%;
- нарушения произношения – 53%;
- проблемы с фонацией, быстрый темп речи – 10%;
- логоневроз (заикание) – 20%.
Из-за проблем с мелкой моторикой страдает почерк: буквы неровные, наклонены в разные стороны.
Отклонения со стороны психики
В школе отклонения обостряются, часто становятся поводом для буллинга. Так как такие дети ещё и эмоционально уязвимы, у них возникают благоприятные условия для развития раннего невроза.
Психоневрологические проявления ММД.
- Симптомы внутреннего напряжения – грызёт ногти, непроизвольно сжимает кулаки, шевелит пальцами, ворочает головой.
- Чрезмерная боязливость, погранично с трусостью – бывает единственным признаком перенесённой перинатальной проблемы.
- Астения физическая, психологическая (рассматривали чуть выше).
- Проблемы со сном. Часто отмечаются сразу после родов. Путает день с ночью, засыпает поздно и с трудом просыпается.
- Нестойкий аппетит.
- Тики, гиперкинезы – движения веками, носом, губами.
- Заикание – доказано чаще, чем у здоровых детей.
Считается, что тики и гиперкинезы служат следствием недостаточной координации работы разных структур мозга, его минимальной дисфункции.
Восприятие и отражение
Заметные отклонения отмечаются в психофизиологических тестах. В частности, при рисовании фигуры человека, в 6-10 лет, ребёнок с ММД допускает неточности.
Перечислим типичные ниже, не обязательно у одного пациента их будет несколько.
- Не соблюдается пропорциональность. Одна кисть или ботинок, нога, глаз и т.д., больше другого. Непропорциональная голова, длина шеи, туловища.
- Анатомические неверное отображение частей тела, рука растёт из поясницы, нога – близко к шее.
- Игнорируются детали. Из-за невнимательности ребёнок не рисует нос или рот, оставляет человеку одну конечность и т.д.
- Упрощённое изображение частей тела, например: палки вместо рук, ноги без пальцев.
- Неанатомическое отображение человека: треугольный торс, нос повёрнут кверху, глаза на разном уровне.
- Линии изображения неровные, расходятся, не стыкуются друг с другом из-за плохой координации мелких движений.
- Отдельные части тела детальнее прорисовываются, чем другие.
- Нерациональное расположение рисунка на бумаге, человек наклонён, сдвинут от центра листа.
- Вследствие «прилипания» внимания, ребёнок может нарисовать больше пальцев, два носа, три глаза.
Аномалии мозга определяют аномалии поведения и психики
Обобщая данные имеющихся исследований по ММД у детей, отметим, что сопутствующие нарушения выявлялись в 90% случаев.
На основании этого факта можно уверенно предположить, что большинство случаев неврологических расстройств у детей возникают как раз вследствие перинатальных поражений ЦНС.
Врачам удалось проанализировать данные анамнеза детей с пограничными психическими расстройствами, включая логоневроз, невроз навязчивых состояний, тики и энурез.
Так, нам стали доступны результаты комплексного исследования 520 больных детей с пограничными психическими расстройствами в возрасте от 4 до 9 лет.
Формы пограничных психических расстройств распределились следующим образом:
- 135 больных неврозами (62 — невроз навязчивых состояний, 25 — истерический невроз, 48 — неврастения);
- 45 больных энурезом;
- 75 больных тиками;
- 130 больных тяжёлыми формами заикания (логоневрозом).
Для детей с пограничными психическими расстройствами типа ММД, характерно нарушение взаимодействия между структурами головного мозга. Особенно – между лобными и теменно-затылочными областями.
Медико-психологическая и педагогическая коррекция
Чтоб скорректировать, исправить отклонения, нужно сначала оценить психоневрологические параметры ребёнка. Дать объективную оценку работоспособности, сопоставить медицинские выводы с социальной стороной жизни.
К лечебному процессу доктору придётся привлекать родителей ребёнка и других близких, членов семьи. Потребуется помощь педагога из школы или детсада. И, конечно, усилия нужны со стороны самого маленького пациента.
Работа с родителями
Обязательно нужно менять отношение семьи к пациенту с ММД. Это поможет снизить нервозность, ослабит нагрузку на слабую психику ребёнка.
Родители должны усвоить, что улучшить состояние их чада помогут не столько таблетки, сколько благожелательная и комфортная психологическая обстановка вокруг него.
В процессе воспитания, родителям нельзя допускать двух полярных моделей:
- Первая – вседозволенность и окружение ребёнка чрезмерной заботой, демонстрация жалости к нему.
- Вторая – «ежовые рукавицы», завышенные требования, которым он не в состоянии соответствовать.
