Нейропсихологическое тестирование

Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Нейропсихологическое тестирование – это инструмент, который позволяет выявить, что в человеческом мозге работает не так, как должно, на основе данных о развитии высших психических функций.
Чаще обследование этого типа проводится для детей и позволяет выявить проблемы и отставание в развитии той или иной функции психики, ведущей за собой недоразвитость когнитивных способностей. Однако метод результативен и при проверке взрослых людей, перенёсших болезни или травмы головного мозга, подозревающих снижение интеллекта и других когнитивных функций. [1]
Содержание статьи:
Когда нужно нейропсихологическое тестирование?
Начать обследование с посещения нейропсихолога и проведения обследования стоит, если человек столкнулся со следующими проблемами:
- Заметное ухудшение памяти.
- Проблемы с речью, неспособность точно сформулировать мысль или поддерживать диалог.
- Быстрая утомляемость и снижение эффективности привычного интеллектуального труда.
- Проблемы с концентрированием внимания на конкретной задаче.
- Проблемы с ориентацией в пространстве. Человек регулярно путает право и лево.
- Проблемы с выполнением действий, требующих навыков мелкой моторики.
- Сложности с построением межличностных отношений, пониманием других людей.
- Непривычные ощущения в голове, давящая пустота.
В обязательном порядке необходимо пройти тесты, если пациент имеет проблемы со здоровьем, влияющие на функционирование головного мозга:
- Травмы головы. [2]
- Новообразования.
- ЗПР, ЗРР, СДВГ.
- Аутизм или расстройства аутического спектра.
- Инсульты.
- Рассеянный склероз.
- Депрессия.
- Сосудистые заболевания.
- Деменция.
- Умственная отсталость.
Этапы обследования
При прохождении нейропсихологического тестирования стоит быть готовым, что придётся несколько раз встретиться с врачом. Материалы и пробы для теста подбираются индивидуально по результатам предварительного общения, что помогает добиваться повышенной результативности и точности в постановке диагноза.
Нейропсихологическое обследование состоит из нескольких этапов:
- История развития. Опрашивается пациент (если это взрослый человек, способный к самооценке) и близкие, регулярно наблюдающие обследуемого в реальной жизни.
- Выясняется круг проблем. Учитываются особенности, замеченные родственниками, особенно родителями при тестировании детей, и изменения, на которые указывает сам пациент. В процессе опроса врач отмечает наиболее характерные особенности в общении.
- Анализ результатов предыдущего обследования, консультаций или лечения у других врачей. Учитываются выявленные заболевания и патологии.
- Непосредственное тестирование. Используются индивидуально подобранные материалы и пробы. Для получения наиболее точного результата на одно исследуемое направление даётся несколько заданий.
- Анализ результатов. Составляется заключение, в котором подробно описываются выявленные проблемы и отклонения от нормы, причины их возникновения. Даются рекомендации по лечению и посещению врачей других специальностей при необходимости.
- Поддержка и последующее сопровождение пациента во время лечения. Регулярное повторное тестирование для уточнения статуса, отслеживание дальнейших изменений и положительной или отрицательной динамики.
Методы нейропсихологического тестирования
Для того чтобы результаты исследования были объективными, каждую функцию проверяют несколькими способами, внося разнообразие в предлагаемые исследуемому пробы.
Основными методами нейропсихологического тестирования, используемыми для оценки функций, являются:
- Для памяти. Применяются пробы на запоминание цепочек слов, изображений, цифр, воспроизведение их в различных условиях.
- Интеллекта. Используются задания на обобщение, описание, раскрытие значения высказывания. Предлагается создать рассказ по сюжетной картинке.
- Восприятия. Исследуется способность воспринимать реальные предметы, их изображения и верно оценивать собственное тело и его положение в пространстве.
- Речи. Исследуются особенности построения и грамматический строй речи пациента, понимание обращённой. Проверяются навыки чтения и письма, умение называть предметы и явления. [3]
- Праксиса. Выполнение подражательных действий, привычных человеку в повседневной жизни, принятие определённых положений. Разнообразные задания на рисование и перерисовывание изображений.
Анализ результатов
При правильно проведённом обследовании, нейропсихологическое тестирование – точный способ оценки состояния развития когнитивных функций и работоспособности разных отделов головного мозга. Однако в некоторых случаях, когда результаты значительно отличаются от возрастной нормы, но при этом у пациента отсутствуют болезни и патологии, снижающие уровень когнитивных функций, речь может идти о ложноположительном результате.
