Бобат-терапия у детей при ДЦП
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 37 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Детский церебральный паралич — это не одно заболевание, а целая группа нарушений, при которых страдает двигательная активность ребёнка, его способность удерживать равновесие и формировать правильную позу. Причина кроется в повреждении определённых зон головного мозга. [1] Полностью избавиться от ДЦП невозможно, ведь речь идёт о необратимых изменениях. Но благодаря обширным возможностям традиционной и альтернативной терапии реально справиться со многими симптомами и стать частью общества.
Содержание статьи:
История создания
Что это такое, как возникла методика Бобат-терапия, и что она представляет собой для детей? Истоки метода относятся к середине XX века. Его создателями стали лондонские врачи — супруги Берта и Карел Бобат. Берта работала физиотерапевтом, а Карел был неврологом и психиатром. Совместные наблюдения за людьми с церебральным параличом и другими неврологическими нарушениями показали им, что привычные подходы к реабилитации далеко не всегда дают результат.
В 1940-е годы Берта начала искать новые пути восстановления движений. Она заметила, что мягкое воздействие на определённые участки тела может менять мышечный тонус и облегчать выполнение движений. Карел со своей стороны анализировал, какие механизмы нервной системы лежат в основе этих изменений.
Так постепенно оформилась концепция, позже названная Бобат-терапией. Её суть — не только в работе с самим повреждением нервной системы, но и в коррекции неправильных двигательных стереотипов, которые закрепляются у ребёнка или взрослого с заболеванием. Задача метода — вернуть возможность двигаться максимально близко к естественным физиологическим моделям, снижая влияние патологических рефлексов и лишнего мышечного напряжения.
Суть методики
Бобат-терапия — это не просто набор упражнений, а целая система, которая постепенно становится частью повседневной жизни ребёнка с ДЦП.
- Наблюдения за детьми с этим диагнозом показали: основную роль в управлении движениями играет не сила мышц сама по себе, а работа головного мозга. Поэтому ключевая цель занятий — активизировать именно нервные центры, отвечающие за координацию и контроль.
- Задача терапевта заключается в том, чтобы помочь ребёнку заново «почувствовать» движение, вернуть телу правильные образы и направить их в сторону осознанной, управляемой активности.
- Комплекс упражнений подбирается строго индивидуально, шаг за шагом адаптируется под возможности ребёнка. Специалист сопровождает каждое занятие, корректируя выполнение и создавая условия для того, чтобы ребёнок становился более самостоятельным.
- Такая работа не только открывает дорогу к новым двигательным навыкам, но и предотвращает осложнения — например, контрактуры, деформации суставов и другие проблемы, которые могут появляться при повреждениях мозга.
Цели проведения
Бобат-терапия при работе с детками, имеющими диагноз ДЦП – это методика, целями которой являются:
- Стимуляция. Её задача — «подключить» мышцы и двигательные схемы, которые у ребёнка ослаблены или развиты недостаточно. Для этого используются разные приёмы: прикосновения, лёгкие постукивания, вибрация, смена поз тела. Такое воздействие словно «будит» нервную систему и запускает движение, которое раньше было недоступно. К примеру, проработка мышц живота помогает ребёнку постепенно научиться удерживать равновесие сидя.
- Торможение. У детей с ДЦП часто присутствуют спастичность, непроизвольные сокращения и фиксированные позы. Всё это мешает формированию правильных движений. В рамках терапии применяются техники, снижающие мышечное напряжение и чрезмерную рефлекторную активность. Это позволяет убрать лишние, патологические паттерны и создать условия для более свободной моторики.
- Замещение. Здесь речь идёт о формировании новых, более полезных стратегий движения. Терапевт помогает ребёнку лучше осознавать возможности своего тела и использовать их в повседневной жизни — будь то ползание, умение сидеть, вставать или делать первые шаги. При этом укрепляются слабые мышцы, развивается координация и баланс.
