Детский церебральный паралич

Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Что такое детский церебральный паралич или ДЦП у человека? [1] Это группа неврологических расстройств, возникающих в результате повреждения отдельных структур головного мозга на раннем этапе его развития (до, в момент или после рождения малыша). Проявляется патология в виде двигательных и когнитивных нарушений. Детям с таким диагнозом, как ДЦП, сложно сохранять хоть какую координацию, равновесие. Они не способны контролировать свои движения. Плохо говорят, глотают.
Содержание статьи:
Причины возникновения
Зная, как расшифровывается такой термин ДЦП, необходимо разобраться, что это за болезнь, и в чём причины возникновения синдрома у детей простым языком, какие симптомы. Церебральный паралич не передаётся по наследству. Но есть генетические факторы, способные спровоцировать патологическое состояние. Существуют и другие причины. Давайте разбираться, это врождённое или приобретённое у людей заболевание ДЦП, почему во всём мире дети рождаются с данным диагнозом заболевания.
Это состояние, известное как гипоксия, может возникать по ряду причин:
- Фетоплацентарная недостаточность. Нарушение нормального функционирования плаценты при беременности — состояние, при котором плод не получает в полной мере питательные вещества и кислород. Причины разнообразны: хронические инфекции, гормональные нарушения, проблемы с кровообращением в области малого таза, слабая сократительная способность матки, затяжные или, наоборот, слишком ранние роды. Всё это влияет на состояние плаценты — органа, через который плод дышит и питается. [2] Если её функции нарушаются, высока вероятность кислородного дефицита у ребёнка, что в ряде случаев приводит к поражению центральной нервной системы.
- Отслойка плаценты до срока. Это осложнение может развиться внезапно — частично или полностью плацента теряет контакт со стенкой матки. Подобная ситуация опасна как для женщины, так и для будущего ребёнка, поскольку нарушается поступление кислорода. Чем дольше длится такое состояние, тем выше риск повреждения мозговых структур плода. Если гипоксия становится тяжёлой и продолжительной, это может привести к необратимым последствиям, включая формирование симптомов, характерных для детского церебрального паралича.
- Токсикоз. Ранний токсикоз (в первом триместре) проявляется в виде тошноты, рвоты и общей слабости, что приводит к обезвоживанию и нарушению баланса электролитов. В результате снижается кровообращение в плаценте, уровень кислорода и поступающих питательных веществ становится меньше. При отсутствии медицинской поддержки начинает страдать нервная система, что может привести к патологии ДЦП. Поздний токсикоз или гестоз, возникающий во втором и третьем триместрах не менее опасен. Вызывает спазмы сосудов, приводит к кислородному голоданию малыша. Его тяжёлые формы – эклампсия и преэклампсия несут высокие риски гипоксии, повышающей риски развития расстройства.
- Нефропатия беременных. Появление белка в моче у женщины во второй половине беременности — не всегда повод для тревоги, но требует внимательного отношения. Иногда это временное явление, проходящее после родов. Однако при сочетании с отёками, повышением артериального давления и выраженной протеинурией речь может идти о нефропатии — осложнении, развивающемся обычно после 20-й недели. Важно не упустить момент: без своевременной коррекции такое состояние способно перейти в преэклампсию, опасную как для матери, так и для плода. Нарушение кровоснабжения, вызванное этим состоянием, может отразиться на развитии ребёнка, включая риск повреждения мозговой ткани. [3]
- Иммунологический конфликт по резус-фактору. Если у будущей матери резус отрицательный, а у плода — положительный, возможна иммунная реакция, при которой организм женщины воспринимает эритроциты ребёнка как чужеродные. В ответ вырабатываются антитела, которые проникают через плаценту и атакуют кровяные клетки плода. Это может привести к гемолитической болезни — тяжёлому состоянию, при котором развивается анемия и кислородное голодание. Выраженная гипоксия в подобных случаях особенно опасна: при затяжном течении она способна нанести серьёзный ущерб головному мозгу.
- Инфекции. Некоторые инфекционные и вирусные заболевания женщины увеличивают риски рождения ребёнка, больного детским церебральным параличом (ДЦП). Наиболее опасные патологии: ветряная оспа, краснуха, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз, сифилис.
