г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Нейропсихолог: кто это и чем занимается?

Нейропсихология – наука, изучающая нюансы работы головного мозга и его влиянием на психику, поведение, познавательные способности человека. 

Чтобы понять, кто такой взрослый или детский нейропсихолог и чем он занимается, важно понимать, что такое высшие психические функции. Поведение человека, память, скорость мышления, возможность говорить и понимать чужую речь, писать и читать, способность ориентироваться в пространстве и отличать право от лево – всё это определяется качеством работы различных отделов головного мозга. [1]

Нейропсихолог по результатам проведённой диагностики может предположить, какой именно участок и насколько сильно был повреждён. А после подтверждения диагноза аппаратными исследованиями врач подберёт коррекционные занятия, которые помогут восстановиться даже после тяжёлых травм, инсульта или при наличии патологий раннего развития. 

Нейропсихология изучает как особенности работы отдельных участков мозга влияют на психические процессы, их эволюцию и деградацию. С помощью специализированных тестов и беседы нейропсихолог понимает, являются ли особенности поведения следствием психологической проблемы или же тут замешана физиология. 

Отрасли нейропсихологии и нейропсихолог кто это и чем занимается

Нейропсихология – относительно молодая, но активно развивающаяся область науки. Она имеет несколько направлений, позволяющих учёным специализироваться на конкретных задачах:

  • Клиническая. Использует специализированные методы обследования и индивидуальные программы лечения, чтобы помочь людям, пережившим заболевание или поражение тканей из-за отравления или механической травмы. 
  • Диагностическая. Разрабатывает тесты и методы анализа проявлений дисфункции, чтобы определить, какая именно часть основного органа, отвечающего за человеческое сознание, пострадала. 
  • Реабилитационная. Разрабатывает программы, помогающие восстанавливать утерянные или ослабевшие функции, компенсировать их, адаптироваться к жизни и взаимодействию с социумом при выявлении патологий разной степени тяжести. 
  • Экологическая. Занимается проблемой негативного воздействия окружающей среды на психические функции человека. 
  • Экспериментальная. Изучает, как мозг и психика взаимно влияют, ищут пути нетипичного воздействия на отдельные участки главного человеческого органа с целью улучшить и ускорить становление психических функций. Разрабатывает экспериментальные методики, например, воздействие направленным электротоком. 
  • Детская. Занимается проблемами раннего развития, особенностями диагностики нарушений в начале жизни и коррекцией, позволяющей быстро устранить или скомпенсировать возникшее отставание от сверстников. [2]

Те учёные, кто изучает нейропсихологические проблемы, воздействие на людей негативных факторов окружающей среды, проводит опыты, помогающие понять связь отделов мозга с высшими психическими функциями, не только значительно продвигают вперёд наше понимание принципов работы собственного организма, но и дают надежду тем, чьи проблемы раньше считались нерешаемыми.

Основные направления деятельности

Основные направления деятельности и нейропсихолог кто это и чем занимается

Среди людей, выбравших нейропсихологию для работы, есть учёные, практикующие врачи-диагносты, люди, занимающиеся коррекцией со взрослыми и детьми. 

Исходя из специализации конкретного врача или учёного, выделяются несколько направлений работы:

  • Диагностика состояний. Используя специализированные тесты, нейропсихолог может определить, какие конкретно высшие психические функции пострадали или развились недостаточно в соответствии с возрастом пациента и особенностями жизненного пути. Исходя из данных обследования, нейропсихолог может предположить, какой участок повреждён или недоразвит, а затем подтвердить теорию с помощью аппаратной диагностики. 
  • Разработка личной программы абилитации или реабилитации. В случаях, когда участок мозга повреждён необратимо и шансов довести развитие навыков до нормы нет, медик помогает пациенту приспособиться к особенностям его организма, скомпенсировать утерянные возможности за счёт дополнительного усиления остальных. Реабилитация рассчитана на восстановление утраченных функций или развитие, если по каким-то причинам произошло отставание.
  • Научная деятельность. Учёные – нейропсихологи активно участвуют в изучении функционирования мозга, последствий травм или токсических поражений разных отделов. Их деятельность направлена на разработку методов лечения нарушений и устранения их последствий.
  • Консультирование. Специалист рассказывает близким больного о произошедших в нём изменениях, о том, как адаптироваться к новому восприятию реальности, научиться жить с диагнозом. 

