г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Нейропсихологическое обследование: структура, этапы и цели

Головной мозг – самый сложный и малоизученный орган человеческого тела. Он руководит буквально всеми процессами в организме, создаёт личность, управляет поведением, получением и обработкой информацией из вне. При этом сегодня о специфике функционирования настолько сложной системы мы знаем мало. 

Нейропсихология – это относительно молодая наука, занимающаяся изучением формирования и совершенствования высших психических функций и их связи с участками головного мозга. [1] При медобследовании пациента получается не только выявить возможные локальные органические повреждения отдельных тканей, но и понять, как восстановить или развить ВПФ, задействовав для этого другие части органа.

При исследовании инструментами нейропсихологии главными характеристиками отдельных методов является определение, что исследуется, на что направлены те или иные вопросы, какой отзыв должен быть получен.

Чтобы получать наиболее точные данные, способы и выбранные тесты подбираются для освидетельствования с опорой на предварительно собранный анамнез и выявленные отклонения от стандартного поведения.

На современном этапе прогресса науки выделяются несколько ответвлений. Они объединены общей теоретической базой и целями постоянного совершенствования и открытия нового знания. Организация полного нейропсихологического обследования становится возможной с учётом принципов проведения, методического содержания, правил, используемых в инструментарии каждого из ответвлений.

Основные направления и нейропсихологическое обследование структура, этапы и цели

Работа учёных идёт непрерывно, так как нейропсихология – одна из наиболее активно развивающихся молодых наук. Возможность постоянно поддерживать связь между людьми, занятыми изысканиями в разных концах планеты, сравнивать полученные результаты, обмениваться опытом и статистическими данными, помогает получать отличные результаты, с каждым годом продвигающие человечество к большему пониманию загадки формирования каждой отдельной личности.

Сегодня выделяются следующие ответвления активного развития науки с практическим применением:

  • Клиническая. Работает с больными, имеющими выявленные локальными органическими поражениями тканей. Учёные изучают последствия поражения той или иной части коры и глубинных структур или разрывов связей между полушариями. 
  • Диагностическая. Позволяет оценить скорость формирования ВПФ перед прохождением лечения и после него. Помогают определить возможные синдромы, подобрать подходящие препараты и способы восстановления после перенесённых травм и операций. 
  • Реабилитационная. Разрабатывает программы восстановления после повреждений отдельных отделов главного органа человеческого тела. Основополагающая идея заключается в перенаправлении функционала разных отделов, чтобы заместить ими полученный ущерб.  
  • Экспериментальная. Разрабатываются способы восстановления когнитивных способностей при наличии локальных повреждений тканей. Активно изучаются проблемы поражения речи и памяти, влияние патологий на эмоциональную сферу и формирование личности. 
  • Экологическая. Учёные определяют, как влияет неблагополучная экология родного региона на развитие ВПФ, эмоциональной сферы. Особенно актуальны исследования в местах, где в последние десятилетия наблюдается резкое ухудшение экологической ситуации. 
  • Нейропсихология развития. Направлена на выявление принципов работы различных отделов коры головного мозга в возрастных группах. Основная работа проводится с детьми. Один из наиболее активно разрабатываемых вопросов: улучшение обучаемости в младших классах детей, имеющих мозговые дисфункции. 

От выбранного направления диагностики будут зависеть основные принципы, задачи, цели и этапы проводимого обследования, для получения результата следует строго следовать основам и методикам, подбирать индивидуально тесты и методы, которые входят в активно используемый инструментарий нейропсихологии выбранного типа. Часто для того, чтобы добиться результативного лечения, необходимо одновременно учитывать достижения всех ответвлений науки.

Именно для того, чтобы определить, какой инструментарий понадобится для получения результата и помощи конкретному больному, необходимо предварительное знакомство. Чем больше врач будет знать о человеке, которому необходима помощь, тем выше шанс подобрать именно такие инструменты для изучения особенностей и последующей коррекции, которые подойдут именно ему. 

