Что такое нейропсихологическое обследование?

Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Нейропсихологическое исследование – это удобный инструмент, позволяющий определить проблемы с работой отдельных участков мозга до аппаратной диагностики. Проведение специализированных заданий и проб и анализ их результатов позволяет выявить наличие и отсутствие определённых синдромов, что будет указывать на неправильное функционирование одного или нескольких отделов главного человеческого органа. [1]
Стоит упомянуть, что общее нейропсихологическое обследование взрослых – это отличный способ отслеживать не только последствия травм и перенесённых инфекционных заболеваний, но и возрастные изменения, приводящие к ослаблению функционирования отделов мозга и развитию деменции и ряда других болезней.
При проведении исследования нейропсихолог должен выявить в зависимости от возраста и статуса пациента вероятные нарушения или задержки развития конкретных участков головного мозга, асинхронию работы и точно определить, где произошёл сбой по тому, как развиты или как деградируют психические функции.
Чаще всего обследование проводится для детей при возникновении подозрения на отставание в развитии того или иного навыка. Для подтверждения здоровья и корректировки процессов формирования необходимо профилактически сделать диагностику в 3, 5-6 лет и в 10-12, то есть в периоды, когда резко повышается нагрузка на ВПФ.
Нейропсихологическую диагностику обязательно проходят люди с диагнозами:
- Задержка развития психики, речи, моторных функций вне зависимости от того, чем она вызвана.
- Алалия. Недоразвитие речевых центров, проблемы с усложнением речевого потока.
- Непонимание обращённой речи.
- Аутизм и расстройства аутического спектра. [2]
- Травмы головы.
- Опухоли разного происхождения.
- Инсульты.
- СДВГ. [3]
- Нарушение основных школьных навыков: чтения, письма, счёта.
- Общее отставание в развитии.
Нейропсихологическое исследование взрослых необходимо, если человек столкнулся с:
- Травмами головы.
- Опухолями разного типа.
- Инфекционными заболеваниями.
- Болезнями, сопровождающимися деградацией тканей головного мозга.
- Инсультами.
Задачи нейропсихологического обследования
Каждый пациент обращается к врачу с персональной проблемой и запросом, поэтому цели конкретного исследования подбираются персонально. Правильное применение обширного материала для тестирования и глубокий анализ полученной информации позволяет сделать достаточно большое количество выводов о развитии определённых навыков, особенностях функционирования мозга человека и возможных вариантах дальнейшего становления.
Полное нейропсихологическое обследование возможно использовать для решения следующих задач:
- Диагностика на основе анализа выявленных синдромов определит сильные и слабые высшие психические функции человека. Это помогает описать стратегию развития пациента, понять, есть ли очаги поражения в мозге.
- Выяснить степень выраженности изменений или нарушений в функционировании.
- Динамическое наблюдение за состоянием человека до и после разных методов воздействия с целью определения дальнейшей стратегии терапии или выявления факторов, усугубляющих начавшиеся деградационные процессы.
- Определение возможностей ближайшего развития потенциала человека в освоении нового уровня при усложнении привычных задач в ближайшем будущем.
- Составление долгосрочных и ближайших прогнозов изменения состояния человека.
- Проверка различных способов и методов воздействия на мозг человека.
- Разработка эффективной программы коррекции и реабилитации, для улучшения или восстановления выявленных дефектов, обеспечения человеку достойного уровня жизни, если какие-либо проблемы исправить невозможно.
Как проходит исследование?
Существует ряд правил, которые описывают, как проводится нейропсихологическое обследование:
- Тестирование должно проходить один на один, а не в группе.
- Продолжительность встречи с нейропсихологом прогнозируется на основе возраста и особенностей состояния пациента. Средняя длительность диагностики — от 30 минут до 1,5 часов.
- На выполнение конкретной методики отводится столько времени, сколько необходимо для её полного качественного завершения. Врач должен решить, есть ли качественные нарушения и какова их степень.
- Диагностика включает комплекс заданий, направленный на изучение всех ПФ, даже если основной упор делается только на некоторые.
- Каждый пункт исследования должен оцениваться заданиями разного уровня сложности.
- Инструкции к заданиям и стимульный материал предлагается с учётом специальных требований: они должны быть максимально понятными обследуемому, проговариваться непосредственно перед выполнением пробы и при необходимости повторяться в процессе работы над задачей.
При обращении к нейропсихологу само исследование осуществляется в несколько этапов:
- Изучаются уже полученные данные о здоровье человека, собирается анамнез, история произошедших изменений.
- Анализируется история болезни и результаты предварительной беседы, выдвигается гипотеза.
- Выбирается тактика будущего исследования с учётом нюансов: возраста, здоровья и личностных особенностей пациента.
- Выполнение специально подобранных заданий. Проверка изначальной гипотезы.
- Выделение синдромообразующего фактора или ряда факторов.