Если пытаться простыми словами объяснить, что это за специалист – нейропсихолог для взрослых и детей, кто нуждается в его помощи и чем он занимается, то такое объяснение будет наиболее верным: это врач, который определяет отклонения от нормы, выясняет причины и помогает максимально устранить последствия повреждения тканей мозга.

Когда нужно обратиться за помощью?

Пройти нейропсихологическую диагностику можно по собственному желанию, если возникло ощущение, что появились проблемы в области когнитивных способностей. Это обязательная процедура для пациентов, перенёсших травмы головы или заболевания, затрагивающие этот орган. 

Когда нужно обратиться за помощью к нейропсихологу, кто это и чем занимается

Нейропсихологи участвуют в лечении и реабилитации детей с выявленными диагнозами или подозрениями на них:

  • Детский церебральный паралич.
  • Травмы головы. 
  • Опухоли и новообразования другого типа. 
  • Перенесённые инфекционные заболевания. 
  • Задержка развития речи.
  • Задержка психического развития. 
  • Аутизм. [3]
  • СДВГ. 

При этом нейропсихология является только частью терапии, это комплексная работа, таких детей лечат специалисты в психологии, неврологии, терапии, психиатрии, логопедии, дефектологии.

Когда нужно обратиться за помощью к нейропсихологу при плохо развитой речи

Пройти обследование и начать коррекцию можно и без серьёзного диагноза, если возникли следующие симптомы:

  • Не усваивает или только частично, медленнее сверстников, школьную программу. 
  • Быстро устаёт. 
  • Имеет проблемы с мелкой или крупной моторикой. 
  • Тяжело проходит социализацию, не может наладить отношения со сверстниками. 
  • Не может контролировать поведение, всплески эмоций. 
  • Плохо развита речь, навык чтения, письма, счёта. 
  • Не контактирует с окружающими, старается молчать, не вовлекается в беседы. 
  • Склонен к взрывным эмоциям, истерикам, неконтролируемой агрессии. 
  • Не следует инструкциям, не может продумать план действий. 
  • Путает право и лево, не ориентируется на местности. 
  • Имеет проблемы с памятью и заучиванием новой информации. 
  • Не может самостоятельно выполнить домашнее задание. 

Для каждого пациента подбирается специальная программа, учитывающая выявленные проблемы, их причины и возможность устранения. При этом даются рекомендации по посещению врачей других профилей при необходимости. 

Методы нейропсихологов

Методы нейропсихологов, кто это и чем занимается

Конкретные методы работы подбираются, основываясь на жалобах, с которыми на приём пришёл пациент. Основой служит система Лурия, которая помогает выявить и описать психические потери при разрушении отдельных участков.

Некоторые из методов применяют обязательно, другие являются вариативными:

  • Документальное описание клинического случая. В карту пациента заносится история формирования и проявления болезни, симптомы, выявленные причины возникновения, данные обследования другими врачами. 
  • Описывается состояние психики на момент обращения. Особое внимание уделяется эмоциональному статусу, уровню критичности, способности ориентироваться в пространстве и времени. 
  • Определяется выраженность и направленность эмоций пациента, факторы, на него воздействующие. 
  • Изучается произвольное и пассивное внимание. 
  • Анализируется навык письма, чтения, счёта. 
  • Проводятся тесты на уровень развития памяти. 
  • Исследуется двигательная активность. Нейропсихолог определяет развитость способности к копированию сложных поз и движений, координацию движений. 
  • Исследуются навыки речи, особенности. Учитывается чистота произношения слов, структура предложений, бедность или широта словарного запаса, способность понимать чужую речь. 
  • Проверяются тактильные навыки, способность опознать предметы на ощупь. 
  • Исследуется уровень визуального восприятия информации разного типа. 
  • Анализируется слуховое восприятие в разных ситуациях. Важно не только, как и что слышит пациент, но и способен ли проанализировать и запомнить услышанное. 

Простыми словами, нейропсихология занимается тем, что помогает понять, чем болеет человек, какая часть мозга функционирует неправильно, применяя при этом методики, основанные на оценке функционирования психических функций. После того как нейропсихолог создаст заключение, подбирается коррекционная или реабилитационная программа и делается предположение о том, какой отдел повреждён. Эти данные проверяются аппаратным сканированием. 

