г.Москва,ул.Маршала Василевского дом 13 корпус 3                +7(495) 225-76-03        
+7(495)225-76-03

Задержка психического и речевого развития

Развитие представляет собой изменение анатомии и физиологии головного мозга в зависимости от возраста. В это понятие также включают биохимическое и неврологическое совершенствование человека. Проблемы и неприятности на этом пути связаны с рисками формирования неполноценной личности.

Созревание тела и мозга ребенка

Развитие представляет собой изменение анатомии и физиологии головного мозга в зависимости от возраста. В это понятие также включают биохимическое и неврологическое совершенствование человека. Проблемы и неприятности на этом пути связаны с рисками формирования неполноценной личности.

К развитию следует отнести и обучение – приобретение новых навыков и знаний, помогающих ребенку адекватно приспосабливаться к внешнему миру, совершать самостоятельные действия и принимать правильные решения.

Каждый вид обучения, в особенности, приобретение речевых навыков, происходит параллельно с аффективным (эмоциональным) развитием. В младшем возрасте аффективное, моторное и речевое развитие фактически представляют собой единое целое.

Развитие поведенческих реакций не может объясняться только созреванием структур головного мозга. Для того чтобы сформировались необходимые тенденции, ребенку необходима правильно направленная стимуляция извне, со стороны членов семьи, детского коллектива.

И второй важный момент: чтоб сформированные положительные аффекты закрепились, необходимо их регулярное применение, стимуляция.

Дети со взрослым учатся ухаживать за растениями

В анатомическом плане, центральная нервная система развивается тремя путями: от подкорковых структур к коре, по горизонтали межполушарно и сзади наперед.

У маленьких детей речь, память и мышление являются одним целым, в то время как с возрастом эти три функции отграничиваются друг от друга. Становление символизации и ассоциации происходит синхронно, одновременно.

Такой принцип является фундаментальным в динамике развития центральной нервной системы. Объединение всех функций головного мозга в единое целое, требует участия глубинных образований, рассредоточенных в разных подкорковых структурах. За счет этого природа сделала созревание психических и речевых функций стойким к повреждающим факторам.

Девочка с задержкой речевого и психического развития

Вид задержки развития определяется возрастом ребенка, в котором произошло негативное событие. Также, некоторые особенности могут быть обусловлены личностными характеристиками ребенка.

При грубых нарушениях в координирующем звене ЦНС, страдают обе стороны созревания личности. Поэтому в неврологии распространен термин ЗПР – задержка психического и речевого развития.

Причины и провоцирующие факторы

Этиологических факторов, способных вызывать нарушения, существует множество. И они, несомненно, также оказывают влияние на клиническую картину.

Зачастую, хронически протекающие расстройства поведения представляют собой синдромы и проходят по мере взросления ребенка, то есть являются возраст-зависимыми.

Для того чтобы прогнозировать задержку развития у определенного ребенка, необходимо, чтобы он наблюдался врачом-специалистом на протяжении достаточного времени.

Расстройства поведения могут быть обусловлены следующими четырьмя главными этиологическими факторами:

  • генетические и хромосомные болезни, при которых видимых нарушений анатомической структуры головного мозга не обнаруживается (синдром и болезнь Дауна, например);
  • врожденные аномалии развития;
  • повреждение нервной системы в пре, пери и постнатальном периоде, например – вследствие травм;
  • заболевания мозга – нейроинфекция, опухолевые процессы, обменные заболевания (фенилкетонурия).

Диагностика

Выявить провоцирующий фактор желательно до формирования заметных признаков ЗПР. Это поможет скомпенсировать нарушения в самом начале процесса.

Для подтверждения этиологии требуются такие исследования:

  • МРТ;
  • генетические;
  • нейрофизиологические;
  • детали минерального состава крови (йод).

Инструментальные тесты должны осуществляться строго по показаниям, так как могут стать стрессовыми факторами для ребенка.

Ребенка готовят к процедуре МРТ головы

Для уточнения патогенеза нарушений созревания, используется неврологический осмотр, психиатрическое и нейрофизиологическое исследование анамнеза, динамическое наблюдение за ребенком.

Цель такого мониторинга состоит в доказательстве неврологической природы тех нарушений психических функций, которые имеются у ребенка. Поэтому обследование должно быть всесторонним.

Для получения точного диагноза требуется сотрудничать врачам разных специальностей.

Для невролога важно оценить соматогнозис и праксис в аспекте чувствительности и моторики. Анализ когнитивных функций ребенка осуществляется психологом. Поведенческие реакции оцениваются психиатром.

