Нейропсихологические технологии в логопедии

Нейропсихолог, стаж - 11 лет;
Детский нейропсихолог;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Практика логопедов показывает, что количество детей, имеющих проблемы с развитием речи и нарушениями в этой области неуклонно возрастает. Виной тому в равной мере становятся проблемы, возникшие в первые месяцы жизни ребёнка, в период вынашивания или первые годы.
Такие дети имеют проблемы не только со звуковоспроизведением, усложнением речи, но и с пониманием обращённых к ним слов. Но специфика логопедических методов не позволяет начать коррекцию раньше четырёхлетнего возраста. Поэтому специалисты часто сталкиваются с ситуацией, когда нескольких лет до школы не хватает для устранения выявленных проблем. [1]
Содержание статьи:
Как связаны логопедия и нейропсихология?
Сегодня логопедия и нейропсихология – разные, но достаточно близкие направления науки. Нейропсихология специализируется на изучении высших психических функций и их связи с отдельными участками головного мозга. Логопедия же сосредоточена только на одной из ВПФ – речи.
Преимущества, появляющиеся у логопеда, применяющего данные нейропсихологии:
- Понимание структуры нарушения и дополнительных проблем, сопутствующих конкретному синдрому. Поражения головного мозга крайне редко задевают одну функцию головного мозга. В большинстве случаев возникает комплекс проблем, которые друг друга усугубляют. Если логопед может определить весь комплекс возникших дефектов, то разработать программу с учётом особенностей пациента и добиться результатов в работе над его речью будет значительно проще.
- Возможность провести углублённую диагностику и оценку развития речи. Понимание не только того, как выражается проблема с речью, но и того, из-за чего она возникает, помогает провести более детальное обследование, выявить причину состояния пациента и подобрать наиболее эффективные методы коррекционной работы. [2]
- Работа в тандеме с нейропсихологом на основе его заключения. Два врача на основе данных исследований разрабатывают общую стратегию восстановления речи как высшей психической функции. Одновременное использование приёмов нейропсихологии и логопедических методик, подстроенных друг под друга, помогают добиваться значительных результатов даже для пациентов с тяжёлыми нарушениями в работе головного мозга.
- Освоение технологий развивающего и восстановительного обучения в области речи. Многие методики и приёмы нейропсихологов прекрасно подходят для логопедических практик, успешно используются в комбинации с привычными методами, повышая результативность занятий, особенно когда речь идёт о маленьких детях.
Нейропсихологический подход в коррекции речевых нарушений
Использование нейропсихологического подхода означает, что логопед в работе будет учитывать:
- Причины возникновения патологий для пациентов с ОВЗ. Это позволяет более точно определять индивидуальные трудности в развитии речевой функции конкретного ребёнка.
- Степень развития остальных высших психических функций. Их нарушение или отставание от нормы накладывает заметный отпечаток на особенности развития речи и проблемы, с которыми сталкивается малыш.
- Понимание локализации повреждений участков головного мозга в зависимости от разных проявлений проблем с речью. Это помогает понять, какой вариант замещающей коррекции подобрать. [3]
- Использование нейропсихологических методик при обследовании помогает выявить не только проблемы в собственной речи, но и в понимании чужой, несформированной фонематического слуха, слуховой внимательности и памяти.
- Уровень развития социализации и эмоций ребёнка. Невозможность регулярно тренировать речь со сверстниками или неспособность контролировать эмоции значительно замедляет естественный процесс развития ВПФ.
- Работа с родителями. Логопед будет взаимодействовать не только с пациентом, но и с его представителями. Научит, как понимать и принимать особенность ребёнка, организовать дома правильную развивающую среду, в какие игры лучше играть, чтобы активизировать развитие пострадавших отделов головного мозга.
Нейропсихологические методы в логопедии
Активное взаимодействие двух направлений в работе над проблемами с речью позволяет дать шанс на значительное исправление ситуации тем пациентам, которые ещё несколько десятков лет считались безнадёжными.
Нейропсихологическая коррекция может включаться в основную логопедическую работу по искоренению речевых нарушений. [4] Широко применяемый врачами – нейропсихологами метод замещающего онтогенеза помогает добиваться заметного результата при выявленных проблемах с речью, письмом и чтением, поэтому использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений считается оправданным решением.
Примерами использования нейропсихологических технологий в логопедии являются следующие упражнения:
- Двуручное рисование для автоматизации звука. Необходимо одновременно двумя руками прочертить линию или изобразить простую фигуру, одновременно чётко произнося изучаемый звук.
- Слоговые ряды. Перед пациентом выкладываются карточки с изображением слогов и цветовым обозначением различий в один ряд. Задача первую карточку правой рукой сдвинуть вниз, чётко произнеся написанный слог, левой рукой поднять вторую карточку вверх, прочитав слог про себя. Так, движения чередуются, пока слоги не будут разделены на две группы. Затем ребёнок должен определить, по какому признаку сформировались группы слогов (мягкость/твёрдость, звонкость/глухость).
- Слог – действие. Для отработки выбираются несколько слогов, для каждого назначается движение: топнуть ножкой, хлопнуть в ладоши, щёлкнуть пальцами. Педагог показывает карточки в произвольном порядке, задача ученика — чётко произносить слог, выполняя закреплённое за ним действие.
- Кулак-ребро-ладонь. Возможно использовать для улучшения фонематического слуха. Перед началом ставится условие: на произнесённый звук С – ладонь сжимается в кулак, З – расправляется и ложится на столешницу, Ц – ставится ребром. Так же возможно с привязкой к движению обучать разграничивать твёрдые и мягкие варианты звуков.
- Зайчики. Логопед последовательно зачитывает несколько слов. Ребёнок прислушивается к звучанию. Если в слове встречается загаданный звук, то он берётся за правую мочку уха и улыбается, если звука нет, то дотрагивается до левой мочки и делает грустное лицо.
- Древнее письмо. Знакомое ребёнку слово записывается только согласными, задание – добавить гласные. Постепенно задача усложняется и доходит до «расшифровки» предложения. В качестве значительно более сложного задания можно убрать из простых слов согласные буквы, оставив гласные.
- Стучалка. Подбираются слова с проблемным для пациента звуков. Он должен записать их под диктовку, но на месте загаданного звука логопед не произносит его при диктовке, а стучит карандашом по столешнице, а ребёнок вписывает в слово и произносит, дополнительно акцентируя на этом внимание.
- Связывание. Эффективно при выявленных расстройствах лексико-грамматического строя речи. На первом этапе ребёнок должен связать воедино разъединённые словосочетания, затем задача усложняется и используются простые предложения из нескольких слов. На последнем по сложности уровне соединяются части поговорок и пословиц.
- Робот. Ребёнок должен распознать количество слов в услышанном или прочитанном предложении и выполнить такое же количество заранее обговорённых движений. Для более взрослых детей возможно установить конкретные движения на предметы, действия и признаки, указанные в предложении.
Список использованной литературы:
- ^ Wankoff LS. “Warning signs in the development of speech, language, and communication: when to refer to a speech-language pathologist.” J Child Adolesc Psychiatr Nurs. 2011 Aug;24(3):175-84. doi: 10.1111/j.1744-6171.2011.00292.x. PMID: 21810134.
- ^ Freeburn JL, Baker J. “Functional Speech and Voice Disorders: Approaches to Diagnosis and Treatment.” Neurol Clin. 2023 Nov;41(4):635-646. doi: 10.1016/j.ncl.2023.02.005. Epub 2023 Apr 20. PMID: 37775195.
- ^ da Silva AG, Beux EK, Santos GD, Englert LT, Chaves MLF, Lawlor B, Beber BC. “Who are the speech and language therapists who work with primary progressive aphasia in Brazil? An exploratory cross-sectional survey study.” Dement Neuropsychol. 2023 Dec 11;17:e20230016. doi: 10.1590/1980-5764-DN-2023-0016. PMID: 38089171; PMCID: PMC10715233.
- ^ Wertheimer JC, Roebuck-Spencer TM, Constantinidou F, Turkstra L, Pavol M, Paul D. “Collaboration between neuropsychologists and speech-language pathologists in rehabilitation settings.” J Head Trauma Rehabil. 2008 Sep-Oct;23(5):273-85. doi: 10.1097/01.HTR.0000336840.76209.a1. PMID: 18815504.