Признаки ДЦП
ДЦП, или детский церебральный паралич – заболевание, которое возникает при поражении головного мозга. Оно объединяет группу расстройств с непрогрессирующими симптомами, выражающимися в двигательных ограничениях и сопутствующих патологиях.
Клиническая картина формируется индивидуально у каждого малыша. Зависит от того, какой участок мозга повреждён, в каком возрасте проявляются признаки, в чём заключаются особенности развития того или иного ребёнка с ДЦП. Общие симптомы: снижение тонуса мышц или их спастичность, трудности в управлении телом, нетипичная рефлекторная активность, нарушения в ощущении баланса.
Бобат-терапия – отдельное направление лечебной физкультуры, нацеленное на восстановление двигательной активности у детей с ДЦП и подобными нарушениями. Разработана семейной парой врачей в середине XX века.
Методика фокусируется не на укреплении отдельных мышц, а на восстановлении нормальных двигательных стратегий, изначально заложенных природой. Представляет собой индивидуально подобранный комплекс упражнений, подавляющий патологические паттерны и развивающий правильные привычки у детей с любой формой церебрального паралича.
Детский церебральный паралич требует комплексной реабилитации, в которую входит коррекционная работа при взаимосвязанном участии невролога, логопеда, дефектолога, психолога и родителей.
Это сложный и многогранный процесс, направленный на максимальную адаптацию ребёнка к жизни в обществе, развитие его потенциала и компенсация нарушений, вызванных церебральным параличом. Коррекция — не просто набор упражнений и приёмов, а целостная система, учитывающая физические, когнитивные, эмоциональные и социальные аспекты развития малыша.
Лучшие книги по нейропсихологии
Нейропсихология — наука, исследующая взаимосвязь между психическими процессами и структурой мозга. Недавно интерес к этой области возрос, и множество книг предоставляют ценную информацию как для педагогов, так и для простых обывателей.
В рейтинге лучших изданий — труды Александра Романовича Лурии, Микадзе, Ахутиной, Пылаевой и других авторитетных лиц, которые развивали и продолжают развивать это направление. Предлагаемые в статье книги не только обогащают знания в области нейропсихологии, но и стимулируют дальнейшие исследования, открывая новые горизонты в понимании работы мозга.
Плавание для детей с ДЦП – не просто приятное времяпрепровождение, а мощный инструмент реабилитации, открывающий двери к новым возможностям и значительно улучшающий качество жизни.
Водная среда создаёт уникальные условия, позволяющие компенсировать двигательные нарушения и активизировать скрытые резервы организма. Вода снижает гравитационную нагрузку и давление. Помогает ребёнку-инвалиду ощутить свободу, лёгкость и выполнять упражнения с большей амплитудой и меньшим усилием. Мягкий массажный эффект во время тренировок улучшает кровообращение и лимфодренаж.

Для реабилитантов с детским церебральным параличом существует множество средств реабилитации, ежедневно помогающих облегчить жизнь, передвигаться, общаться с миром и осваивать новые сложные навыки.
Средства реабилитации для детей в ДЦП помогают перемещаться и учиться ходить, обеспечивают комфорт в домашних условиях и на занятиях. Отдельная группа приспособлений используется для налаживания коммуникации со сверстниками и взрослыми, обучения письму и чтению, освоении компьютеров. Разнообразие приспособлений помогает значительно облегчить жизнь реабилитантов даже с тяжёлой формой заболевания.
Основные нейропсихологические синдромы
Нейропсихологический синдром — это комплекс симптомов, вызванный нарушениями в работе мозга, которые могут затрагивать различные аспекты психической деятельности.
Каждое поражение в классификации имеет свои характерные черты, что позволяет неврологам и нейропсихологам проводить дифференциальную диагностику и разрабатывать персонализированные подходы к лечению. Например, у пациентов с фронтальным синдромом могут наблюдаться изменения в личности, отсутствие критического мышления и трудности, тогда как при затруднениях в функционировании височной области возможно возникновение проблем с речью или восприятием информации.
Дискинетический церебральный паралич у детей – одна из встречающихся в 10% случаев от общего количества пациентов форма ДЦП, считается лёгкой.
Дети, у которых выявлен этот тип патологии, хорошо поддаются реабилитации, , если заболевание проявляется в лёгкой форме. При правильном подходе к лечению к взрослому возрасту возможна полная социализация и самостоятельность лишь с небольшими физическими ограничениями. Первые признаки патологии становятся заметны на 5-10 месяце жизни. Большинство пациентов с таким диагнозом не имеют задержки интеллектуального и психоэмоционального развития.