- Анализ полученных результатов, обобщение и написание нейропсихологического заключения.
Требования к процедуре обследования в детском возрасте
Исследование детей, особенно в возрасте до 7 лет, — сложная процедура. Для получения точного результата необходимо учитывать большое количество возрастных факторов и обеспечивать малышу максимально комфортные условия, чтобы он мог показать настоящую стадию собственного развития.
Для детей разного возраста существуют ограничения по продолжительности проведения тестирования, обязательные условия по предоставлению динамических перерывов. Исследование проходит в присутствии родителей.
Основными требованиями при организации исследования детей являются:
- Создание предварительной мотивации. Чем младше пациент, тем более важным является этот пункт. Дошкольник без сильного желания участвовать в процессе оценки может показать результаты, заметно отличающиеся от его фактических возможностей.
- Создание ситуации успеха даже в случаях, когда достижения малыша невелики. Если ребёнок не будет осознавать, что у его действий есть положительный результат, мотивация делать пробы быстро пропадёт.
- Скорость прохождения тестов подстраивается под индивидуальный темп обследуемого.
- Исключается лишний речевой шум. Все посторонние отвлекающие разговоры, оценки успешности прохождения заданий, критика должны быть исключены.
- Подобрать оптимальный порядок проведения заданий, так, чтобы для ребёнка тест выглядел разнообразным, а не повторением одной и той же задачи несколько раз подряд.
- Включение сенсибилизированных проб. То есть заданий, направленных на оценку одних и тех же параметров, но в изменённом, усложнённом виде.
Методики нейропсихологического обследования
Во время проведения диагностики с использованием специализированных проб и дополнительного наблюдения обнаруживаются показатели нарушений различного типа. В нейропсихологии выделяют 3 класса нарушений в зависимости от времени и ситуации возникновения:
- Первичные. Звено психической функции выпадает изначально. Наблюдается прямое влияние перебоев в работе конкретного участка головного мозга.
- Вторичные. Показывают, как первичные влияют на другие психологические функций, затормаживая их функционирование.
- Третичные. Показывают, как мозг перестроил свою работу, чтобы компенсировать полученные повреждения.
Методики нейропсихологического обследования, подходящие взрослым и детям и использующиеся в обязательном порядке или вариативно:
- Документальное фиксирование информации о клиническом случае. Нейропсихолог изучает данные анамнеза пациента, историю возникновения и формирования болезни, выявленные ранее симптомы, на которые жалуется человек, заключения других врачей.
- Анализируется и описывается состояние психики на момент обращения и первой беседы. Важно обратить внимание на способность ориентироваться во времени и пространстве, критичность восприятия себя и эмоциональное состояние.
- Выявляется эмоциональное состояние человека, определяются факторы, активно на него влияют.
- Проводятся пробы и даются задания, определяющие степень активности произвольного и пассивного внимания.
- Тестируется степень развитости речи. Анализируется как результаты выполнения тестовых упражнений, так и фоновая речь пациента во время прохождения диагностики. [4] Дополнительное внимание обращается на способность распознавать и понимать речь собеседников.
- При наличии навыков письма, счёта и чтения проводится их анализ, выявляется степень владения и типы ошибок.
- Тестируется уровень становления разных видов памяти.
- Проводится исследование особенностей двигательной активности. Определяется степень владения своим телом, способность повторять простые и сложные движения, принимать разные позы.
- Анализируются тактильные способности, умение определять предмет на ощупь.
- Тестируется способность воспринимать и анализировать визуальную информацию.
- Проверяется аудиальное восприятие информации. Восприятие, анализ и запоминание услышанного.
Список использованной литературы:
- ^ Tranel D. “Neuropsychological assessment.” Psychiatr Clin North Am. 1992 Jun;15(2):283-99. PMID: 1603724.
- ^ Echavarría-Ramírez LM, Tirapu-Ustárroz J. “Exploración neuropsicológica en niños con discapacidad intelectual [Neuropsychological examination in children with intellectual disabilities].” Rev Neurol. 2021 Jul 16;73(2):66-76. Spanish. doi: 10.33588/rn.7302.2021025. PMID: 34254662.
- ^ Aman CJ, Roberts RJ, Pennington BF. “A neuropsychological examination of the underlying deficit in attention deficit hyperactivity disorder: frontal lobe versus right parietal lobe theories.” Dev Psychol. 1998 Sep;34(5):956-969. doi: 10.1037/0012-1649.34.5.956. PMID: 9779742.
- ^ Treviño M, Beltrán-Navarro B, León RMY, Matute E. “Clustering of neuropsychological traits of preschoolers.” Sci Rep. 2021 Mar 22;11(1):6533. doi: 10.1038/s41598-021-85891-2. Erratum in: Sci Rep. 2021 Jun 8;11(1):12446. doi: 10.1038/s41598-021-91785-0. PMID: 33753782; PMCID: PMC7985492.