Картотека нейропсихологических игр и упражнений

Количество детей с нарушениями в речевом развитии, сниженным уровнем общей и мелкой моторики, внимания, памяти с каждым годом растёт. Педагогам сложнее выстраивать коммуникацию, заинтересовывать, удерживать воспитанников во время занятий, общения. Если у ребёнка повышенная активность, СДВГ, задержки в речевом развитии, психике (ЗРР, ЗПР), нужна специальная коррекция. [1]

Привлекают не только неврологов, но и специалистов в сфере нейропсихологии. Это молодое направление, обеспечивающее современный подход к пациентам с различными нарушениями в развитии. Один из этапов работы с детьми – нейропсихологические игры и упражнения, с огромной картотекой которых стоит познакомиться.

Игры и упражнения в нейропсихологии – эффективная методика, позволяющая помочь детям любого возраста без применения лекарственных препаратов. При регулярных занятиях возможно скорректировать многие нарушения: СДВГ, ЗПР, ЗРР, аутизм, ОВЗ и другие. 

Нейропсихологические игры представляют собой специальные телесно-ориентированные упражнения, позволяющие через тело воздействовать на поражённые структуры мозга. Они способствуют развитию памяти, внимания, мышления, координации, помогают активировать речь (если она отсутствовала на момент обращения к врачу).

Что такое нейропсихологические игры и упражнения цели, задачи, картотека нейропсихологических игр и упражнений

Главная цель – создание условий для полноценного, всестороннего развития детей. Основные задачи:

  • Стимуляция и запуск речи.
  • Исправление недостатков в речевом развитии.
  • Развитие познавательной сферы.
  • Развитие творческого воображения.
  • Укрепление памяти и внимания.
  • Снятие психоэмоционального напряжения.
  • Повышение самоконтроля и дисциплины.
  • Улучшение мелкой моторики
  • Формирование социальных навыков.
  • Коррекция правильного взаимодействия конечностей.
  • Развитие зрительно-моторной координации. 

Нельзя рассматривать нейроигры как отдельную терапевтическую единицу. Они не заменяют полноценное обучение. При регулярных занятиях дают хорошие результаты, но являются одним из нескольких компонентов системы. 

Виды нейроигр и упражнений

Игровые комплексы можно классифицировать по различным категориям в зависимости от целей и задач, которые они преследуют.

Картотека нейропсихологических игр, упражнений и их виды

Основные виды упражнений:

  • Дыхательные. Необходимы для восстановления дыхательной функции. Могут проводиться для детей в спокойном состоянии или в сочетании с определёнными движениями. Результат – насыщение организма кислородом, расслабление мышечной ткани, снятие тонуса и повышенной возбудимости. 
  • Глазодвигательные. Улучшают зрительное восприятие. Помогают тренировать межполушарное взаимодействие. Снижают синкинезии – рефлекторные реакции, возникающие в ответ на движение какой-то конечности. 
  • Двигательные и растяжки. Приводят тонус в норму. Развивают двигательную активность, оптимальную для пациента в его возрасте. Помогают телу освоиться в окружающем пространстве.
  • На развитие познавательных навыков. Направлены на внимание, память, концентрацию и логику. Расширяют кругозор.
  • Артикуляционные. Назначают деткам с различными нарушениями в речевом развитии.

Перечисленные виды упражнений одинаково эффективны в работе с детьми дошкольного и школьного возраста. Нейропсихолог составляет комплекс на основании запроса и проблемы, с которой к нему обращаются. 

Примеры упражнений и игр для детей разного возраста

Для каждой возрастной категории нейропсихологи предлагают определённые программы. То, что подходит малышам первых трёх лет жизни, неактуально для детей школьного возраста. Вот несколько вариантов, в зависимости от возрастной группы.

До 1 года

Первые двенадцать месяцев жизни ребёнок ещё мал для серьёзной коррекционной программы. Единственное, чем можно помочь при выявлении проблемы – пройти курс массажа и записаться на плавание. Часто этого достаточно для коррекции. [2]

От 1 года до 2 лет

Набор нейропсихологических приёмов для этой возрастной группы расширяется, но ещё недостаточно разнообразный. Рекомендация врачей – чтение сказок и стихов. Обязательное условие – отсутствие разнообразия.

