г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Что такое нейропсихологическая коррекция?

Нейропсихология позволяет на ранних этапах выявить проблемы в развитии основных функций психики, что связано с особенностями развития или появлением органических повреждений головного мозга. При вовремя выявленной проблеме и комплексном подходе к лечению возможно полностью устранить отставание от нормы и сверстников.

Нейропсихологическая коррекция – это комплекс упражнений и методик, что помогают вовремя развить, скомпенсировать ВПФ ребёнка с учётом нюансов здоровья и психики конкретного пациента. Нейропсихологическая коррекция детей может начаться с 3 лет или с момента выявления проблемы вплоть до подросткового периода. [1]

Но стоит учитывать, что чем раньше будут обнаружены дефекты развития и начаты занятия, тем вероятнее полное восстановление. Именно поэтому неврологи рекомендуют родителям делать нейропсихологическую диагностику даже официально здоровым детям на каждом важном этапе взросления: в 3 года, при поступлении в школу, при переходе из 4 в 5 класс и среднее звено обучения. 

Комплекс упражнений и заданий разрабатывается для того, чтобы скорректировать нарушения в психике детей в возрасте от 3 до 12 лет. Для этого используется индивидуально-дифференцированный подход, подразумевающий подбор коррекционных методик для каждого пациента в зависимости от особенностей его показателей на начало работы с нейропсихологом. 

Задачи и что такое нейропсихологическая коррекция

Основные цели нейропсихологической коррекции связаны с целями и задачами воспитания гармоничной личности в целом. 

При проведении нейропсихологической коррекции врач ставит перед собой следующие задачи:

  • Пациент должен в полной мере научиться ощущать своё тело и пространство вокруг. 
  • Развитие эмоциональной стабильности и устойчивости к внешним раздражителям. 
  • Развитие всех видов памяти. 
  • Улучшение зрительно-моторной координации, тренировка направления глаз-рука.
  • Развитие слухового и зрительного внимания, концентрации. 
  • Формирование функции контроля и программирования деятельности. Пациент учится определять задачу, разбивать на несколько пунктов, последовательно выполнять действия по шагам. 
  • Формирование произвольной деятельности. 

После выявления проблем с работой отделов мозга или заметного отставания в формировании одной или нескольких высших психических функций, невролог рассказывает родителям, что такое нейропсихологическая коррекция, для чего она нужна, это становится первым шагом к избавлению от проблемы.

Нейропсихолог проводит обследование и подбирает конкретные методы в зависимости от выявленных проблем и особенностей психики пациента. 

Когда необходима коррекция?

Когда нужна и что такое нейропсихологическая коррекция

На разных этапах взросления у детей более явственно проступают различные проблемы, вызванные несформированностью или отставанием от нормы в развитии высших психических функций. В садике малыши могут испытывать трудности при игре в коллективе или необходимости общаться со взрослыми, а в школе не успевать осваивать информацию по программе. 

Нейропсихологическая коррекция памяти и других функций нужна, если появились симптомы:

  • Сниженная по сравнению со сверстниками работоспособность. 
  • Нарушения в развитии речи, отставание от нормального темпа освоения навыка. 
  • Дислексия, проблемы с освоением письма, чтения и счёта. 
  • Гиперактивность. 
  • Эмоциональная нестабильность, невозможность контролировать порывы. 
  • Отсутствие усидчивости, способности удерживать внимание на одном объекте. 
  • Проблемы с ориентацией на местности. 
  • Сложности с мелкой моторикой. 
  • Заторможенность.
  • Слабое проявление эмоций, отсутствие взаимодействия с другими людьми, включая родителей. 
Отставание в развитии и что такое нейропсихологическая коррекция

Действенным методом помощи нейропсихологическая коррекция становится для пациентов с официально выявленными диагнозами:

  • Задержка психического развития (ЗПР).
  • Задержка речевого развития (ЗРР).
  • Аутизм.
  • СДВГ. [2]
  • Отставание в развитии отдельных участков мозга. 
  • Эмоциональное или интеллектуальное расстройство. 

Важно понимать, что поставить диагноз самостоятельно в домашних условиях и заниматься коррекцией без подключения специалиста не только не результативно, но даже опасно, ведь можно упустить драгоценное время. При появлении симптомов, вызывающих обеспокоенность, необходимо сразу обратиться к неврологу, который направит пациента к нейропсихологу при реальной необходимости. 

Этапы нейропсихологической коррекции

Коррекционно-развивающая работа с конкретным ребёнком строится на основе особенностей сформированности ВПФ, выделенных преимуществ и недостатков среди компонентов развития, на которые делается упор.

Этапы и что такое нейропсихологическая коррекция

Взаимодействие с пациентом делится на 4 этапа:

  • Диагностический. Проводится обследование человека, выявляется уровень развития, проблемы. На основе данных формируется программа коррекции, подбираются методы для работы. 
  • Установочный. Выстраиваются эмоционально близкие отношения с пациентом и его родителями. Необходимо установить активную установку на коррекционную работу, найти мотивацию для самопознания и работы над собой. Помочь принять и понять диагноз как взрослым, так и пациенту. Чтобы занятия были более эффективными, родителям стоит объяснить цель выполнения конкретных упражнений.
  • Коррекционный. Производится коррекционное воздействие в соответствии с составленной ранее программой. При необходимости или обнаружении новых фактов вносятся коррективы. 
  • Этап оценки результативности деятельности. Проводится повторная диагностика. Используются те же методы и задания, которые ребёнок выполнял в первый раз, оценивается разница в результатах, делаются выводы. 
Коррекционный этап и что такое нейропсихологическая коррекция

При проведении занятий в индивидуальной или групповой форме важно следовать следующим правилам:

  • Два – три занятия в начале курса проводятся совместно с родителем. Это позволяет создать психологически комфортную для ребёнка атмосферу и продемонстрировать сопровождающему технику выполнения упражнений для дальнейших занятий дома.
  • Двигательные упражнения, направленные на растяжку, передвижение на четвереньках, на спине, животе, глазодвигательные и дыхательные выполняются в медленном темпе после демонстрации примера 8-10 раз за занятие. 
  • Перед началом занятий врачом разрабатывается «общественный договор» — свод правил, ритуалов, система поощрений и наказаний. Он составляется индивидуально в зависимости от возраста пациента и цели проведения занятий. Правила, обговорённые в нём, соблюдаются неукоснительно. 
  • Во время занятия важно получать осязаемый или видимый результат действий: рисунок, поделка, сложенная конструкция. В конце занятия результат обсуждается, проводится его совместная оценка по заданным параметрам. 

При составлении программы для домашних занятий родителей с ребёнком берётся сокращённый вариант, некоторые специализированные упражнения исключаются, используются упрощённые варианты. 

Перед тем как утвердить список используемых дома упражнений, нейропсихолог должен убедиться, что взрослый, сопровождающий маленького пациента, точно владеет методикой их выполнения, может выбрать подходящую скорость и оказать помощь и поддержку, продемонстрировать правильный пример. 

Принципы работы нейропсихолога

Принципы работы нейропсихолога и что такое нейропсихологическая коррекция

Тренировки и взаимодействие с пациентами, особенно с детьми дошкольного возраста и учениками младших классов, выстраиваются с опорой на основополагающие принципы:

  • Учёт двустороннего воздействия отделов мозга и формирующейся психики. Это означает, что определённые навыки развиваются в зависимости от степени зрелости участка головного мозга, за них отвечающего. Также тренировки и активное развитие определённых навыков стимулирует отдел головного мозга созревать быстрее. 
  • Системность. Коррекционная работа направлена не строго на устранение конкретной проблемы, а на развитие гармоничного когнитивного функционирования личности. 
  • Опора на сохранённые формы деятельности. Слабые или пострадавшие способности развиваются при большей опоре на развитые и сильные стороны психики. 
  • Учёт индивидуально-личностных черт пациента.  При разработке коррекционной программы учитываются окружение малыша, особенности семьи, эмоционально-личностные характеристики и другие внешние факторы, в повседневной жизни влияющие на развитие психических функций. 
  • Вовлечение. Врач создаёт для ребёнка мотивацию и вовлекает в процесс корректировки, делая его интересным для маленького пациента. 
  • Комплексность. На каждом занятии воздействие оказывается одновременно на когнитивную, сенсомоторную и эмоциональную сферы развития. 
  • «От простого к сложному». Принцип регламентирует выстраивание занятий и подбор заданий так, чтобы сложность выполнения возрастала постепенно. 
  • Замещающий онтогенез. Постепенное последовательное воспроизведение нарушенных этапов развития. 

Нейропсихологическая коррекция и консультирование при нарушенном развитии мозга проводится только параллельно с лечением врачей других профилей. Это комплексная работа, которая даёт результат только при одновременном применении коррекционных занятий, аппаратной терапии, физиотерапии, медикаментозного лечения в зависимости от диагноза пациента. [3]

Методики нейропсихологической коррекции

Методики и что такое нейропсихологическая коррекция

При составлении индивидуальной программы занятий врачи используют различные методики в комплексе, подбирая конкретные упражнения и их количество в зависимости от потребностей пациента. 

В основе нейропсихологической коррекции лежат 5 групп упражнений:

  • Дыхательные. Учат справляться с гипервозбудимостью, способствуют улучшенному насыщению тканей кислородом, что провоцирует быстрое развитие клеток головного мозга. Способность контролировать дыхание и умение выполнять определённые упражнения помогают ребёнку справляться со стрессовыми ситуациями и лучше контролировать эмоции. [4]
  • Глазодвигательные. Помогает расширить зрительное восприятие, способность обрабатывать и запоминать информацию, полученную благодаря зрению. 
  • Двигательные. В комплекс входят растяжки и задания, позволяющие лучше почувствовать тело, научиться им управлять, ориентироваться в пространстве и принимать удобные и безопасные для тела положения. 
  • Артикуляционные. Упражнения провоцируют более чёткое произношение слов, построение предложений, постепенное усложнение и повышение чёткости речи. 
  • Направленные на улучшение познавательных навыков. Направлены на обучение ребёнка работать длительное время над одним заданием не отвлекаясь. Развивается память, внимание, воображение, логика. 

При составлении планов занятий упражнения группируются таким образом, чтобы в ходе выполнения влиять на все группы психических функций, способствуя развитию наиболее пострадавших. 

Список использованной литературы:

Скрыть/показать

  1. ^ А.В Семенович “Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте” Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. 21 с.
  2. ^ Van Dessel J, Morsink S, Van der Oord S, Lemiere J, Moerkerke M, Grandelis M, Sonuga-Barke E, Danckaerts M. “Waiting impulsivity: a distinctive feature of ADHD neuropsychology?” Child Neuropsychol. 2019 Jan;25(1):122-129. doi: 10.1080/09297049.2018.1441819. Epub 2018 Feb 28. PMID: 29490561.
  3. ^ Okun MS, Rodriguez RL, Mikos A, Miller K, Kellison I, Kirsch-Darrow L, Wint DP, Springer U, Fernandez HH, Foote KD, Crucian G, Bowers D. “Deep brain stimulation and the role of the neuropsychologist.” Clin Neuropsychol. 2007 Jan;21(1):162-89. doi: 10.1080/13825580601025940. PMID: 17366283.
  4. ^ Семенович А. В. “Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте” Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 75 с.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×