На психологическое состояние ребёнка с ММД, перепады настроения родителей и внутрисемейный микроклимат, влияют сильнее, чем на здоровых детей.
Обсуждая с родителями алгоритм лечения, важно заранее настроить их на то, что результат потребует времени и усилий от них самих.
Работа с педагогами
Первые серьёзные трудности, дети с ММД встречают в школе. Это и детский коллектив, и требования школьной программы, распорядок, дисциплина.
От учителя ждут, чтоб он старался не заострять внимание на выходках ученика с признаками ММД. Но при этом – поощрял за хорошее поведение, выполнение поставленных задач.
Желательно, чтоб у ученика был доступ к помощи при возникновении трудностей в учебном процессе. Уроки следует проводить по строгому распорядку, не меняя детали занятий. Для повышения самоорганизации, стоит обучить гиперактивного ученика работе с календарём. И контролировать его, мягко подталкивая к составлению и выполнению планов.
Что касается школьных заданий, лучше заранее для каждого отвести определённое время. Столько, сколько нужно для решения. Если предстоит работа с объёмным заданием, оно разбивается на мелкие подзадания, которые и подаются для выполнения ребёнком.
План учебного дня должен включать периоды времени для отдыха от умственного напряжения. Это зарядка, упражнения, любая двигательная активность, но в ограниченном времени.
За последние десятилетия было изобретено и внедрено огромное количество препаратов, предназначенных для детей и взрослых с нарушениями в психической сфере.
Так, экспериментальным способом были сформулированы главные принципы, согласно которым должны применяться медикаменты для исправления врождённых психических проблем:
- Препараты устраняют симптомы, но не болезнь, поэтому лекарственную терапию назначать можно только в случае уверенности в диагнозе.
- Кроме устранения симптомов, нужно исправлять их причину. Поэтому одних лишь лекарств, как правило, недостаточно.
- Любые препараты обладают побочными эффектами. Назначать их нужно взвешенно, проанализировав все «за» и «против».
- Выбирая между новым средством и проверенным временем, лучше предпочесть второй препарат. Если только первый не прошёл все нужные доказательные исследования.
- Помним, что у препаратов бывает феномен плацебо, когда результат отмечается вследствие ожидания пациента, а не действия лекарства. Такой психологический эффект нужно учитывать, начиная и продолжая медикаментозную терапию.
- Лекарства помогают устранить симптомы, от которых невозможно избавиться другими путями. Если есть возможность избежать назначения медикаментов – ею нужно воспользоваться.
Снотворные средства
Патология сна – типичный симптом, возникающий у детей с ММД в раннем периоде. Также служит проявлением депрессии.
Скорректировать сон у маленьких детей, нужно стараться устранением причины. Лекарств стоит избегать: детский организм быстро привыкает к ним и требуется повышать дозу. Плюс к тому – снотворные не влияют на причину диссомнии.
Тем не менее, эта группа лекарств, если их применять обдуманно, способна ускорить выздоровление, повысить качество жизни ребёнка и его родных.
Например, взвешенным будет давать малышу таблетки по вечерам 3-7 раз, чтоб нормализовать ритм сна/бодрствования.
Кроме того, снотворные могут пригодиться родителям. Дети с ММД бывают частой причиной нарушений сна у членов их семьи.
В качестве средств, безопасных для маленьких деток, выступают лекарства на основе хлоральгидрата или антигистаминные с лёгким седативным эффектом (димедрол). Деткам среднего возраста и подросткам рекомендуют нитразепам.
Седативные средства
В этой группе лекарств, дети нуждаются нечасто. Однако могут пригодиться для снятия неврозов, характерных для подросткового возраста.
Как правило, хватает диазепама. Им стараются и ограничиваться, так как в отношении седативных у детей, детальные клинические исследования фактически не проводятся. Следовательно, сведения о безопасности весьма скудные.
Стимуляторы
Бывает обоснованно применять стимулирующие средства, такие как риталин. Есть данные, что на фоне его приёма, дети с гиперкинезами лучше сосредотачиваются, у них улучшается функция внимания.
Поэтому плюс ещё и из-за побочных эффектов, препараты группы стимуляторов нужно назначать с осторожностью, избирательно.
Порой, на фоне их приёма нарушается аппетит, увеличивается масса тела. Отмечается риск привыкания.
Для детей с ММД характерно, что вначале, стимуляторы вызывают у них подавленное настроение, как бы ухудшая состояние.
Такое явление временное и о нём нужно помнить, начиная приём риталина или аналогов.
Нейролептики
Существует исследования, доказывающие положительное влияние нейролептиков при лечении выраженных вариантов гиперактивности и поведенческих расстройств. Хотя главное их предназначение – снятие симптомов шизофрении.
