Нейропсихологическая диагностика речи

Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

С каждым днём количество детей, имеющих особенности в развитии, различные патологии, растёт, а значит, повышается потребность в методиках определения их состояний для выявления истинных причин возникшей проблемы.
Одним из наиболее перспективных направлений в этой области считается нейропсихологическое исследование речи. Методика позволяет не только оценить состояние навыков и развитость на момент обращения к врачу, но и выявить причины возникновения патологии, сделать точный прогноз развития на ближайшие годы, подобрать действенные коррекционные методы. [1]
Содержание статьи:
Задачи нейропсихологического исследования
Каждый врач подбирает задачу, исходя из проблемы, с которой к нему обратились родители и пациент, поэтому важной частью исследования является предварительная беседа и анализ предоставленной медицинской информации и данных анкетирования.
Перед нейропсихологом, проводящим осмотр, стоят следующие задачи: [2]
- Определить степень развитости и особенности автоматизированной части речи в соответствии с возрастными показателями (перечисление цифрового ряда, дней недели, месяцев, времён года).
- Оценить сформированность фонематического слуха. Способность слышать и различать слоги и отдельные звуки – основа для понимания обращения и формирования собственного навыка говорения.
- Проверить уровень развития номинативных процессов, то есть способности соотносить название и предмет, явление, узнавать произнесённое слово по изображению.
- Выявить уровень понимания лексико-грамматических конструкций разного уровня сложности — от словосочетаний с включёнными предлогами до предложений сложной структуры.
- Оценить особенности построения собственного речевого высказывания, способности строить сложные конструкции и использовать тяжёлые в произношении звуки.
- Оценить сформированность навыков чтения и письма для школьников младших классов и подростков.
Принципы нейропсихологической диагностики
Изучение детей, имеющих выраженные проблемы с овладением в полной мере навыком говорения, основывается на данных науки нейропсихологии. В отличие от обычных логопедических диагностик, целью является не только определение уровня развитости пациента, но и выявление причин, из-за которых ребёнок столкнулся с трудностями.
В нейропсихологическом исследовании изучаются особенности речи и развитости высших психических функций, отвечающих за этот навык, поэтому при проведении исследования врач опирается на следующие принципы:
- Использование функциональных проб. Используемая методика должна проверять конкретный психический процесс или его компонент, чтобы выявить первопричину возникновения проблемы. [3]
- Провокационное диагностирование. Необходимо поочерёдно использовать пробы, проверяющие звенья психических функций, которые считаются нарушенными, и соседних с ними.
- Используется перекрёстный контроль. Конкретная психическая функция исследуется с помощью нескольких разных методик, позволяющих дополнять и уточнять результаты друг друга.
- Не только результат. При диагностике оценивается не только то, как была выполнена проба, но и то, как она выполнялась, с какими трудностями столкнулся пациент. Оценивается операционные, мотивационные, регуляторные, нейродинамические показатели.
- Качество и количество. При полном анализе состояния пациента анализируется как качество выявленных нарушений, так и количественный показатель степени выраженности симптоматики.
- Учёт возрастных и преморбидных особенностей пациента. При подборе проб и исследовании результатов прохождения тестирования важно учитывать особенности развития, свойственные определённому возрасту и характерные для малыша вне учёта выявленной симптоматики.
- Максимум информации. При составлении развёрнутого анализа врач опирается не только на результаты тестирования и наблюдения за пациентом, но и на данные, полученные в ходе анкетирования, беседы с родителями, данные объективных медицинских исследований.
Используемые методики
Тестовая методика, состоящая из нескольких блоков разнообразных заданий, позволяет наглядно увидеть картину речевого дефекта и определить слабые стороны развития ребёнка с учётом норм, характерных для его возраста. Стандартизация нейропсихологической диагностики речи позволяет отследить динамику развития пациента и эффективность выбранной коррекционной стратегии. Для этого достаточно повторить тот же набор проб после прохождения коррекционного курса и сравнить полученные результаты.
Для детей старшего дошкольного возраста эффективным считается исследование, состоящее из 4 блоков:
- Оценка объёма словарного запаса.
- Оценка развития грамматических навыков.
- Определение развитости фонематического слуха.
- Оценка экспрессивной речи.
Оценка объёма словарного запаса
Для того чтобы реально оценить объём используемых конкретным ребёнком слов, необходимо учитывать его возраст и предполагаемый уровень освоения навыка.
Обследуемому демонстрируется картинка и предлагается назвать одним словом предмет или действие, которое изображено. При оценивании учитывается количество правильных ответов, отказов от ответов и лексических замен, когда использовалось словосочетание или лексема с неподходящим значением.
В более взрослом возрасте при поступлении в школу проверяется не только знание слов, обозначающих предметы и действия, но и простые признаки, связанные с цветом, температурой и другими показателями, которые к этому возрасту должны быть знакомы.
