Клиника в Пятигорске
ул. Бунимовича, д. 1
8 865 220 53 03
Для регионов
8 800 500 75 03
Работаем для Вас с 1991 года

Нейропсихологическое заключение на ребёнка

Первые годы жизни человека наиболее важны, так как это время роста и развития основных органов, появления умений и формирования психических функций. При обнаружении отклонений от нормы в этот период возможно провести коррекционную работу, оказать медикаментозную или даже оперативную помощь, чтобы начинающаяся проблема не стала полноценным дефектом, накладывающим отпечаток на всю будущую жизнь малыша.

Нейропсихологическое обследование – это действенный инструмент, помогающий определить наличие и выраженность отклонений в развитии головного мозга, ВПФ, предположить возникновение поражений отдельных участков мозговой ткани. Комфортное обследование, выглядящее для ребёнка, как беседа и решение интересных задач, позволяют составить подробное заключение об особенностях его развития и наметить дальнейшие пути коррекции или лечения. [1]

Первые признаки отклонений от возрастных норм развития обычно проявляются уже в первые годы жизни. Поэтому возможность получить нейропсихологическое заключение на ребёнка имеется уже с 3 лет. При этом особенности поведения, развития навыков и умений, психических функций могут проявляться постепенно, вместе с процессом взросления и увеличения требований из-за повышения учебной и познавательной нагрузки.

Когда может понадобиться нейропсихологическое заключение на ребёнка

Ситуациями, при которых рекомендуется обратиться к нейропсихологу, пройти обследование и получить заключение, считаются:

  • Тяжёлые роды, наличие травм, кесарева сечения. 
  • Выявленная в первые месяцы жизни энцефалопатия. 
  • Чрезмерная вялость, замедленность в обычной жизни при выстроенном графике, более длительный, чем положено по физиологическим нормам, сон. 
  • Быстрая усталость даже от простых видов деятельности. 
  • Заметная эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения на противоположное без видимых на то причин. 
  • Невнятная, не развитая по возрасту речь, последующие сложности с обучением чтению, письму и азам счёта. 
  • Гиперактивность, лёгкая возбудимость. 
  • Нехарактерно для возраста медленное освоение новых навыков, умений, знаний. 
  • Проблемы с концентрацией внимания, удержанием интереса на предмете. 
  • Заикание.
  • Появление невротических проблем, замедляющих в дальнейшем психологическое развитие. 
  • Проблемы с координацией движений. Общая неловкость, проблемы с выполнением непривычных действий, неспособность здраво оценить свои габариты. 
  • Не понимает и не воспринимает обращённую речь. 
  • Чрезмерная возбудимость и неуправляемость впоследствии. 
  • Заметное опережение по развитию сверстников. 

Дополнительно врачи советуют проводить нейропсихологическое обследование в период резких изменений в жизни ребёнка с возрастающей нагрузкой на когнитивные функции. [2] Таким возрастом считается 3 года при поступлении в садик и 6-7 лет перед началом обучения в младшей школе. В таком случае вовремя будут выявлены наиболее слабые стороны развития малыша, проведена коррекционная работа и обеспечена будущая успешность в учёбе. 

Этапы работы с ребёнком

Этапы работы с ребёнком для нейропсихологического заключения на ребёнка

При формировании нейропсихологического заключения на ребёнка в 4-5 лет важно учитывать возрастные особенности развития и наличие крайне значительного влияния родителей и постоянно окружающих близких взрослых на малыша.

Для того чтобы результаты обследования были точными, оно проводится с соблюдением ряда этапов:

  • Уточнение запроса к нейропсихологу. 
  • Заполнение анкеты пациента и сбор анамнеза. 
  • Беседа с родителями. 
  • Проведение нейропсихологического тестирования.

Каждый из этапов имеет свои задачи и цели и помогает в формировании итогового заключения с учётом получения врачом разнообразной информации. 

