Клиника в Пятигорске
ул. Бунимовича, д. 1
8 865 220 53 03
Для регионов
8 800 500 75 03
Работаем для Вас с 1991 года

Нейропсихологическая коррекция

Нейропсихологическая коррекция – это метод работы с поведенческими, эмоциональными, когнитивными проблемами, сформировавшимися у ребёнка в результате замедленного развития или повреждений локальных участков головного мозга.

Эффективность нейропсихологической коррекционной программы обеспечивается индивидуальностью разработки. [1] Для каждого пациента врач подбирает конкретные упражнения на основе результатов предварительного обследования и данных о пройденной диагностике. Это позволяет сосредоточиться конкретно на проблеме и решить её значительно быстрее.

Благодаря разнообразию предлагаемых заданий и игровому формату взаимодействия на тренировках создаётся лёгкая атмосфера, ребёнок чувствует себя комфортно, с удовольствием выполняет упражнения, что обеспечивает устойчивую положительную динамику.

Нейропсихология изучает, как развитие или поражение отдельных участков мозга влияет на поведение, способность воспринимать и анализировать информацию, эмоции ребёнка. Это позволяет создавать индивидуальные программы занятий нейропсихологической коррекцией, дающие результаты для здоровых, но имеющих особенности в скорости развития мозга детей, и для ребят с выявленными проблемами и патологиями в развитии.

Когда необходима нейропсихологическая коррекция

Обратиться к нейропсихологу для проведения обследования и последующих коррекционных занятий при необходимости стоит, если у ребёнка заметны следующие особенности в поведении:

  • Родовая травма. Кесарево сечение, прошедшее с осложнениями. 
  • Энцефалопатия в первые месяцы жизни. 
  • Чрезмерная медлительность. 
  • Нехарактерно быстрая утомляемость. 
  • Гиперактивность, чрезмерная возбудимость. 
  • Дефицит внимания, чрезмерная рассеянность. 
  • Невротические проблемы, приводящие к формированию нарушений в развитии речи. 
  • Заикание. 
  • Проблемы с обучением. Медленное освоение знаний и новых навыков. 
  • Чрезмерная неловкость, неуверенность в движениях. 
  • Регулярно повторяет одни и те же ошибки при освоении новых навыков. 
  • При письме или рисовании неаккуратен, чрезмерно уменьшает или увеличивает объекты, игнорирует правила оформления работы.
  • При письме меняет местами буквы, заменяет похожими по написанию или недописывает слова. 
  • Плаксивость, чрезмерная эмоциональность, обидчивость. 

Неуспеваемость в изучении школьных предметов с первых месяцев обучения тоже является поводом обратиться к врачу. Программа тренировок, составленная с учётом особенностей личности, сможет активизировать мозг и улучшить усвоение новых знаний и навыков.

Когда необходима нейропсихологическая коррекция при заикании

Нейропсихологические коррекционные занятия сегодня входят в перечень обязательных элементов комплексного лечения для детей с выявленными заболеваниями и патологиями:

  • Задержка речевого развития и нарушения формирования речи. 
  • Задержка психического развития. 
  • Аутизм и отклонения аутического спектра. 
  • Новообразования в мозгу. 
  • Черепно-мозговые травмы. [2]
  • Повреждения мозга вследствие перенесённого заболевания. 

Если до похода к врачу уже был поставлен диагноз и вы знаете название патологии ребёнка, то примерную программу нейропсихологической коррекции возможно будет составить быстрее.

При посещении нейропсихолога понадобится пройти диагностику и подробно ответить на вопросы врача об особенностях повседневной жизни малыша.  Для выбора наиболее эффективных заданий понадобится вся медицинская информация о маленьком пациенте.

Методы нейропсихологической коррекции

Методы нейропсихологической коррекции

Каждый ребёнок уникален, как и его проблема, поэтому для него разрабатывается программа с учётом особенности его здоровья и ритма жизни. Для того чтобы коррекция была результативна, программа включает в себя различные методы. Это позволяет сделать терапию комплексной. Конкретные упражнения, их количество и последовательность выбираются индивидуально. 

