Что такое нейропсихологическая коррекция?

Нейропсихолог, стаж - 11 лет;
Детский нейропсихолог;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Нейропсихология позволяет на ранних этапах выявить проблемы в развитии основных функций психики, что связано с особенностями развития или появлением органических повреждений головного мозга. При вовремя выявленной проблеме и комплексном подходе к лечению возможно полностью устранить отставание от нормы и сверстников.
Нейропсихологическая коррекция – это комплекс упражнений и методик, что помогают вовремя развить, скомпенсировать ВПФ ребёнка с учётом нюансов здоровья и психики конкретного пациента. Нейропсихологическая коррекция детей может начаться с 3 лет или с момента выявления проблемы вплоть до подросткового периода. [1]
Содержание статьи:
Задачи нейропсихологической коррекции
Комплекс упражнений и заданий разрабатывается для того, чтобы скорректировать нарушения в психике детей в возрасте от 3 до 12 лет. Для этого используется индивидуально-дифференцированный подход, подразумевающий подбор коррекционных методик для каждого пациента в зависимости от особенностей его показателей на начало работы с нейропсихологом.
При проведении нейропсихологической коррекции врач ставит перед собой следующие задачи:
- Пациент должен в полной мере научиться ощущать своё тело и пространство вокруг.
- Развитие эмоциональной стабильности и устойчивости к внешним раздражителям.
- Развитие всех видов памяти.
- Улучшение зрительно-моторной координации, тренировка направления глаз-рука.
- Развитие слухового и зрительного внимания, концентрации.
- Формирование функции контроля и программирования деятельности. Пациент учится определять задачу, разбивать на несколько пунктов, последовательно выполнять действия по шагам.
- Формирование произвольной деятельности.
После выявления проблем с работой отделов мозга или заметного отставания в формировании одной или нескольких высших психических функций, невролог рассказывает родителям, что такое нейропсихологическая коррекция, для чего она нужна, это становится первым шагом к избавлению от проблемы.
Когда необходима коррекция?
На разных этапах взросления у детей более явственно проступают различные проблемы, вызванные несформированностью или отставанием от нормы в развитии высших психических функций. В садике малыши могут испытывать трудности при игре в коллективе или необходимости общаться со взрослыми, а в школе не успевать осваивать информацию по программе.
Нейропсихологическая коррекция памяти и других функций нужна, если появились симптомы:
- Сниженная по сравнению со сверстниками работоспособность.
- Нарушения в развитии речи, отставание от нормального темпа освоения навыка.
- Дислексия, проблемы с освоением письма, чтения и счёта.
- Гиперактивность.
- Эмоциональная нестабильность, невозможность контролировать порывы.
- Отсутствие усидчивости, способности удерживать внимание на одном объекте.
- Проблемы с ориентацией на местности.
- Сложности с мелкой моторикой.
- Заторможенность.
- Слабое проявление эмоций, отсутствие взаимодействия с другими людьми, включая родителей.
Действенным методом помощи нейропсихологическая коррекция становится для пациентов с официально выявленными диагнозами:
- Задержка психического развития (ЗПР).
- Задержка речевого развития (ЗРР).
- Аутизм.
- СДВГ. [2]
- Отставание в развитии отдельных участков мозга.
- Эмоциональное или интеллектуальное расстройство.
Этапы нейропсихологической коррекции
Коррекционно-развивающая работа с конкретным ребёнком строится на основе особенностей сформированности ВПФ, выделенных преимуществ и недостатков среди компонентов развития, на которые делается упор.
Взаимодействие с пациентом делится на 4 этапа:
- Диагностический. Проводится обследование человека, выявляется уровень развития, проблемы. На основе данных формируется программа коррекции, подбираются методы для работы.
- Установочный. Выстраиваются эмоционально близкие отношения с пациентом и его родителями. Необходимо установить активную установку на коррекционную работу, найти мотивацию для самопознания и работы над собой. Помочь принять и понять диагноз как взрослым, так и пациенту. Чтобы занятия были более эффективными, родителям стоит объяснить цель выполнения конкретных упражнений.
- Коррекционный. Производится коррекционное воздействие в соответствии с составленной ранее программой. При необходимости или обнаружении новых фактов вносятся коррективы.
- Этап оценки результативности деятельности. Проводится повторная диагностика. Используются те же методы и задания, которые ребёнок выполнял в первый раз, оценивается разница в результатах, делаются выводы.
При проведении занятий в индивидуальной или групповой форме важно следовать следующим правилам:
- Два – три занятия в начале курса проводятся совместно с родителем. Это позволяет создать психологически комфортную для ребёнка атмосферу и продемонстрировать сопровождающему технику выполнения упражнений для дальнейших занятий дома.