Факторы, негативно влияющие на результаты нейропсихологического тестирования:
- Низкий уровень образования и длительная изоляция от общества. Если человек неграмотен, не получил характерное для его поколения образование, не имеет опыта регулярного взаимодействия в обществе, то многие задания для него будут невыполнимы.
- Ситуационная тревога и несобранность. Если в момент проведения тестирования человек рассеян, явно думает о других делах или чрезмерно переживает о результатах обследования, то эффективность выполнения заданий заметно снижается.
- Утомлённость. Недостаток сна перед прохождением тестирования, значительная усталость негативно сказываются на внимании, скорости выполнения заданий и результативности.
- Интоксикация накануне. Употребление алкоголя, наркотических веществ, ряда медицинских препаратов и просто пищевое отравление значительно снижают результативность работы.
- Нежелание проходить обследование. Равнодушие или неприятие теста или врача, негативное отношение к используемым методикам приводит к тому, что пациент сознательно или бессознательно саботирует проверку когнитивных функций. Согласившись на обследование, но не приняв его важность, человек не показывает реальные умения и навыки при выполнении заданий.
В некоторых случаях возможны ложноотрицательные результаты. Это явление характерно при выборе слишком сложного метода тестирования человека с только зарождающимися когнитивными сложностями. Для таких пациентов показано наблюдение в динамике и регулярное прохождение тестов для отслеживания скорости ухудшения состояния.
Полный результат оценивания состояния пациента врач заносит в специальную таблицу, делает вывод о диагнозе и даёт рекомендации по коррекции и консультациях с другими специалистами.
Для того чтобы сформировать полноценный анализ результатов обследования, нейропсихолог – невролог сопоставляет результаты теста с ранее полученной информацией. Важны слова родственников, пациента, результаты обследования у врачей другой специализации.
Что даст нейропсихологическое тестирование?
Полное обследование, особенно если ранее были выявлены болезни и патологии, способные повлиять на когнитивные функции, позволяет понять, на какой стадии деградации находится человек, какие прогнозы можно сделать и каких результатов добиться коррекционными занятиями. [4]
На основе информации, полученной при тестировании, во время беседы с пациентом и его родственниками, при изучении медицинской карты, нейропсихолог делает вывод о наличии одной из трёх степеней тяжести выявленных нарушений:
- Лёгкая. Незаметные окружающим, лёгкие проявления когнитивных дисфункций, проявляющиеся нерегулярно. Это утомляемость во время постоянной умственной работы, редкие приступы забывчивости или проблем с концентрацией внимания. Не требует специализированного лечения, но рекомендуется регулярное наблюдение. В большинстве случаев проблема устраняется с помощью смены режима дня, снижения нагрузки и регулярного выполнения нейропсихологической зарядки.
- Умеренная. Симптомы проявляются систематически, постоянно, но при этом мало влияют на привычное ежедневное функционирование. Это регулярные приступы рассеянности и забывчивости, частая усталость при привычных интеллектуальных нагрузках. Изменения видны окружающим, но человек остаётся самостоятельным, способным к самообслуживанию и работе, выполнению привычных функций в социуме, но при столкновении с новым испытывает значительные трудности, результативность обучения снижена.
- Тяжёлая. Выражается в значительном ограничении привычного функционирования, потери самостоятельности. В таком случае необходимо специализированное лечение, комплексы упражнений, направленные на компенсацию выявленных недостатков и замедление развития патологии.
Список использованной литературы:
- ^ Zucchella C, Federico A, Martini A, Tinazzi M, Bartolo M, Tamburin S. “Neuropsychological testing.” Pract Neurol. 2018 Jun;18(3):227-237. doi: 10.1136/practneurol-2017-001743. Epub 2018 Feb 22. PMID: 29472384.
- ^ Putukian M. “Neuropsychological testing as it relates to recovery from sports-related concussion.” PM R. 2011 Oct;3(10 Suppl 2):S425-32. doi: 10.1016/j.pmrj.2011.08.003. PMID: 22035685.
- ^ Malhi SK, Welch-West P, Koo AM, Fogarty J, Lazosky A. “Thinking without speaking: Neuropsychological testing with individuals who have communication impairments.” Neuropsychol Rehabil. 2022 Aug;32(7):1605-1619. doi: 10.1080/09602011.2021.1921813. Epub 2021 May 12. PMID: 33977850.
- ^ Melchers P, Lehmkuhl G. “Neuropsychologische Diagnostik im Kindes- und Jugendalter [Neuropsychological testing in childhood and adolescence].” Z Kinder Jugendpsychiatr Psychother. 2000 Aug;28(3):177-87. German. doi: 10.1024//1422-4917.28.3.177. PMID: 11008343.