Нейропсихология для детей с РАС

РАС – расстройство аутистического спектра, нарушение нервного развития, которое характеризуется проблемами у ребёнка с коммуникацией, социальным взаимодействием, сложностью в выражении эмоций, стереотипной деятельностью. Малыши с официально поставленным диагнозом имеют разные уровни развития и нюансы восприятия информации, что требует индивидуального подхода и участия специалистов в разных направлениях.

Помощь нейропсихолога – важный компонент успешной реабилитации. [1] Своевременная диагностика позволяет грамотно разработать коррекционный план и по ходу его выполнения получить положительную динамику в процессах социализации. Занятия в нейропсихологическом подходе активируют внутренние ресурсы ребёнка. Обеспечивают поддержку умственного, когнитивного, двигательного развития.

Классификация РАС основывается на клинических проявлениях и механизмах, возможных причинах развития патологии.

Нейропсихология для детей с РАС и классификация расстройств аутистического спектра признаки и проявления

В группу входят следующие расстройства:

  • Аутизм. Практически всегда возникает в раннем возрасте. Но зафиксированы случаи, когда патология проявилась позднее. Симптомы стандартные для многих РАС – серьёзные проблемы с речевым развитием, взаимодействием со сверстниками и стереотипное поведение. 
  • Атипичная форма аутизма. В большинстве случаев повторяет проявления классического расстройства, но возникает у детей значительно позже. 
  • Синдром Аспергера. Симптоматика выражена не так ярко, как при аутизме. У деток с таким диагнозом отмечают поведенческое однообразие. Они неуклюжие, с трудом воспринимают юмор и саркастические высказывания. В поведении эксцентричны. Умственные способности при синдроме Аспергера не страдают. Среди таких детей вырастает немало талантливых, известных личностей. 
  • Синдром Ретта. Генетическое заболевание, диагностируемое исключительно у девочек. [2] Проявляется ярко в виде дефектов речи, однотипных движений руками по кругу и умственной отсталости. Синдром Ретта вызывает споры среди специалистов. Некоторые не относят его к расстройствам аутистического спектра, так как у больных присутствует интерес к общению.
  • Синдром Хеллера. Патология имеет схожие с аутизмом симптомы. Редкая и тяжело протекающая форма РАС, которая характеризуется откатом в развитии после нормального роста в первые два года жизни малыша. 

Симптоматика РАС различается, в зависимости от тяжести патологии и того, как нарушения влияют на поведенческие и иные функции ребёнка. У некоторых первые признаки возникают с рождения. Малыши безразличны к родителям, отсутствует зрительный контакт. У других расстройство проявляется спустя время – через несколько лет. Детки постепенно уходят «в себя», деградирует речь.

Нейропсихология и основные характерные признаки для детей с РАС

Основные характерные признаки РАС:

  • Трудности с общением. Коммуникация у детей с расстройством аутистического спектра отсутствует или сведена к минимуму. Им сложно заводить контакты с другими людьми. Даже если знакомство произошло, сближение не наступает. Нет навыка к сопереживанию или ответным эмоциям. 
  • Нарушение социальных взаимодействий. Дети сторонятся сверстников, не участвуют в групповых занятиях. Даже если получается привлечь малышей к активностям, они не дают чувственного отклика, всё делают отстранённо.
  • Сложности с невербальными средствами общения. Жесты, мимика и яркие интонационные ноты нехарактерны для девочек и мальчиков с аутизмом. Детки отстранены и всячески избегают зрительного контакта.
  • Стойкая привязка к неодушевлённым предметам. Несмотря на холодность в отношении к живым людям, к игрушкам, предметам одежды малыши с РАС прикипают всей душой и сложно расстаются с ними в дальнейшем.
  • Нетипичная реакция на раздражители извне. На боль и другие неприятные факторы при расстройстве аутистического спектра мало обращают внимание. А вот нейтральные сигналы, например, шёпот или лёгкие прикосновения, вызывают негативный отклик.
  • Шаблонное поведение. Повторение действий – характерный признак РАС. Это может быть зацикленный бег по кругу, длительный стук ложкой по столу. С возрастом действия меняются, но при этом сохраняется однотипность, шаблонность.
  • Вербальные стереотипии. Мальчики и девочки с РАС многократно, постоянно повторяют слова, слоги – в этом никогда нет смысла.

