г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Что такое нейропсихологическое обследование?

Нейропсихологическое исследование – это удобный инструмент, позволяющий определить проблемы с работой отдельных участков мозга до аппаратной диагностики.  Проведение специализированных заданий и проб и анализ их результатов позволяет выявить наличие и отсутствие определённых синдромов, что будет указывать на неправильное функционирование одного или нескольких отделов главного человеческого органа. [1]

Стоит упомянуть, что общее нейропсихологическое обследование взрослых – это отличный способ отслеживать не только последствия травм и перенесённых инфекционных заболеваний, но и возрастные изменения, приводящие к ослаблению функционирования отделов мозга и развитию деменции и ряда других болезней.

Вовремя обнаруженное снижение ВПФ покажет, что необходимо начинать лечение и регулярное выполнение профилактических нейропсихологических тренировок.

Когда необходимо и что такое нейропсихологическое обследование

При проведении исследования нейропсихолог должен выявить в зависимости от возраста и статуса пациента вероятные нарушения или задержки развития конкретных участков головного мозга, асинхронию работы и точно определить, где произошёл сбой по тому, как развиты или как деградируют психические функции. 

Чаще всего обследование проводится для детей при возникновении подозрения на отставание в развитии того или иного навыка. Для подтверждения здоровья и корректировки процессов формирования необходимо профилактически сделать диагностику в 3, 5-6 лет и в 10-12, то есть в периоды, когда резко повышается нагрузка на ВПФ. 

Однако при подозрении на наличие конкретных синдромов или выявленных особенностей созревания, диагностика, а затем и коррекционные занятия, входят в обязательную часть лечения. 

Нейропсихологическую диагностику обязательно проходят люди с диагнозами:

  • Задержка развития психики, речи, моторных функций вне зависимости от того, чем она вызвана. 
  • Алалия. Недоразвитие речевых центров, проблемы с усложнением речевого потока. 
  • Непонимание обращённой речи. 
  • Аутизм и расстройства аутического спектра. [2]
  • Травмы головы. 
  • Опухоли разного происхождения. 
  • Инсульты. 
  • СДВГ. [3]
  • Нарушение основных школьных навыков: чтения, письма, счёта. 
  • Общее отставание в развитии.
Что такое нейропсихологическое обследование при СДВГ

Нейропсихологическое исследование взрослых необходимо, если человек столкнулся с:

  • Травмами головы. 
  • Опухолями разного типа. 
  • Инфекционными заболеваниями. 
  • Болезнями, сопровождающимися деградацией тканей головного мозга. 
  • Инсультами. 

Проанализировав результаты, полученные при тестировании взрослого человека, врач сможет сделать вывод о том, какой отдел мозга и насколько сильно пострадал, возможно ли полное восстановление или только частичная реабилитация и приспособление к изменившимся возможностям работы главного органа человеческого тела. Затем разрабатывается персональный курс занятий, проводящийся одновременно с терапией, предложенной неврологом и другими врачами. 

Задачи нейропсихологического обследования

Каждый пациент обращается к врачу с персональной проблемой и запросом, поэтому цели конкретного исследования подбираются персонально. Правильное применение обширного материала для тестирования и глубокий анализ полученной информации позволяет сделать достаточно большое количество выводов о развитии определённых навыков, особенностях функционирования мозга человека и возможных вариантах дальнейшего становления.

Задачи и что такое нейропсихологическое обследование

Полное нейропсихологическое обследование возможно использовать для решения следующих задач:

  • Диагностика на основе анализа выявленных синдромов определит сильные и слабые высшие психические функции человека. Это помогает описать стратегию развития пациента, понять, есть ли очаги поражения в мозге.
  • Выяснить степень выраженности изменений или нарушений в функционировании.
  • Динамическое наблюдение за состоянием человека до и после разных методов воздействия с целью определения дальнейшей стратегии терапии или выявления факторов, усугубляющих начавшиеся деградационные процессы. 
  • Определение возможностей ближайшего развития потенциала человека в освоении нового уровня при усложнении привычных задач в ближайшем будущем. 
  • Составление долгосрочных и ближайших прогнозов изменения состояния человека. 
  • Проверка различных способов и методов воздействия на мозг человека. 
  • Разработка эффективной программы коррекции и реабилитации, для улучшения или восстановления выявленных дефектов, обеспечения человеку достойного уровня жизни, если какие-либо проблемы исправить невозможно. 

Пациент может самостоятельно обратиться к нейропсихологу для прохождения процедуры оценки его состояния, но чаще всего направление на диагностику даёт невролог или другой врач, выявивший возможные проблемы с функционированием или формированием ВПФ. Данные, полученные в результате изучения, помогают уточнить диагноз и подобрать действенную комплексную терапию.

Как проходит исследование?

Существует ряд правил, которые описывают, как проводится нейропсихологическое обследование:

  • Тестирование должно проходить один на один, а не в группе. 
  • Продолжительность встречи с нейропсихологом прогнозируется на основе возраста и особенностей состояния пациента. Средняя длительность диагностики — от 30 минут до 1,5 часов. 
Как проходит исследование и что такое нейропсихологическое обследование
  • На выполнение конкретной методики отводится столько времени, сколько необходимо для её полного качественного завершения. Врач должен решить, есть ли качественные нарушения и какова их степень. 
  • Диагностика включает комплекс заданий, направленный на изучение всех ПФ, даже если основной упор делается только на некоторые. 
  • Каждый пункт исследования должен оцениваться заданиями разного уровня сложности. 
  • Инструкции к заданиям и стимульный материал предлагается с учётом специальных требований: они должны быть максимально понятными обследуемому, проговариваться непосредственно перед выполнением пробы и при необходимости повторяться в процессе работы над задачей. 

