Диагностика у нейропсихолога для детей
Нейропсихолог, стаж - 11 лет;
Детский нейропсихолог;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Нейропсихологическая диагностика ребёнка – прекрасный способ с раннего возраста отслеживать особенности развития высших психологических функций. Такие процессы, как мышление, речь, внимание, память, тактильное, зрительное и слуховое восприятие, пространственное представление являются основными для человека. [1]
Степень их становления определяет успешность не только во взрослом возрасте, но и в детстве. Уже с детского сада и начальной школы среди сверстников выделяются наиболее развитые ребята, а дети, имеющие проблемы с формированием психологических функций, не могут полноценно самореализоваться и успешно освоить программы.
Нейропсихологические занятия с детьми, проведение проб для выявления отклонений, и их анализ позволяют рано определить, какие из высших психических функций развиваются медленнее и требуют дополнительных коррекционных занятий.
Благодаря доступности информации и современным статьям возможно поверхностно разобраться с методами нейропсихологической диагностики и методикой анализов результатов, полученных в детском возрасте, чтобы понять, нужно ли обращаться к врачам этого направления.
Дополнительно совет пройти полное исследование в специализированной клинике может дать невролог, заметивший при регулярном осмотре особенности, которые могут указывать на необходимость обратиться к нейропсихологу.
Основными симптомами, вызывающими подозрения, могут стать:
- Быстро устаёт от любых видов деятельности.
- В течение дня вялый, сонный, спит больше нормы.
- Заметна эмоциональная неустойчивость.
- Невнятная речь, сложности с обучением чтению, письму и счёту.
- Плохая память и сниженное внимание.
- Проблемы с координацией движений, человек очень неловкий, не может правильно оценить свои и предметов размеры.
- Не слышит или не воспринимает обращённую речь.
- Не может контролировать себя, постоянно находится в движении, неспособен усидеть на одном месте. [2]
- Повышенная возбудимость и неуправляемость.
- Трудности с освоением школьной программы.
- Плохой почерк, сложности с чтением и выполнением условий заданий, соблюдением правил письма в тетради.
Иногда в детских учреждениях проводится групповая нейропсихологическая диагностика раннего возраста (в 3-4 года), но в большинстве случаев упражнения, что включает в себя тестирование и то, как это проходит, позволяет определить только развитие двигательных функций в детском возрасте и необходимость пройти клиническое обследование для малышей. Именно поэтому для собственного спокойствия врачи рекомендуют родителям проводить индивидуальное тестирование у нейропсихолога — невролога раз в год, начиная с возраста 2 лет.
Требования к процедуре обследования в детском возрасте
Эмпирический этап нейропсихологической диагностики у детей по определённым методикам имеет требования к проведению исследования. Несоблюдение правил приводит к снижению точности результатов, постановке неправильного диагноза и подбору коррекционных методик, которые не дадут необходимого результата.
Поэтому к соблюдению следующих правил врачи подходят с особой тщательностью:
- Предварительная мотивация. У маленького пациента необходимо вызвать интерес к проводимому обследованию, выполняемым заданиям. Особенно важно это для детей в возрасте 3-7 лет.
- Создание ситуации успеха. Вне зависимости от реальной результативности, на каждом этапе необходимо показывать обследуемому, что у него всё получается, иначе интерес к дальнейшему прохождению тестирования быстро угаснет, а результаты будут искажены.
- Подстраивание под личный темп ребёнка. Необходимо, чтобы ему было максимально комфортно выполнять задания, не было страха не успеть или скуки из-за слишком долгого ожидания следующего этапа.
- Комфортная речевая среда. Не перегружать процесс сторонними разговорами психолога, исключить любую критику результативности и выбранных испытуемым способов работы.
- Подобрать оптимальный порядок проведения проб. Важно, чтобы задания одного и того же типа, на одну и ту же функцию, не выдавались друг за другом. Необходимо правильно сбалансированное разнообразие. За исключением случаев проведения гомогенной интерференции.
- Сенсибилизированные пробы. Использование тех же заданий, но с дополнительными сложностями (закрытыми глазами, зафиксированным языком) позволяют определить степень автоматизма функционирования тех или иных навыков.
- Провести исследование зоны ближайшего совершенствования для составления более точных рекомендаций при анализе результатов.
Этапы проведения диагностики
Процесс обследования состоит из нескольких последовательных этапов, позволяющих получить максимально полную картину развития пациента. Точное соблюдение последовательности гарантирует высокую результативность метода. [3]
Врач проводит обследование поэтапно:
- Сбор анамнеза. Психолог-невролог беседует с родителями пациента. Необходимо рассказать максимально подробно о поведении дома, школе, в незнакомых местах и в различных ситуациях. Врач будет задавать наводящие вопросы, отвечать на которые необходимо точно. При этом важно рассказать о необычных проявлениях в поведении малыша, например, о привычке рисовать на стенах или чрезмерной любви к конкретному виду времяпрепровождения.
- Тестирование. Подбираются специализированные задания, учитывающие примерный уровень ребёнка. Тестовые вопросы затрагивают все основные когнитивные функции в чистом виде и при взаимодействии друг с другом. Врач не только ждёт результатов выполнения проб, но и наблюдает за поведением пациента в процессе выполнения тестирования.
