г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Сказкотерапия

Необходимость работать с психологом в раннем дошкольном возрасте – очень деликатная тема, вызывающая беспокойство у родителей. Для ребят 2-7 лет подбираются методы работы, отражающие наиболее характерную для этого этапа развития деятельность: игровую, творческую. Именно поэтому для диагностики и проработки возникших проблем используют методы, направленные на творчество: арт-терапия, игровые методики и сказочная терапия. [1]

Что же такое сказкотерапия для детей дошкольного возраста? Это метод работы со сказочными текстами, позволяющий раскрыть ребёнка, проработать возникающие у него проблемы, разговорить и скомпенсировать трудности, возникающие в период взросления и социализации.

Регулярные занятия позволят не только ускорить развитие речи, но и определить наличие депрессивного состояния или скорректировать поведение. Элементы сказкотерапии любой родитель может включать в ежедневное общение с малышом, но для получения устойчивого результата стоит доверить работу с ребёнком профессионалам.

В своей работе для получения результата сказкотерапевт опирается на следующие принципы:

  • Эмоциональная, выразительная речь при рассказе сказки. 
  • Ребёнок должен видеть лицо рассказчика и эмоции, отражающиеся на нём, это помогает восприятию и пониманию истории. 
  • В рассказе не должно быть слишком длинных пауз, так как из-за них малыш отвлекается. 
Принципы сказкотерапии
  • Рассказывать необходимо певучим голосом, используя повторы в местах, на которых необходимо сконцентрировать особое внимание пациента.
  • Конкретные актуальные проблемы малыша шифруются с помощью сказочных образов, но остаются узнаваемыми для ребёнка. 
  • Герои должны иметь явную сторону: положительную или отрицательную. 
  • Описываемая ситуация должна иметь несколько вариантов решения. 
  • Во время рассказа необходимо следить за первичными эмоциями слушателя и верно их истолковывать, чтобы затем правильно и результативно провести работу над материалом.

Что конкретно даёт сказкотерапия, как метод для малышей, определяется перед первым занятием со специалистом, ведь часто родители приходят уже с конкретным запросом. 

Главное преимущество этого направления работы с дошкольниками в том, что клиент получает не только конкретный желаемый результат, но и дополнительное развитие речи, мышления, аналитических навыков и улучшенную социализацию. [2]

Основные задачи сказкотерапии

Основные задачи сказкотерапии

При объяснении родителям, что такое сказкотерапия для детей дошкольного возраста и почему в работе используются именно эти сказки, а не иные, специалист на предварительной консультации определяет цели, к которым хотят прийти клиенты. Это универсальная методика, позволяющая выполнять целый ряд разнообразных задач:

  • Развитие речи ребёнка, способности строить и произносить сложные фразы. 
  • Адаптация в новом коллективе, навыки взаимодействия с другими людьми одного с ним возраста или старше/младше. 
  • Развитие представлений о внутреннем мире человека. Умение понимать себя и окружающих. 
  • Формирование навыка осознавать свои эмоции и выражать их конструктивно общепринятыми действиями или словами.
  • Развитие интереса к собственному «Я», формирование адекватной самооценки. 
  • Снижение уровня природной агрессии или тревожности, нервозности. [3]
  • Выявление страхов, причин их появления и способов комфортного преодоления. 
  • Развитие способности понимать и регулировать собственные эмоции, коммуницировать с окружающим миром естественным для человека образом. 
  • Знакомство с социальными нормами взаимоотношений и реакций на те или иные ситуации. 

Благодаря такой универсальности, легко определить не только для чего конкретно нужна сказкотерапия для дошкольников, но и, помимо основной цели, активно развивать другие важные на ранних этапах развития навыки.

Виды сказок, применяющиеся в терапии

Сказка для дошкольников – главный тип повествования, поэтому терапия, построенная на этих историях, наиболее действенна. Она увлекает малыша, помогает ему раскрыться и искренне реагировать на проводимую работу. При этом методики выстроена так, чтобы ребёнок воспринимал занятие с психологом как развлечение.