Как участвует нейропсихолог в диагностике РАС?

Что делает нейропсихолог для детей при работе с РАС? Взаимодействие со специалистом начинается на этапе диагностики. Обследование включает наблюдение за ребёнком, общение с родителями и использование различных тестов и опросников. Для точности результатов применяют шкалу аутизма и другие инструменты, позволяющие оценить тяжесть патологии.

Как участвует нейропсихолог в диагностике и нейропсихология для детей с РАС

Диагностическая работа проходит в несколько этапов:

  • Анализ когнитивных функций. Специалист оценивает уровень памяти, внимания, мышления и способности к обучению, учитывая возрастную категорию. 
  • Анализ сенсомоторной интеграции. Нейропсихолог исследует эмоциональное развитие, то есть оценивает способности малыша воспринимать и реагировать на окружающий мир посредством органов чувств. У детей с расстройством аутистического спектра по данному критерию есть сложности. При выявлении проблем есть высокая вероятность, что у обратившегося одна из патологий в классификации РАС. 
  • Анализ эмоционально-волевой сферы. Специалист изучает поведение пациента. Анализирует его действия, помогая выявить тревожность, депрессивность или нестабильность в проявлении эмоций, что характерно для расстройств.

Важно пройти диагностику сразу, как только заметили странности у ребёнка. Своевременное обращение к нейроспециалисту позволяет в дальнейшем повысить эффективность занятий.

Коррекция

Коррекция и нейропсихология для детей с РАС

На основе результатов диагностики для детей с РАС специалист в сфере нейропсихологии разрабатывает индивидуальную программу оказания помощи, которая включает в себя разные техники и приёмы, позволяющие улучшить когнитивные функции, устранить или свести к минимуму пробелы в коммуникации, устранить адаптационные нарушения.

В данном направлении используют следующие методики:

  • Когнитивно-поведенческая терапия. Подход, направленный на изменение негативных мыслительных паттернов и поведения. Помогает детям осознать и изменить свои эмоции, что позволяет улучшить их эмоциональное состояние. [3]
  • Игровая терапия. Использование как основного метода взаимодействия с малышами. Игры помогают развивать социальные навыки, коммуникацию и эмоциональное восприятие. Терапия включает индивидуальные и групповые занятия, где дети учатся взаимодействовать друг с другом, проигрывая те или иные ролевые сценарии.
  • Арт-терапия. Использование художественных материалов для самовыражения и коммуникации. Рисование, лепка и другие виды творчества помогают детям выразить свои чувства и мысли, что может быть сложно в словесной форме.
  • Нейропсихологические тренинги. Специальные упражнения, направленные на развитие когнитивных функций, таких как память, мышление и другие. Занятия включают задачи на внимание, запоминание и решение проблем, адаптированные под уровень развития ребёнка.
  • Социальные истории. Использование коротких рассказов, которые описывают ситуации и соответствующее поведение при расстройстве аутистического спектра. Помогают детям понять, как вести себя в различных социальных контекстах, что способствует улучшению социальных навыков.

Нейропсихологическая коррекция, проводимая специалистами для детей с РАС, направлена на то, чтобы маленький пациент сумел адаптироваться в окружающей среде, стал более уверенным и открытым.

Нейропсихологические игры и упражнения

Для коррекции детей с РАС необходим комплексный подход, который обязательно включает нейропсихологические игры. Они не являются самостоятельным вариантом терапии, но при подкреплении другими техниками дают отличные результаты.