Названия препаратов: аминазин, дроперидол, трифтазин, галоперидол.
До конца неясно, благодаря чему галоперидол стал признанным лекарством в плане борьбы с тиками, миокимиями. Да, при грубых тиках – его назначение оправдано. Однако негативные явления тоже есть, и назначать его всем детям нельзя.
Учитывая специфический профиль нейролептиков, применять их следует только когда отмечаются грубые расстройства, граничащие с психиатрией.
Антидепрессанты
Опять-таки, есть масса доказательств, что антидепрессанты полезны взрослым и минимум исследований относительно их эффективности и безопасности для детского возраста.
Те, что известны, проводились с нарушениями статистики: группы детей были разнородными, оценка результатов лишена объективности.
Чтоб с уверенностью назначать антидепрессанты детям и рассчитывать на положительный эффект, нужно продолжить их клинические испытания. Или обладать собственным опытом в лечении таких деток.
Наилучший профиль безопасности и эффективности демонстрируют трицикличные препараты. К этой категории относят амитриптиллин, имипрамин.
Физиотерапевтическое лечение мозговых дисфункций
Терапия последствий перинатального повреждения ЦНС, должна включать в себя и комплекс физиотерапевтической поддержки. С хорошей стороны зарекомендовали себя массаж, ЛФК, иглорефлексотерапия.
Из современных методик, отличные результаты демонстрируют неинвазивные подходы к стимуляции мозга: транскраниальная магнитная, вихревые поля и др.
С их помощью удаётся создавать и закреплять новые связи между нейронами. Это улучшает способность мозга к адаптации и повышает его функциональную устойчивость.
Аппаратная стимуляция мозга
Наличие функциональных нарушений может корригироваться аппаратными методами стимуляции. Для этого мы четверть века применяем воздействия через специфические и неспецифические афферентные каналы.
В нашей Клинике используются методы транскраниальной магнитной, зрительной, слуховой, электрической стимуляции.
Проекция стимуляции определяется на основании расчёта анатомических ориентиров и данных КТ и МРТ. В зависимости возраста, клинических вариантов течения, данных обследования мозга, определяются амплитудно-частотные и временные характеристики стимуляции и их сочетаний.
Проведённый нами анализ коррекции с использованием методов стимуляции мозга у более чем 3000 детей с ММД, показал высокую эффективность данных методик.
Положительные неврологические, психофизиологические и нейрофизиологические изменения отмечались у 95-97 % больных детей.
Имеется чёткая корреляция между сроком начала лечения и клиническим эффектом: чем раньше начинали коррекцию, тем лучше были результаты.
При сравнении групп, в лечении которых использовали и не использовали методы стимуляции мозга, отмечались достоверные различия.
В группах с использованием методов стимуляции мозга, отмечались выраженные психофизиологические и нейрофизиологические улучшения. Что подтверждалось данными неврологического осмотра, нейропсихологического тестирования, спектрально-когерентного анализа электроэнцефалограммы, методикой вызванных потенциалов.
Безопасность воздействий обеспечивалась за счёт предварительного обследования, установления чётких показаний и противопоказаний. Предусмотрены «стандарты безопасности», мониторинг процедур со стороны подготовленного, опытного доктора: нейрофизиолог с не менее, чем трёхлетней подготовкой. За последние 5-7 лет не было отмечено ни одного отрицательного побочного эффекта от такой стимуляции мозговой деятельности.
Прогноз для детей с ММД
При условии выявления и коррекции проблем, будущее таких детей нормально. Но слишком многое зависит от тяжести поражения, времени начала лечения и отклика на терапию.
Возможны такие варианты исходов ММД:
- Симптоматика со временем проходит, дети вырастают в нормальных взрослых, ведут полноценную социальную жизнь. Такой благоприятный исход отмечается у 25-50% детей.
- Сохраняются отдельные нарушения поведения разной степени выраженности. Интеллект и психика не страдают. Таких пациентов больше всего, не меньше половины от выявленных. Проблемы в социальной жизни возникают, преодолеваются с трудом. У них сочетаются импульсивность и низкая самооценка, что приводит к частой смене работы, глубоким депрессиям
- У взрослых формируются грубые нарушения психики. Люди становятся асоциальными, рано пристращаются к алкоголю, наркотикам. Не исключается развитие психиатрической патологии.
Поэтому, конечно, нужно уделять внимание всему, что поможет снизить влияние минимальных мозговых дисфункций на жизнь человека. Начиная от пропаганды здорового образа жизни родителей для профилактики, заканчивая комплексной терапией имеющихся нарушений.