Задачи нейропсихологии

Задачи нейропсихологического обследования структура, этапы и цели

Хотя многие учёные, посвятившие карьеру именно этой области науки, изучают теоретические вопросы, работают в лабораториях, большая часть людей, выбравших эту профессию, — практики, помогающие людям каждый день.

Для детей и взрослых нужно обратиться к профессиональному нейропсихологу, чтобы реализовывать следующие задачи:

  • Изучение основ функционирования органа, создающего личность, в определённых его участках на материале совершенствования, деградации и изменений в области высших психических функций. 
  • Выявление нарушений и определение их качественной специфики. 
  • Анализ структуры ВПФ и специфики проявлений их нарушений. Попытки связать отклонения в формировании когнитивных способностей и сигналы, подаваемые локальными участками коры. 
  • Исследование изменений в проявлении интеллекта и поведении человека при точечных поражениях отдельных участков мозговых клеток. Это позволяет точнее определять, какая часть человеческого мозга отвечает за то или иное умение. 
  • Анализ полученных результатов медобследования ВПФ конкретных людей, что помогает выявлять общее в деятельности отделов мозговой активности, влияющих на различные психические процессы, и связывать участки с похожим функционалом. Это путь к коррекции выявленных проблем. 
  • Коррекция проблем с интеллектуальными возможностями и определение вариантов восстановления или активного совершенствования высших психологических функций для улучшения качества жизни. [2]

Вовремя проведённая проверка позволяет выявить малейшее поражение или патологический тип формирования определённой части мозга, а затем найти приём, как остановить деградацию или значительно улучшить имеющиеся показатели. 

Результатом проведения нейропсихологического, специально составленного для конкретного больного, исследования является составление заключения.

Результат проведения нейропсихологического обследования структура, этапы и цели

Что в него входит:

  • Краткий анамнез. Данные о нарушениях в функционировании когнитивных способностей на момент начала тестирования. Сведения о перенесённых поражениях тканей. 
  • Общая характеристика поведения. Описывается, как человек ведёт себя при контакте со специалистом, как ориентируется в пространстве, незнакомом месте, в собственной личности. 
  • Нейродинамические параметры психической деятельности. Оценивается специфика непроизвольного внимания, динамика его привлечения и удержания, нюансы цикла сна/бодрствования. 
  • Анализаторные возможности. Степень прогресса разных направлений восприятия: слухового, зрительного, тактильного и других. 
  • Степень произвольности действий и движений. Врач оценивает особенности целенаправленных действий по заданию, спонтанные реакции без внешних раздражителей, непроизвольные ориентировочные реакции. 
  • Статус по материалам осмотра. Какие отклонения от нормы и насколько выраженные были определены. 
  • Топический диагноз. На основе полученной информации делается предположение о степени задействования отдельных участков мозга. 
  • Рекомендации. Подготавливается программа коррекционных занятий с индивидуальным подбором методик, заданий и упражнений. Даются рекомендации к посещению врачей. 

Нейропсихологическая оценка моторной, сенсорной и других функций часто становится основанием для рекомендаций пройти МРТ или другую процедуру, выявляющую возможные повреждения мозговых тканей. Информация, указанная во врачебном заключении, помогает докторам понять, в какой именно части необходимо искать патологию. 

Возможно, в будущем значительно снизится необходимость в проверках с помощью технических средств, в использовании аппаратов для выявления повреждений коры, так как инструментарий и возможности новой науки дойдут до стадии развития, при которой внешняя оценка позволит получать точные результаты без единой ошибки.

Методы нейропсихологии

Каждая область человеческих знаний подбирает специфический инструментарий, помогающий получать точные сведения об изучаемом и улучшать состояние человека, имеющего проблемы в определённой области. В некоторых случаях получается опираться на опыт коллег – логопедов и психологов в части использования конкретных упражнений. 

Методы нейропсихологического обследования структура, этапы и цели

Диагностика психоневрологических нарушений у детей и взрослых строится с учётом основных принципов и общих правил проведения исследования, при этом главным методом являются не только упражнения на проверку слухоречевой и зрительной памяти, внимания и других направлений, но и беседа, позволяющая выявить многие блоки более наглядно по реакциям пациентов. [3]

Приёмы медицинско-психологического обследования, применяемые для комплексного изучения состояния индивида:

  • Наблюдение. Оцениваются характерное поведение человека в ситуациях коммуникации и выполнения упражнений, реакции на новые задачи и стрессовые ситуации. 
  • Психометрические тесты позволяют понять уровень сформированности речи, памяти, внимания, мышления и прочих когнитивных навыков. 
  • Клинические пробы дают точные данные об уровне развития при исследовании выделенных когнитивных возможностей: внимания, мышления, пространственного праксиса, например, эксперимент «Заборчик» или проба Хэда. Упражнения подбираются или для комплексного медобследования, или уже с учётом выявленных проблем для более точного определения степени деградации или недоразвития психической функции. 
  • Игровые технологии. Наиболее результативный элемент при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Через ролевые игры или создания коротких сценок, спектаклей определяется уровень эмоционального взросления, способность реагировать на разные ситуации, воображение, социальные навыки и адаптированность к взаимодействию с другими членами сообщества. 
  • Создание и анализ рисунков по заданиям помогает одновременно определить уровень развития мелкой моторики, специфические отклонения в восприятии пространства и способности анализировать и воспроизводить различные элементы, эмоциональное состояние и уровень созревания воображения пациента. 
  • Методы оценки более сложных когнитивных навыков. Оценивается овладение письмом, чтением и счётом, типичные совершаемые ошибки.
  • Компьютерные задания, проверяющие состояние разных видов памяти и внимания. Благодаря современным технологиям получаемая информация более точна, чем при оценке реакций живым специалистом, что позволяет заметить даже мелкие отклонения от нормы.

Нейропсихологические методики и способы результативной диагностики и обследования детей разработаны на основе упражнений, помогающих кратко или полно описать особенности гнозиса, практика, мнезиса, основные принципы построения теста учитывают необходимость разработки заданий на мышление, память, интеллект и другие интеллектуальные способности.

Набор используемых материалов подбирается индивидуально, учитывается личность испытуемого, возраст и другие характеристики.

Этапы нейропсихологической диагностики

Этапы нейропсихологической диагностики и обследования структура, этапы и цели

Чтобы получить реальный результат при проведении лечения с помощью комплексных процедур, необходимо подобрать способы воздействия максимально адресно, учитывая все особенности развития ребёнка или пострадавшего взрослого. Для этого важно получить как можно большее количество предварительной информации и сведений при первичном столкновении с врачами, проведении процедур, направленных на выявление врождённых или приобретённых патологий развития. 

Основа нейропсихологии – это изучение особенностей конкретного ребёнка, диагностика, проводимая в клинике в условиях, максимально комфортных для исследуемых. При этом встреча с врачом должна быть достаточно результативной, поэтому в ходе неё применяются комплексно способы медобследования, показывающие уровень развития или деградации высших психологических функций.

При этом применяются различные виды диагностики, поддерживающие принципы науки и решающие конкретные задачи с применением различных методов, включая компьютерные тесты, пробы и задания по индивидуально составленной схеме, с учётом классической структуры и нормативов, этапы включают в себя комплексное описание клинической картины, выявленных проблем, определение особенностей с занесением в таблицу, возможно провести экспресс тестирование.