Иногда беременность проходит идеально, и проблема возникает в момент родов. Из-за чего, как в этом случае появляется ДЦП или детский церебральный паралич (приобретённый)?
Основные причины:
- Неправильное положение плода. Если малыш разворачивается в матке не головкой вниз, а тазом или ножками, речь идёт о тазовом предлежании. Такое расположение затрудняет естественные роды и значительно повышает вероятность осложнений. Среди них — сдавливание пуповины, нехватка кислорода, риск родовых травм. Все эти факторы создают неблагоприятные условия для ребёнка и могут повлиять на его состояние при рождении.
- Крупные размеры ребёнка. Когда масса плода приближается к 4 килограммам и выше, говорят о макросомии. Это состояние не связано напрямую с нарушением формирования мозга, но усложняет процесс родоразрешения. Например, может возникнуть дистоция плечиков — ситуация, при которой голова уже родилась, а плечевой пояс застрял. Это вызывает задержку, опасную для дыхания новорождённого, и может привести к сжатию нервных структур или кислородной недостаточности. Если к крупному плоду добавляется узкий таз у матери, риски многократно возрастают. [4]
- Продолжительный безводный промежуток. После излития околоплодных вод ребёнок лишается естественной защиты: амниотическая жидкость поддерживает температуру, амортизирует давление во время схваток, снижает нагрузку на пуповину. Если воды отошли, а роды не начинаются или затягиваются, усиливается давление на пуповину, что может нарушать поступление кислорода и питательных веществ. Чем дольше продолжается такой период, тем выше вероятность гипоксического поражения у плода.
В редких случаях проблемы в родовой деятельности провоцируют заболевание. Чаще всего это несколько факторов, накладывающиеся друг на друга. Поэтому не стоит говорить прямо, что ДЦП у новорождённых и более взрослых деток – это исключительно генетическое заболевание или родовая травма, причины глубже.
Симптомы и признаки
Что происходит с пациентами, у которых ДЦП, как такие люди выглядят? В первую очередь они сильно отличаются от здоровых. С причинами возникновения ДЦП разобрались, давайте подробнее узнаем о симптомах расстройства у детей.
Выделяют восемь клинических признаков, сигнализирующих о болезни:
- Мышечный тонус. Это базовое рефлекторное напряжение мышц, регулируемое центральной нервной системой. Благодаря ему мы можем удерживать осанку, выполнять привычные движения — от ходьбы до мелких манипуляций — без особых усилий. У здорового ребёнка мышцы работают слаженно, позволяя сидеть с прямой спиной и контролировать тело. При детском церебральном параличе тонус может быть как сниженным, так и чрезмерным. Это нарушает стабильность в суставах, мешает ребёнку самостоятельно удерживать позу, формирует искривления позвоночника. У таких детей нередко наблюдаются ограничение подвижности, спазмы, гиперкинезы — непроизвольные движения, и болезненные мышечные сокращения. [5]
- Координация и двигательный контроль. Один из заметных признаков ДЦП — трудности в управлении телом. Движения становятся скованными, неловкими, часто не соответствуют намерениям ребёнка. Напряжение мышц препятствует свободной походке и мешает выполнять даже простые действия. Это же состояние может затруднять и речь, поскольку артикуляционные мышцы также испытывают повышенную нагрузку и слабо поддаются произвольному контролю.
- Особенности рефлекторной активности. У новорождённых есть врождённые, или безусловные, рефлексы: например, хватательный или сосательный. Со временем они угасают — уступая место более сложным навыкам. У детей с поражениями нервной системы, наоборот, такие рефлексы могут сохраняться дольше обычного, проявляться слишком ярко или вовсе не исчезать. Это сигнал о задержке формирования произвольной моторики и общем торможении развития.
- Формирование позы. В норме тело постепенно учится удерживать вертикальное положение. При ДЦП этот процесс нарушается: возможны вывихи тазобедренных суставов, слабость мышечного корсета, нестабильность в позвоночнике. Ребёнку трудно сидеть или стоять без опоры — он быстро сползает, теряет равновесие, нуждается в дополнительной поддержке.