Принципы
Высокая эффективность метода, известного под названием Бобат, связана с несколькими принципами:
- Индивидуальный подход. Программа всегда составляется под конкретного ребёнка. [2] При выборе упражнений терапевт учитывает форму ДЦП, особенности двигательных нарушений, историю болезни, результаты диагностики и текущее состояние. Благодаря этому упражнения становятся максимально целенаправленными и полезными.
- Регулярность занятий. Эффект возможен только при постоянной практике. Занятия со специалистом — это основа, но не менее важно продолжать выполнять упражнения дома. Постепенное внедрение элементов терапии в повседневную жизнь позволяет закрепить результат и сформировать новые двигательные привычки.
- Безболезненность. Важный принцип метода — работа без дискомфорта. Любое неприятное ощущение — сигнал для остановки упражнения и пересмотра программы. Терапевт учитывает реакции ребёнка, делает паузы при необходимости и корректирует курс так, чтобы занятия были безопасными и приносили положительный опыт.
- Раннее начало. Чем раньше начата терапия, тем выше её эффективность. При своевременном вмешательстве удаётся предупредить развитие осложнений, минимизировать патологические двигательные стереотипы и дать ребёнку больше возможностей для восстановления.
- Разнообразие упражнений. Комплекс включает широкий спектр движений, задействующих все группы мышц. По мере того как ребёнок осваивает базовые элементы, задания усложняются: увеличивается количество подходов, вводятся новые двигательные комбинации. Такой постепенный рост нагрузки помогает телу развиваться гармонично.
- Постоянный контроль. Занятия проходят под руководством терапевта. Специалист отслеживает правильность выполнения упражнений, помогает корректировать движения, поддерживает эмоционально и мотивирует ребёнка даже в моменты трудностей.
Когда начинать лечение
До 2,5 лет центральная нервная система детей максимально поддаётся корректировке. По этой причине врачи рекомендуют не затягивать и начинать терапию с упражнениями и массажем по методике Бобат сразу, как только подтвердили диагноз детский церебральный паралич.
Движения, освоенные в раннем возрасте, становятся фундаментом для последующего моторного развития. [3] Если же начать терапию позднее, когда у ребёнка или взрослого уже закрепились неправильные двигательные схемы, процесс коррекции проходит значительно труднее и результативность может быть ниже.
Базовые упражнения
Бобат-терапия – это обширное направление в реабилитации, эффективное в работе с детским церебральным параличом в любой форме и на любом возрастном этапе ребёнка. Комплекс упражнений всегда составляется индивидуально. Для самых маленьких он включает базовые элементы, которые закладывают основу для дальнейшего двигательного развития и помогают формировать правильные моторные навыки.
- Постуральный контроль головы и туловища. Один из первых и самых важных этапов — умение управлять положением головы и корпуса. Для этого ребёнка мягко покачивают на мяче, валике или на руках у терапевта, стимулируя работу мышц-стабилизаторов шеи и спины. Цель таких упражнений — научить малыша удерживать голову по центру и реагировать на изменения положения тела.
- Перекаты. Простое, на первый взгляд, движение со спины на живот и обратно играет ключевую роль в развитии силы и координации. Терапевт сначала помогает инициировать перекат, направляя плечо или таз ребёнка, а позже малыш учится выполнять его сам, используя руки и ноги.
- Опора на руки. Эти упражнения укрепляют плечевой пояс и формируют умение опираться на предплечья или ладони. Ребёнка кладут на живот и побуждают тянуться к игрушке, при этом терапевт поддерживает правильное положение тела и следит, чтобы не закреплялись неправильные движения.
- Ползание. Важнейший шаг в развитии моторики. В зависимости от возможностей ребёнка упражнения могут быть направлены на ползание на животе или на четвереньках. Терапевт помогает скоординировать работу рук и ног, обеспечивает устойчивость и постепенно снижает помощь, чтобы движения становились всё более самостоятельными.
- Переход в вертикальное положение. Упражнения на вставание из сидячего положения развивают силу ног и координацию. Специалист сначала поддерживает ребёнка за руки или туловище, а затем уменьшает степень помощи, позволяя малышу пробовать делать движение самому.
