г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Как развить способность к обучению

Умение быстро осваивать новые навыки, впитывать и анализировать информацию – одно из  необходимых в развивающемся мире. Без ежедневного обучения невозможно стать успешным специалистом, достичь статуса и дохода.

Больше времени учебе уделяется в юности, а после окончания университета взрослый, желающий добиться чего-либо в жизни, не прекращает обучение. Поэтому вопрос: «Как повысить способность к обучению?» актуален всегда [1].

Компоненты высокой обучаемости

Ученые-психологи давно занимаются повышением обучаемости, выявлением закономерностей, объясняющих, почему одни люди осваивают новое быстрее других.

Особенности характера человека, позволяющие лучше воспринимать новое и интегрировать это в  жизнь:

  1. Новаторство. Это способность ставить под вопрос устоявшиеся точки зрения, желание взглянуть на проблему с разных сторон. Тяга к подобному типу познания вселенной требует постоянного нового опыта для решения вопросов.
Новаторство в когнитивных способностях
  1. Импровизация. Быстрая реакция на изменения обстоятельств, в том числе на новую информацию. Умение принимать решения основывается на качествах высокообучаемых людей: внимании, наблюдательности, умении быстро обрабатывать полученную информацию и делать логические выводы.
  2. Самоанализ. Постоянное получение нового опыта или информации не гарантирует освоения. Для обучения человеку нужно получить и усвоить информацию, а также понять степень усвоения. Для этого используются методы проверки, обратная связь, результаты которой помогают оценить свой уровень, выявить слабые стороны и выбрать подходящие методы обучения.
  3. Авантюризм. Учеба – это погружение в новые, незнакомые обстоятельства. Если человек не склонен выходить из привычной зоны, расширять собственные границы восприятия, то осваивать знания будет тяжело. Умение ориентироваться в ситуации стресса при попадании в новую обстановку – одно из важнейших качеств высокообучаемых людей.

Есть психологическое качество, которое ограничивает способность обучаться и развиваться. Это – внутренняя защита от критики. Человек, желающий получить больше знаний, радуется получению даже негативной обратной связи, ведь это возможность лучше понять свои проблемы[2].

Услышав, что у вас что-то не получается, не стоит расстраиваться или злиться на того, кто это сказал. Задумайтесь, почему это происходит, как решить проблему, учтите полученную информацию.

Как развить способность к обучению?

Наш мозг –  орган, который можно тренировать так же, как и мышцы. Чем чаще и правильнее мы его используем, тем более высокий результат он дает. Поэтому способность к обучению даже низкую от природы возможно натренировать, следуя нескольким советам:

Тренировка обучающихся

Учитывайте собственную психологию обучения. Выбирать способ освоения информации необходимо с учетом личностных особенностей. Экстраверты лучше обучаются в группе, интроверты предпочитают постигать новые знания самостоятельно с источником информации. Визуалы, аудиалы и кинестетики также требуют разной подачи учебного материала с упором на способ воспринимать мир. Некоторым необходима четко изложенная информация и инструкции по решению, другие лучше усваивают материал через проблемное обучение [3].

  • Память – фундамент обучаемости. Развивайте ее с помощью техник и тренировок каждый день. При этом не стоит стараться удержать всю информацию в голове. Используйте записную книжку для уточнения распорядка дня, записи расписания тренировок, дел, освобождая внимание для более важного [4].
  • Мотивация. Перед началом учебы четко ответьте себе на вопрос, зачем вы это делаете. Найдите истинную причину для прилагаемых усилий. Отсутствие действенной мотивации расслабляет мозг. Не стоит строить далеко идущих планов, находите интересное в ежедневных занятиях.
  • Новые задачи. Учеба – это привычка, которая вырабатывается ежедневным открытием нового. Регулярное решение нетривиальных учебных ситуаций, задач тренирует мозг, и каждая последующая стадия обучения не будет казаться такой сложной, так как сознание уже будет иметь алгоритм работы с ней.
  • Понятная терминология. Сталкиваясь с новой областью, незнакомым материалом, в первую очередь найдите понятное для себя объяснение всех теоретических понятий. В таком случае материал будет восприниматься проще, доступнее, не будет возникать недопонимания.

Как и при физических тренировках, стоит помнить о правиле «Не навреди!». Высокие нагрузки, отсутствие полноценного отдыха, занятие скучными вещами могут значительно ухудшить даже базовые способности.

С мозгом, как и в спорте :не навреди!

Как не испортить результат?

Умение быстро и надежно усваивать материал можно развить системным подходом, однако часто мы сами понижаем итоговый результат, не обеспечивая себе необходимые условия.

Чтобы не потерять драгоценное время, старайтесь избегать:

  • Недосыпа. Для усвоения новой информации мозг должен отдохнуть. Важно высыпаться до и после напряженной интеллектуальной работы.
  • Неподходящих мест для занятий. Посторонние звуки, отвлекающие факторов, общение не дадут полноценно усвоить материал. Учиться лучше в одиночестве или в специально предназначенных для этого местах, где соблюдается тишина.
  • Плохую подачу материала. При наличии непонятно написанного учебника нельзя полноценно разобраться в теме. Если не понятен изложенный материал, поищите другие варианты источников информации по теме.
  • Чрезмерно долгих занятий. Переутомление из-за продолжительного монотонного занятия приведет к снижению усвояемости. Делайте перерывы, меняйте деятельность, отдыхайте [5].

Чем комфортнее будут условия для учебы, тем лучше результат вы получите в итоге.

Список использованной литературы

Скрыть/показать

  1. ^Adams, Eryn J et al. “Theories of working memory: Differences in definition, degree of modularity, role of attention, and purpose. Language, Speech, and Hearing Services in Schools.” Lang Speech Hear Serv Sch 2018 Jul; 49(3):340–355.
  2. ^Ackerman, Phillip L et al. ‘’Further explorations of perceptual speed abilities in the context of assessment methods, cognitive abilities, and individual differences during skill acquisition.“ Journal of Experimental Psychology: Applied 2007; 13(4):249–272.
  3. ^Karpicke, Jeffrey D et al. “The critical importance of retrieval for learning.” Science 2008 Feb  15; 319(5865):966-8.
  4. ^Grossberg, Stephen. “The link between brain learning, attention, and consciousness.” Conscious Cogn 1999 Mar; 8(1):1-44.
  5. ^Beier, Margaret E et al. “ Is cognitive ability a liability? A critique and future research agenda on skilled performance.” J Exp Psychol Appl. 2012 Dec;18(4):331-45.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×