г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Заикание – расстройство речи

Заикание — одна из древнейших проблем, с которой работали на заре развития учений о речевых расстройствах. Изначально считалось, что его провоцирует болезнь, относящаяся к скоплению жидкости в некоторых отделах головного мозга.

В XXI веке врачам известна совокупность причин, а также ряд механизмов, по которым развивается речевое расстройство, называемое заиканием. И всё равно, проблема эта остаётся темой для междисциплинарных дискуссий.

Общепризнано, что вести пациентов с заиканием должны доктора разного профиля: логопеды, неврологи, психологи. В клинике восстановительной неврологии занимаются этой проблемой более 25 лет, наряду с ЗПРР, аутизмом, СДВГ.

Неврологические основы проблемы

Заикание развивается под воздействием целого ряда факторов и причин [1]. Некоторые исследователи отмечают, что развитие подобного нарушения у детей приходится на период активного формирования умения говорить фразами.

На определённом этапе созревания мозга характерна неустойчивость речи, так как эта функция развивается позже остальных. По этой причине, торможение, возникшее вследствие раздражителей, сказывается на созревании речевых центров головного мозга и способствует возникновению заикания.

Заикание связано с нарушениями созревания мозга

При не слишком благоприятном стечении обстоятельств, появившийся дефект речи фиксируется, с годами прогрессирует.

Провоцирующие факторы

Как правило, появлению, обострению заикания, способствуют пиковые эмоциональные ситуации. Изучив имеющиеся точки зрения на проблему заикания, мы приходим к выводу о неоднородности причин возникновения этого дефекта речи.

В числе прочих – невротические расстройства, являющие собой совокупность ряда сбоев в нервных процессах ствола головного мозга.

Развитию расстройства речевой функции, именуемого заиканием, способствуют разнообразные факторы:

  1. Прежде всего, конечно, генетическая предрасположенность. Нарушение с большей вероятностью появится, когда подобное встречалось у членов семьи.
  2. Провоцирующее влияние оказывают попытки ускорить речевое развитие, перегруз ребёнка информацией.
  3. Предъявление завышенных требований к его общению с окружающими, также ведут к появлению заикания.
  4. Порой, фактором, провоцирующим речевые отклонения, становится использование двух языков в семье [2].
Психотравма в школе провоцирует заикание
  1. Психические травмы и стрессы, полученные на этапе созревания речевых центров, ожидаемо приводят к их нестабильной работе.
  2. Непосредственное общение с теми, кто страдает данной дисфункцией речи – также в числе факторов риска возникновения заикания.

Важную роль в появлении и развитии речевых нарушений вроде заикания отведено такому фактору, как наследственность. Ведь генетический код маленького человека может изначально нести в себе информацию о патологиях.

Отдельные периоды формирования речевых навыков у детей связаны с повышенным напряжением их нервной системы. И в эти моменты генетическая предрасположенность, слабость речевых центров, проявляет себя заиканием. Затем рефлекс закрепляется, а в силу насмешек – ещё больше прогрессирует.

Тяжёлое поражение речевых центров может привести к развитию алалии – отсутствию или грубым нарушениям речи.

Неврологические основы заикания

В периоды, когда речевые центры мозга формируются и развиваются, возникает несоответствие между физиологией и неврологией ребёнка. Дыхательная система не может реализовать его психической готовности произносить длинные и непростые фразы. Для этого периода характерно, что речь несколько опережает возможность своей реализации.

Отмечается и опосредованное влияние, когда меняют мозг ребёнка, не затрагивая речевые центры. Так, есть примеры, доказывающие, что причинами нарушений речи становятся попытки родителей переучить леворукого ребёнка делать всё правой рукой.

Причинами извне, способствующими развитию речевых нарушений, нужно считать окружающую ребёнка среду, условия жизни, воспитания малыша [3].

Негативное влияние оказывают, порой, неочевидные вещи:

  1. сбои в распорядке дня и приёмов пищи;
  2. неосведомлённость взрослых, его воспитывающих, в необходимости спокойных и комфортных условий для ребёнка.
Семейный скандал – причина заикания

Распространённой внешней причиной заикания выступают серьёзные психологические травмы. Как правило, связанные с нападением животных или длительными соприкосновениями с медицинскими манипуляциями.

Виды заикания и прогнозы

В основе дисфункции речи, именуемой заиканием, лежат, упрощённо, «речевые судороги». Спазмы речевой мускулатуры возникают в моменты произношения звуков или, когда человек старается произнести слова, предложение. Такие спазмы – непроизвольные, неподконтрольные человеку сокращения голосовых связок и иных частей аппарата, отвечающего за речь.

По характеру, речевые судороги условно подразделяются на тонические, проявляющиеся спастическим чрезмерным тонусом мышц, и клонические – дрожанием, короткими сокращениями речевых мышц.

Прогрессирование заикания приводит к нарушению сна, нервозности и раздражительности.

Особенно резкие перемены в поведении обнаруживаются у детей с речевыми расстройствами лет в 8-13 [4]. Осознавая в полной мере своё приобретённое отклонение, повзрослевшие дети замыкаются в себе и стараются свести вербальное общение со всеми к минимуму.

Появляется стойкое ожидание речевой неудачи и нежелание заводить новые знакомства. Логопедами и неврологами, этот феномен называется логофобия. Посторонними рассматривается как задержка развития. В отличие от других расстройств, логофобия не только не проходит со временем, но напротив, усиливается.

Заикание мешает работе и учебе

В подростковом возрасте и позже, будучи взрослыми, люди остаются замкнутыми и не желают общаться, так как опасаются речевых провалов.

Когда течение логоневроза приобретает злокачественный характер, связная речь крайне затруднена, могут возникать фобии. Которые, впоследствии, перерастают в панические атаки. Часто такой фобией становится боязнь общественных мест.

Проблема это сложная и многогранная. Доказательством служит то, что единой методики, позволяющей даже оценить степень тяжести заикания, ещё не разработано.

Литературные источники

Скрыть/показать

  1. ^Perkins, W H. “What is stuttering?” The Journal of speech and hearing disorders 55,3 (1990): 370-82.
  2. ^Kashyap, Priyanka, and Santosh Maruthy. “Stuttering frequency and severity in Kannada-English balanced bilingual adults.” Clinical linguistics & phonetics 34,3 (2020): 271-289.
  3. ^Hearne, Anna et al. “Stuttering and its treatment in adolescence: the perceptions of people who stutter.”. Journal of fluency disorders 33,2 (2008): 81-98.
  4. ^Howell, Peter. “Signs of developmental stuttering up to age eight and at 12 plus.”. Clinical psychology review 27,3 (2007): 287-306.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×