- Ощущение баланса. Первые сложности становятся заметны уже в возрасте, когда малыш учится вставать, ползать, делать шаги. Там, где другие дети уже уверенно двигаются, ребёнок с нарушениями не может удержаться на ногах, широко расставляет руки для равновесия или покачивается при попытке стоять. Это связано с недостаточной стабилизацией тела и нарушенной обратной связью от мышц.
- Грубая моторика. Большие движения, такие как ходьба, хватание предметов или перенос веса с ноги на ногу, нарушаются при изменении мышечного тонуса. При гипертонусе движения становятся скованными: ребёнку трудно сгибать и разгибать конечности. Гипотонус же даёт другую картину: мышцы вялы, не держат форму, из-за чего теряется сила и точность движений. [6]
- Мелкая моторика. Такие действия, как рисование, застёгивание пуговиц, работа с мелкими предметами, требуют точной работы пальцев и кистей. При нарушениях в этой сфере у ребёнка возникают заметные затруднения: он с трудом удерживает карандаш, не может точно координировать движения рук. Это не только затрудняет игру и обучение, но и может указывать на общее отставание в сенсомоторном развитии.
- Движения, связанные с речью и приёмом пищи. У детей с церебральным параличом нередко отмечается повышенное или пониженное напряжение в лицевых мышцах, особенно вокруг рта. Это отражается на возможности чётко говорить, жевать и глотать. Из-за слабости мышц может возникать усиленное слюнотечение, и ребёнок сталкивается с трудностями при еде и общении.
Диагностика
Разбирая, что значит, как проходит, что включает такое понятие, как ДЦП, установили – это целая группа двигательных нарушений. Невозможно точно поставить диагноз, руководствуясь только визуальными симптомами и признаками. При ДЦП требуется индивидуальная комплексная диагностика. Первым на задержку в развитии и аномалии обращает внимание педиатр.
Если в процессе осмотра возникают основания подозревать наличие ДЦП, ребёнка направляют на консультации к профильным специалистам: неврологу, ортопеду-травматологу, реабилитологу.
Для уточнения диагноза назначается ряд исследований, которые помогают собрать объективную картину состояния центральной нервной системы:
- Видео-ЭЭГ-мониторинг. Это комплексное обследование сочетает запись электроэнцефалограммы с одновременной видеосъёмкой поведения пациента. Метод информативен и безопасен для детей любого возраста. Он позволяет выявить эпилептиформную активность, оценить функции мозга в покое и при раздражении, а также проанализировать, насколько клинические проявления (например, непроизвольные движения) связаны с изменениями в мозговой активности. Исследование также помогает исключить другие состояния, схожие по внешним признакам с ДЦП, и отслеживать динамику на фоне лечения, если оно уже проводится. [7]
- Акустически вызванные потенциалы (АСВП). Этот метод исследует, как мозг реагирует на слуховые сигналы, поступающие из внешней среды. Особенно полезен в случаях, когда ребёнок не может полноценно участвовать в обследовании из-за трудностей с речью или взаимодействием. АСВП позволяет судить о том, насколько корректно слуховые импульсы проходят от уха к структурам мозга, и выявить скрытые нарушения, которые могут влиять на развитие речи.
- Зрительные вызванные потенциалы (ЗВП). С помощью этого теста врачи оценивают, как работает зрительный тракт — от сетчатки до коры головного мозга. ЗВП выявляют отклонения в передаче и обработке визуальной информации, в том числе при отсутствии жалоб со стороны зрения. Метод также позволяет понять, связаны ли нарушения со стороны зрения с поражением нервной системы или же имеют офтальмологическую природу.
- МРТ головного мозга. Один из базовых и наиболее информативных методов нейровизуализации при подозрении на ДЦП. Помогает обследовать головной мозг и получить максимум информации о его состоянии, степени повреждения структур. Перед тем как назначить МРТ, врач устанавливает причину рождения детей с такой патологией, как ДЦП (детский церебральный паралич), из-за чего она возникла. Это позволяет оценить эффективность, необходимость обследования в конкретной ситуации.
