г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста

Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста в процессе взросления, начиная с 3 лет и до поступления в первый класс, занимает важное место в оценке специфики развития мозга и формирования сложных навыков малыша. Специализированные методики помогают оценить системно-динамические перестройки, происходящие по мере психологического взросления ребёнка, оценить глубинное формирование мозга и подобрать программу психолого-педагогического сопровождения, идеально подходящую конкретному пациенту. [1]

Нейропсихологическая диагностика к школе помогает выявить специфику развития и мышления человека, определить степень его готовности к кардинальной смене деятельности, подобрать подходящую учебную программу и дополнительные занятия в будущем, успеть скорректировать выявленные проблемы.

Вовремя проведённое обследование и помощь после него помогут малышу прийти в школу уже готовым справляться с возрастающей нагрузкой на когнитивные функции и стать успешным с первых месяцев обучения.

Нейропсихология изучает мозговую организацию основных психических процессов. И именно их, память, внимание, речь, мышление, и проверяют при проведении специализированного обследования в разном возрасте, чтобы определить скорость совершенствования малыша и особенности работы его мозга, вовремя выявить возможные отклонения. [2]

Принципы нейропсихологической диагностики детей дошкольного возраста

Главными принципами при работе с детьми – дошкольниками являются:

  • Учёт возрастных и преморбидных свойств, если они были, о которых было известно до возникновения проблем, из-за которых потребовалось внеочередное обследование. 
  • Функциональные пробы. Диагностическая методика должна быть направлена на конкретный психический процесс или его компонент. Только так можно получить полностью достоверные данные. 
  • Сопоставление данных. Сделать полноценные выводы о состоянии пациента, показателях сформированности и предполагаемых заболеваниях возможно, только сопоставив данные обследования с информацией анамнеза и данными пройденных клинических обследований. 
  • Провокация. В первую очередь проводят методики, направленные на изучение нарушенных или наименее развитых психических функций. 
  • Перекрёстный контроль. Для изучения конкретной психической функции проводится комплекс методик, результаты которых дополняют и уточняют друг друга. 
Принципы нейропсихологической диагностики и обучение детей в дошкольном возрасте
  • Анализ не только результатов, но и процесса тестирования. Необходимо учитывать, как проявлялись составляющие процесса деятельности испытуемого во время выполнения заданий. 
  • Качество и количество. Необходимо сопоставить качественную выраженность обнаруженных нарушений с количественной составляющей для создания индивидуальной картины отклонений во взрослении конкретного пациента. 
  • Обучение. При выполнении конкретных заданий нейропсихолог – невролог фиксирует, усвоил ли ребёнок способ выполнения действия, способен ли он применить его при других условиях ещё раз. 

Нейропсихологическое обследование дошкольников в обязательном порядке учитывает возрастные особенности. В 3-4 года тестирование должно длиться 5-10 минут. К 5 годам малыш уже может удерживать внимание в течение 15 минут, но затем необходим перерыв, наполненный двигательной активностью. 

К 6-7 годам время концентрации внимания на заданиях достигает 30-45 минут в зависимости от характера малыша. Если процесс обследования занимает больше времени, а маленькому пациенту не предоставляется время на отдых со сменой деятельности на двигательную, велика вероятность получения искажённых данных. 

Задачи нейропсихологической диагностики в детском возрасте

Задачи нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте

Нейропсихологическое обследование детей 3 — 5 лет проводится для того, чтобы решить целый ряд задач, встающих перед врачом. Знание особенностей различных форм психической деятельности и механизмов их эволюции в раннем возрасте решает во время обследования ряд задач:

  • Определение уровня сформированности психических функций, выявление и описание специфики формирования. 
  • Определение несформированного блока мозга и силы его воздействия на другие участки, чтобы определить зоны риска недоразвития определённых психических функций. Причём учитываются как последствия незадействованности или отставания первичной зоны, так и возможный наносимый вред из-за ослабления взаимодействия с другими зонами. 
  • Ранняя диагностика некоторых заболеваний центральной нервной системы, определение органических и произошедших из-за негативного воздействия на психику ребёнка нарушений в функционировании нервной системы. 
  • Предположение об органическом поражении или изначальной недоразвитости, атипичного развития отдельных структур головного мозга. 
  • Определение первопричины нетипичной психического функционирования: отставания в процессе обучения или взаимодействия со сверстниками. И поиск действенных вариантов профилактики при лёгкой степени отклонения от нормы. 
  • Качественный анализ состояния пациента и разработка стратегии коррекции выявленных отклонений, подбор действенных профилактических мер, направленных на избегание регресса в будущем. 
  • Оценка динамики состояния психических функций и результативности проводимого лечения и коррекционной работы в отношении ранее выявленных отклонений. 

