Нейропсихологическое заключение на ребёнка

Нейропсихолог, стаж - 11 лет;
Детский нейропсихолог;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Первые годы жизни человека наиболее важны, так как это время роста и развития основных органов, появления умений и формирования психических функций. При обнаружении отклонений от нормы в этот период возможно провести коррекционную работу, оказать медикаментозную или даже оперативную помощь, чтобы начинающаяся проблема не стала полноценным дефектом, накладывающим отпечаток на всю будущую жизнь малыша.
Содержание статьи:
Когда может понадобиться нейропсихологическое заключение?
Первые признаки отклонений от возрастных норм развития обычно проявляются уже в первые годы жизни. Поэтому возможность получить нейропсихологическое заключение на ребёнка имеется уже с 3 лет. При этом особенности поведения, развития навыков и умений, психических функций могут проявляться постепенно, вместе с процессом взросления и увеличения требований из-за повышения учебной и познавательной нагрузки.
Ситуациями, при которых рекомендуется обратиться к нейропсихологу, пройти обследование и получить заключение, считаются:
- Тяжёлые роды, наличие травм, кесарева сечения.
- Выявленная в первые месяцы жизни энцефалопатия.
- Чрезмерная вялость, замедленность в обычной жизни при выстроенном графике, более длительный, чем положено по физиологическим нормам, сон.
- Быстрая усталость даже от простых видов деятельности.
- Заметная эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения на противоположное без видимых на то причин.
- Невнятная, не развитая по возрасту речь, последующие сложности с обучением чтению, письму и азам счёта.
- Гиперактивность, лёгкая возбудимость.
- Нехарактерно для возраста медленное освоение новых навыков, умений, знаний.
- Проблемы с концентрацией внимания, удержанием интереса на предмете.
- Заикание.
- Появление невротических проблем, замедляющих в дальнейшем психологическое развитие.
- Проблемы с координацией движений. Общая неловкость, проблемы с выполнением непривычных действий, неспособность здраво оценить свои габариты.
- Не понимает и не воспринимает обращённую речь.
- Чрезмерная возбудимость и неуправляемость впоследствии.
- Заметное опережение по развитию сверстников.
Этапы работы с ребёнком
При формировании нейропсихологического заключения на ребёнка в 4-5 лет важно учитывать возрастные особенности развития и наличие крайне значительного влияния родителей и постоянно окружающих близких взрослых на малыша.
Для того чтобы результаты обследования были точными, оно проводится с соблюдением ряда этапов:
- Уточнение запроса к нейропсихологу.
- Заполнение анкеты пациента и сбор анамнеза.
- Беседа с родителями.
- Проведение нейропсихологического тестирования.
Источником запроса может стать как родитель, так и врач или педагог другого профиля: невролог, психолог, логопед. Уточнение формулировки позволяет:
- Выяснить, какие подозрения или выявленные проблемы есть у ребёнка, и составить программу диагностики с упором на дефицитарные психические функции.
- Позволяет родителям точно понимать, кто такой нейропсихолог, какие данные будут получены в заключении, какие лечение и терапию будет возможно провести.
- Впоследствии помогает подобрать результативный план коррекции с учётом особенностей жизни семьи и взаимоотношений ребёнка с родителями.
При первой встрече проводится сбор анамнеза и заполнение анкеты на пациента, эта процедура поможет:
- Определить, понимает ли родитель положение ребёнка, готов ли к проведению диагностики и получению результата, последующему лечению при необходимости, или процедура выполняется для снятия с себя родительской ответственности за особенности развития малыша.
- Актуализировать возможные проблемные зоны. При заполнении анкеты возможно выявление проблем и недостатков, на которые родитель ранее не обращал внимания, считал их нормой или допустимым вариантом. Разнообразие вопросов позволяет взглянуть на малыша со стороны и оценить его более независимым взглядом.
- Уточняется информация о раннем развитии ребёнка, периоде беременности, особенностях родов, перенесённые в первые годы болезнях и травмах. Соотносятся темпы развития с предполагаемыми по нормам возраста.
Перед началом проведения нейропсихологического тестирования врач беседует с родителем. Целью становится:
- Знакомство со специалистом, выстраивание комфортных отношений. Ребёнок должен привыкнуть к новому человеку, оценить, как на него реагирует родитель, чтобы полностью раскрыться во время проведения теста.
- Определение особенностей поведения и характера родителя и данных о ближайшем взрослом окружении малыша, чтобы понимать специфику социального влияния на развитие ребёнка.
- Для сверки информации, полученной из анкеты и подтверждения ответов на некоторые вопросы.
- Для беседы об уже пройденных обследованиях, результатах работы с врачами других специальностей, возможной в будущем коррекции и дополнительных аппаратных обследованиях.