Большое преимущество игровых упражнений – возможность интеграции в повседневную жизнь. Помимо занятий с нейропсихологом, они доступны и в бытовых условиях. Для родителей нет никакой сложности в изучении материала. Играть можно в любой обстановке.

Нейропсихологические игры и упражнения для детей с РАС

Среди обязательных к выполнению упражнений:

  • Дыхательные. Упражнения способствуют насыщению всего организма кислородом, что обеспечивает стабильное кровообращение и газообмен, вентиляцию лёгких и общее оздоровление. Мягкое, расслабленное дыхание успокаивает, нормализует эмоциональный фон и улучшает концентрацию внимания. 
  • Глазодвигательные. При систематическом выполнении расширяют объём зрительного восприятия. Положительно влияют и на другие важные психические функции, например, речь, память и внимание. Комплекс включает упражнения на отслеживание предметов, расположенных в разных направлениях, сведение глаз в определённую точку. По мере усложнения программы специалист добавляет элементы, в которых участвует язык. 
  • Растяжки. Такие упражнения помогают бороться с зажимами, тонусами в теле ребёнка. Восстановление нормального физического состояния повышает уровень психической активности. Малышу намного легче воспринимать собственное тело. Он постепенно изучает пространство вокруг себя. 

Также нейропсихологическая коррекция включает упражнения общедвигательной направленности. Они выполняются детьми с аутизмом в определённой последовательности. Повторяют движения, характерные для первого года жизни, например, ползания, перевороты, сидение, различные проходки.

Нейроигры и нейропсихология для детей с РАС

Нейроигры, как и упражнения, представлены в большом многообразии, например:

  • «Точка к точке». Данная игра поможет развить мелкую моторику и внимание у детей с расстройством аутистического спектра. Ученики должны соединить точки на картинке, следуя порядку чисел.
  • «Спрятанные предметы». Игра, в которой предлагается найти скрытые предметы на картинке. Она помогает развить внимание, память и концентрацию.
  • «Пазлы». Собирание картинок из нескольких элементов поможет развить логическое и пространственное мышление у детей с расстройством аутистического спектра.
  • «Мемори». Игра, в которой детям нужно найти парные карточки с одинаковыми изображениями. Она помогает развить память и воображение. [4]
  • «Сравни и выбери». Предлагается сравнивать два предмета или изображения и выбирать, какой из них отличается. Это поможет развить внимание и улучшить способность к анализу и сравнению.
  • «Молчу-шепчу-кричу». Педагог вместе с ребёнком придумывает знаки, под которыми скрываются определённые действия: молчание, шёпот и крик. Игра заключается в том, что специалист в хаотичном порядке показывает их, а воспитанник даёт соответствующую реакцию.

Список использованной литературы:

Скрыть/показать

  1. ^ Braconnier ML, Siper PM. “Neuropsychological Assessment in Autism Spectrum Disorder.” Curr Psychiatry Rep. 2021 Jul 30;23(10):63. doi: 10.1007/s11920-021-01277-1. PMID: 34331144; PMCID: PMC8324442.
  2. ^ Kyle SM, Vashi N, Justice MJ. “Rett syndrome: a neurological disorder with metabolic components.” Open Biol. 2018 Feb;8(2):170216. doi: 10.1098/rsob.170216. PMID: 29445033; PMCID: PMC5830535.
  3. ^ Wang X, Zhao J, Huang S, Chen S, Zhou T, Li Q, Luo X, Hao Y. “Cognitive Behavioral Therapy for Autism Spectrum Disorders: A Systematic Review.” Pediatrics. 2021 May;147(5):e2020049880. doi: 10.1542/peds.2020-049880. PMID: 33888566.
  4. ^ Ситникова Е. В., Исмагулова А. М., Кузьмичева С. В., “Методическое руководство для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по использованию нейропсихологических игр и приёмов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.” Оренбург 2021 г., 43 с.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×
      Записаться к специалисту
      ×
      Записаться к специалисту
      ×