Нейропсихология для детей с ОВЗ
Нейропсихология – молодое, но успешно развивающееся направление, позволяющее получить ответы на многие вопросы, связанные с развитием малыша с ОВЗ, и скорректировать нарушения.
Нервная система и мозг у детей очень подвижные. Поэтому важно с раннего возраста диагностировать возможные проблемы и начать работу. Нейропсихологи обладают большим набором эффективных инструментов, помогающих сгладить или полностью устранить дефекты у деток с ОВЗ: дыхательные, артикуляционные упражнения, растяжки, техники для развития мелкой моторики, игровые комплексы, творческие методы.
Диагностика дисграфии представляет собой сложный и многогранный процесс, направленный на выявление специфических нарушений в письме, обусловленных дисфункциями мозга.
В ходе мероприятий используется комплекс методов, включающий клинические наблюдения, стандартизированные тесты, нейропсихологические исследования и анализ письменных работ. Специалисты оценивают не только характер ошибок в написании, но и уровень зрительно-пространственных навыков, фонематического слуха и памяти. Важным аспектом является индивидуальный подход к каждому ребёнку. Учитываются не только нейрофакторы, но и социальное окружение, особенности обучения и эмоциональное состояние.
Основная роль для диагностики и ведения детей с ДЦП отведена неврологу. Он проводит первичное обследование, определяет уровень нарушений, назначает необходимые исследования и разрабатывает индивидуальный план реабилитации.
Невролог также отслеживает динамику развития ребёнка, корректирует лечение и консультирует родителей по вопросам восстановления. Но сам реабилитационный процесс предусматривает участие команды из разнопрофильных специалистов: педиатра, ортопеда, физиотерапевта, логопеда, нейропсихолога, гастроэнтеролога, которые с разных сторон воздействуют на организм малыша и помогают ему стать полноценной частью общества.
Нейропсихологические упражнения для развития речи представляют собой специальные задания и активности, направленные на улучшение речевых навыков у детей.
Они помогают в решении разных вопросов. Обеспечивают улучшение фонетического восприятия, расширение словарного запаса, улучшение связной речи, развитие слуховой памяти и внимания, поддержку мелкой моторики и другое. Использование нейропсихологических упражнений и игр обеспечивает комплексный подход к поддержанию речевого развития, учитывая когнитивные, эмоциональные и социальные аспекты обучения.
Лечится ли ДЦП
Детский церебральный паралич– группа расстройств двигательной активности, возникающих из-за поражения конкретных участков мозга при формировании ребёнка или в первые дни его жизни.
Так как восстановить повреждённые участки мозга невозможно, то заболевание считается неизлечимым. Однако правильно подобранная комплексная реабилитационная терапия и работа над здоровьем позволит компенсировать проявления ДЦП. Существует несколько форм ДЦП и разные степени тяжести, для пациента методы реабилитационной терапии подбираются в комплексе индивидуально и могут заменяться по мере взросления и улучшения состояния.
Фигура Тейлора в нейропсихологии
«Фигура Тейлора» — нейропсихологическая методика, основанная на тесте «Комплексной фигуры» Рея-Остеррица, используемом в неврологии и психиатрии.
Э. Тейлор доработала методику оценки результатов проведения теста с учётом возрастных и половых особенностей исследуемых. Это позволило выявлять на основе получившихся рисунков отклонения в развитии мозга у детей от 6 лет. Методика считается действенным способом нейропсихологической диагностики для пациентов 6-17 лет и взрослых после перенесённых заболеваний, операций и черепно-мозговых.
Детский церебральный паралич – заболевание, возникающее на фоне повреждения головного мозга на начальном этапе его развития. Включает разные варианты параличей, гиперкинезы, нарушения речи, парезы, изменения мышечного тонуса и другие проблемы, ухудшающие качество жизни ребёнка.
Вылечить ДЦП невозможно, но реально помочь маленькому человеку вернуть часть утраченных функций, восстановиться и адаптироваться к реальным условиям. Для этого врачи назначают курс реабилитации, куда входит большой перечень методик, комплексно воздействующих на организм: нейрореабилитация, рефлексотерапия, нейрологопедия, медикаментозная терапия и другие.