Лечение и реабилитация
Единственным действенным подходом к работе с диагнозом ДЦП остаётся комплексная и многоплановая реабилитация. Это не только про движения — нарушение может затрагивать разные стороны развития ребёнка: когнитивную сферу, речь, эмоциональный отклик и даже восприятие самого себя. Поэтому терапия выстраивается индивидуально, с опорой на все особенности конкретного случая.
Программа восстановления включает несколько ключевых направлений:
- Развитие двигательных навыков. Специалисты помогают ребёнку осваивать важнейшие для самостоятельной жизни действия: научиться удерживать позу, сидеть без поддержки, ходить, глотать, посещать туалет — всё, что повышает уровень независимости.
- Сенсорное и эмоциональное развитие. Через игры, рисунки, чтение и другие формы активности стимулируются органы чувств, развиваются эмоции, формируется интерес к окружающему миру.
- Формирование социальных навыков. Работа направлена на то, чтобы ребёнку было проще контактировать с другими детьми, адаптироваться в группе, чувствовать себя частью общества.
- Психологическая поддержка и мотивационная работа. Особенно важна для детей, которые понимают свои ограничения и переживают из-за них. Задача специалистов — помочь принять себя, развить уверенность и желание действовать.
Кроме того, в реабилитационный курс включаются и специальные направления:
- Нейрореабилитация. Когда страдает работа центральной нервной системы, необходима деликатная и профессиональная коррекция. Современные подходы базируются на принципах нейропластичности — способности мозга перестраиваться, образовывать новые связи и «обходить» повреждённые участки. Задача нейрореабилитации — не просто вернуть утраченное, но и помочь ребёнку заново выстраивать взаимодействие с телом, мышлением и окружающей средой. В работе участвуют врачи, нейропсихологи, логопеды, эрготерапевты и другие специалисты. Они решают три важные задачи: восстановить нарушенные функции (движение, речь, мышление), научить жить с тем, что уже есть, и адаптировать пространство под потребности ребёнка, а не наоборот.
- Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС). Один из современных методов, применяемый при реабилитации ДЦП. Суть — в воздействии магнитных импульсов на конкретные зоны головного мозга. Это делается с помощью специальной катушки. В зависимости от параметров стимуляции можно либо активизировать работу нейронов, либо, наоборот, снизить их гиперактивность. В результате — ослабление мышечного напряжения, улучшение движений, повышение качества жизни.
- Биорезонансная терапия (БРТ). Метод основан на предположении, что каждый орган излучает электромагнитные колебания определённой частоты. При заболевании этот баланс нарушается. Во время процедуры на организм подаются корректирующие сигналы, которые, помогают нормализовать электромагнитные процессы. Такая стимуляция способствует снижению мышечной спастичности, активизирует двигательные функции и может оказывать общеукрепляющее действие.
- КВЧ-терапия (крайне высокочастотная). Воздействие осуществляется на кожные точки, связанные с внутренними органами через нервную систему. Волны с заданными характеристиками проникают неглубоко, стимулируя локальные реакции: улучшается микроциркуляция, активизируется восстановление тканей, снижается мышечный тонус. Методика хорошо переносится и может быть применена даже у маленьких детей.
- Вихревые ванны. Один из мягких, но эффективных способов влияния на мышцы и суставы. Вода, закрученная в специальной ванне, мягко массирует тело ребёнка. Это помогает снять напряжение, стимулирует кровоток и лимфоотток, улучшает подвижность и общее самочувствие. Кроме того, водные процедуры оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние ребёнка.
- БОС-терапия (биологическая обратная связь). Система датчиков может фиксировать разные параметры организма — частоту пульса, мышечную активность, электроэнцефалограмму. Вся информация визуализируется на экране в доступной форме. Ребёнок учится распознавать сигналы собственного тела и постепенно управлять ими. При регулярных тренировках это приводит к заметному улучшению двигательного контроля и снижению тревожности.
