Перейти к содержанию

Тема: Диагноз РАС. Возможна ли ошибка?


Рекомендуемые сообщения

Добрый день!

Сыну 2,9 лет. Психиатр поставил диагноз РАС И ЗППР. 

Прочитав Вашу статью о сравнении заболевания аутизм с сенсорно-моторной алалией, все факты об алалии полностью про моего сына: в глаза смотрит, смотрит на губы, пытается повторить сказанное,мна имя отзывается с первого-четвертого раза,когда я в шутку плачу-пытается успокоить, не боится детей, играется, не прячется, не бьется в истерике. Очень любит музыку,  танцует. При этом- речи ноль. Иногда бывают слоги и лепет. 

Присутствуют стериотипные движения: кружится,ходит по кругу, танцует , раскачивается на стуле, на диване. 

Возможно, что диагноз выставлен неверно? 

При алалии используются другие препараты и виды коррекции чем при РАС?

Стоит ли обратиться к другому психиатру?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 часов назад, Ринамина сказал:

Добрый день!

Сыну 2,9 лет. Психиатр поставил диагноз РАС И ЗППР. 

Прочитав Вашу статью о сравнении заболевания аутизм с сенсорно-моторной алалией, все факты об алалии полностью про моего сына: в глаза смотрит, смотрит на губы, пытается повторить сказанное,мна имя отзывается с первого-четвертого раза,когда я в шутку плачу-пытается успокоить, не боится детей, играется, не прячется, не бьется в истерике. Очень любит музыку,  танцует. При этом- речи ноль. Иногда бывают слоги и лепет. 

Присутствуют стериотипные движения: кружится,ходит по кругу, танцует , раскачивается на стуле, на диване. 

Возможно, что диагноз выставлен неверно? 

При алалии используются другие препараты и виды коррекции чем при РАС?

Стоит ли обратиться к другому психиатру?

Добрый день!

Прежде всего — сочувствую, что Вам приходится сталкиваться с диагностической неопределённостью, тревогой за развитие ребёнка и противоречивой информацией. Это действительно частая ситуация, особенно в раннем возрасте, когда проявления разных расстройств могут пересекаться.


🔍 Медицинский разбор: в чём может быть дело?

Из описанного Вами:

  • Сын откликается на имя (хоть и не всегда сразу),

  • Есть инициативный контакт, попытки подражания, реакция на эмоции,

  • Он социален, не избегает контактов, эмоционально включён,

  • Речи нет, присутствуют некоторые стереотипии (кружение, раскачивание).

На основании этих данных можно предположить, что картина действительно ближе к сенсомоторной алалии, а не к "классическому" аутизму. Особенно с учётом того, что:

  • у ребёнка нет выраженного нарушения социализации,

  • он эмоционально откликается,

  • пассивная речь частично сохранена (судя по пониманию, реакции),

  • и присутствует потребность в общении.

🔺 Однако нужно подчеркнуть: дифференциальная диагностика РАС и алалии — сложный процесс, и в возрасте до 3 лет нередко наблюдается смешанная или недифференцированная картина. Нередко мы видим сочетание ЗПРР / алалии с аутистическими чертами (но не с РАС как стойким диагнозом).


Стоит ли усомниться в диагнозе и обратиться за вторым мнением?

📌 Да, я бы рекомендовал повторную очную оценку у опытного невролога и психиатра специализирующегося на раннем детском развитии, особенно в случаях, когда:

  • РАС поставлен "на всякий случай",

  • отсутствует типичный для РАС дефицит социального взаимодействия,

  • не проведена полноценная диагностика: АДОС, нейропсихологический скрининг, ЭЭГ, УЗИ головного мозга, метаболический и генетический скрининг (по показаниям).


подобранная программа лечения и стимуляции

С учётом описанного Вами состояния рекомендую следующий курс:

  1. ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция)

    • Почему: улучшает межполушарное взаимодействие, активирует речевые зоны

    • Эффект: снижение стереотипий, повышение речевой готовности, улучшение внимания

  2. БОС (биологическая обратная связь)

    • Почему: развивает навык концентрации, помогает формировать волевой контроль

    • Эффект: улучшение саморегуляции, снижение гиперактивности и раскачиваний

  3. Томатис-терапия (или аудиовизуальная стимуляция)