Основной этап обследования – проведение нейропсихологического тестирования. Его результаты покажут реальный уровень развития ребёнка и области, в которых возникли проблемы. Его целями являются:
- Выявить особенности психической работы мозга, сильные и слабые стороны развития ВПФ.
- Определить развитость социальных взаимоотношений пациента и их особенности: отношения в семье, в окружении, в детском учебном учреждении.
Структура заключения
По результатам работы нейропсихолога родитель или направивший на обследование врач может запросить заключение в одной из форм, предполагаемых для работы с маленькими детьми:
- Устное, озвучиваемое в ходе личной беседы с нейропсихологом.
- Краткая выписка с рекомендациями в случае не обнаружения значимых отклонений в нормах развития.
- Полное заключение с указанием не только итоговых результатов, но и проведённых проб и подробным описанием ВПФ и выявленных симптомов. Необходимо для работы других врачей.
- Заключение с дополнительными рекомендациями по методам домашней корректировки, включающей игры и задания для ежедневной отработки.
Также итоговая структура зависит напрямую от цели прохождения тестирования:
- Оценивание степени развития ВПФ, первичное выявление отклонений и определение синдромов.
- Определение результативности уже проведённого лечения другими врачами, в том числе с применением лекарств, чтобы подтвердить действенность выбранной терапии.
- Дифференцированная диагностика проводится, чтобы уточнить и подтвердить диагноз, ранее поставленный врачом другого профиля.
При составлении итогового заключения нейропсихолог уделяет больше внимания той части, в которой заложено больше запрашиваемой изначально информации. Стандартная форма заключения нейропсихологического исследования включает две обширные части: основную и итоговую.
В общей части описываются проведённые пробы и результативность работы над ними ребёнка. Выделяют следующие разделы:
- Поведение. Описываются поведенческие реакции малыша во время выполнения заданий, реакция на похвалу, на ошибки и сложности в выполнении заданий. Оценивается мотивация и сосредоточенность на работе.
- Характеризуется деятельность. Учитывается скорость выполнения заданий наряду с результативностью. Замеряется длительность решения первых и последних задач, мотивация на прохождение тестирования.
- Проверка моторной сферы. Оценивается мелкая и крупная моторика, способность действовать быстро, осваивать новые движения, выполнять действия правой или левой рукой.
- Оценивание развитости когнитивной сферы. Проверяется память, мышление, внимание, речь, логика. Выявляются наиболее неразвитые и опережающие стандартное развитие варианты. [3]
- Оценка эмоционально-личностной сферы. Описывается состояние и реакции в процессе выполнения заданий и общения с врачом, учитывается информация о характерном поведении в кругу семьи и друзей, замеченных родителями нестандартных или изменившихся в последнее время эмоциональных реакциях.
Итоговая часть содержит в себе два раздела, но может варьироваться в зависимости от запросов родителей пациента:
- Нейропсихологический диагноз. Он включает в себя описание выявленных синдромов, их индивидуальных особенностей, описание сохранных и развивающихся по нормам ВПФ. Дополнительно предполагается, какая из структур мозга повреждена или развивается недостаточно быстро. Однако точная локализация проблемы может быть выявлена только при аппаратном обследовании и визуализацией с помощью МРТ или КТ.
- Врачебные рекомендации. Подробно описываются процедуры и занятия, которые необходимы ребёнку для коррекции состояния. Дополнительно прописываются игры и задания для домашних тренировок, меры, которые должны изменить повседневную жизнь ребёнка, сделав её более комфортной с учётом выявленных особенностей. Дополнительно указываются рекомендации к посещению врачей других профилей и прохождению диагностических процедур.
Список использованной литературы:
- ^ Costa DI, Azambuja LS, Portuguez MW, Costa JC. “Avaliação neuropsicológica da criança [Neuropsychological assessment in children].” J Pediatr (Rio J). 2004 Apr;80(2 Suppl):S111-6. Portuguese. doi: 10.2223/1175. PMID: 15154079.
- ^ Stolarska U, “Kaciński M. Diagnoza neuropsychologiczna u dzieci [A pediatric neuropsychological evaluation].” Przegl Lek. 2007;64(11):978-85. Polish. PMID: 18409417.
- ^ Bauer PJ, Leventon JS, Varga NL. “Neuropsychological assessment of memory in preschoolers.” Neuropsychol Rev. 2012 Dec;22(4):414-24. doi: 10.1007/s11065-012-9219-9. Epub 2012 Nov 10. PMID: 23143341.
- ^ Korneev AA, Matveeva EY, Akhutina TV. “Elaboration of Neuropsychological Evaluation of Children: Structural Analysis of Test Results.” Psychol Russ. 2021 Sep 28;14(4):18-37. doi: 10.11621/pir.2021.0402. PMID: 36733819; PMCID: PMC9888039.