Нейропсихология для детей с РАС

Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

РАС – расстройство аутистического спектра, нарушение нервного развития, которое характеризуется проблемами у ребёнка с коммуникацией, социальным взаимодействием, сложностью в выражении эмоций, стереотипной деятельностью. Малыши с официально поставленным диагнозом имеют разные уровни развития и нюансы восприятия информации, что требует индивидуального подхода и участия специалистов в разных направлениях.
Содержание статьи:
Классификация расстройств аутистического спектра: признаки и проявления
Классификация РАС основывается на клинических проявлениях и механизмах, возможных причинах развития патологии.
В группу входят следующие расстройства:
- Аутизм. Практически всегда возникает в раннем возрасте. Но зафиксированы случаи, когда патология проявилась позднее. Симптомы стандартные для многих РАС – серьёзные проблемы с речевым развитием, взаимодействием со сверстниками и стереотипное поведение.
- Атипичная форма аутизма. В большинстве случаев повторяет проявления классического расстройства, но возникает у детей значительно позже.
- Синдром Аспергера. Симптоматика выражена не так ярко, как при аутизме. У деток с таким диагнозом отмечают поведенческое однообразие. Они неуклюжие, с трудом воспринимают юмор и саркастические высказывания. В поведении эксцентричны. Умственные способности при синдроме Аспергера не страдают. Среди таких детей вырастает немало талантливых, известных личностей.
- Синдром Ретта. Генетическое заболевание, диагностируемое исключительно у девочек. [2] Проявляется ярко в виде дефектов речи, однотипных движений руками по кругу и умственной отсталости. Синдром Ретта вызывает споры среди специалистов. Некоторые не относят его к расстройствам аутистического спектра, так как у больных присутствует интерес к общению.
- Синдром Хеллера. Патология имеет схожие с аутизмом симптомы. Редкая и тяжело протекающая форма РАС, которая характеризуется откатом в развитии после нормального роста в первые два года жизни малыша.
Основные характерные признаки РАС:
- Трудности с общением. Коммуникация у детей с расстройством аутистического спектра отсутствует или сведена к минимуму. Им сложно заводить контакты с другими людьми. Даже если знакомство произошло, сближение не наступает. Нет навыка к сопереживанию или ответным эмоциям.
- Нарушение социальных взаимодействий. Дети сторонятся сверстников, не участвуют в групповых занятиях. Даже если получается привлечь малышей к активностям, они не дают чувственного отклика, всё делают отстранённо.
- Сложности с невербальными средствами общения. Жесты, мимика и яркие интонационные ноты нехарактерны для девочек и мальчиков с аутизмом. Детки отстранены и всячески избегают зрительного контакта.
- Стойкая привязка к неодушевлённым предметам. Несмотря на холодность в отношении к живым людям, к игрушкам, предметам одежды малыши с РАС прикипают всей душой и сложно расстаются с ними в дальнейшем.
- Нетипичная реакция на раздражители извне. На боль и другие неприятные факторы при расстройстве аутистического спектра мало обращают внимание. А вот нейтральные сигналы, например, шёпот или лёгкие прикосновения, вызывают негативный отклик.
- Шаблонное поведение. Повторение действий – характерный признак РАС. Это может быть зацикленный бег по кругу, длительный стук ложкой по столу. С возрастом действия меняются, но при этом сохраняется однотипность, шаблонность.
- Вербальные стереотипии. Мальчики и девочки с РАС многократно, постоянно повторяют слова, слоги – в этом никогда нет смысла.
Как участвует нейропсихолог в диагностике РАС?
Что делает нейропсихолог для детей при работе с РАС? Взаимодействие со специалистом начинается на этапе диагностики. Обследование включает наблюдение за ребёнком, общение с родителями и использование различных тестов и опросников. Для точности результатов применяют шкалу аутизма и другие инструменты, позволяющие оценить тяжесть патологии.
Диагностическая работа проходит в несколько этапов:
- Анализ когнитивных функций. Специалист оценивает уровень памяти, внимания, мышления и способности к обучению, учитывая возрастную категорию.
- Анализ сенсомоторной интеграции. Нейропсихолог исследует эмоциональное развитие, то есть оценивает способности малыша воспринимать и реагировать на окружающий мир посредством органов чувств. У детей с расстройством аутистического спектра по данному критерию есть сложности. При выявлении проблем есть высокая вероятность, что у обратившегося одна из патологий в классификации РАС.
- Анализ эмоционально-волевой сферы. Специалист изучает поведение пациента. Анализирует его действия, помогая выявить тревожность, депрессивность или нестабильность в проявлении эмоций, что характерно для расстройств.
Коррекция
На основе результатов диагностики для детей с РАС специалист в сфере нейропсихологии разрабатывает индивидуальную программу оказания помощи, которая включает в себя разные техники и приёмы, позволяющие улучшить когнитивные функции, устранить или свести к минимуму пробелы в коммуникации, устранить адаптационные нарушения.