Виды сказок, применяющиеся в терапии

Специалисты выделяют 5 видов сказок:

  • Психологические. Авторские истории, разрабатываемые с учётом личности малыша. Их задача на основе ярких метафор и аллегорий повлиять на развитие личности. 
  • Психокоррекционные используются с целью скорректировать поведение, привить определённые правила нахождения в обществе. Часто используются в работе с гиперактивными малышами, иногда склонными к агрессии. Разрабатываются под конкретные проблемы пациента. Позволяют с помощью образов проработать возникающие в реальности конфликтные ситуации и поведенческие отклонения.
  • Дидактические используются для передачи новых знаний и умений. Чаще всего транслируют варианты поведения в той или иной ситуации. После прочтения и обсуждения ребёнку предлагается выполнить небольшое задание на основе истории, чтобы закрепить полученную информацию на практике через игру. 
  • Психотерапевтические сказки используются, чтобы помочь малышу преодолеть страхи, пережить тяжёлый опыт, скорректировать отношение к себе и миру. Это философские истории, позволяющие взглянуть на проблему со стороны, и найти наиболее комфортное для пациента решение проблемы. 
  • Медитативные. Не имеют в основе своей конфликта или отрицательного героя. Они спокойные, размеренные, настраивающие на спокойный лад перед сеансом психотерапии или сном. Это истории, которые заставляют задуматься над ситуацией, а не над решением, кто прав, а кто виноват.

Каждый из вариантов используется на разных этапах терапии, подбирается индивидуально под ребёнка, учитывая его проблемы, интересы и особенности личности.

Этапы работы с детьми

Этапы работы с детьми

Технология сказкотерапии подразумевает единую структуру занятия, видоизменяемую под конкретный запрос пациента. Каждый ребёнок индивидуален и приходит к специалисту с определённым запросом. Перед началом занятий психолог обязательно проводит беседу, чтобы определить особенности мышления пациента, а также разговаривает с родителями, чтобы собрать анамнез, узнать о возможных проблемах со здоровьем, которые могут повлиять на мышление и восприятие информации.

Затем разрабатывается индивидуальный план на каждое занятие, подбираются наиболее подходящие для конкретного ребёнка материалы.  Занятие строится с учётом следующих этапов:

  • Ритуал «входа» в сказку позволяет создать настрой на работу, контакт с психологом. 
  • Повторение позволяет ещё раз закрепить прошлый опыт. Вспоминаем, что узнали и чему научились на прошлых занятиях. 
  • Расширение. Чтение сказки и расширение представлений ребёнка о чём-либо. Вовлечение малыша в обсуждение услышанной истории. 
  • Закрепление. Приобретение нового опыта, закрепление положительно подкрепляемых черт личности. 
  • Интеграция переводит опыт, полученный из сказки в реальную жизнь. 
  • Резюмирование позволяет обобщить новые знания и связать их с уже ранее полученным опытом. 
  • Ритуал «выхода» из сказки позволяет не только закрепить полученные результаты, но и подготовить ребёнка с учётом полученного опыта к новым взаимодействиям с окружающим обществом.

Конкретные примеры упражнений, техник сказкотерапии в обычном общении с ребёнком может использовать родитель, чтобы разъяснить какие-либо особенности окружающего мира.

Однако стоит понимать, что устойчивого результата можно добиться только при систематических занятиях с психологом. Специалист не только точно определит в чём проблема, но и подберёт наиболее действенные сказки и правильно проработает их с ребёнком, чтобы получить устойчивые улучшения. [4]

Список использованной литературы:

Показать/скрыть

  1. ^ Dieckmann H. “Fairy-tales in psychotherapy.” J Anal Psychol. 1997 Apr;42(2):253-68. doi: 10.1111/j.1465-5922.1997.00253.x.
  2. ^ Karbasi Amel A, Rahnamaei H, Hashemi Z. “Play therapy and storytelling intervention on children’s social skills with attention deficit-hyperactivity disorder.” J Educ Health Promot. 2023 Sep 29;12:317. doi: 10.4103/jehp.jehp_1104_22. eCollection 2023.
  3. ^ Brockington G, Gomes Moreira AP, Buso MS, Gomes da Silva S, Altszyler E, Fischer R, Moll J. “Storytelling increases oxytocin and positive emotions and decreases cortisol and pain in hospitalized children.” Proc Natl Acad Sci U S A. 2021 Jun 1;118(22):e2018409118. doi: 10.1073/pnas.2018409118.
  4. ^ Lawlis GF. “Storytelling as therapy: implications for medicine.” Altern Ther Health Med. 1995 May;1(2):40-5.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×