Достаточно 1-2 коротких произведений, которые при постоянном повторении начнут «откладываться» в голове у малыша, обеспечивая желаемый эффект. Чтение можно подкреплять игрой в кубики для развития мелкой моторики.

Картотека нейропсихологических игр и упражнений от 1 года до 2 лет

Для 3-4 лет

В этом возрасте большинство детей уже разговаривают и посещают дошкольное учреждение. Имеют своё представление об окружающем мире.

Набор нейроигр и упражнений обширный и направлен на разные аспекты развития:

  • «Хлопки». Родитель или нейропсихолог начинает хлопать в ладоши. Ребёнок на один хлопок идёт, прыгает, бежит, а на второй – останавливается, замирает на месте. Со следующим хлопком продолжает движение. И так дальше.
  • «Что изменилось?». Покажите ребёнку несколько предметов, затем закройте их или уберите один. Попросите сказать, что изменилось. Это упражнение тренирует внимание и восприятие.
  • «Мемори для малышей». Создайте несколько пар карточек с изображениями (например, животные, предметы). Пусть воспитанник по очереди открывает две карточки, пытаясь найти пары.
  • «Запомни последовательность». Покажите ряд предметов (например, игрушки) на 10-15 секунд, затем закройте их. Попросите ребёнка воспроизвести последовательность.
  • «Лепка». Используйте пластилин или тесто. Попросите ребёнка слепить фигурки животных, машинок или других предметов. Это помогает развивать мелкую моторику и креативное мышление.
  • «Перекладывание предметов». Предложите ребёнку перекладывать мелкие предметы (например, фасоль, пуговицы) из одной ёмкости в другую с помощью ложки или пинцета.
  • «Сложи пазл». Используйте простые пазлы из 2-4 частей. Они помогают развивать пространственное восприятие и логику.
  • «Сравни». Покажите ребёнку две картинки, которые имеют некоторые отличия. Попросите его найти и назвать их.
  • «Кто говорит?». Используйте изображения животных и попросите ребёнка изобразить звук, который они издают. Это помогает развивать речевые навыки и понимание звуков природы.
  • «Совместная постройка». Постройте что-то из кубиков вместе с воспитанником. Обсуждайте, что вы создаёте, и как это сделать лучше. Это развивает навыки сотрудничества и общения.
Картотека нейропсихологических игр и упражнений для 3-4 лет

Нейроигры в этом возрасте должны быть непринуждёнными и увлекательными. Важно не только развивать умения, но и поддерживать интерес к обучению, создавая позитивную атмосферу для занятий. Регулярная работа помогает развить ключевые когнитивные и социальные навыки, необходимые для дальнейшего формирования личности.

Для 4-5 лет

В этом возрасте дети активно исследуют окружающий мир, развивают свою фантазию и начинают глубже взаимодействовать с другими детьми.

Вот некоторые игры и упражнения, которые помогут развивать эти аспекты:

  • «Доукомплектуй рассказ». Начинайте рассказывать простую историю и останавливайтесь на некотором моменте, предлагая малышу продолжить её. Например: «Сегодня в зоопарк ходил котёнок, и он увидел…». Это развивает фантазию и навыки речи.
  • «Ролевая игра». Создайте ситуацию (например, «Магази» или «Больница») и предложите ребёнку сыграть роли, что помогает развивать взаимодействие и эмпатию.
  • «Найди лишний предмет». На столе разместите несколько предметов, из которых один не соответствует общей теме (например, мяч среди игрушек). Попросите ребёнка найти и объяснить, почему этот объект лишний.
  • «Находилки». Попросите чадо найти определённые предметы в комнате (например, красный мяч или игрушку с любимым героем). Это упражнение развивает внимание и навыки поиска.
  • «Лекция по рисованию». Позвольте ребёнку рисовать, не отрывая карандаш от бумаги, создавая непрерывные линии и фигуры. Это развивает мелкую моторику и координацию движений.
  • «Передай мяч». Играйте с мячом, передавая его друг другу. Попросите воспитанника передавать мяч только одной рукой или стоя на одной ноге. Это разовьёт координацию и равновесие.
  • «Сложи картинку». Используйте простые пазлы из 6-10 частей. Если малыш легко справляется с таким количеством элементов, можно усложнить задачу, предложить более сложный рисунок. 
  • «Словесный театр». Играйте в ролевые игры с куклами или игрушками, обсуждая их действия и эмоции. Это помогает развивать навыки общения и эмоционального восприятия.
Картотека нейропсихологических игр и упражнений для 4-5 лет

