Заикание – расстройство речи
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Заикание — одна из древнейших проблем, с которой работали на заре развития учений о речевых расстройствах. Изначально считалось, что его провоцирует болезнь, относящаяся к скоплению жидкости в некоторых отделах головного мозга.
Общепризнано, что вести пациентов с заиканием должны доктора разного профиля: логопеды, неврологи, психологи. В клинике восстановительной неврологии занимаются этой проблемой более 25 лет, наряду с ЗПРР, аутизмом, СДВГ.
Содержание статьи:
Неврологические основы проблемы
Заикание развивается под воздействием целого ряда факторов и причин [1]. Некоторые исследователи отмечают, что развитие подобного нарушения у детей приходится на период активного формирования умения говорить фразами.
При не слишком благоприятном стечении обстоятельств, появившийся дефект речи фиксируется, с годами прогрессирует.
Провоцирующие факторы
Как правило, появлению, обострению заикания, способствуют пиковые эмоциональные ситуации. Изучив имеющиеся точки зрения на проблему заикания, мы приходим к выводу о неоднородности причин возникновения этого дефекта речи.
Развитию расстройства речевой функции, именуемого заиканием, способствуют разнообразные факторы:
- Прежде всего, конечно, генетическая предрасположенность. Нарушение с большей вероятностью появится, когда подобное встречалось у членов семьи.
- Провоцирующее влияние оказывают попытки ускорить речевое развитие, перегруз ребёнка информацией.
- Предъявление завышенных требований к его общению с окружающими, также ведут к появлению заикания.
- Порой, фактором, провоцирующим речевые отклонения, становится использование двух языков в семье [2].
- Психические травмы и стрессы, полученные на этапе созревания речевых центров, ожидаемо приводят к их нестабильной работе.
- Непосредственное общение с теми, кто страдает данной дисфункцией речи – также в числе факторов риска возникновения заикания.
Отдельные периоды формирования речевых навыков у детей связаны с повышенным напряжением их нервной системы. И в эти моменты генетическая предрасположенность, слабость речевых центров, проявляет себя заиканием. Затем рефлекс закрепляется, а в силу насмешек – ещё больше прогрессирует.
Тяжёлое поражение речевых центров может привести к развитию алалии – отсутствию или грубым нарушениям речи.
Неврологические основы заикания
В периоды, когда речевые центры мозга формируются и развиваются, возникает несоответствие между физиологией и неврологией ребёнка. Дыхательная система не может реализовать его психической готовности произносить длинные и непростые фразы. Для этого периода характерно, что речь несколько опережает возможность своей реализации.
Причинами извне, способствующими развитию речевых нарушений, нужно считать окружающую ребёнка среду, условия жизни, воспитания малыша [3].
Негативное влияние оказывают, порой, неочевидные вещи:
- сбои в распорядке дня и приёмов пищи;
- неосведомлённость взрослых, его воспитывающих, в необходимости спокойных и комфортных условий для ребёнка.
Виды заикания и прогнозы
В основе дисфункции речи, именуемой заиканием, лежат, упрощённо, «речевые судороги». Спазмы речевой мускулатуры возникают в моменты произношения звуков или, когда человек старается произнести слова, предложение. Такие спазмы – непроизвольные, неподконтрольные человеку сокращения голосовых связок и иных частей аппарата, отвечающего за речь.
Прогрессирование заикания приводит к нарушению сна, нервозности и раздражительности.
Особенно резкие перемены в поведении обнаруживаются у детей с речевыми расстройствами лет в 8-13 [4]. Осознавая в полной мере своё приобретённое отклонение, повзрослевшие дети замыкаются в себе и стараются свести вербальное общение со всеми к минимуму.
В подростковом возрасте и позже, будучи взрослыми, люди остаются замкнутыми и не желают общаться, так как опасаются речевых провалов.
Когда течение логоневроза приобретает злокачественный характер, связная речь крайне затруднена, могут возникать фобии. Которые, впоследствии, перерастают в панические атаки. Часто такой фобией становится боязнь общественных мест.
Проблема это сложная и многогранная. Доказательством служит то, что единой методики, позволяющей даже оценить степень тяжести заикания, ещё не разработано.
Литературные источники
- ^Perkins, W H. “What is stuttering?” The Journal of speech and hearing disorders 55,3 (1990): 370-82.
- ^Kashyap, Priyanka, and Santosh Maruthy. “Stuttering frequency and severity in Kannada-English balanced bilingual adults.” Clinical linguistics & phonetics 34,3 (2020): 271-289.
- ^Hearne, Anna et al. “Stuttering and its treatment in adolescence: the perceptions of people who stutter.”. Journal of fluency disorders 33,2 (2008): 81-98.
- ^Howell, Peter. “Signs of developmental stuttering up to age eight and at 12 plus.”. Clinical psychology review 27,3 (2007): 287-306.