Мой ребенок не говорит
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Каждый ребенок развивается в собственном темпе, хотя и есть приблизительные нормы развития, далеко не все дети им соответствуют, и не всегда то, что ребенок долго не говорит является патологией.
Содержание статьи:
Основными причинами задержки развития речи являются :
- невостребованность речи ( например с ребенком мало общаются , он предоставлен сам себе или не дают ему сказать-угадывают желания). То же самое бывает и у близнецов, которые разговаривают языком жестов и языком тела, они и так “понимают друг друга”.
- медленное созревание структур головного мозга,ответственных за речь ( в основном это генетическая проблема)
- поражения и заболевания головного мозга (травма, гипоксия, инфекционные заболевания и др).
- нарушение слуха(если ребенок плохо слышит, то из-за этого возникают проблемы с правильным произношением слов).
- наследственность. Если вы, например, сами начали говорить поздно, то нет ничего странного в том, что ребенок долго не говорит. Хотя, если малыш не освоил простые предложения к трем годам, стоит позаботиться и обследовать ребенка.
Важность знания нормального речевого развития:
Среди детей с задержкой речевого развития некоторые в конечном итоге догонят своих сверстников, в то время как другие с лежащим в основе расстройством могут продолжать проявлять признаки задержки. Таким образом, знание того, чего ожидать на каждом этапе в младенческом возрасте поможет избежать необоснованной
диагностики и беспокойства, либо наоборот вовремя обратить внимание на проблему и начать действовать.
Поэтапное развитие речи:
Хотя точные временные границы стадий развития находятся за пределами науки, их приблизительная оценка возможна. Поэтому выделяют периоды 12-15 месяцев, 18-24 месяца и от 24 месяцев до 3 лет. Эти периоды являются основными этапами развития речи.
От 12 до 15 месяцев
Малыш 12 месяцев говорит мало (2 – 3) понятных слова ,постепенно словарный запас увеличивается с различной скоростью. Как правило, в лексиконе преобладают существительные. Однако, большая часть речи в это
период представлена “бормотанием” когда малыш говорит “по-своему “
От 18 до 24 месяца
За это время у малышей в словарном запасе появляется порядка 20 – 50 слов они уже могут объединить два слова, так они начинают формулировать простые предложения.
От 2 лет до 3 лет
На 3-м году жизни обычно происходит скачок речевого развития, малыши уже способны называть, классифицировать, сортировать, а также говорить таким образом,что взрослые без проблем понимают его. Малыши, достигшие своего 3-го дня рождения, должны уметь распознавать цвета.. Кроме того,постепенно увеличивается длина предложений. Также в этот период малыши становятся почемучками” и задают много вопросов.
Если вы заподозрили у своего ребенка задержку в развитии речи , вам следует провести комплексное обследование ребенка у следующих специалистов : детского невролога, логопеда, отоларинголога, психолога, дефектолога. Логопед после тестирования определит соответствие уровня речевого и
психического развития.
Но не стоит пренебрегать домашними занятиями и недооценивать роль родителей в формировании речи. Следующие рекомендации помогут вам избежать проблем в будущем:
- Постоянно говорите с ребенком. Даже в младенчестве говорите с ним и пойте. Комментируйте все ваши действия( купание, одевание,
кормление), говорите четко и не торопясь , выражайте эмоции. - Работайте над пониманием речи, используйте простые инструкции типа “Дай мяч, где глазки?”. Ориентируйтесь на то, что ребенок уже понимает.Повторяйте уже усвоенное несколько раз.
- Старайтесь чтобы ребенок стремился подражать вам. Это происходит проще во время совместных игр, например прятки: ку-ку, также слова удивления: АХ! ОХ! ЭЙ!Смотрите вместе в зеркало и демонстрируйте эмоции, меняйте выражение лица и объясняйте ребенку что это значит
- Читайте ребенку сказки , рассказывайте стихотворения, очень важно чтобы ребёнок понимал значения слов данном тексте (комментируйте, объясняйте новые слова). Пробуйте сопровождать текст показом действий (Мишка косолапый по лесу идет…)
- Когда читаете стихотворение, привлекайте ребенка, побуждайте его заканчивать слово, фразу стихотворного текста (хорошо, когда нужное слово подбирается с помощью рифмы: Капризуля наша Маша, У неё в тарелке …(каша).
- Не позволяйте бесконтрольно смотреть телевизор , многое ребенок еще не способен воспринять, если же ребенок смотрит мультфильм , то Вы должны быть рядом и пояснять происходящее на экране. При чтении и разговоре с ребёнком сокращайте текст до понятных фраз.
- Никогда не говорите при ребёнке о его отставании, не раздражайтесь
если он чего-то не понимает. - Не стесняйтесь того, что ваш ребёнок пока не говорит или говорит плохо.
- В игровой форме учите ребенка понимать качество и соотношения предметов (большой-маленький…), по цвету, форме (дай такой же…), количеству.
- Играйте в пальчиковые игры, проводите массаж ладоней и пальчиков, играйте в лего , лепите из пластилина, перебирайте гречку, макароны, рис , играйте в песок. Очень результативна и “песочная терапия”- вы рассказываете сказку поочередно доставая новых персонажей из песка, во время рассказа останавливаетесь и просите ребенка назвать персонажа.
- Во время игры выполняйте простые упражнения для артикуляции-улыбнулись как девочка; показали язычок, как кошка, порычали как тигр и др).
- Не принуждайте ребенка с помощью слов “Скажи, повтори”. Лучше в игровой форме ненавязчиво побуждать к речи (“Как собачка лает?” “Как я сделала?”)
- Любые новые “умелки” ребенка стоит поощрять, хвалить его несмотря на качество произношения. Но сами Вы при этом должны говорить правильно, ребенок должен слышать правильную речь.
- Во время чтения рассматривайте иллюстрации, объясняйте ребенку что изображено на картинке, задавайте встречные вопросы, хвалите за любое речевое проявление
- Покупайте мыльные пузыри, воздушные шары, используйте соломку для коктейля, чтобы дуть в воде. С помощью этих игр ребенок учится формировать устойчивую воздушную струю необходимую для формирования звуков.
Помните о том , что в первые три года жизни самый активный период для формирования речи.Зачастую в более позднее время наверстать упущенное не всегда удается.