- Рефлексотерапия. Немедикаментозный подход, в котором воздействие идёт через активные точки тела. Это могут быть иглоукалывание, точечный массаж, электростимуляция. Методика активирует внутренние резервы организма, помогает улучшить координацию, речь, снижает выраженность мышечного напряжения и способствует лучшему психоэмоциональному балансу.
- Лечебная физкультура (ЛФК). Основа двигательной реабилитации. Комплекс упражнений всегда подбирается с учётом возраста, степени нарушений и особенностей моторики конкретного ребёнка. В программу могут входить: растяжка, упражнения на укрепление мышечного корсета, тренировка равновесия и плавности движений. Включаются также специализированные подходы: метод Бобат, метод Войта, элементы игровых тренировок. При регулярных занятиях заметен рост самостоятельности ребёнка и улучшение моторных навыков.
- Гидрореабилитация. Занятия в бассейне обеспечивают телу поддержку и расслабление. В воде снижается нагрузка на суставы, легче отрабатывать сложные движения. Упражнения на плавучесть, равновесие и координацию помогают укрепить мышцы и стабилизировать позу. Важна и социальная составляющая: контакт с инструктором, взаимодействие с другими детьми способствуют развитию общения и уверенности.
- Нейрологопедические занятия. Работа направлена на восстановление речи и связанной с ней моторики. У детей с ДЦП часто есть сложности не только с артикуляцией, но и с пониманием, слухом, зрением — все эти компоненты берутся в работу комплексно. Цель — научить ребёнка выражать свои мысли, понимать других, участвовать в диалоге.
- Коррекция питания и обмена веществ. В тяжёлых случаях паралича может быть нарушен обычный приём пищи, усвоение питательных веществ или энергия организма тратится иначе. В таких ситуациях врачи разрабатывают индивидуальные схемы нутритивной и метаболической поддержки, которые дополняют основное лечение.
- Применение медикаментов. Лекарственная терапия используется в качестве вспомогательной меры. Препараты помогают снять спазмы, справиться с болью, уменьшить судорожную активность или выраженность дистонии. Это помогает выстраивать более продуктивный реабилитационный процесс и делает повседневную жизнь ребёнка комфортнее.
- Работа нейропсихолога на сенсорном уровне. Важный этап в профилактике, комплексной реабилитации при детском церебральном параличе, когда имеет место поражение нервной системы. Основная задача нейропсихолога – улучшение процессов обработки сенсорной информации, приходящей от зрительных, слуховых и других анализаторов. Для достижения целей специалист использует упражнения на координацию и равновесие, игры с текстурными элементами, техники для улучшения вестибулярной функции. Программа занятий разрабатывается для каждого пациента индивидуально.
Список использованной литературы:
- ^ Paul S. и соавт. “A Review on Recent Advances of Cerebral Palsy.” Oxid Med Cell Longev 2022 (2022): 2622310. 2022.
- ^ Ghi T. и соавт. “Relative uteroplacental insufficiency of labor.” Acta Obstet Gynecol Scand 103(10) (2024): 1910-1918. 2024.
- ^ Peng H. и соавт. “Associations between maternal gestational diabetes mellitus and offspring cerebral palsy: a two-sample Mendelian randomization study.” Transl Pediatr 13(11) (2024): 1923-1932. 2024.
- ^ Tairy D. и соавт. “Predictors of maternal and neonatal outcomes in labors complicated by shoulder dystocia: a comparative analysis.” Arch Gynecol Obstet 310(5) (2024): 2405-2411. 2024.
- ^ Khan M. A. и соавт. “Extracorporeal Shockwave Therapy for Spasticity in Children With Cerebral Palsy: A Literature Review of Treatment Protocols and Outcome Measurement Parameters.” Cureus 17(5) (2025): e84260. 2025.
- ^ Marapin R. S. и соавт. “Altered brain connectivity in hyperkinetic movement disorders: A review of resting-state fMRI.” Neuroimage Clin 37 (2022): 103302. 2022.
- ^ Glass H. C. и соавт. “Association of EEG Background and Neurodevelopmental Outcome in Neonates With Hypoxic-Ischemic Encephalopathy Receiving Hypothermia.” Neurology 101(22) (2023): e2223-e2233. 2023.