Нейропсихолог: кто это и чем занимается?

Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Нейропсихология – наука, изучающая нюансы работы головного мозга и его влиянием на психику, поведение, познавательные способности человека.
Чтобы понять, кто такой взрослый или детский нейропсихолог и чем он занимается, важно понимать, что такое высшие психические функции. Поведение человека, память, скорость мышления, возможность говорить и понимать чужую речь, писать и читать, способность ориентироваться в пространстве и отличать право от лево – всё это определяется качеством работы различных отделов головного мозга. [1]
Нейропсихология изучает как особенности работы отдельных участков мозга влияют на психические процессы, их эволюцию и деградацию. С помощью специализированных тестов и беседы нейропсихолог понимает, являются ли особенности поведения следствием психологической проблемы или же тут замешана физиология.
Нейропсихология – относительно молодая, но активно развивающаяся область науки. Она имеет несколько направлений, позволяющих учёным специализироваться на конкретных задачах:
- Клиническая. Использует специализированные методы обследования и индивидуальные программы лечения, чтобы помочь людям, пережившим заболевание или поражение тканей из-за отравления или механической травмы.
- Диагностическая. Разрабатывает тесты и методы анализа проявлений дисфункции, чтобы определить, какая именно часть основного органа, отвечающего за человеческое сознание, пострадала.
- Реабилитационная. Разрабатывает программы, помогающие восстанавливать утерянные или ослабевшие функции, компенсировать их, адаптироваться к жизни и взаимодействию с социумом при выявлении патологий разной степени тяжести.
- Экологическая. Занимается проблемой негативного воздействия окружающей среды на психические функции человека.
- Экспериментальная. Изучает, как мозг и психика взаимно влияют, ищут пути нетипичного воздействия на отдельные участки главного человеческого органа с целью улучшить и ускорить становление психических функций. Разрабатывает экспериментальные методики, например, воздействие направленным электротоком.
- Детская. Занимается проблемами раннего развития, особенностями диагностики нарушений в начале жизни и коррекцией, позволяющей быстро устранить или скомпенсировать возникшее отставание от сверстников. [2]
Основные направления деятельности
Среди людей, выбравших нейропсихологию для работы, есть учёные, практикующие врачи-диагносты, люди, занимающиеся коррекцией со взрослыми и детьми.
Исходя из специализации конкретного врача или учёного, выделяются несколько направлений работы:
- Диагностика состояний. Используя специализированные тесты, нейропсихолог может определить, какие конкретно высшие психические функции пострадали или развились недостаточно в соответствии с возрастом пациента и особенностями жизненного пути. Исходя из данных обследования, нейропсихолог может предположить, какой участок повреждён или недоразвит, а затем подтвердить теорию с помощью аппаратной диагностики.
- Разработка личной программы абилитации или реабилитации. В случаях, когда участок мозга повреждён необратимо и шансов довести развитие навыков до нормы нет, медик помогает пациенту приспособиться к особенностям его организма, скомпенсировать утерянные возможности за счёт дополнительного усиления остальных. Реабилитация рассчитана на восстановление утраченных функций или развитие, если по каким-то причинам произошло отставание.
- Научная деятельность. Учёные – нейропсихологи активно участвуют в изучении функционирования мозга, последствий травм или токсических поражений разных отделов. Их деятельность направлена на разработку методов лечения нарушений и устранения их последствий.
- Консультирование. Специалист рассказывает близким больного о произошедших в нём изменениях, о том, как адаптироваться к новому восприятию реальности, научиться жить с диагнозом.
Когда нужно обратиться за помощью?
Пройти нейропсихологическую диагностику можно по собственному желанию, если возникло ощущение, что появились проблемы в области когнитивных способностей. Это обязательная процедура для пациентов, перенёсших травмы головы или заболевания, затрагивающие этот орган.
Нейропсихологи участвуют в лечении и реабилитации детей с выявленными диагнозами или подозрениями на них:
- Детский церебральный паралич.
- Травмы головы.
- Опухоли и новообразования другого типа.
- Перенесённые инфекционные заболевания.
- Задержка развития речи.
- Задержка психического развития.
- Аутизм. [3]
- СДВГ.
Пройти обследование и начать коррекцию можно и без серьёзного диагноза, если возникли следующие симптомы:
- Не усваивает или только частично, медленнее сверстников, школьную программу.
- Быстро устаёт.
- Имеет проблемы с мелкой или крупной моторикой.
- Тяжело проходит социализацию, не может наладить отношения со сверстниками.
- Не может контролировать поведение, всплески эмоций.
- Плохо развита речь, навык чтения, письма, счёта.
- Не контактирует с окружающими, старается молчать, не вовлекается в беседы.
- Склонен к взрывным эмоциям, истерикам, неконтролируемой агрессии.