Источником запроса может стать как родитель, так и врач или педагог другого профиля: невролог, психолог, логопед. Уточнение формулировки позволяет:

  • Выяснить, какие подозрения или выявленные проблемы есть у ребёнка, и составить программу диагностики с упором на дефицитарные психические функции. 
  • Позволяет родителям точно понимать, кто такой нейропсихолог, какие данные будут получены в заключении, какие лечение и терапию будет возможно провести. 
  • Впоследствии помогает подобрать результативный план коррекции с учётом особенностей жизни семьи и взаимоотношений ребёнка с родителями. 

При первой встрече проводится сбор анамнеза и заполнение анкеты на пациента, эта процедура поможет:

  • Определить, понимает ли родитель положение ребёнка, готов ли к проведению диагностики и получению результата, последующему лечению при необходимости, или процедура выполняется для снятия с себя родительской ответственности за особенности развития малыша. 
  • Актуализировать возможные проблемные зоны. При заполнении анкеты возможно выявление проблем и недостатков, на которые родитель ранее не обращал внимания, считал их нормой или допустимым вариантом. Разнообразие вопросов позволяет взглянуть на малыша со стороны и оценить его более независимым взглядом. 
  • Уточняется информация о раннем развитии ребёнка, периоде беременности, особенностях родов, перенесённые в первые годы болезнях и травмах. Соотносятся темпы развития с предполагаемыми по нормам возраста. 
Информация о раннем развитии ребёнка при нейропсихологическом заключении

Перед началом проведения нейропсихологического тестирования врач беседует с родителем. Целью становится:

  • Знакомство со специалистом, выстраивание комфортных отношений. Ребёнок должен привыкнуть к новому человеку, оценить, как на него реагирует родитель, чтобы полностью раскрыться во время проведения теста. 
  • Определение особенностей поведения и характера родителя и данных о ближайшем взрослом окружении малыша, чтобы понимать специфику социального влияния на развитие ребёнка. 
  • Для сверки информации, полученной из анкеты и подтверждения ответов на некоторые вопросы. 
  • Для беседы об уже пройденных обследованиях, результатах работы с врачами других специальностей, возможной в будущем коррекции и дополнительных аппаратных обследованиях.  

Основной этап обследования – проведение нейропсихологического тестирования. Его результаты покажут реальный уровень развития ребёнка и области, в которых возникли проблемы. Его целями являются:

  • Выявить особенности психической работы мозга, сильные и слабые стороны развития ВПФ.
  • Определить развитость социальных взаимоотношений пациента и их особенности: отношения в семье, в окружении, в детском учебном учреждении. 

Ввиду особенностей пациентов маленького возраста получить достоверное, точное заключение без прохождения всех этапов обследования практически невозможно. 

Структура заключения

По результатам работы нейропсихолога родитель или направивший на обследование врач может запросить заключение в одной из форм, предполагаемых для работы с маленькими детьми:

  • Устное, озвучиваемое в ходе личной беседы с нейропсихологом.
  • Краткая выписка с рекомендациями в случае не обнаружения значимых отклонений в нормах развития.
  • Полное заключение с указанием не только итоговых результатов, но и проведённых проб и подробным описанием ВПФ и выявленных симптомов. Необходимо для работы других врачей.
  • Заключение с дополнительными рекомендациями по методам домашней корректировки, включающей игры и задания для ежедневной отработки. 
Структура нейропсихологического заключения на ребёнка

Примеры нейропсихологического заключения на ребёнка 5 лет и 3 лет будут отличаться по содержанию из-за разницы в стандартных показателях развития ВПФ для указанного возраста.

Также итоговая структура зависит напрямую от цели прохождения тестирования:

  • Оценивание степени развития ВПФ, первичное выявление отклонений и определение синдромов. 
  • Определение результативности уже проведённого лечения другими врачами, в том числе с применением лекарств, чтобы подтвердить действенность выбранной терапии.
  • Дифференцированная диагностика проводится, чтобы уточнить и подтвердить диагноз, ранее поставленный врачом другого профиля. 