- Двигательные упражнения, направленные на растяжку, передвижение на четвереньках, на спине, животе, глазодвигательные и дыхательные выполняются в медленном темпе после демонстрации примера 8-10 раз за занятие.
- Перед началом занятий врачом разрабатывается «общественный договор» — свод правил, ритуалов, система поощрений и наказаний. Он составляется индивидуально в зависимости от возраста пациента и цели проведения занятий. Правила, обговорённые в нём, соблюдаются неукоснительно.
- Во время занятия важно получать осязаемый или видимый результат действий: рисунок, поделка, сложенная конструкция. В конце занятия результат обсуждается, проводится его совместная оценка по заданным параметрам.
При составлении программы для домашних занятий родителей с ребёнком берётся сокращённый вариант, некоторые специализированные упражнения исключаются, используются упрощённые варианты.
Принципы работы нейропсихолога
Тренировки и взаимодействие с пациентами, особенно с детьми дошкольного возраста и учениками младших классов, выстраиваются с опорой на основополагающие принципы:
- Учёт двустороннего воздействия отделов мозга и формирующейся психики. Это означает, что определённые навыки развиваются в зависимости от степени зрелости участка головного мозга, за них отвечающего. Также тренировки и активное развитие определённых навыков стимулирует отдел головного мозга созревать быстрее.
- Системность. Коррекционная работа направлена не строго на устранение конкретной проблемы, а на развитие гармоничного когнитивного функционирования личности.
- Опора на сохранённые формы деятельности. Слабые или пострадавшие способности развиваются при большей опоре на развитые и сильные стороны психики.
- Учёт индивидуально-личностных черт пациента. При разработке коррекционной программы учитываются окружение малыша, особенности семьи, эмоционально-личностные характеристики и другие внешние факторы, в повседневной жизни влияющие на развитие психических функций.
- Вовлечение. Врач создаёт для ребёнка мотивацию и вовлекает в процесс корректировки, делая его интересным для маленького пациента.
- Комплексность. На каждом занятии воздействие оказывается одновременно на когнитивную, сенсомоторную и эмоциональную сферы развития.
- «От простого к сложному». Принцип регламентирует выстраивание занятий и подбор заданий так, чтобы сложность выполнения возрастала постепенно.
- Замещающий онтогенез. Постепенное последовательное воспроизведение нарушенных этапов развития.
Методики нейропсихологической коррекции
При составлении индивидуальной программы занятий врачи используют различные методики в комплексе, подбирая конкретные упражнения и их количество в зависимости от потребностей пациента.
В основе нейропсихологической коррекции лежат 5 групп упражнений:
- Дыхательные. Учат справляться с гипервозбудимостью, способствуют улучшенному насыщению тканей кислородом, что провоцирует быстрое развитие клеток головного мозга. Способность контролировать дыхание и умение выполнять определённые упражнения помогают ребёнку справляться со стрессовыми ситуациями и лучше контролировать эмоции. [4]
- Глазодвигательные. Помогает расширить зрительное восприятие, способность обрабатывать и запоминать информацию, полученную благодаря зрению.
- Двигательные. В комплекс входят растяжки и задания, позволяющие лучше почувствовать тело, научиться им управлять, ориентироваться в пространстве и принимать удобные и безопасные для тела положения.
- Артикуляционные. Упражнения провоцируют более чёткое произношение слов, построение предложений, постепенное усложнение и повышение чёткости речи.
- Направленные на улучшение познавательных навыков. Направлены на обучение ребёнка работать длительное время над одним заданием не отвлекаясь. Развивается память, внимание, воображение, логика.
Список использованной литературы:
- ^ А.В Семенович “Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте” Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. 21 с.
- ^ Van Dessel J, Morsink S, Van der Oord S, Lemiere J, Moerkerke M, Grandelis M, Sonuga-Barke E, Danckaerts M. “Waiting impulsivity: a distinctive feature of ADHD neuropsychology?” Child Neuropsychol. 2019 Jan;25(1):122-129. doi: 10.1080/09297049.2018.1441819. Epub 2018 Feb 28. PMID: 29490561.
- ^ Okun MS, Rodriguez RL, Mikos A, Miller K, Kellison I, Kirsch-Darrow L, Wint DP, Springer U, Fernandez HH, Foote KD, Crucian G, Bowers D. “Deep brain stimulation and the role of the neuropsychologist.” Clin Neuropsychol. 2007 Jan;21(1):162-89. doi: 10.1080/13825580601025940. PMID: 17366283.
- ^ Семенович А. В. “Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте” Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 75 с.