Основными методами, используемыми нейропсихологами, являются:

  • Дыхательные. Выполняют две функции. Помогают насытить ткани мозга кислородом и питательными веществами, чтобы ускорить их развитие. Тренируют самообладание, учат справляться с эмоциями, контролировать состояние. [3]
  • Направленные на прокачку познавательных навыков. Задания, улучшающие логику и воображение, тренирующие память и внимание, усидчивость, способность работать над одной задачей не отвлекаясь.  
  • Глазодвигательные. Помогает расширить восприятие информации через глаза, тренируют мозг быстрее, точнее и правильнее обрабатывать полученную извне информацию, анализировать и делать выводы. 
  • Артикуляционные. Нужны для развития речи и мышления. Задания провоцируют чёткое произнесение слов, осознание правильной артикуляции, умение управлять темпом речи и голосом, подбирать интонации, выстраивать более сложные предложения и связные рассказы. 
  • Двигательные. К таким относятся растяжка в начале, задания, помогающие почувствовать особенности тела и научиться им управлять. Задача врача — научить ориентироваться в пространстве, осознавать габариты и правильные, безопасные положения тела, научиться принимать удобные положения с учётом окружающего пространства. 

Перед началом курса врач не только поставит цели, определит продолжительность коррекции и частоту встреч с пациентом, но и объяснит родителям ребёнка, как организуется нейропсихологическая коррекция по блокам и какого результата можно ожидать.

Этапы нейропсихологической коррекции

Для того чтобы занятия имели устойчивую результативность, важно соблюсти последовательность этапов нейропсихологической коррекции. Тренировки разрабатываются с учётом индивидуальной развитости ВПФ малыша, особенностей его характера и выявленных причин возникновения проблем, вынудивших обратиться к врачам.

Этапы нейропсихологической коррекции

Так как тщательная подготовка, подбор заданий является залогом успешности терапии, то нейропсихологическая коррекция проводится в несколько этапов:

  • Диагностический. Врач встречается с пациентом и его родителями. Проводится диагностическое тестирование, нейропсихолог собирает анамнез, чтобы выявить беспокоящие взрослых проблемы, возможные диагнозы. [4] Необходимо предоставить точную и полную информацию. На основе полученных данных разрабатывается программа коррекционных встреч, подбирается уровень сложности.
  • Установочный. После принятия решения о совместной работе для врача важно выстроить доверительные отношения с маленьким пациентом и его родителями. Психологический настрой – важный элемент, отвечающий за успешность лечения. Врач делает всё, чтобы малыш и родители поняли и приняли диагноз, подробно рассказывает о методах коррекции и проводимых упражнениях. 
  • Коррекционный. Проводятся коррекционные встречи по выбранному ранее плану с использованием постепенно усложняющихся заданий. Хотя структура занятий одинаковая, они разнообразны, чтобы не вызывать скуку. 
  • Оценка результативности. Диагностика проводится ещё раз. Для оценки уровня развития используются те же задания, что и при первом тестировании. Сравнив результаты, врач сможет скорректировать дальнейшие методы работы. 
Этапы нейропсихологической коррекции в зависимости от особенностей ребёнка

В зависимости от особенностей ребёнка и выявленных проблем, нейропсихолог подбирает форму занятий: одиночную или групповую. При этом для успешности взаимодействия специалиста и маленького пациента необходимо соблюдение следующих правил:

  • Первые сеансы проводятся в присутствии родителя, особенно если пациент – дошкольник. Это поможет создать психологически спокойную обстановку и продемонстрировать технику выполнения родителю. 
  • Двигательные упражнения в любом формате выполняются медленно и подчёркнуто безопасно, чтобы получить нужный эффект и избежать травмирования. Обязательно демонстрируется пример правильных движений, которые ребёнок может повторить. 
  • Перед началом курса врач заключает с пациентом своеобразный договор, включающий правила и ограничения, варианты поощрений и наказаний за невыполнение заданий. Однажды составленный договор должен выполняться неукоснительно. 
  • Ребёнку важен осязаемый результат его труда. Им может стать рисунок или небольшая поделка, выполненная во время занятия. После окончания обязательно обсуждается, как оно прошло, находится повод похвалить малыша. 

При прохождении курса коррекционных тренировок залогом успеха является регулярность выполнения упражнений. Для того чтобы обеспечить необходимый уровень нагрузок, необходимо проводить дополнительную нейропсихологическую зарядку в домашних условиях вместе с родителями. Для этого подбираются упрощённые задания, не требующие специализированного оборудования или особых навыков. Так родитель может помогать ребёнку развиваться в игровой форме, закрепляя результат работы со специалистом. 

Программу домашних упражнений готовит лечащий нейропсихолог. Он проводит подробную консультацию с родителем, рассказывая об особенностях выполнения подобранных заданий, показывает правильную технику, чтобы взрослый мог продемонстрировать пример. 

План нейропсихологического занятия

План нейропсихологической коррекции и занятия

Так как в каждом случае проблемы у ребёнка индивидуальны, то и строение коррекционного занятия подбирается с учётом особенностей малыша.