Органическое повреждение и функциональные нарушения

Термин «органика» подразумевает нарушение анатомической структуры головного мозга, которое можно выявить при проведении МРТ и КТ. Есть люди, считающие, что органические и функциональные нарушения – взаимоисключающие понятия. Но это неверно.

Мозг с прозрачной корой полушарий

В основе патологии любой функции лежит нарушение определенной структуры. Это справедливо и в отношении поведенческих расстройств. Другой вопрос состоит в том, что структурные изменения не всегда видны на глаз. В этом случае идет речь о функциональной патологии.

Если на снимке при проведении МРТ или КТ все участки головного мозга выглядят сохранными, то это не дает никакой информации об их функции.

При ярко выраженных отклонениях в поведенческих реакциях, у ребенка может наблюдаться полное отсутствие неврологических симптомов, нормальные лабораторные анализы. Одновременно может присутствовать и выраженная неврологическая симптоматика без нарушений поведения.

Органическая патология может оцениваться при изучении анамнеза, оценке данных лабораторных и инструментальных исследований, физикальном осмотре. Если симптоматика появилась в перинатальном периоде (вскоре после родов) и затем существовала длительное время, то вероятность органики весьма высока. Просто сейчас еще нет методов, чтоб увидеть повреждение мозга.

Так что корреляция между поведением и наличием органики отсутствует.

Электроэнцефалограмма

ЭЭГ имеет низкую информативность, если она проводится у детей с нарушениями поведения и обучения (например, при СДВГ, задержке развития).

Этот метод необоснованно популярен, так как имеет значение при острой сенсорной афазии и эпилепсии. То есть тогда, когда налицо грубые нарушения в работе подкорковых и корковых структур мозга.

Поэтому ЭЭГ есть смысл проводить у детей с поведенческими отклонениями только при подозрении на данные патологии, а также при гемисиндроме.

Подготовка к процедуре ЭЭГ

В случае нормальной ЭЭГ также, как и при МРТ и КТ, нельзя говорить об отсутствии функциональных нарушений в ЦНС.

Биохимические анализы

Если нарушения когнитивных функций обусловлены обменными нарушениями в организме (например – фенилкетонурия), то это можно выявить еще в младенчестве путем нейробиохимического исследования.

Аминокислотная хроматография показана детям с:

  • выраженной задержкой развития и нарастанием симптоматики;
  • остановкой развития;
  • эпилептическими судорожными припадками;
  • задержкой роста, рвотой, тремором, атаксией и т. д.

Вызванные потенциалы (ВП)

Полезный метод, давно применяемый в нашей клинике. С помощью ВП у детей с нарушениями речевого развития выявляют нарушения, локализующиеся в левом полушарии.

Нейрофизиологическое обследование ребенка

При нарушении внимания, обучения в школе, диспраксии отмечаются расстройства связей между правым и левым полушариями или иными частями головного мозга.

Метод вызванных потенциалов позволяет оценить электрические импульсы в головном мозге, возникающие в ответ на раздражители сенсорного характера.

Применяется стимуляция органа зрения, слуха, кожных чувствительных рецепторов. Когнитивные потенциалы способны дать ценную информацию, если у ребенка имеются нарушения психомоторного и психоречевого развития, поведения, СДВГ.

Нейровизуализация

Методы нейровизуализации, в частности, рентгенография черепа, применяются у детей с нарушением развития нечасто.

Главными показаниями к проведению КТ являются:

С помощью другого метода нейровизуализации, – МРТ, – можно выявить такие изменения, как гипомиелинизация, лейкодистрофия, склероз вещества мозга вследствие травмы.

При помощи нейровизуализации можно уточнить следующие моменты:

  • наличие врожденных пороков: недоразвитие мозжечка, коры, нарушение развития мозолистого тела и пр.;
  • гидроцефальный синдром в его зачатке, пока мозг еще не получил необратимых повреждений;
  • наличие лейкодистрофии, нарушений сосудистого характера, новообразований ЦНС;
Гидроцефалия – скопление ликвора и атрофия вещества головного мозга
  • наличие признаков перинатальной ишемии ЦНС: атрофические процессы в мозолистом теле и коре головного мозга, склероз, очаг инфаркта.

Патологические факторы, провоцирующие ЗПР

Зачастую, задержка развития возникает в ответ на гипоксически-ишемическое поражение головного мозга, когда нейронам в какой-то момент времени критически не хватает кислорода. Если такое явление случается в периоде вынашивания, то имеет значение не его причина, а длительность ишемии.

Если энцефалопатия в раннем возрасте была выражена слабо, то она в дальнейшем приводит к формированию минимальных мозговых дисфункций и других легких расстройств.