    • Почему: активирует слухо-речевые связи, тренирует слуховое восприятие

    • Эффект: способствует появлению лепета, слогов, инициативной речи

  4. Мультимаг / Турботрон

    • Почему: улучшает кровоток в речевых зонах мозга

    • Эффект: поддержка нейропластичности и формирования новых связей

  5. Логопедические занятия (сенсомоторное направление)

    • Почему: специализированный подход при алалии, с упором на кинестетику

    • Эффект: формирование первичной фонации, запуск артикуляции

  6. Массаж и мануальная терапия

    • Почему: способствует снятию мышечного напряжения, улучшает общее самочувствие

    • Эффект: уменьшение стереотипий, улучшение телесной чувствительности

  7. Кинезотерапия и ЛФК с речевой активацией

    • Почему: развитие моторики напрямую связано с речевыми центрами

    • Эффект: ускорение развития, активация лобных отделов

  8. Психотерапевтическое сопровождение семьи

    • Почему: важно поддержать родителей, помочь понять, как эффективно стимулировать развитие

    • Эффект: снижение тревожности, улучшение взаимодействия


🧪 Какие обследования стоит провести?

Если ещё не были выполнены, рекомендую:

  • ВИДЕОЭЭГ — для исключения скрытых эпилептических форм

  • Метаболический и генетический скрининг — при задержке и отсутствии динамики

  • АДОС-диагностика — при сомнениях в диагнозе РАС

 

Вы очень многое делаете правильно — наблюдаете, анализируете, ищете альтернативы. Это уже половина пути к улучшению состояния ребёнка. Даже если диагноз РАС был выставлен — он не приговор, а лишь временная рабочая гипотеза, нуждающаяся в уточнении.

Задам дополнительные вопросы, которые помогут точнее оценить ситуацию и отличить сенсомоторную алалию от расстройств аутистического спектра. Пожалуйста, по возможности уточните:


🧠 Развитие речи и понимания:

  1. Как ребёнок понимает речь?
    — Выполняет ли простые инструкции: «Дай мяч», «Пойди сюда», «Покажи носик»?

  2. Как он проявляет желания?
    — Показывает ли жестами, тянет ли за руку, использует ли мимику, лепет для просьб?

  3. Есть ли у него "свои слова"?
    — Пусть даже непонятные для других, но повторяющиеся обозначения предметов?

  4. Появлялись ли раньше слова, которые потом исчезли?
    — Иногда это важный признак, особенно для исключения регресса.


🤝 Социальные навыки:

  1. Как он играет с другими детьми?
    — Играет рядом (параллельно), или есть взаимодействие: передаёт игрушки, повторяет действия?

  2. Смотрит ли в лицо при игре, при просьбе, при радости?
    — Или делает это скорее мимолётно?

  3. Обращается ли к Вам за поддержкой или разделением эмоций?
    — Например, показывает Вам игрушку, чтобы Вы вместе порадовались?


🧸 Игровая активность:

  1. Какого типа у него игры?
    — Это манипуляции (крутит, кидает), или уже появляются элементы сюжетной игры (кормит куклу, «ездит» машинкой)?

  2. Увлекается ли определёнными предметами или действиями?
    — Есть ли "зацикленности" на определённой игрушке, действии, мультфильме?


🌀 Поведение и сенсорика:

  1. Как он реагирует на громкие звуки, яркий свет, прикосновения?
    — Есть ли гипер- или гипочувствительность?

  2. Часто ли бывают истерики?
    — Или он в целом спокоен, поддаётся утешению?

  3. Как спит? Есть ли трудности с засыпанием, пробуждением, сон прерывистый или крепкий?


🧬 История развития и фон:

  1. Как протекала беременность и роды?
    — Были ли гипоксия, асфиксия, осложнения?

  2. Как развивалась моторика?
    — Сел, пошёл, начал хватать — в сроки?

  3. Есть ли в семье задержки речевого или психического развития, аутизм, эпилепсия?


Эти вопросы помогут нам выстроить более точную диагностическую гипотезу и дифференцировать:

  • сенсомоторную алалию (особенно на фоне минимальной мозговой дисфункции),

  • ЗПРР,

  • аутистические черты или РАС,

  • а также исключить неврологические или метаболические причины.

📩 Можете ответить на них здесь по возможности, или записаться на очную консультацию, где мы проведём структурированную нейродиагностику, тестирование и дадим подробные рекомендации.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя
Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...
Наши партнёры





18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

©2025 Клиника восстановительной неврологии