При составлении итогового заключения нейропсихолог уделяет больше внимания той части, в которой заложено больше запрашиваемой изначально информации. Стандартная форма заключения нейропсихологического исследования включает две обширные части: основную и итоговую.

В общей части описываются проведённые пробы и результативность работы над ними ребёнка. Выделяют следующие разделы:

  • Поведение. Описываются поведенческие реакции малыша во время выполнения заданий, реакция на похвалу, на ошибки и сложности в выполнении заданий. Оценивается мотивация и сосредоточенность на работе. 
  • Характеризуется деятельность. Учитывается скорость выполнения заданий наряду с результативностью. Замеряется длительность решения первых и последних задач, мотивация на прохождение тестирования. 
  • Проверка моторной сферы. Оценивается мелкая и крупная моторика, способность действовать быстро, осваивать новые движения, выполнять действия правой или левой рукой. 
  • Оценивание развитости когнитивной сферы. Проверяется память, мышление, внимание, речь, логика. Выявляются наиболее неразвитые и опережающие стандартное развитие варианты. [3]
  • Оценка эмоционально-личностной сферы. Описывается состояние и реакции в процессе выполнения заданий и общения с врачом, учитывается информация о характерном поведении в кругу семьи и друзей, замеченных родителями нестандартных или изменившихся в последнее время эмоциональных реакциях. 
Оценивание развитости когнитивной сферы при нейропсихологическом заключении на ребёнка

Итоговая часть содержит в себе два раздела, но может варьироваться в зависимости от запросов родителей пациента:

  • Нейропсихологический диагноз. Он включает в себя описание выявленных синдромов, их индивидуальных особенностей, описание сохранных и развивающихся по нормам ВПФ. Дополнительно предполагается, какая из структур мозга повреждена или развивается недостаточно быстро. Однако точная локализация проблемы может быть выявлена только при аппаратном обследовании и визуализацией с помощью МРТ или КТ. 
  • Врачебные рекомендации. Подробно описываются процедуры и занятия, которые необходимы ребёнку для коррекции состояния. Дополнительно прописываются игры и задания для домашних тренировок, меры, которые должны изменить повседневную жизнь ребёнка, сделав её более комфортной с учётом выявленных особенностей. Дополнительно указываются рекомендации к посещению врачей других профилей и прохождению диагностических процедур. 

Нейропсихологические обследования ребёнка в 3 года или в 5 лет, предположительно здорового или имеющего уже определённые болезни отличаются по содержанию, сложности и продолжительности проведения. Возможность разработать индивидуальный набор проб, а затем и подходящую конкретному ребёнку программу реабилитации и коррекции делает нейропсихологическое обследование универсальным инструментом в руках врачей. [4]

Список использованной литературы:

Скрыть/показать

  1. ^ Costa DI, Azambuja LS, Portuguez MW, Costa JC. “Avaliação neuropsicológica da criança [Neuropsychological assessment in children].” J Pediatr (Rio J). 2004 Apr;80(2 Suppl):S111-6. Portuguese. doi: 10.2223/1175. PMID: 15154079.
  2. ^ Stolarska U, “Kaciński M. Diagnoza neuropsychologiczna u dzieci [A pediatric neuropsychological evaluation].” Przegl Lek. 2007;64(11):978-85. Polish. PMID: 18409417.
  3. ^ Bauer PJ, Leventon JS, Varga NL. “Neuropsychological assessment of memory in preschoolers.” Neuropsychol Rev. 2012 Dec;22(4):414-24. doi: 10.1007/s11065-012-9219-9. Epub 2012 Nov 10. PMID: 23143341.
  4. ^ Korneev AA, Matveeva EY, Akhutina TV. “Elaboration of Neuropsychological Evaluation of Children: Structural Analysis of Test Results.” Psychol Russ. 2021 Sep 28;14(4):18-37. doi: 10.11621/pir.2021.0402. PMID: 36733819; PMCID: PMC9888039.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×