В процессе родов высок риск повреждения коры головного мозга и нервных путей, которые миелинизируются позже всего. Примером таких повреждений является ДЦП.

Реже встречаются другие провоцирующие факторы:

Очаг поражения мозга на МРТ
  • генные и хромосомные болезни;
  • инфекционные заболевания с вовлечением мозга;
  • негативное действие лекарственных средств и радиоактивного излучения;
  • повышенное содержание в крови билирубина, гипогликемия, эпилепсия.

Ишемия и гипоксия мозговой ткани приводят нарушению в мозгу обменных процессов. Виной чему становится дефицит кислорода. Также в результате ишемии нарушается транспорт к нейронам важнейшего питательного вещества – глюкозы. В каскад патологических реакций может вовлекаться как серое, так и белое вещество головного мозга

Если в перинатальном периоде имела место асфиксия, то повышается проницаемость сосудистой стенки капилляров мозга. Это создает предпосылки для ряда отрицательных явлений:

  • кровоизлияния;
  • отек мозга;
  • кровотечения в части оболочек мозга;
  • гидроцефально-гипертензивный синдром;
  • инфаркты мозга;
  • атрофия серого и белого вещества;
  • нарушение развития в целом.

Гипоксически-ишемическое поражение головного мозга в перинатальном (дородовом) периоде, как указывалось выше, стоит на первом месте по частоте среди всех причин задержек развития и неонатальной энцефалопатии

Недоношенность и незрелость

Суть в том, что недоношенный ребенок может иметь вес, нормальный для своего срока вынашивания. Это – показатель зрелости плода.

Когда говорят о незрелости плода, то подразумевают, что имела место задержка развития внутриутробно на раннем (пропорциональная) либо позднем (диспропорциональная) сроке беременности. При диспропорциональном нарушении развития недоношенный ребенок более подвержен патологии, так как его мозговая ткань более уязвима.

Недооношенный и незрелый ребенок в кувезе

Если вес недоношенного ребенка соответствует возрасту гестации (зрелый), то в дальнейшем его развитие, скорее всего, будет происходить благоприятно. Но при мозговом кровоизлиянии прогноз резко ухудшается.

Признаки поражения полушарий мозга

И правое, и левое полушарие способно обучаться лексике, воспроизводить и воспринимать речь. Но у правого полушария эти способности выражены меньше.

Левое полушарие

Если у ребенка отмечается повреждение левого полушария головного мозга, то нарушаются языковые функции. В итоге, большей мерой страдает речевое развитие.

Так, ребенок, у которого поражено левое полушарие, не способен обнаруживать имеющиеся в тексте грамматические ошибки. Нарушена у них и устная речь. Среди таких детей больше левшей.

Если нарушение произошло в раннем возрасте, мозг ребенка способен к его компенсации, поэтому значительного снижения интеллекта и неврологической симптоматики не выявляется.

У ребенка как-бы завязаны глаза

Правое полушарие

У детей с поражением правого полушария головного мозга, преобладает симптоматика, не связанная с вербальными функциями. Чаще всего нарушена ориентация право-лево, наблюдаются сложности в прохождении лабиринтов.

Во взрослом возрасте может наступить компенсация нарушенных функций.

Постнатальная регрессия развития

То есть деградация психического и речевого развития уже в послеродовом периоде.

Среди причинных факторов такого явления вероятны приобретенные заболевания:

  • новообразования;
  • инфекции головного мозга;
  • наследственные болезни;
  • нейродермиты;
  • обменные нарушения в ЦНС;
  • эпилепсия;
  • острое нарушение циркуляции мозговой жидкости (ликвора).

Статистически значимой причиной выглядит судорожный синдром.

Эпилепсия и расстройства поведения и обучения

Эпилепсия бывает, как сопутствующим состоянием при нарушении поведения и обучения, так и способна играть роль фактора, провоцирующего ЗПР.

Чаще всего поведенческие расстройства сочетаются с большими, генерализованными приступами, встречаясь при малых лишь иногда. Хотя височная парциальная эпилепсия в этом плане более неблагоприятна, чем генерализованная.

Также задержка умственного развития может вызываться приемом антиконвульсантов. Потому как большинство их видов способны в повышенных дозировках нарушать импринтинг (запечатление навыков, опыта) и память.

К когнитивным нарушениям приводят барбитураты, особенно на фоне энцефалопатии. На фоне приема снотворных, у ребенка может развиться гиперкинетический тип поведения.