- Не следует инструкциям, не может продумать план действий.
- Путает право и лево, не ориентируется на местности.
- Имеет проблемы с памятью и заучиванием новой информации.
- Не может самостоятельно выполнить домашнее задание.
Методы нейропсихологов
Конкретные методы работы подбираются, основываясь на жалобах, с которыми на приём пришёл пациент. Основой служит система Лурия, которая помогает выявить и описать психические потери при разрушении отдельных участков.
Некоторые из методов применяют обязательно, другие являются вариативными:
- Документальное описание клинического случая. В карту пациента заносится история формирования и проявления болезни, симптомы, выявленные причины возникновения, данные обследования другими врачами.
- Описывается состояние психики на момент обращения. Особое внимание уделяется эмоциональному статусу, уровню критичности, способности ориентироваться в пространстве и времени.
- Определяется выраженность и направленность эмоций пациента, факторы, на него воздействующие.
- Изучается произвольное и пассивное внимание.
- Анализируется навык письма, чтения, счёта.
- Проводятся тесты на уровень развития памяти.
- Исследуется двигательная активность. Нейропсихолог определяет развитость способности к копированию сложных поз и движений, координацию движений.
- Исследуются навыки речи, особенности. Учитывается чистота произношения слов, структура предложений, бедность или широта словарного запаса, способность понимать чужую речь.
- Проверяются тактильные навыки, способность опознать предметы на ощупь.
- Исследуется уровень визуального восприятия информации разного типа.
- Анализируется слуховое восприятие в разных ситуациях. Важно не только, как и что слышит пациент, но и способен ли проанализировать и запомнить услышанное.
Результаты работы
Важно понимать, что результативность коррекционной и реабилитационной работы нейропсихолога во многом зависит от стараний самого пациента. Важно правильно выбрать методику лечения, учесть нюансы здоровья и жизни пациента и неукоснительно соблюдать данные врачом рекомендации.
При регулярных занятиях возможно добиться следующих результатов:
- Улучшение мышления, воображения.
- Улучшение крупной и мелкой моторики, координации и навыков ориентирования в пространстве.
- Умение сосредотачиваться на задаче.
- Дисциплинированность.
- Эмоциональная стабильность.
- Улучшение речи, письма и счёта.
- Повышение работоспособности.
- Развитие познавательного процесса.
- Улучшение навыков самоконтроля.
- Снижение нервозности, уменьшение негативного воздействия стрессовых ситуаций.
Отличия нейропсихолога от психолога
Специалисты этих направлений занимаются коррекционной деятельностью и часто сталкиваются с внешне схожими проблемами, из-за этого не всегда люди понимают, в чём разница. Однако психологи работают с эмоционально-волевой сферой, выявляют блоки и страхи, прорабатывают травматичный пережитый опыт.
Врач, занимающийся нейропсихологией, изучает анатомию и физиологию головного мозга, заболевания ЦНС и их влияние на результаты специализированной диагностики. Нейропсихологическая теория и практика занимается обнаружением проблем в развитии высших психических функций, причин их возникновения, связей с отдельными участками, коррекцией.
В своей работе нейропсихолог решает следующие задачи:
- Понять, как работает сознание человека при взаимодействии с миром.
- Выявить нейропсихологические особенности развития в связи с возрастом и полом человека.
- Определить, как травмы, органические поражения и естественное старение организма влияют на когнитивные способности, психику и мышление.
- Провести диагностику, определить симптомы возможных заболеваний, выявить очаговые поражения. Подтвердить теорию с помощью аппаратных исследований.
- Восстановить психические процессы, ускорить развитие коррекционными методами.
Список используемой литературы:
- ^ Salvadori E, Pantoni L; Società Italiana di NeuroGeriatria (SINEG). “The role of the neuropsychologist in memory clinics.” Neurol Sci. 2020 Jun;41(6):1483-1488. doi: 10.1007/s10072-020-04253-4. Epub 2020 Jan 16. PMID: 31950460.
- ^ Shapiro E, Ziegler R. “Pediatric Neuropsychology and Pediatric Neurology: Kenneth Swaiman’s Legacy.” Pediatr Neurol. 2021 Sep;122:122-124. doi: 10.1016/j.pediatrneurol.2021.05.003. Epub 2021 May 8. PMID: 34294470.
- ^ Labruyère N, Sonie S. “Autisme et neuropsychologie [Autism and neuropsychology].” Soins Pediatr Pueric. 2014 Jan-Feb;(276):18-9. French. PMID: 24617085.
- ^ Billard C, Jambaqué I. “L’essor de la neuropsychologie de l’enfant [The rapid development of child neuropsychology].” Rev Neurol (Paris). 2008 May;164 Suppl 3:S108-13. French. doi: 10.1016/S0035-3787(08)73300-9. PMID: 18675035.