Нейропсихологические упражнения для детей с ЗПР
Нейропсихолог, стаж - 11 лет;
Детский нейропсихолог;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Нейропсихологическая коррекция сегодня – один из наиболее действенных способов помощи детям с ЗПР, так как упражнения позволяют работать не с проявлениями диагноза, а с механизмами, спровоцировавшими их появление. Такой подход помогает быстро снижать симптоматику патологии развития и предотвращать развитие новых проявлений, а не бороться с ними после формирования проблемы.
Содержание статьи:
Задачи нейропсихологической коррекции детей с ЗПР
Работа с ребятами начинается в дошкольном возрасте, когда корректировка даёт заметные результаты уже в первые недели проведения занятий. Сеансы проводятся в спокойной и доброжелательной атмосфере, помогающей расслабиться. При этом важно, чтобы каждый ребёнок был обучен правильной технике выполнения упражнений.
Основными задачами комплексов нейропсихологических упражнений для детей с ЗПР являются:
- Стимулирование отдела мозга, отвечающего за речь, — запуск и улучшение речевых процессов, расширение словарного запаса и навыков использования речи.
- Улучшение всех видов памяти. [2]
- Тренировка внимания и концентрации над конкретным заданием.
- Развитие навыков коммуникации со сверстниками и взрослыми людьми.
- Улучшение мышления, тренировка выстраивания логических цепочек.
- Развитие пространственных представлений.
- Улучшение навыков использования разных грамматических категорий.
- Постановка и автоматизация звуков в речи.
- Формирование и закрепление математических навыков простейших вычислений.
- Снятие психоэмоционального напряжения.
- Развитие навыков самоконтроля и внимательного отношения к окружающему миру, эмпатии.
Преимущества
Нейропсихологические занятия с ребёнком с ЗПР имеют ряд преимуществ перед обычной коррекционной работой, проводимой педагогами и по результативности, и по комфортности для пациентов.
Основными преимуществами занятий с нейропсихологом являются:
- Игровая форма обучения, что особенно актуально в среднем и позднем дошкольном возрастах.
- Эмоциональная привлекательность.
- Автоматизация звуков одновременно с высокой двигательной активностью, что делает занятия более интересными и привлекательными для маленького ребёнка, чем сидение за столом с ограниченной подвижностью.
- Формирование познавательных процессов на фоне стойкой мотивации к занятиям.
- Стойкое взаимодействие с педагогом и сверстниками, эмоционально положительная связь.
- Работа с причинами проблем, а не симптомами, что позволяет предотвратить развитие новых осложнений.
Программа нейропсихологических упражнений для детей с ЗПР
Для ребёнка, имеющего особенности развития нервной системы и мозга, важно иметь предсказуемый, постоянный распорядок дня и занятия, проходящие по знакомому ему алгоритму, лишь с небольшой долей необходимой новизны и вариативности.
Нейропсихологи предлагают следующую структуру:
- Растяжка и подготовка. Оптимизация тонуса, устранение гипотонуса и гипертонуса перед занятием позволяет добиться результатов, так как отклонение в одну из сторон и становится причиной изменений в психической и двигательной активности.
- Дыхательные упражнения. Улучшают самоконтроль, активизируют внимание ребёнка, ритмизируют жизнедеятельность и работу мозга.
- Глазодвигательные задания. Сосредотачивают восприятие, расширяют поле зрения.
- Задачи, направленные на развитие мелкой моторики рук. Стимулируют одновременно межполушарные соединения и лобные доли мозга, отвечающие также за речь.
- Упражнения, направленные на развитие проприоцептивной и вестибулярной систем организма. Учат управлять собственным телом, ориентироваться в пространстве. Часто являются групповыми, поэтому развивают навыки коммуникации.
- Когнитивные упражнения, включающие в себя тренировку коммуникации и самоконтроля, произвольности движений. Помогают справляться с эмоциями, в том числе гневом и агрессией, лучше контролировать поведение, принимаемые решения, тренируют внимание, память, мышление, ослабляют гиперактивность и импульсивность.
- Релаксация и отдых. Учат самостоятельно расслабляться, купируя стресс и перенапряжение. Помогают переключиться с одного вида деятельности на другой, убрав гиперфиксацию.
Программа работы, основанная на нейропсихологических занятиях с ребёнком ЗПР, включает в себя несколько этапов:
- Диагностирующий. Проводится комплексная нейропсихологическая диагностика, позволяющая оценить стадию развития ВПФ, вычислить наиболее слабые места, требующие коррекционной работы, и составить программу занятий с учётом данных. [4]
- Формирующий. Курс занятий, продолжительностью несколько месяцев, составленный и специально подобранных упражнений и их усложнённых вариантов.
- Контрольный. По окончании курса проводится повторная диагностика с использованием тех же проб, что и в первый раз, что позволяет наглядно увидеть динамику развития и скорректировать направление коррекционной деятельности в дальнейшем.
