г.Москва,ул.Маршала Василевского дом 13 корпус 3                +7(495) 201-55-03        

Блог

Заикание

Заикание — одна из древнейших проблем в истории развития учений о речевых расстройствах. Изначально считалось, что его провоцирует болезнь, имеющая отношение к скоплению жидкости в некоторых отделах головного мозга. В настоящее время совокупность причин, а также ряд механизмов развития  речевого расстройства, называемого заиканием, является темой многочисленных дискуссий таких специалистов, как логопеды, неврологи, психологи. В клинике восстановительной неврологии занимаются этой проблемой более 25 лет, наряду с ЗПРР, аутизмом, СДВГ.

заиканиеЗаикание развивается под воздействием целого ряда факторов и причин. Некоторые исследователи отмечают, что развитие подобного нарушения у детей приходится на период активного формирования умения говорить фразами. Для этого периода характерна неустойчивость развивающейся позднее прочих функции, а именно — речи. По этой причине торможение, являющееся следствием очень ряда сильнейших раздражителей, сказывается на речевых центрах головного мозга и способствует возникновению заикания.

При не слишком благоприятном стечении обстоятельств появившийся дефект речи фиксируется, возрастая с годами. В большинстве случаев проявлению заикания способствуют пиковые эмоциональные ситуации. Изучив разные точки зрения на проблему заикания, можно прийти к выводу о неоднородности причин возникновения этого дефекта речи. В числе прочих можно упомянуть: невротические расстройства, являющие собой совокупность целого ряда сбоев в нервных процессах  корня головного мозга.

Развитию расстройства речевой функции, именуемого заиканием, может способствовать целый ряд различных факторов. Прежде всего, конечно, предрасположенность: нарушение может появиться, если похожее уже встречалось у членов данной семьи. Кроме того, попытки ускорить речевое развитие, перегруз ребенка информацией и предъявление завышенных требований к его общению с окружающими также ведут к появлению заикания. Нередко, фактором, способствующим развитию речевых отклонений, является активное использование двух языков в семье. Непосредственное общение с теми, кто страдает данной дисфункцией речи, ряд психических травм — также в числе факторов риска возникновения заикания.

Особое место в появлении и развитии речевых нарушений вроде заикания отведено такому фактору, как наследственность, ведь генетический код маленького человека может изначально нести в себе информацию о патологиях. Некоторые периоды оформления речевых навыков у детей связаны с повышенным напряжением их нервной системы. В периоды, когда интенсивно формируется речевая функция, проявляется несоответствие между не до конца оформившимся речевым дыханием и психической готовностью произносить длинные и непростые фразы. Для этого периода характерно, что речь несколько опережает возможность своей реализации. Существуют примеры, показывающие, что нередко причинами возникновения нарушений речи становятся попытки родителей переучить леворукого ребенка делать все правой рукой.

Причинами извне, способствующими развитию речевых нарушений, можно считать окружающую ребенка среду, условия жизни и воспитания малыша: сбои в распорядке дня и приемов пищи, неосведомленность взрослых, его воспитывающих, в необходимости создания спокойных и комфортных условий для ребенка. Самой распространенной внешней причиной заикания считаются серьезные психологические травмы, в большинстве случаев причиненные нападением животных или длительными соприкосновением с медицинскими манипуляциями.

В основе речевой дисфункции, именуемой заиканием, лежат так называемые «речевые судороги», возникающие в момент произнесения звуков или при попытке начать говорить и являют собой не подконтрольные сокращения голосовых связок и иных частей аппарата, отвечающего за речь. По типу речевые судороги условно подразделяются на тонические, проявляющиеся насильственным резким повышением тонуса мышц, и клонические. Для этого типа судорог характерно насильственное многократное ритмичное сокращение мышц речевого аппарата.

По мере прогресса заикания у ребенка нарушается сон, повышается раздражительность. Особенно резкие перемены в поведении обнаруживаются у детей с речевыми расстройствами лет в 10-12. Осознавая в полной мере свое приобретенное отклонение, повзрослевшие дети замыкаются в себе и стараются  свести общение к минимуму. Появляется стойкое ожидание речевой неудачи и нежелание заводить новые знакомства или, как называется этот феномен специалистами — логофобия. В отличие от многих других заболеваний, логофобия не только не проходит со временем, но напротив, усиливается.

В подростковом возрасте и позже, уже во взрослом состоянии, люди остаются замкнутыми и не желают  общаться, продолжая опасаться речевых провалов. В случаях злокачественного течения логоневрозов есть вероятность развития фобий, перерастающих в панические атаки. Чаще всего такой фобией становится боязнь общественных мест.

В настоящее время единая методика, позволяющая оценить степень тяжести заикания, пока до конца не разработана.

Поделиться этой записью

Добавить комментарий

Пожалуйста заполните обязательные поля!



Соглашение

Согласен (-на)с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных