г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Нейропсихологические технологии в логопедии

Практика логопедов показывает, что количество детей, имеющих проблемы с развитием речи и нарушениями в этой области неуклонно возрастает. Виной тому в равной мере становятся проблемы, возникшие в первые месяцы жизни ребёнка, в период вынашивания или первые годы. 

Такие дети имеют проблемы не только со звуковоспроизведением, усложнением речи, но и с пониманием обращённых к ним слов. Но специфика логопедических методов не позволяет начать коррекцию раньше четырёхлетнего возраста. Поэтому специалисты часто сталкиваются с ситуацией, когда нескольких лет до школы не хватает для устранения выявленных проблем. [1]

При невозможности использовать основные методы работы логопеда из-за слишком юного возраста пациента, применение нейропсихологической коррекции речевых нарушений является действенным способом помощи ребёнку. Нейропсихологический подход в коррекционной работе позволяет одновременно воздействовать не только на речь, но и на другие когнитивные функции, провоцируя большую активность разных отделов головного мозга и усиливая результативность работы логопеда.

Сегодня логопедия и нейропсихология – разные, но достаточно близкие направления науки. Нейропсихология специализируется на изучении высших психических функций и их связи с отдельными участками головного мозга. Логопедия же сосредоточена только на одной из ВПФ – речи. 

Как связаны логопедия и нейропсихология и нейропсихологические технологии в логопедии

Практикующему логопеду для достижения результатов в наиболее сложных случаях, особенно касающихся патологического недоразвития речи или её ухудшения вследствие негативного воздействия из вне, необходимы знания из нейропсихологии.

Преимущества, появляющиеся у логопеда, применяющего данные нейропсихологии:

  • Понимание структуры нарушения и дополнительных проблем, сопутствующих конкретному синдрому. Поражения головного мозга крайне редко задевают одну функцию головного мозга. В большинстве случаев возникает комплекс проблем, которые друг друга усугубляют. Если логопед может определить весь комплекс возникших дефектов, то разработать программу с учётом особенностей пациента и добиться результатов в работе над его речью будет значительно проще. 
  • Возможность провести углублённую диагностику и оценку развития речи. Понимание не только того, как выражается проблема с речью, но и того, из-за чего она возникает, помогает провести более детальное обследование, выявить причину состояния пациента и подобрать наиболее эффективные методы коррекционной работы. [2]
  • Работа в тандеме с нейропсихологом на основе его заключения. Два врача на основе данных исследований разрабатывают общую стратегию восстановления речи как высшей психической функции. Одновременное использование приёмов нейропсихологии и логопедических методик, подстроенных друг под друга, помогают добиваться значительных результатов даже для пациентов с тяжёлыми нарушениями в работе головного мозга. 
  • Освоение технологий развивающего и восстановительного обучения в области речи. Многие методики и приёмы нейропсихологов прекрасно подходят для логопедических практик, успешно используются в комбинации с привычными методами, повышая результативность занятий, особенно когда речь идёт о маленьких детях. 

Нейропсихологический подход в коррекции речевых нарушений учитывает не только последствия в виде проблем с возможностью говорить, но и причины, приведшие к формированию конкретного отставания. Это позволяет и лечение проводить углублённо, воздействуя сразу на несколько участков головного мозга, что даёт лучший результат за меньшее количество занятий. 

Нейропсихологический подход в коррекции речевых нарушений

Нейропсихологический подход в коррекции речевых нарушений и нейропсихологические технологии в логопедии

Использование методологии, специфических подходов и типов диагностики дружеского направления науки позволяет логопеду выстроить свою работу с учётом всех особенностей пациента. 

Использование нейропсихологического подхода означает, что логопед в работе будет учитывать:

  • Причины возникновения патологий для пациентов с ОВЗ. Это позволяет более точно определять индивидуальные трудности в развитии речевой функции конкретного ребёнка.
  • Степень развития остальных высших психических функций. Их нарушение или отставание от нормы накладывает заметный отпечаток на особенности развития речи и проблемы, с которыми сталкивается малыш.
  • Понимание локализации повреждений участков головного мозга в зависимости от разных проявлений проблем с речью. Это помогает понять, какой вариант замещающей коррекции подобрать. [3]
  • Использование нейропсихологических методик при обследовании помогает выявить не только проблемы в собственной речи, но и в понимании чужой, несформированной фонематического слуха, слуховой внимательности и памяти. 
  • Уровень развития социализации и эмоций ребёнка. Невозможность регулярно тренировать речь со сверстниками или неспособность контролировать эмоции значительно замедляет естественный процесс развития ВПФ. 
  • Работа с родителями. Логопед будет взаимодействовать не только с пациентом, но и с его представителями. Научит, как понимать и принимать особенность ребёнка, организовать дома правильную развивающую среду, в какие игры лучше играть, чтобы активизировать развитие пострадавших отделов головного мозга. 

Более комплексная работа с пациентом по сравнению с традиционными логопедическими методиками, активный контакт с другими врачами позволяет добиваться значительных результатов там, где раньше была возможна только поддерживающая помощь. 