Оценка развития грамматических навыков
Чтобы оценить, насколько хорошо ребёнок ориентируется в грамматических конструкциях различного уровня, возможно использовать большое количество специально разработанных методик.
Одна из них – «Понимание обратимых конструкций» — может быть представлена в 2 вариантах:
- Активные/пассивные конструкции. Сначала малышу демонстрируется ряд картинок, изображающих похожие, но отличающиеся в деталях картинки, например, на одной мальчик помогает девочке, а на другой персонажи меняются местами. Ребёнку сообщают, что проверяющий сейчас будет называть предложения, а он должен указывать, на какой картинке происходит описываемое действие. Оценивается не только количество правильных ответов, но и время, затраченное малышом на выбор из двух вариантов.
- Предложные конструкции. Задача задания – определить, понимает ли проверяемый значение используемых предлогов. Для этого участнику обследования даётся картинка, изображающая большое количество однотипных предметов, например, склад с ящиками и банками. И задаётся ряд вопросов по типу: «Найди, где банка стоит на ящике, где банка за ящиком», а обследуемый должен найти требуемые элементы изображения.
Определение развитости фонематического слуха
Ребёнку показывают для изучения ряд картинок, на которых даны изображения, обозначающие близкие по звучанию лексемы типа «миска»-«киска» и так далее. Нейропсихолог проговаривает, что изображено на картинках, актуализируя знания о предметах и помогая избегать вариативности понимания рисунков. Затем испытуемому предлагается внимательно слушать проверяющего, который будет по порядку называть слова, а затем показывать на картинки, их символизирующие.
Оценка экспрессивной речи
Для того чтобы было возможно оценить активно используемый словарь и уровень экспрессивности говорения, прекрасно подходят варианты методики «Ассоциативные ряды»:
- Свободный ассоциативный ряд. Основа задания – выявление наиболее активной части словаря проверяемого. Ребёнку предлагается закрыть глаза (чтобы не было фиксации на окружающей обстановке и «подсказок»), а затем в течение минуты называть любые лексемы, которые приходят ему на ум. Если участник диагностики начинает перечислять автоматизированные ряды, его необходимо остановить и перенаправить на другие слова.
- Называние действий. Задание во многом повторяет предыдущее. Участнику объясняется значение понятия «Действие» и предлагается в течение минуты называть слова подходящей категории. Проверяющий следит за временем и подаёт сигнал к окончанию, останавливает и поправляет малыша, если он называет лексемы с неподходящим лексическим значением.
- Названия привычной группы. В качестве базовой группы могут использоваться животные, съедобные продукты и так далее. Условия проверки те же: количество слов, названных за минуту. При этом повторяющиеся и не входящие в нужную группу не учитываются.
Проблемы, решаемые нейропсихологическим обследованием
Умение говорить — это высшая психическая функция, что позволяет изучить особенности её формирования у конкретного ребёнка с помощью психоневрологических методов. Диагностика помогает не только определить все особенности появившейся у ребёнка недостаточности, но и выявить психофизиологические особенности, приведшие к этой проблеме, подобрать результативно коррекционное лечение.
Нейропсихологическое исследование речи позволяет решить следующие проблемы:
- Определить причины возникновения трудностей в обучении ребёнка.
- Выявление незрелых или повреждённых областей головного мозга.
- Организация специализированного обучения, которое поможет преодолеть возникшие проблемы.
Метод помогает определить, что именно лежит в основе проблемы:
- Патологии развития головного мозга.
- Педагогическая запущенность.
- Несформированность фонематического слуха.
Гарантированный результат возможно получить, только совмещая индивидуально разработанный план психоневрологической коррекции и медицинское, неврологическое и коррекционно-педагогическое сопровождение. [4]
Список использованной литературы:
- ^ Eling P. “History of Neuropsychological Assessment.” Front Neurol Neurosci. 2019;44:164-178. doi: 10.1159/000494963. Epub 2019 Apr 30. PMID: 31220853.
- ^ Sturm W. “Neuropsychological assessment.” J Neurol. 2007 May;254 Suppl 2:II12-4. doi: 10.1007/s00415-007-2004-7. Erratum in: J Neurol. 2008 Feb;255(2):309-10. PMID: 17503120.
- ^ Seward JD. Neuropsychological evaluation. Occup Med. 1997 Jul-Sep;12(3):413-32. PMID: 9298492.
- ^ Thomas-Antérion C. “Outils neuropsychologiques en pratique neurologique [Neuropsychological tools in neurological practice].” Presse Med. 2012 May;41(5):474-81. French. doi: 10.1016/j.lpm.2011.08.009. Epub 2011 Oct 22. PMID: 22018818.