Картотека нейропсихологических игр и упражнений

Нейропсихолог, стаж - 11 лет;
Детский нейропсихолог;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Количество детей с нарушениями в речевом развитии, сниженным уровнем общей и мелкой моторики, внимания, памяти с каждым годом растёт. Педагогам сложнее выстраивать коммуникацию, заинтересовывать, удерживать воспитанников во время занятий, общения. Если у ребёнка повышенная активность, СДВГ, задержки в речевом развитии, психике (ЗРР, ЗПР), нужна специальная коррекция. [1]
Содержание статьи:
Что такое нейропсихологические игры и упражнения: цели и задачи
Игры и упражнения в нейропсихологии – эффективная методика, позволяющая помочь детям любого возраста без применения лекарственных препаратов. При регулярных занятиях возможно скорректировать многие нарушения: СДВГ, ЗПР, ЗРР, аутизм, ОВЗ и другие.
Главная цель – создание условий для полноценного, всестороннего развития детей. Основные задачи:
- Стимуляция и запуск речи.
- Исправление недостатков в речевом развитии.
- Развитие познавательной сферы.
- Развитие творческого воображения.
- Укрепление памяти и внимания.
- Снятие психоэмоционального напряжения.
- Повышение самоконтроля и дисциплины.
- Улучшение мелкой моторики
- Формирование социальных навыков.
- Коррекция правильного взаимодействия конечностей.
- Развитие зрительно-моторной координации.
Виды нейроигр и упражнений
Игровые комплексы можно классифицировать по различным категориям в зависимости от целей и задач, которые они преследуют.
Основные виды упражнений:
- Дыхательные. Необходимы для восстановления дыхательной функции. Могут проводиться для детей в спокойном состоянии или в сочетании с определёнными движениями. Результат – насыщение организма кислородом, расслабление мышечной ткани, снятие тонуса и повышенной возбудимости.
- Глазодвигательные. Улучшают зрительное восприятие. Помогают тренировать межполушарное взаимодействие. Снижают синкинезии – рефлекторные реакции, возникающие в ответ на движение какой-то конечности.
- Двигательные и растяжки. Приводят тонус в норму. Развивают двигательную активность, оптимальную для пациента в его возрасте. Помогают телу освоиться в окружающем пространстве.
- На развитие познавательных навыков. Направлены на внимание, память, концентрацию и логику. Расширяют кругозор.
- Артикуляционные. Назначают деткам с различными нарушениями в речевом развитии.
Примеры упражнений и игр для детей разного возраста
Для каждой возрастной категории нейропсихологи предлагают определённые программы. То, что подходит малышам первых трёх лет жизни, неактуально для детей школьного возраста. Вот несколько вариантов, в зависимости от возрастной группы.
До 1 года
Первые двенадцать месяцев жизни ребёнок ещё мал для серьёзной коррекционной программы. Единственное, чем можно помочь при выявлении проблемы – пройти курс массажа и записаться на плавание. Часто этого достаточно для коррекции. [2]
От 1 года до 2 лет
Набор нейропсихологических приёмов для этой возрастной группы расширяется, но ещё недостаточно разнообразный. Рекомендация врачей – чтение сказок и стихов. Обязательное условие – отсутствие разнообразия.
Для 3-4 лет
В этом возрасте большинство детей уже разговаривают и посещают дошкольное учреждение. Имеют своё представление об окружающем мире.
Набор нейроигр и упражнений обширный и направлен на разные аспекты развития:
- «Хлопки». Родитель или нейропсихолог начинает хлопать в ладоши. Ребёнок на один хлопок идёт, прыгает, бежит, а на второй – останавливается, замирает на месте. Со следующим хлопком продолжает движение. И так дальше.
- «Что изменилось?». Покажите ребёнку несколько предметов, затем закройте их или уберите один. Попросите сказать, что изменилось. Это упражнение тренирует внимание и восприятие.
- «Мемори для малышей». Создайте несколько пар карточек с изображениями (например, животные, предметы). Пусть воспитанник по очереди открывает две карточки, пытаясь найти пары.
- «Запомни последовательность». Покажите ряд предметов (например, игрушки) на 10-15 секунд, затем закройте их. Попросите ребёнка воспроизвести последовательность.
- «Лепка». Используйте пластилин или тесто. Попросите ребёнка слепить фигурки животных, машинок или других предметов. Это помогает развивать мелкую моторику и креативное мышление.
- «Перекладывание предметов». Предложите ребёнку перекладывать мелкие предметы (например, фасоль, пуговицы) из одной ёмкости в другую с помощью ложки или пинцета.
- «Сложи пазл». Используйте простые пазлы из 2-4 частей. Они помогают развивать пространственное восприятие и логику.
- «Сравни». Покажите ребёнку две картинки, которые имеют некоторые отличия. Попросите его найти и назвать их.