Благодаря результатам обследования возможно не только выявить особенности психического становления основных когнитивных функций, но и подобрать действенную индивидуальную программу по компенсации обнаруженных отклонений. 

Методы нейропсихологического обследования детей

При первой встрече врач оценивает уже известные данные о ребёнке, выявляет его особенности и подбирает действенные в конкретном случае методы анализа. Конкретные способы оценки выбираются в зависимости от основных задач, которые стоят перед нейропсихологом, и сведений об уже проявившихся отклонениях от нормы.

Диагностика и методы нейропсихологического обследования детей дошкольного возраста

Нейропсихологическая диагностика ребёнка 6 — 7 лет проводится с использованием методик:

  • Наблюдение. Действенный способ пронаблюдать малыша в естественных условиях и выявить его стандартные реакции на новые, нетипичные задания, необходимость взаимодействовать с незнакомыми и знакомыми людьми, принимать решения в непривычных ситуациях. 
  • Психометрические тесты различной направленности. Оценивают функционирование памяти, мышления, внимания, речи и остальных когнитивных функций. [3]
  • Пробы. Специализированные тесты, используемые для выявления определённых отклонений в формировании основных когнитивных функций. 
  • Игровые методы. Необходимость участвовать в игре, выбирать и отыгрывать роль, участие в спектаклях и необходимость взаимодействовать со сверстниками, применяя фантазию и творческие способности, служат показателем уровня эмоционального развития и социализации пациента. 
  • Рисунки и другие виды творческой деятельности с задействованием мелкой моторики. По ним оценивается не только развитость навыков управления собственным телом, но и фантазию, воображение маленького пациента. 

Важно понимать, что нейропсихологическая диагностика нормально развивающегося ребёнка 5-7 лет может состоять из нескольких этапов с перерывами между блоками заданий. Это связано с желанием получить точные данные и скоростью уставания от различных типов деятельности малышей дошкольного возраста.

Обследование детей с нарушениями речи

Нейропсихологическое обследование детей с нарушениями речи дошкольного возраста

Отдельно выделяются специализированные методики нейропсихологической диагностики дошкольников, имеющих нарушения в развитии речи. Ребята с ЗПР, ЗРР, аутизмом, СДВГ разной степенью тяжести не могут адекватно проходить некоторые стандартизированные тесты, в которых необходимо говорить с врачом. Однако показатели сформированности речи на разных этапах помогают поставить точный диагноз.

Поэтому врач провоцирует диалог, используя различные подходы, и оценивает:

  • Как выработана автоматизированная речь ребёнка. Необходимо перечислить какой-то информационный знакомый ребёнку ряд, например, цифры или дни недели, времена года. 
  • Сформирован ли фонематический слух. Способен ли ребёнок слышать и различать звуки и отдельные слоги. 
  • Нормативные когнитивные процессы. Может ли малыш соотнести название с предметом, определить значение простых слов, часто используемых в повседневной речи. 
  • Уровень понимания чужой речи в виде усложнённых конструкций. Пациент должен продемонстрировать уровни распознавания и понимания словосочетаний с предлогами, коротких полноценных предложений. 
  • Способность построить собственное речевое высказывание. Анализируется не только разнообразность словарного запаса и чёткость речи, но и преобладание конструкций определённых типов: отдельных слов, словосочетаний, коротких или развёрнутых предложений. Ребёнок может говорить правильно, то только словосочетаниями или с большим количеством ошибок, но использовать сложные конструкции. 
  • Особенности освоения счёта, чтения, письма, если обследование проходит ребёнок предшкольного возраста. [4]

Для того чтобы получить точные данные, каждый тип психической реакции проверяется несколько раз различными специализированными пробами и упражнениями. Благодаря этому возможно добиться большей точности результатов и подобрать в будущем индивидуализированные, результативные способы коррекции. 

Список использованной литературы:

Скрыть/показать

  1. ^ Palta P, Snitz B, Carlson MC. “Neuropsychologic assessment.” Handb Clin Neurol. 2016;138:107-19. doi: 10.1016/B978-0-12-802973-2.00007-0. PMID: 27637955.
  2. ^ Eustache F. “Neuropsychologie de la mémoire [Neuropsychology of memory].” Rev Prat. 2023 Dec;73(10):1075-1077. French. PMID: 38294469.
  3. ^ Seward JD. “Neuropsychological evaluation.” Occup Med. 1997 Jul-Sep;12(3):413-32. PMID: 9298492.
  4. ^ Wasserman T. “Attention, motivation, and reading coherence failure: a neuropsychological perspective.” Appl Neuropsychol Adult. 2012;19(1):42-52. doi: 10.1080/09084282.2011.643940. PMID: 22385379.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×