Ребенок не хочет пить сироп лекарства

Генерализованный вариант

При первично генерализованной эпилепсии, протекающей в виде абсансов, задержка развития отмечается редко. Патология характерна для дошколников, такие дети хорошо учатся в школе. Но если припадок продолжается 1,5 сек или дольше, то возникают затруднения в анализе информации.

Субклиническая форма абсансов проявляет себя незначительным расстройством внимания. Во время физкультуры или игры на улице движение ребенка могут быть слегка дискоординированными.

Судорожный приступ Grand mal всегда сопровождается нарушением сознания. В межприступном периоде симптоматика отсутствует.

Вторично-генерализованная эпилепсия может протекать по двум вариантам:

Ребенок в приступе миоклонических судорог
  • синдром Веста – инфантильные спазмы;
  • синдром Леннокса-Гасто – миоклонические, тонические и атонические приступы, атипичные абсансы.

Оба симптомокомплекса приводят к грубым поражениям мозга, имеют злокачественное течение.

У таких детей отмечаются нарушения поведения, по-разному выраженные. Наиболее распространены дисфазия и аутоподобный синдром.

Во всех случаях к нарушению развития приводит миоклонус-эпилепсия. Единственная форма заболевания с благоприятным прогнозом – это прогрессирующая миоклонус-эпилепсия у подростков.

Очаговый (парциальный) вариант

Парциальная, или средневисочная доброкачественная эпилепсия в большинстве случаев является семейной патологией. Практически никогда не сопровождается задержками в психическом и речевом развитии. Заболевание начинается в 6-летнем возрасте, для нее характерны зрительные галлюцинации или периодическая слепота.

Парциальная вторичная эпилепсия известна в качестве височной. Отклонения в поведении, реакциях больного, могут иметь место во время приступов, до них или непосредственно после. Во время припадка очень часто отмечается агрессия.

Задержка созревания

Задержка созревания отличается от нарушения развития. В первую очередь тем, что когнитивные функции у ребенка формируются несколько позже, а имеющиеся признаки патологии со временем нивелируются.

Чаще всего при этом присутствуют такие симптомы, как гиперкинетические нарушения, дизлексия, задержка речи и ходьбы

Женщина обучает ребенка с ЗПР

Нарушение латерализации

Уже на момент рождения имеется некоторая дифференцировка правого и левого полушария. С возрастом эти различия еще более усиливаются, особенно при развитии праксиса и речи. Влево перемешается восприятие символов и последовательность мышления.

В процессе дифференцировки головной мозг становится менее пластичным. Этот процесс носит название латерализации и запрограммирован на генетическом уровне, в дальнейшем осуществляясь под влиянием внешних факторов.

Например, до годовалого возраста определяется ведущая рука, хотя, в течение первых лет жизни — это достаточно нестабильно. Типичная причина расстройства процесса латерализации – это выраженное повреждение правого или левого полушария.

Латерализация – превалирование одного полушария над другим

Это может приводить как к инверсии латерализации, так и к нарушению дифференцировки специфических структур головного мозга.

Если одна из функций выражена в своем полушарии чрезмерно, это также ведет к общему нарушению латерализации.

На таком фоне, обычно, существует поражение мозолистого тела, соединяющего собой правое и левое полушария.

Диагностика и лечение

К сожалению, иногда людям сложно принять, что ЗПР – сложная, многогранная и многоуровневая патология. Мы, на кафедре клинической нейрофизиологии, предлагаем детям с задержками речевого и/или психического развития, профессиональную диагностику и подобранное индивидуально лечение.

Для исследования состояния центральной и периферической нервной системы у детей с нарушением поведения, обучения и общего развития в клинике имеются следующие диагностические возможности:

  • вызванные потенциалы (ВП) различных видов – акустические, моторные, зрительные, соматосенсорные, когнитивные;
  • электроэнцефалография, включая мониторинг (ЭЭГ);
  • допплерография мозговых артерий (ТКДГ);
  • эхоэнцефалография (Эхо-ЭГ);
  • нейропсихологическое тестирование;
  • электромиография.

Наша клиника занимается лечением различных видов задержки развития у детей. Мы применяем не только традиционные методы, но и новые запатентованные подходы.

Так, уже длительное время в клинике используется уникальная методика транскраниальной магнитной стимуляции мозга, под действием которой происходит образование новых функциональных связей в коре головного мозга у ребенка, страдающего нарушением развития.

Принцип процедуры транскраниальной магнитной стимуляции

Кроме ТМС, врачами Клиники Восстановительной неврологии используются и другие эффективные методы: слуховая, зрительная и вербальная стимуляция, нейропсихологическое тестирование и коррекция.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту

 

×