Общие упражнения при ДЦП
Помимо базовой программы, Бобат-терапия включает и общие упражнения, которые подбираются с учётом конкретных потребностей ребёнка и особенностей его двигательного развития. Обычно комплекс начинается из положения лёжа на спине, а при работе с руками допускается посадка на стул.
Примеры таких упражнений:
- Расслабление пальцев и кисти. Начинают с большого пальца: его осторожно отводят наружу, фиксируя положение на несколько минут. После этого остальные пальцы распрямляют поочерёдно, при этом специалист поддерживает их за кончики. Когда большой палец остаётся в исходной позиции, кистью выполняют плавные движения — сгибают, разгибают и слегка уводят в сторону.
- Снижение тонуса плеча и всей руки. Врач аккуратно сгибает плечо до максимально возможного угла, при этом большой палец остаётся отведённым. Рука выводится вперёд и удерживается в этой позиции до тех пор, пока напряжение не ослабнет и мышцы не «отпустят».
- Растягивание зоны лопатки. Сохраняя прежнее положение большого пальца, предплечье разворачивают наружу в допустимых пределах. После этого руку отводят в сторону, а плечо сгибают примерно на 70–80°. Движение сочетает вытягивание руки вперёд с лёгким отведением вбок, что помогает растянуть область лопатки.
- Пассивное расслабляющее положение. Это упражнение лучше выполнять в моменты отдыха. В сидячем положении руку кладут на колено противоположной ноги. Лёжа — располагают её на груди, добиваясь лёгкого растяжения плеча. Если самостоятельно удерживать руку трудно, можно помочь себе другой конечностью.
- Работа с мышцами ноги. Сначала большой палец стопы мягко подтягивают вверх и удерживают, пока не исчезнет спазм. Далее одна рука специалиста фиксирует колено, другая направляет стопу вверх и вниз. После этого ногу полностью выпрямляют, при этом стопа остаётся согнутой. На заключительном этапе врач оказывает лёгкое давление на внутреннюю часть колена, одновременно вытягивая конечность.
- Ротация в тазобедренном суставе. Колено плавно уводят в сторону до максимально возможного угла, избегая резких движений. Большой палец стопы остаётся приподнятым и зафиксированным рукой специалиста. Другой рукой врач мягко направляет колено, контролируя траекторию движения в суставе.
- Движения в голеностопе. Одной рукой фиксируется поднятый большой палец стопы, другой — задаются движения в голеностопном суставе: сгибание и разгибание с короткими остановками в крайних точках.
Приспособления
Выполнение некоторых упражнений в комплексе Бобат-терапии у детей с ДЦП подразумевает использование различных приспособлений, помогающих терапевту корректировать правильность и облегчать ход занятия:
- Бобат-валик. Это цилиндр разного диаметра и плотности, который используется для поддержки в положении лёжа на спине, животе или боку. С его помощью проще стабилизировать таз и позвоночник, удерживать голову и корпус, а также активировать мышцы-стабилизаторы.
- Бобат-мяч. Большой гимнастический мяч служит для тренировки равновесия и координации. Ребёнка усаживают на него в разных позициях, что заставляет мышцы активно работать и удерживать баланс. Дополнительно мяч снижает спастичность и улучшает сенсорное восприятие.
- Клинья. Изготавливаются разной высоты и угла наклона. Используются для поддержки тела в положении сидя или лёжа. Они помогают сохранить правильную осанку, предотвращают нежелательные движения и положительно влияют на дыхание и работу ЖКТ.
- Кроме этих основных инструментов, терапевты нередко прибегают к лентам, ремням, утяжелителям и другим вспомогательным средствам. Их задача — облегчить выполнение упражнений, поддержать правильную траекторию движения и стимулировать развитие новых двигательных навыков.
Положительные эффекты при Бобат-терапии
Упражнения, входящие в методику Бобат-терапии, обеспечивают при ДЦП множество положительных эффектов:
- Улучшение постурального контроля и равновесия. Одним из важнейших направлений Бобат-терапии является развитие способности удерживать тело в правильном положении. Для этого активируются мышцы, отвечающие за вертикальную осанку и координацию. В работе применяются приёмы, стимулирующие проприоцептивную и вестибулярную системы. В результате ребёнок становится устойчивее, увереннее двигается, снижается риск падений и связанных с ними травм.