Выделены общие правила построения освидетельствования:

  • Работа должна проводиться индивидуально. 
  • Продолжительность взаимодействия с пациентом выбирается в зависимости от возраста и состояния пациента от 30 минут до 1,5 часов. 
  • Работа с конкретной методикой продолжается, пока врач не решит, что собран достаточный материал для анализа и вывода о наличии или отсутствии нарушений в проверяемой ВПФ. 
  • При решении, что будет входить в нейропсихологическое и клинико-психологическое медобследование, какие именно методы, тесты, материалы и конкретные этапы схемы, пробы, учитывается цель диагностики и то, какие из высших психических функций (ВПФ) представляют собой наибольший интерес в каждом отдельном случае.
  • Когнитивные способности оцениваются на разных уровнях сложности и произвольности, с различными типами проб.
  • Применяются специальные способы усложнения методик: ускорение, увеличение объёма задачи, устранение зрительного контроля и так далее.
  • Строгое соблюдение правил инструктирования: инструкция должна быть короткой и понятной испытуемому. При необходимости в процессе работы инструкции повторяются.

Из-за большого количества нюансов, фактически для каждого человека, обратившегося за помощью, собирается полностью новое исследование. Подготовить подходящие материалы возможно только после того, как врач побеседует с больным, соберёт анамнез, выяснит обстоятельства его жизни и особенности личности.

Строгое соблюдение правил нейропсихологического обследования структура, этапы и цели

Именно поэтому стоит понимать, что до получения нейропсихологического заключения с врачом придётся встретиться не один раз. Это займёт определённое время. 

При выполнении диагностики необходимо чёткое следование этапам проведения освидетельствования:

  • Первая встреча. Предварительный анализ истории болезни, анамнеза, беседа с родителями и самим малышом – это можно отнести к предварительным формам нейропсихологического изучения человека.
  • Выдвижение предварительной гипотезы с опорой на полученные данные. 
  • Выбор стратегии, тактики проверки, подбор задач, проб и тестов. 
  • Выполнение тестов, проверка исходной гипотезы в процессе непосредственной работы с пациентом. [4]
  • Выделение факторов, указывающих на наличие синдрома. 
  • Обобщение и анализ полученных сведений. Создание итогового заключения. 

Важным моментом для того, чтобы говорить о точности и результативности исследования, является комфортность происходящего с психологом занятия для самого ребёнка. Важно создавать дружескую, спокойную атмосферу, заранее познакомить малыша с человеком, который будет с ним работать, настроить маленького исследуемого на спокойный рабочий лад.

У людей более взрослого возраста показатели не так зависят от эмоционального комфорта, так как они уже лучше себя контролируют и могут показывать реальные результаты даже при лёгком стрессе.

Нейропсихологический подход к обследованию структура, этапы и цели

Нейропсихологический подход к исследованию состояния человека включает в себя основные этапы в чёткой последовательности, среди которых оценка, описываемый анализ, диагноз, для построения тестов используются диагностические методики, отвечающие принципам научности.

Список использованной литературы:

Скрыть/показать

  1. ^ Randolph JJ. “Positive neuropsychology: The science and practice of promoting cognitive health.” Appl Neuropsychol Adult. 2018 Jul-Aug;25(4):287-294. doi: 10.1080/23279095.2018.1457465. PMID: 29781728.
  2. ^ Battaglia-Mayer A, Buiatti T, Caminiti R, Ferraina S, Lacquaniti F, Shallice T. “Correction and suppression of reaching movements in the cerebral cortex: physiological and neuropsychological aspects.” Neurosci Biobehav Rev. 2014 May;42:232-51. doi: 10.1016/j.neubiorev.2014.03.002. Epub 2014 Mar 13. PMID: 24631852.
  3. ^ Lassonde M, Sauerwein HC, Gallagher A, Thériault M, Lepore F. “Neuropsychology: traditional and new methods of investigation.” Epilepsia. 2006;47 Suppl 2:9-13. doi: 10.1111/j.1528-1167.2006.00680.x. PMID: 17105452.
  4. ^ Czarnolewski MY. “Rod and frame test parameters for neuropsychology studies.” J Clin Exp Neuropsychol. 2024 Jul;46(5):466-487. doi: 10.1080/13803395.2024.2356297. Epub 2024 Jun 14. PMID: 38873989.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×