Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста

Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста в процессе взросления, начиная с 3 лет и до поступления в первый класс, занимает важное место в оценке специфики развития мозга и формирования сложных навыков малыша. Специализированные методики помогают оценить системно-динамические перестройки, происходящие по мере психологического взросления ребёнка, оценить глубинное формирование мозга и подобрать программу психолого-педагогического сопровождения, идеально подходящую конкретному пациенту. [1]
Нейропсихологическая диагностика к школе помогает выявить специфику развития и мышления человека, определить степень его готовности к кардинальной смене деятельности, подобрать подходящую учебную программу и дополнительные занятия в будущем, успеть скорректировать выявленные проблемы.
Содержание статьи:
Принципы нейропсихологической диагностики
Нейропсихология изучает мозговую организацию основных психических процессов. И именно их, память, внимание, речь, мышление, и проверяют при проведении специализированного обследования в разном возрасте, чтобы определить скорость совершенствования малыша и особенности работы его мозга, вовремя выявить возможные отклонения. [2]
Главными принципами при работе с детьми – дошкольниками являются:
- Учёт возрастных и преморбидных свойств, если они были, о которых было известно до возникновения проблем, из-за которых потребовалось внеочередное обследование.
- Функциональные пробы. Диагностическая методика должна быть направлена на конкретный психический процесс или его компонент. Только так можно получить полностью достоверные данные.
- Сопоставление данных. Сделать полноценные выводы о состоянии пациента, показателях сформированности и предполагаемых заболеваниях возможно, только сопоставив данные обследования с информацией анамнеза и данными пройденных клинических обследований.
- Провокация. В первую очередь проводят методики, направленные на изучение нарушенных или наименее развитых психических функций.
- Перекрёстный контроль. Для изучения конкретной психической функции проводится комплекс методик, результаты которых дополняют и уточняют друг друга.
- Анализ не только результатов, но и процесса тестирования. Необходимо учитывать, как проявлялись составляющие процесса деятельности испытуемого во время выполнения заданий.
- Качество и количество. Необходимо сопоставить качественную выраженность обнаруженных нарушений с количественной составляющей для создания индивидуальной картины отклонений во взрослении конкретного пациента.
- Обучение. При выполнении конкретных заданий нейропсихолог – невролог фиксирует, усвоил ли ребёнок способ выполнения действия, способен ли он применить его при других условиях ещё раз.
Нейропсихологическое обследование дошкольников в обязательном порядке учитывает возрастные особенности. В 3-4 года тестирование должно длиться 5-10 минут. К 5 годам малыш уже может удерживать внимание в течение 15 минут, но затем необходим перерыв, наполненный двигательной активностью.
Задачи нейропсихологической диагностики в детском возрасте
Нейропсихологическое обследование детей 3 — 5 лет проводится для того, чтобы решить целый ряд задач, встающих перед врачом. Знание особенностей различных форм психической деятельности и механизмов их эволюции в раннем возрасте решает во время обследования ряд задач:
- Определение уровня сформированности психических функций, выявление и описание специфики формирования.
- Определение несформированного блока мозга и силы его воздействия на другие участки, чтобы определить зоны риска недоразвития определённых психических функций. Причём учитываются как последствия незадействованности или отставания первичной зоны, так и возможный наносимый вред из-за ослабления взаимодействия с другими зонами.
- Ранняя диагностика некоторых заболеваний центральной нервной системы, определение органических и произошедших из-за негативного воздействия на психику ребёнка нарушений в функционировании нервной системы.
- Предположение об органическом поражении или изначальной недоразвитости, атипичного развития отдельных структур головного мозга.
- Определение первопричины нетипичной психического функционирования: отставания в процессе обучения или взаимодействия со сверстниками. И поиск действенных вариантов профилактики при лёгкой степени отклонения от нормы.
- Качественный анализ состояния пациента и разработка стратегии коррекции выявленных отклонений, подбор действенных профилактических мер, направленных на избегание регресса в будущем.
