г.Москва,ул.Маршала Василевского дом 13 корпус 3                +7(495) 225-76-03        
+7(495)225-76-03

Причины ЗПР

Задержки в развитии навыков речи (ЗРР, ЗПР, ЗПРР) имеют свою специфику. Такие термины применяются, когда налицо отставание ребенка в возрасте до 3-х лет в приобретении им навыков разговора. Это хорошо заметно в сравнении с его сверстниками.

Мальчик говорит с девочкой с задержкой речи

За больше чем четверть века, в Клинике восстановительной неврологии прошли диагностику, лечение и восстановление речи тысячи детей с различными вариантами речевых дисфункций и ЗПР.

Причины задержек развития

Факторы, влекущие за собой задержку речевого развития, условно делятся на несколько категорий.

Биологические факторы

Или нарушения в деятельности головного мозга. Причинами бывают черепно-мозговые травмы, врожденные аномалии, эпизоды гипоксии мозга. Сформироваться такая ЗПР может в периоде внутриутробного развития, в процессе родов.

Сюда же относят нарушения со стороны слухового аппарата. Потому что развитие речевой и слуховой функций организма, тесно взаимосвязаны между собой [1].

Также биологической причиной может стать врожденное замедленное развитие нервной системы ребенка.

Социальные факторы

Это окружение, общество, в котором ребенок воспитывается, и взаимоотношения в нем. Негативное влияние оказывает низкая культура развития родителей и воспитателей. Плохо сказывается дефицит общения со сверстниками, множество эмоциональных потрясений и стрессы.

Второстепенные факторы

Кроме перечисленных, причинами замедления речевого развития бывают:

  1. Чрезмерная опека ребенка со стороны взрослых, когда ребенок лишен права выбора. Который, как правило, за него делают родители или воспитатели.
  1. Информационная перенасыщенность, когда ребенок в жизни окружен колоссальным потоком информации. Настолько большим, что детский мозг не успевает ее всю обработать. Вследствие этого ребенок не приобретает навыки обдумывания смысла своих слов.
Мама нагружает ребенка информацией – причина СДВГ

Когда формируется речевая зрелость

Рассматривая развитие навыков речи ребенка, удалось выявить несколько периодов, ключевых для формирования разговорных функций.

Таких периодов три:

  • Первый: от одного года до двух лет. В это время развиваются зоны головного мозга ребенка, отвечающие за речевые навыки. Влияние негативных факторов (токсины, неполноценное питание) в этом временном отрезке, плохо отразится на процессе развития.
  • Второй приходится на возраст 3-6 лет. Здесь происходит формирование навыков быстрой, слитной речи. А нарушения, возникающие на этом этапе развития, могут привести к заиканию.
  • Третий период включает 6-7 годы жизни. Это первый переходный возраст, характерно быстрое развитие и рост организма ребенка. В случае возникновения, нарушения в нервной системе могут привести к заиканию [2].

В качестве негативных факторов могут выступать стрессы, нерациональное питание, педагогические просчеты. Громадное значение имеет микроклимат в семье, уровень общения между родителями и ребенком.

Как формируется речь

Для своевременного диагностирования отставаний в развитии речи, нужно знать симптомы, характерные для каждого конкретного этапа развития ребенка.

Первый крик ребенка много говорит о ЗПР

Первое проявление речевых способностей ребенка происходит во время его родового крика.

По своей громкости и интенсивности, этот, на первый взгляд, бессмысленный шум, для опытного врача может рассказать о многом.

В течении первого года жизни ребенка, речевые навыки развиваются от подготовительного этапа лепетания до произнесения первых слов. Мальчики, как правило, произносят первые осмысленные слова в 11-12 месячном возрасте. Для девочек, это характерно немного раньше: на 9-10 месяцах.

Считается нормой, если к наступлению годовалого возраста ребенок знает минимум десять придуманных ним слов. Понимает их конкретное значение и осмысленно употребляет. Также осознает, произносит в районе 200 слов, обозначающих каждодневные действия.

Ближе к двухлетнему возрасту происходит скачкообразное увеличение количества используемых слов. Хотя нормой считается даже небольшое замедление этого процесса, называемого лексическим взрывом, и после 24 месяцев жизни.

Симптомы ЗПР

Заметные признаки задержки в развитии речевого аппарата, на которые нужно обращать внимание:

  1. низкая активность произнесения звуков или их однотипность;
  2. отсутствие связных слов с у годовалого малыша;
  3. выполнение жестов вместо звуков после 1 года;
  4. нежелание повторять услышанные слова, когда ребенку около полутора лет;
  5. отсутствие запаса слов собственного производства до двух лет;
  6. отсутствие навыков составления фраз и небольших предложений в 2,5-3 года, а также замена слов движением рук и мимикой в преобладающих случаях.

Для преодоления проблем в развитии речевых (ЗРР, ЗПР) навыков у ребенка, важно их своевременно выявить. Потом – разобраться в причинах и механизмах [3].

Благодаря полноценной диагностике и подобранной конкретному ребенку терапии, можно активировать и стимулировать речевые центры мозга, а с ними – и речевые функции.

Все это по силам сотрудникам Центра коррекции ЗПР Клиники восстановительной неврологии.

Стимуляция мозга девочки с задеркой речевого развития

Список литературных источников

Скрыть/показать

  1. ^Kral, K et al. “Haben früh cochleaimplantierte Kinder eine bessere Sprachentwicklung als später versorgte Kinder?”. Laryngo- rhino- otologie 96, 3 (2017).
  2. ^McQuiston, Susan, and Nancy Kloczko. “Speech and language development: monitoring process and problems.” Pediatrics in review 32, 6 (2011): 230-8; quiz 239.
  3. ^O’Hare, Anne, and Lynne Bremner. “Management of developmental speech and language disorders.” Archives of disease in childhood 101, 3 (2016): 272-7.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?



Добавить комментарий

Капча загружается...

Записаться к специалисту

 

×