Нейропсихологические методы в логопедии

Активное взаимодействие двух направлений в работе над проблемами с речью позволяет дать шанс на значительное исправление ситуации тем пациентам, которые ещё несколько десятков лет считались безнадёжными. 

Нейропсихологическая коррекция может включаться в основную логопедическую работу по искоренению речевых нарушений. [4] Широко применяемый врачами – нейропсихологами метод замещающего онтогенеза помогает добиваться заметного результата при выявленных проблемах с речью, письмом и чтением, поэтому использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений считается оправданным решением. 

Нейропсихологические технологии и методы в логопедии

При этом логопед не просто берёт конкретные задания и методики из арсенала врача другой направленности, но переосмысливает их, дополняет и перенаправляет основное воздействие на необходимые ему участки головного мозга. 

Примерами использования нейропсихологических технологий в логопедии являются следующие упражнения:

  • Двуручное рисование для автоматизации звука. Необходимо одновременно двумя руками прочертить линию или изобразить простую фигуру, одновременно чётко произнося изучаемый звук. 
  • Слоговые ряды. Перед пациентом выкладываются карточки с изображением слогов и цветовым обозначением различий в один ряд. Задача первую карточку правой рукой сдвинуть вниз, чётко произнеся написанный слог, левой рукой поднять вторую карточку вверх, прочитав слог про себя. Так, движения чередуются, пока слоги не будут разделены на две группы. Затем ребёнок должен определить, по какому признаку сформировались группы слогов (мягкость/твёрдость, звонкость/глухость). 
  • Слог – действие. Для отработки выбираются несколько слогов, для каждого назначается движение: топнуть ножкой, хлопнуть в ладоши, щёлкнуть пальцами. Педагог показывает карточки в произвольном порядке, задача ученика — чётко произносить слог, выполняя закреплённое за ним действие. 
  • Кулак-ребро-ладонь. Возможно использовать для улучшения фонематического слуха. Перед началом ставится условие: на произнесённый звук С –  ладонь сжимается в кулак, З – расправляется и ложится на столешницу, Ц – ставится ребром. Так же возможно с привязкой к движению обучать разграничивать твёрдые и мягкие варианты звуков. 
  • Зайчики. Логопед последовательно зачитывает несколько слов. Ребёнок прислушивается к звучанию. Если в слове встречается загаданный звук, то он берётся за правую мочку уха и улыбается, если звука нет, то дотрагивается до левой мочки и делает грустное лицо. 
  • Древнее письмо. Знакомое ребёнку слово записывается только согласными, задание – добавить гласные. Постепенно задача усложняется и доходит до «расшифровки» предложения. В качестве значительно более сложного задания можно убрать из простых слов согласные буквы, оставив гласные. 
  • Стучалка. Подбираются слова с проблемным для пациента звуков. Он должен записать их под диктовку, но на месте загаданного звука логопед не произносит его при диктовке, а стучит карандашом по столешнице, а ребёнок вписывает в слово и произносит, дополнительно акцентируя на этом внимание. 
  • Связывание. Эффективно при выявленных расстройствах лексико-грамматического строя речи. На первом этапе ребёнок должен связать воедино разъединённые словосочетания, затем задача усложняется и используются простые предложения из нескольких слов. На последнем по сложности уровне соединяются части поговорок и пословиц.
  • Робот. Ребёнок должен распознать количество слов в услышанном или прочитанном предложении и выполнить такое же количество заранее обговорённых движений. Для более взрослых детей возможно установить конкретные движения на предметы, действия и признаки, указанные в предложении. 
Нейропсихологические технологии и метод робот в логопедии

Большая часть таких упражнений воспринимается ребятами как интересная игра, что увеличивает их эффективность. Часто дети повторяют упражнения дома вместе с родителями, обеспечивая себе дополнительную практику.

Список использованной литературы:

Скрыть/показать

  1. ^ Wankoff LS. “Warning signs in the development of speech, language, and communication: when to refer to a speech-language pathologist.” J Child Adolesc Psychiatr Nurs. 2011 Aug;24(3):175-84. doi: 10.1111/j.1744-6171.2011.00292.x. PMID: 21810134.
  2. ^ Freeburn JL, Baker J. “Functional Speech and Voice Disorders: Approaches to Diagnosis and Treatment.” Neurol Clin. 2023 Nov;41(4):635-646. doi: 10.1016/j.ncl.2023.02.005. Epub 2023 Apr 20. PMID: 37775195.
  3. ^ da Silva AG, Beux EK, Santos GD, Englert LT, Chaves MLF, Lawlor B, Beber BC. “Who are the speech and language therapists who work with primary progressive aphasia in Brazil? An exploratory cross-sectional survey study.” Dement Neuropsychol. 2023 Dec 11;17:e20230016. doi: 10.1590/1980-5764-DN-2023-0016. PMID: 38089171; PMCID: PMC10715233.
  4. ^ Wertheimer JC, Roebuck-Spencer TM, Constantinidou F, Turkstra L, Pavol M, Paul D. “Collaboration between neuropsychologists and speech-language pathologists in rehabilitation settings.” J Head Trauma Rehabil. 2008 Sep-Oct;23(5):273-85. doi: 10.1097/01.HTR.0000336840.76209.a1. PMID: 18815504.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×