Для 5-7 лет

Чем старше ребёнок, тем сложнее и насыщеннее игровые комплексы:

  • «Мама-робот». Взрослый (не обязательно мама) представляет себя в виде робота, который ничего не может сделать самостоятельно. Ребёнку предстоит давать команды, стать хорошим проводником для достижения какой-нибудь цели, например, приготовление бутерброда, движение из одного помещения с закрытыми глазами и другие – вариантов задач множество. Эта игра помогает улучшить навыки планирования и речи. [3]
  • «Ветерок». Ребёнок медленно выдыхает, одновременно пальцем перекрывая поток воздуха, получая в результате звук ветра или мелодичный птичий свист.
  • «Угадай, кто я?». Проводится с группой. Дети получают карточку с изображением животного или персонажа. Не показывая картинку другим, каждый по очереди задаёт вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Остальные отвечают. Цель — угадать, кто изображён на карточке.
  • «Цветные фрукты». Назовите несколько фруктов, каждый из которых будет определённого цвета (например, «яблоко – зелёное, банан – жёлтое»). Затем можете убрать фрукты и по очереди спрашивать: «Какого цвета яблоко?» или «Какой фрукт жёлтого цвета?». Можно усложнить задачу, повторяя слова в обратном порядке.

Заключение

Заключение и картотека нейропсихологических игр и упражнений

Нейропсихологические игры и упражнения обладают высокой эффективностью, доказанной научно и практически. Это здоровьесберегающая технология, позволяющая одинаково хорошо работать со здоровыми детьми, испытывающими лёгкие трудности на определённых этапах, а также с воспитанниками, имеющими ОВЗ, аутизм, СДВГ и другие серьёзные нарушения. [4]

Не стоит перечисленные выше приёмы и нейроигры воспринимать по возрастам буквально. Каждый ребёнок уникален. Нуждается в индивидуальной работе и составлении программы, соответствующей не только возрастной категории, но и фактическому уровню психоэмоционального развития.

Результатом грамотного воздействия нейропсихологов становится улучшение умственной деятельности, коммуникационных способностей, повышение качества игр и учёбы, установка оптимального эмоционального фона. Малыш становится более внимательным, собранным, ему намного проще выражать собственные мысли и взаимодействовать с ребятами вокруг.

Список использованной литературы:

Скрыть/показать

  1. ^ Aretouli E. “How neuropsychology can inform our understanding of preschool ADHD: Clinical and research implications.” Appl Neuropsychol Child. 2019 Apr-Jun;8(2):174-181. doi: 10.1080/21622965.2017.1421463. Epub 2018 Jan 24. PMID: 29364695.
  2. ^ Megari K, Miliadi V. “The neuropsychology of early childhood and infancy.” Int J Dev Neurosci. 2024 Dec;84(8):807-816. doi: 10.1002/jdn.10381. Epub 2024 Sep 25. PMID: 39323063.
  3. ^ Ситникова Е. В., Исмагулова А. М., Кузьмичева С. В., “Методическое руководство для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по использованию нейропсихологических игр и приёмов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.” Оренбург 2021 г., 51 с.
  4. ^ Fletcher JM, Taylor HG. “Neuropsychological approaches to children: towards a developmental neuropsychology.” J Clin Neuropsychol. 1984 Feb;6(1):39-56. doi: 10.1080/01688638408401195. PMID: 6699184.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×
      Записаться к специалисту
      ×
      Записаться к специалисту
      ×