- Оценка динамики состояния психических функций и результативности проводимого лечения и коррекционной работы в отношении ранее выявленных отклонений.
Методы нейропсихологического обследования детей
При первой встрече врач оценивает уже известные данные о ребёнке, выявляет его особенности и подбирает действенные в конкретном случае методы анализа. Конкретные способы оценки выбираются в зависимости от основных задач, которые стоят перед нейропсихологом, и сведений об уже проявившихся отклонениях от нормы.
Нейропсихологическая диагностика ребёнка 6 — 7 лет проводится с использованием методик:
- Наблюдение. Действенный способ пронаблюдать малыша в естественных условиях и выявить его стандартные реакции на новые, нетипичные задания, необходимость взаимодействовать с незнакомыми и знакомыми людьми, принимать решения в непривычных ситуациях.
- Психометрические тесты различной направленности. Оценивают функционирование памяти, мышления, внимания, речи и остальных когнитивных функций. [3]
- Пробы. Специализированные тесты, используемые для выявления определённых отклонений в формировании основных когнитивных функций.
- Игровые методы. Необходимость участвовать в игре, выбирать и отыгрывать роль, участие в спектаклях и необходимость взаимодействовать со сверстниками, применяя фантазию и творческие способности, служат показателем уровня эмоционального развития и социализации пациента.
- Рисунки и другие виды творческой деятельности с задействованием мелкой моторики. По ним оценивается не только развитость навыков управления собственным телом, но и фантазию, воображение маленького пациента.
Обследование детей с нарушениями речи
Отдельно выделяются специализированные методики нейропсихологической диагностики дошкольников, имеющих нарушения в развитии речи. Ребята с ЗПР, ЗРР, аутизмом, СДВГ разной степенью тяжести не могут адекватно проходить некоторые стандартизированные тесты, в которых необходимо говорить с врачом. Однако показатели сформированности речи на разных этапах помогают поставить точный диагноз.
Поэтому врач провоцирует диалог, используя различные подходы, и оценивает:
- Как выработана автоматизированная речь ребёнка. Необходимо перечислить какой-то информационный знакомый ребёнку ряд, например, цифры или дни недели, времена года.
- Сформирован ли фонематический слух. Способен ли ребёнок слышать и различать звуки и отдельные слоги.
- Нормативные когнитивные процессы. Может ли малыш соотнести название с предметом, определить значение простых слов, часто используемых в повседневной речи.
- Уровень понимания чужой речи в виде усложнённых конструкций. Пациент должен продемонстрировать уровни распознавания и понимания словосочетаний с предлогами, коротких полноценных предложений.
- Способность построить собственное речевое высказывание. Анализируется не только разнообразность словарного запаса и чёткость речи, но и преобладание конструкций определённых типов: отдельных слов, словосочетаний, коротких или развёрнутых предложений. Ребёнок может говорить правильно, то только словосочетаниями или с большим количеством ошибок, но использовать сложные конструкции.
- Особенности освоения счёта, чтения, письма, если обследование проходит ребёнок предшкольного возраста. [4]
Список использованной литературы:
- ^ Palta P, Snitz B, Carlson MC. “Neuropsychologic assessment.” Handb Clin Neurol. 2016;138:107-19. doi: 10.1016/B978-0-12-802973-2.00007-0. PMID: 27637955.
- ^ Eustache F. “Neuropsychologie de la mémoire [Neuropsychology of memory].” Rev Prat. 2023 Dec;73(10):1075-1077. French. PMID: 38294469.
- ^ Seward JD. “Neuropsychological evaluation.” Occup Med. 1997 Jul-Sep;12(3):413-32. PMID: 9298492.
- ^ Wasserman T. “Attention, motivation, and reading coherence failure: a neuropsychological perspective.” Appl Neuropsychol Adult. 2012;19(1):42-52. doi: 10.1080/09084282.2011.643940. PMID: 22385379.