Действенные нейроигры
Существует большое количество разнообразных упражнений, выполнение которых стимулирует работу разных отделов головного мозга. Важно правильно их выбрать и скомпилировать, чтобы получить лучший результат для ребёнка.
Действенными вариантами упражнений являются:
- «Весёлые пальчики». Каждому пальчику присваивается свой цвет. Ребёнку предлагается картинка, на которой есть несколько разноцветных изображений. Задаются вопросы, ответом на который должен быть назван цвет. Одновременно оттопыривается пальчик, его обозначающий. Игра направлена на развитие межполушарных соединений.
- «Зеркальное рисование». Пациенту предлагается картинка с учётом возраста и уровня развития творческих навыков. Картинка даётся в перевёрнутом виде, а малышу предлагают её перерисовать, но в зеркальном отражении, то есть в правильном для него формате. Чем больше в первоначальном изображении мелких деталей, тем лучше. Решение задачи задействует одновременно работу обоих полушарий.
- «Ухо – нос». Одной рукой ребёнок держится за кончик носа, а другой – за мочку уха. По команде-хлопку нужно быстро поменять руки местами. Для усложнения выполнения упражнения и повышения его эффективности ребёнка можно поставить на балансировочную доску.
- «Коза-корова». Суть упражнения – менять положение пальцев руки по сигналу. Первоначальное положение – «коза»: средний и указательный пальцы оттопырены, остальные прижаты. Второе положение – «корова»: мизинец и указательный пальцы оттопырены, а остальные прижаты. Сначала действия выполняются на одной ладони, затем на двух одновременно. Усложнённый вариант упражнения – показывать разные позы одновременно на двух руках.
- «Воздушный шарик». Ребёнок может почувствовать себя воздушным шариком. Для этого нужно лечь на спину, вытянуть прямо руки и ноги, сосредоточиться на дыхании. Вдыхают носом, при этом рот должен быть плотно закрыть, выдыхают через рот. Во время вдоха необходимо позволить животу надуться, увеличиться, словно он воздушный шарик, а при выдохе живот опадает.
- «Конвергенция». Ребёнок расслабленно лежит на спине. На уровень его глаз достаточно высоко помещается яркий, интересный предмет. Задача малыша – не спускать взгляда с вещи. Тренер опускает предмет к переносице, а затем поднимает обратно.
- «Запретное движение». Перед началом оговаривается движение, которое ни в коем случае нельзя повторять. Ведущий в разном порядке показывает различные движения, ребёнок его копирует, задача – заметить запретное и пропустить. Позже игра усовершенствуется до запретного слова. При произношении его ведущим оно не повторяется, а делается хлопок в ладоши.
- «Узнай слово». Задание вариативное. Простой вариант: ведущий называет слово, а ребёнок указывает на названный предмет на картинке. Усложнённый вариант: ведущий указывает на изображение, а ребёнок называет слово. Далее малышу показывают картинки с несколькими изображениями, объединёнными общим признаком, задача – назвать увиденное одним словом.
- «Детектив». Предлагается 2-3 слова в начальной форме, из которых ученик должен составить предложение, изменив окончания. В более сложной версии предлагается в случайном порядке несколько слов в разной форме, задача: поменять их местами так, чтобы получилось полноценное предложение.
- «Цветок из восьмёрок». На начальном этапе задействована только основная рука, позже можно предложить выполнить задание двумя руками одновременно. Не отрывая руки, малыш должен нарисовать, а затем несколько раз обвести сначала горизонтальную восьмёрку, а затем, поверх, вертикальную, чтобы образовался узор в виде цветка.
Многие из упражнений можно использовать отдельно в качестве небольших отвлекающих игр между занятиями или в процессе ожидания чего-либо. При частом повторении тренировок результативность повышается.
Список использованной литературы:
- ^ Kløve H. “Klinisk neuropsykologi [Clinical neuropsychology].” Tidsskr Nor Laegeforen. 1995 Jun 20;115(16):1947-51. Norwegian. PMID: 7638848.
- ^ Eustache F. “Neuropsychologie de la mémoire [Neuropsychology of memory].” Rev Prat. 2023 Dec;73(10):1075-1077. French. PMID: 38294469.
- ^ Knab B. “Effektivität und Anwendbarkeit neuropsychologischer Rehabilitationsverfahren [Effectiveness and usefulness of neuropsychological rehabilitation methods].” Rehabilitation (Stuttg). 2000 Jun;39(3):134-55. German. doi: 10.1055/s-2000-3725. PMID: 10919177.
- ^ Hüsser A, Fourdain S, Gallagher A. “Neuropsychologic assessment.” Handb Clin Neurol. 2020;174:239-249. doi: 10.1016/B978-0-444-64148-9.00017-X. PMID: 32977881.