В данном направлении используют следующие методики:
- Когнитивно-поведенческая терапия. Подход, направленный на изменение негативных мыслительных паттернов и поведения. Помогает детям осознать и изменить свои эмоции, что позволяет улучшить их эмоциональное состояние. [3]
- Игровая терапия. Использование как основного метода взаимодействия с малышами. Игры помогают развивать социальные навыки, коммуникацию и эмоциональное восприятие. Терапия включает индивидуальные и групповые занятия, где дети учатся взаимодействовать друг с другом, проигрывая те или иные ролевые сценарии.
- Арт-терапия. Использование художественных материалов для самовыражения и коммуникации. Рисование, лепка и другие виды творчества помогают детям выразить свои чувства и мысли, что может быть сложно в словесной форме.
- Нейропсихологические тренинги. Специальные упражнения, направленные на развитие когнитивных функций, таких как память, мышление и другие. Занятия включают задачи на внимание, запоминание и решение проблем, адаптированные под уровень развития ребёнка.
- Социальные истории. Использование коротких рассказов, которые описывают ситуации и соответствующее поведение при расстройстве аутистического спектра. Помогают детям понять, как вести себя в различных социальных контекстах, что способствует улучшению социальных навыков.
Нейропсихологические игры и упражнения
Для коррекции детей с РАС необходим комплексный подход, который обязательно включает нейропсихологические игры. Они не являются самостоятельным вариантом терапии, но при подкреплении другими техниками дают отличные результаты.
Среди обязательных к выполнению упражнений:
- Дыхательные. Упражнения способствуют насыщению всего организма кислородом, что обеспечивает стабильное кровообращение и газообмен, вентиляцию лёгких и общее оздоровление. Мягкое, расслабленное дыхание успокаивает, нормализует эмоциональный фон и улучшает концентрацию внимания.
- Глазодвигательные. При систематическом выполнении расширяют объём зрительного восприятия. Положительно влияют и на другие важные психические функции, например, речь, память и внимание. Комплекс включает упражнения на отслеживание предметов, расположенных в разных направлениях, сведение глаз в определённую точку. По мере усложнения программы специалист добавляет элементы, в которых участвует язык.
- Растяжки. Такие упражнения помогают бороться с зажимами, тонусами в теле ребёнка. Восстановление нормального физического состояния повышает уровень психической активности. Малышу намного легче воспринимать собственное тело. Он постепенно изучает пространство вокруг себя.
Нейроигры, как и упражнения, представлены в большом многообразии, например:
- «Точка к точке». Данная игра поможет развить мелкую моторику и внимание у детей с расстройством аутистического спектра. Ученики должны соединить точки на картинке, следуя порядку чисел.
- «Спрятанные предметы». Игра, в которой предлагается найти скрытые предметы на картинке. Она помогает развить внимание, память и концентрацию.
- «Пазлы». Собирание картинок из нескольких элементов поможет развить логическое и пространственное мышление у детей с расстройством аутистического спектра.
- «Мемори». Игра, в которой детям нужно найти парные карточки с одинаковыми изображениями. Она помогает развить память и воображение. [4]
- «Сравни и выбери». Предлагается сравнивать два предмета или изображения и выбирать, какой из них отличается. Это поможет развить внимание и улучшить способность к анализу и сравнению.
- «Молчу-шепчу-кричу». Педагог вместе с ребёнком придумывает знаки, под которыми скрываются определённые действия: молчание, шёпот и крик. Игра заключается в том, что специалист в хаотичном порядке показывает их, а воспитанник даёт соответствующую реакцию.
Список использованной литературы:
- ^ Braconnier ML, Siper PM. “Neuropsychological Assessment in Autism Spectrum Disorder.” Curr Psychiatry Rep. 2021 Jul 30;23(10):63. doi: 10.1007/s11920-021-01277-1. PMID: 34331144; PMCID: PMC8324442.
- ^ Kyle SM, Vashi N, Justice MJ. “Rett syndrome: a neurological disorder with metabolic components.” Open Biol. 2018 Feb;8(2):170216. doi: 10.1098/rsob.170216. PMID: 29445033; PMCID: PMC5830535.
- ^ Wang X, Zhao J, Huang S, Chen S, Zhou T, Li Q, Luo X, Hao Y. “Cognitive Behavioral Therapy for Autism Spectrum Disorders: A Systematic Review.” Pediatrics. 2021 May;147(5):e2020049880. doi: 10.1542/peds.2020-049880. PMID: 33888566.
- ^ Ситникова Е. В., Исмагулова А. М., Кузьмичева С. В., “Методическое руководство для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по использованию нейропсихологических игр и приёмов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.” Оренбург 2021 г., 43 с.