- «Кто говорит?». Используйте изображения животных и попросите ребёнка изобразить звук, который они издают. Это помогает развивать речевые навыки и понимание звуков природы.
- «Совместная постройка». Постройте что-то из кубиков вместе с воспитанником. Обсуждайте, что вы создаёте, и как это сделать лучше. Это развивает навыки сотрудничества и общения.
Для 4-5 лет
В этом возрасте дети активно исследуют окружающий мир, развивают свою фантазию и начинают глубже взаимодействовать с другими детьми.
Вот некоторые игры и упражнения, которые помогут развивать эти аспекты:
- «Доукомплектуй рассказ». Начинайте рассказывать простую историю и останавливайтесь на некотором моменте, предлагая малышу продолжить её. Например: «Сегодня в зоопарк ходил котёнок, и он увидел…». Это развивает фантазию и навыки речи.
- «Ролевая игра». Создайте ситуацию (например, «Магази» или «Больница») и предложите ребёнку сыграть роли, что помогает развивать взаимодействие и эмпатию.
- «Найди лишний предмет». На столе разместите несколько предметов, из которых один не соответствует общей теме (например, мяч среди игрушек). Попросите ребёнка найти и объяснить, почему этот объект лишний.
- «Находилки». Попросите чадо найти определённые предметы в комнате (например, красный мяч или игрушку с любимым героем). Это упражнение развивает внимание и навыки поиска.
- «Лекция по рисованию». Позвольте ребёнку рисовать, не отрывая карандаш от бумаги, создавая непрерывные линии и фигуры. Это развивает мелкую моторику и координацию движений.
- «Передай мяч». Играйте с мячом, передавая его друг другу. Попросите воспитанника передавать мяч только одной рукой или стоя на одной ноге. Это разовьёт координацию и равновесие.
- «Сложи картинку». Используйте простые пазлы из 6-10 частей. Если малыш легко справляется с таким количеством элементов, можно усложнить задачу, предложить более сложный рисунок.
- «Словесный театр». Играйте в ролевые игры с куклами или игрушками, обсуждая их действия и эмоции. Это помогает развивать навыки общения и эмоционального восприятия.
Для 5-7 лет
Чем старше ребёнок, тем сложнее и насыщеннее игровые комплексы:
- «Мама-робот». Взрослый (не обязательно мама) представляет себя в виде робота, который ничего не может сделать самостоятельно. Ребёнку предстоит давать команды, стать хорошим проводником для достижения какой-нибудь цели, например, приготовление бутерброда, движение из одного помещения с закрытыми глазами и другие – вариантов задач множество. Эта игра помогает улучшить навыки планирования и речи. [3]
- «Ветерок». Ребёнок медленно выдыхает, одновременно пальцем перекрывая поток воздуха, получая в результате звук ветра или мелодичный птичий свист.
- «Угадай, кто я?». Проводится с группой. Дети получают карточку с изображением животного или персонажа. Не показывая картинку другим, каждый по очереди задаёт вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Остальные отвечают. Цель — угадать, кто изображён на карточке.
- «Цветные фрукты». Назовите несколько фруктов, каждый из которых будет определённого цвета (например, «яблоко – зелёное, банан – жёлтое»). Затем можете убрать фрукты и по очереди спрашивать: «Какого цвета яблоко?» или «Какой фрукт жёлтого цвета?». Можно усложнить задачу, повторяя слова в обратном порядке.
Заключение
Нейропсихологические игры и упражнения обладают высокой эффективностью, доказанной научно и практически. Это здоровьесберегающая технология, позволяющая одинаково хорошо работать со здоровыми детьми, испытывающими лёгкие трудности на определённых этапах, а также с воспитанниками, имеющими ОВЗ, аутизм, СДВГ и другие серьёзные нарушения. [4]
Список использованной литературы:
- ^ Aretouli E. “How neuropsychology can inform our understanding of preschool ADHD: Clinical and research implications.” Appl Neuropsychol Child. 2019 Apr-Jun;8(2):174-181. doi: 10.1080/21622965.2017.1421463. Epub 2018 Jan 24. PMID: 29364695.
- ^ Megari K, Miliadi V. “The neuropsychology of early childhood and infancy.” Int J Dev Neurosci. 2024 Dec;84(8):807-816. doi: 10.1002/jdn.10381. Epub 2024 Sep 25. PMID: 39323063.
- ^ Ситникова Е. В., Исмагулова А. М., Кузьмичева С. В., “Методическое руководство для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по использованию нейропсихологических игр и приёмов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.” Оренбург 2021 г., 51 с.
- ^ Fletcher JM, Taylor HG. “Neuropsychological approaches to children: towards a developmental neuropsychology.” J Clin Neuropsychol. 1984 Feb;6(1):39-56. doi: 10.1080/01688638408401195. PMID: 6699184.