- Нормализация мышечного тонуса. У детей с ДЦП мышечный тонус часто нарушен: часть мышц находится в состоянии постоянного напряжения, другие ослаблены. Задача терапии — снизить спастичность и одновременно укрепить ослабленные группы. Для этого упражнения строятся так, чтобы тормозить патологические двигательные стереотипы и стимулировать формирование правильных движений.
- Развитие функциональных навыков. Цель занятий — не только работа с отдельными мышцами, но и помощь ребёнку в освоении базовых умений: сидеть, вставать, ходить, выполнять простые бытовые действия. [5] Постепенно дети становятся более самостоятельными в повседневной жизни, у них расширяются возможности общения и участия в играх и занятиях со сверстниками.
Противопоказания
Как и любая методика реабилитации, Бобат-подход имеет свои границы применения. Важно помнить, что он не является универсальным решением для всех случаев. Перед началом занятий необходима оценка состояния ребёнка и консультация с квалифицированным специалистом.
Абсолютные противопоказания:
- Острые воспалительные процессы и высокая температура. Любая активная инфекция или лихорадка делают проведение терапии опасным, так как нагрузки могут ухудшить общее состояние и вызвать осложнения.
- Тяжёлые соматические заболевания в стадии декомпенсации. При выраженной сердечной или почечной недостаточности, а также других тяжёлых патологиях в фазе обострения, сначала необходимо стабилизировать ребёнка, и только потом возвращаться к реабилитации.
- Свежие травмы и переломы. До полного заживления костей и мягких тканей физическая активность противопоказана.
- Тромбоэмболические осложнения. При наличии тромбов или высоком риске их образования отдельные упражнения могут спровоцировать отрыв и перемещение тромба, что представляет серьёзную угрозу для жизни.
Относительные противопоказания:
- Эпилепсия. При склонности к судорожным приступам терапия проводится осторожно, под наблюдением врача и без факторов, которые могут спровоцировать эпилептический эпизод.
- Выраженная спастичность. Слишком сильное мышечное напряжение может мешать выполнению упражнений. В таких случаях часто требуется предварительная медикаментозная поддержка.
- Тяжёлые нарушения дыхания. Если у ребёнка есть проблемы с дыхательной функцией, необходим дополнительный контроль и поддержка во время занятий.
- Нестабильность тазобедренных суставов. При дисплазии или риске вывиха движения должны подбираться особенно тщательно, чтобы не усугубить состояние суставов.
Часто задаваемые вопросы:
Занятия можно начинать уже с трёх месяцев после постановки диагноза. В этом возрасте формируются базовые двигательные навыки, и терапевт может сразу направить их в правильное русло. Чем раньше начать, тем выше эффективность.
Список использованной литературы:
- ^ Salomon I. и соавт. “Neurobiological Insights Into Cerebral Palsy: A Review of the Mechanisms and Therapeutic Strategies.” Brain and Behavior 14 (2024): e70065. 2024.
- ^ Sakzewski L. и соавт. “Participate CP 2: optimising participation in physically active leisure for children with cerebral palsy – protocol for a phase III randomised controlled trial” BMJ Open 13,10 (2023): e075570. 2023.
- ^ de Tournai A. C. и соавт. “Baby HABIT-ILE Intervention: Study Protocol of a Randomised Controlled Trial in Infants Aged 6–18 Months With Unilateral Cerebral Palsy.” BMJ Open 14 (2024): e078383. 2024.
- ^ Zai W. и соавт. “Effect of task-oriented training on gross motor function, balance and activities of daily living in children with cerebral palsy: a systematic review and meta-analysis.” Medicine (Baltimore) 101,44 (2022): e31565. 2022.
- ^ Gonzalez N. A. и соавт. “Physical Therapy Interventions in Children With Cerebral Palsy: A Systematic Review.” Cureus 15,8 (2023): e43846. 2023.