- Анализ результатов. Нейропсихолог анализирует результаты выполнения тестов, дополнительные данные, полученные во время сеанса. Создаётся подробная карта пациента, в которой указываются все нюансы эволюции.
- Рекомендации. На основе полученных результатов нейропсихолог рекомендует конкретные упражнения, специализированные занятия или посещение врачей определённых профилей.
Нейропсихологические приёмы и техники
Для проведения полного обследования пациенту предлагается выполнить несколько комплексов заданий и упражнений – проб, что позволит всесторонне оценить уровень сформированности высших психологических функций. Приёмы подбираются в зависимости от периода взросления и возможного диагноза.
Диагностика может включать:
- Корректурные пробы. Позволяют оценить возможность концентрировать и удерживать внимание на конкретном предмете. Выявляют не только проблемы, связанные с вниманием, но и другие особенности когнитивной деятельности, например, скорость вхождения в задание или быстроту утомляемости.
- Таблицы Шульте. Помогают определить уровень развития внимания и оценить скорость прохождения заданий на внимательность.
- Реципрокная координация. Используется, чтобы оценить уровень развития взаимодействия между полушариями мозга с помощью развитости координации рук и способности к выполнению сложных движений.
- Динамический праксис. Помогает понять, способен ли человек запоминать программы действий и выполнять заранее заданную последовательность движений.
- Праксис поз пальцев. Позволяет понять, способен ли пациент во время пробы воспроизвести положение 10 пальцев, которое ему до этого продемонстрировал специалист по нейропсихологии.
- Оральный праксис. Включает задания на определённые движения языка и рта.
- Графомоторная проба «Заборчик». Позволяет понять. Насколько развита мелкая моторика, способность и готовность к письму.
- Зрительный гнозис. Пробы помогают понять, как ребёнок воспринимает и осознаёт изображения, способен ли идентифицировать и типизировать их.
- Тактильный гнозис. Задания направлены на распознание объектов и их положения в пространстве без использования зрения.
- Логико-грамматические конструкции. Позволяют оценить, начали ли у пациента развиваться зачатки логики, способен ли он к построению правильных конструкций, сложнее простого словосочетания.
Проблемы, решаемые с помощью нейрокоррекции
В некоторых случаях узнать, что такое диагностика у нейропсихолога и как она проходит для детей, это возможность вовремя помочь своему малышу преодолеть врождённые или приобретённые в раннем возрасте проблемы. Ведь при использовании правильных диагностических методик, а затем коррекции, включающей нейропсихологические игры и гимнастику уже с 2-3 лет, возможно к 6-7 годам вывести маленького пациента в норму, сделав первые школьные годы комфортными и интересными.
Вовремя начатая и систематически проводимая коррекция позволяет справиться со следующими проблемами:
- Быстрая утомляемость. Ребёнок значительно менее активен и работоспособен, чем его сверстники, постоянно хочет отдохнуть.
- Заметное психическое истощение, снижение уровня реакций на внешние эмоциональные раздражители.
- Сниженная работоспособность интеллекта. Если ребёнок уже начал отставать в этом параметре от нормативов, необходимо как можно скорее провести обследование.
- Дислексия, дисграфия, дискалькулия. Полностью эти проблемы устранить невозможно, но научить справляться с ними возможно уже в первые годы школьного обучения.
- Расстройства внимания и памяти. Оба навыка возможно постепенно тренировать с помощью специальных упражнений.
- Несформированность пространственных представлений. Если оставить эту сферу без внимания, то в будущем человеку будет крайне сложно овладеть важнейшими навыками, например, научиться водить машину.
- Сложности с восприятием информации, поступающей извне. Если не устранить эту проблему к началу обучения в школе, то его результативность с первых месяцев будет крайне низкой.
- Недоразвитие моторных функций. Отсутствие коррекции в этом направлении постепенно приводит к формированию отставания и в других сферах.
Список использованной литературы:
- ^ Sturm W. “Neuropsychological assessment.” J Neurol. 2007 May;254 Suppl 2:II12-4. doi: 10.1007/s00415-007-2004-7. Erratum in: J Neurol. 2008 Feb;255(2):309-10. PMID: 17503120.
- ^ Schaughency EA, Lahey BB, Hynd GW, Stone PA, Piacentini JC, Frick PJ. “Neuropsychological test performance and the attention deficit disorders: clinical utility of the Luria-Nebraska Neuropsychological Battery-Children’s Revision.” J Consult Clin Psychol. 1989 Feb;57(1):112-6. doi: 10.1037//0022-006x.57.1.112. PMID: 2925961.
- ^ Larrabee GJ. “Test validity and performance validity: considerations in providing a framework for development of an ability-focused neuropsychological test battery.” Arch Clin Neuropsychol. 2014 Nov;29(7):695-714. doi: 10.1093/arclin/acu049. Epub 2014 Oct 3. PMID: 25280794; PMCID: PMC4263930.
- ^ Gass CS. “Emotional variables and neuropsychological test performance.” J Clin Psychol. 1991 Jan;47(1):100-4. doi: 10.1002/1097-4679(199101)47:1<100::aid-jclp2270470116>3.0.co;2-h. PMID: 2026762.