Результаты работы

Важно понимать, что результативность коррекционной и реабилитационной работы нейропсихолога во многом зависит от стараний самого пациента. Важно правильно выбрать методику лечения, учесть нюансы здоровья и жизни пациента и неукоснительно соблюдать данные врачом рекомендации.

Результаты работы нейропсихолога, кто это и чем занимается

При регулярных занятиях возможно добиться следующих результатов:

  • Улучшение мышления, воображения. 
  • Улучшение крупной и мелкой моторики, координации и навыков ориентирования в пространстве. 
  • Умение сосредотачиваться на задаче. 
  • Дисциплинированность. 
  • Эмоциональная стабильность. 
  • Улучшение речи, письма и счёта. 
  • Повышение работоспособности. 
  • Развитие познавательного процесса. 
  • Улучшение навыков самоконтроля. 
  • Снижение нервозности, уменьшение негативного воздействия стрессовых ситуаций. 

Когда ребёнку объясняют, что такое нейропсихология простым языком, то говорят, что это игры и занятия, которые помогут ему быть более сосредоточенным, лучше запоминать или владеть собой. [4] И это правильное объяснение. Но взрослые должны понимать, что ответственность за конечный результат лежит на их плечах, ведь родителям предстоит проследить за регулярностью занятий, участвовать в них, разбираться в причинах особого поведения детей и налаживать контакт с пострадавшими от повреждений мозга взрослыми.

Отличия нейропсихолога от психолога

Отличия нейропсихолога от психолога, кто это и чем занимается

Специалисты этих направлений занимаются коррекционной деятельностью и часто сталкиваются с внешне схожими проблемами, из-за этого не всегда люди понимают, в чём разница. Однако психологи работают с эмоционально-волевой сферой, выявляют блоки и страхи, прорабатывают травматичный пережитый опыт. 

Врач, занимающийся нейропсихологией, изучает анатомию и физиологию головного мозга, заболевания ЦНС и их влияние на результаты специализированной диагностики. Нейропсихологическая теория и практика занимается обнаружением проблем в развитии высших психических функций, причин их возникновения, связей с отдельными участками, коррекцией.

В своей работе нейропсихолог решает следующие задачи:

  • Понять, как работает сознание человека при взаимодействии с миром. 
  • Выявить нейропсихологические особенности развития в связи с возрастом и полом человека. 
  • Определить, как травмы, органические поражения и естественное старение организма влияют на когнитивные способности, психику и мышление. 
  • Провести диагностику, определить симптомы возможных заболеваний, выявить очаговые поражения. Подтвердить теорию с помощью аппаратных исследований. 
  • Восстановить психические процессы, ускорить развитие коррекционными методами. 

Нейропсихология личностиэто раздел науки, по сути своей, гораздо более близкий к неврологии. Поэтому нейропсихологи и неврологи часто работают в тандеме, чтобы добиться лучших результатов для пациентов, имеющих значительные отклонения в развитии или последствия перенесённых заболеваний и травм. 

Список используемой литературы:

Скрыть/показать

  1. ^ Salvadori E, Pantoni L; Società Italiana di NeuroGeriatria (SINEG). “The role of the neuropsychologist in memory clinics.” Neurol Sci. 2020 Jun;41(6):1483-1488. doi: 10.1007/s10072-020-04253-4. Epub 2020 Jan 16. PMID: 31950460.
  2. ^ Shapiro E, Ziegler R. “Pediatric Neuropsychology and Pediatric Neurology: Kenneth Swaiman’s Legacy.” Pediatr Neurol. 2021 Sep;122:122-124. doi: 10.1016/j.pediatrneurol.2021.05.003. Epub 2021 May 8. PMID: 34294470.
  3. ^ Labruyère N, Sonie S. “Autisme et neuropsychologie [Autism and neuropsychology].” Soins Pediatr Pueric. 2014 Jan-Feb;(276):18-9. French. PMID: 24617085.
  4. ^ Billard C, Jambaqué I. “L’essor de la neuropsychologie de l’enfant [The rapid development of child neuropsychology].” Rev Neurol (Paris). 2008 May;164 Suppl 3:S108-13. French. doi: 10.1016/S0035-3787(08)73300-9. PMID: 18675035.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×