Однако речь в таком случае идёт скорее о выборе конкретных упражнений, структура же урока остаётся неизменной и редко подвергается дополнительной корректировке:

  • Растяжка. Важно сделать так, чтобы пациенту было максимально комфортно, он расслабился и взбодрился одновременно. 
  • Дыхательные упражнения настраивают на рабочую атмосферу, позволяют сосредоточиться на занятии.
  • Глазодвигательные упражнения. Разминка лица, сосредоточение внимания, концентрация на более сложных вариантах заданий. 
  • Телесные задания. Проводится разминка всего тела, что позволяет идти от крупной моторики к мелкой, постепенно заставляя работать все отделы мозга по очереди. 
  • Упражнения на развитие соматогностических, тактильных, кинестетических, динамических, пространственных функций продолжают выбранное направление физических движений, но постепенно переводят активность в более спокойное и созидательное русло. 
  • Задания на развитие памяти, интеллекта, когнитивных и коммуникативных способностей. От наиболее простых навыков постепенно движение приходит к тренировке наиболее сложных. Во время выполнения заданий ребёнок тренируется сосредотачиваться, в чём ему помогает только что выполненные физические упражнения. 

Технология нейропсихологической коррекции подразумевает, что план встречи с пациентом остаётся неизменным на протяжении всего времени терапии, при этом конкретные задания могут меняться, усложняться, варьироваться.

Смена упражнений – необходимый элемент, позволяющий добиться эффекта новизны на каждое занятие. Это поддерживает мотивацию и подогревает интерес, позволяет добиться стойкого результата значительнее быстрее.

Принципы работы нейропсихолога

Врач, проводящий нейрокоррекционные занятия, взаимодействует с важнейшим органом человека – мозгом.

Принцип работы нейропсихолога и нейропсихологической коррекции

Именно поэтому он должен соблюдать профессиональные принципы работы:

  • Двустороннее воздействие. Врач помнит, что как развивающийся мозг влияет на формирующуюся психику, так и тренировки навыков заставляют мозговые клетки активнее работать. 
  • Комплексность. На тренировках необходимо затрагивать разные группы навыков, чтобы воздействие оказывалось сразу на несколько участков разными путями. 
  • Системность. Коррекция не только избавляет от конкретной проблемы, но и развивает гармоничную личность. 
  • От простого к сложному. Занятия выстраиваются с постепенным усложнением материала. 
  • Эмоциональное вовлечение. Пациенту должно быть интересно заниматься, он не должен испытывать отрицательные эмоции. 
  • Учёт индивидуальных особенностей личности и характера. Подбор заданий, которые будут ему интересны. 
  • Опора на развивающиеся по нормам формы деятельности в качестве первой ступеньки для развития отстающих форм развития психики. 
  • Замещающий онтогенез. Если какое-то умение невозможно привить из-за особенностей строения мозга, развиваются смежные направления, чтобы скомпенсировать недостаток.

Большинство пациентов нейропсихологов – маленькие дети, поэтому работа ведётся совместно с родителями и врачами – неврологами.

Список использованной литературы:

Скрыть/показать

  1. ^ Knab B. “Effektivität und Anwendbarkeit neuropsychologischer Rehabilitationsverfahren [Effectiveness and usefulness of neuropsychological rehabilitation methods].” Rehabilitation (Stuttg). 2000 Jun;39(3):134-55. German. doi: 10.1055/s-2000-3725. PMID: 10919177.
  2. ^ Watson WD, Suskauer SJ, Askin G, Nowak S, Baum KT, Gerber LM, Blackwell LS, Koterba CH, Hoskinson KR, Kurowski BG, Mclaughlin MJ, Tlustos SJ, Zimmerman KO, Shah SA. “Cognitive Recovery During Inpatient Rehabilitation Following Pediatric Traumatic Brain Injury: A Pediatric Brain Injury Consortium Study.” J Head Trauma Rehabil. 2021 Jul-Aug 01;36(4):253-263. doi: 10.1097/HTR.0000000000000650. PMID: 33656473.
  3. ^ Lees C, Hopkins J. “Effect of aerobic exercise on cognition, academic achievement, and psychosocial function in children: a systematic review of randomized control trials.” Prev Chronic Dis. 2013 Oct 24;10:E174. doi: 10.5888/pcd10.130010. PMID: 24157077; PMCID: PMC3809922.
  4. ^ Connery AK, Peterson RL, Baker DA, Kirkwood MW. “The impact of pediatric neuropsychological consultation in mild traumatic brain injury: a model for providing feedback after invalid performance.” Clin Neuropsychol. 2016 May;30(4):579-98. doi: 10.1080/13854046.2016.1177596. Epub 2016 May 3. PMID: 27142647.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×
      Записаться к специалисту
      ×
      Записаться к специалисту
      ×