При обращении к нейропсихологу само исследование осуществляется в несколько этапов:

  • Изучаются уже полученные данные о здоровье человека, собирается анамнез, история произошедших изменений. 
  • Анализируется история болезни и результаты предварительной беседы, выдвигается гипотеза. 
  • Выбирается тактика будущего исследования с учётом нюансов: возраста, здоровья и личностных особенностей пациента. 
  • Выполнение специально подобранных заданий. Проверка изначальной гипотезы. 
  • Выделение синдромообразующего фактора или ряда факторов.
  • Анализ полученных результатов, обобщение и написание нейропсихологического заключения. 

После получения результатов и рекомендаций по дальнейшему лечению или коррекции, пациент и врачи других специализаций будут иметь чёткое представление о состоянии и функционировании головного мозга на момент обращения за помощью и о прогнозе изменений на ближайшее будущее. 

Требования к процедуре обследования в детском возрасте

Исследование детей, особенно в возрасте до 7 лет, — сложная процедура. Для получения точного результата необходимо учитывать большое количество возрастных факторов и обеспечивать малышу максимально комфортные условия, чтобы он мог показать настоящую стадию собственного развития. 

Требование к процедуре обследования в детском возрасте и что такое нейропсихологическое обследование

Для детей разного возраста существуют ограничения по продолжительности проведения тестирования, обязательные условия по предоставлению динамических перерывов. Исследование проходит в присутствии родителей.

Это важно не только для того, чтобы маленький ребёнок не беспокоился, но и чтобы родитель видел совершаемые ошибки ребёнка и в будущем шёл на контакт с нейропсихологом, совместно работал над реабилитацией. 

Основными требованиями при организации исследования детей являются:

  • Создание предварительной мотивации. Чем младше пациент, тем более важным является этот пункт. Дошкольник без сильного желания участвовать в процессе оценки может показать результаты, заметно отличающиеся от его фактических возможностей. 
  • Создание ситуации успеха даже в случаях, когда достижения малыша невелики. Если ребёнок не будет осознавать, что у его действий есть положительный результат, мотивация делать пробы быстро пропадёт. 
  • Скорость прохождения тестов подстраивается под индивидуальный темп обследуемого. 
  • Исключается лишний речевой шум. Все посторонние отвлекающие разговоры, оценки успешности прохождения заданий, критика должны быть исключены. 
  • Подобрать оптимальный порядок проведения заданий, так, чтобы для ребёнка тест выглядел разнообразным, а не повторением одной и той же задачи несколько раз подряд. 
  • Включение сенсибилизированных проб. То есть заданий, направленных на оценку одних и тех же параметров, но в изменённом, усложнённом виде. 

Что разрешается при проведении скринингового нейропсихологического обследования, а от чего нужно воздержаться, врач определяет в зависимости от особенностей пациента, с которым ему предстоит работать. Многие заболевания и патологии имеют специфические рекомендации по проведению тестов для получения неискажённых результатов. 

Методики нейропсихологического обследования

Методики и что такое нейропсихологическое обследование

Во время проведения диагностики с использованием специализированных проб и дополнительного наблюдения обнаруживаются показатели нарушений различного типа. В нейропсихологии выделяют 3 класса нарушений в зависимости от времени и ситуации возникновения:

  • Первичные. Звено психической функции выпадает изначально. Наблюдается прямое влияние перебоев в работе конкретного участка головного мозга. 
  • Вторичные. Показывают, как первичные влияют на другие психологические функций, затормаживая их функционирование. 
  • Третичные. Показывают, как мозг перестроил свою работу, чтобы компенсировать полученные повреждения. 

Для выявления и точного определения группы симптомов используется несколько различных подходов. 

Тест степени развитости речи и что такое нейропсихологическое обследование

Методики нейропсихологического обследования, подходящие взрослым и детям и использующиеся в обязательном порядке или вариативно:

  • Документальное фиксирование информации о клиническом случае. Нейропсихолог изучает данные анамнеза пациента, историю возникновения и формирования болезни, выявленные ранее симптомы, на которые жалуется человек, заключения других врачей. 
  • Анализируется и описывается состояние психики на момент обращения и первой беседы. Важно обратить внимание на способность ориентироваться во времени и пространстве, критичность восприятия себя и эмоциональное состояние. 
  • Выявляется эмоциональное состояние человека, определяются факторы, активно на него влияют. 
  • Проводятся пробы и даются задания, определяющие степень активности произвольного и пассивного внимания. 
  • Тестируется степень развитости речи. Анализируется как результаты выполнения тестовых упражнений, так и фоновая речь пациента во время прохождения диагностики. [4] Дополнительное внимание обращается на способность распознавать и понимать речь собеседников. 
  • При наличии навыков письма, счёта и чтения проводится их анализ, выявляется степень владения и типы ошибок. 
  • Тестируется уровень становления разных видов памяти. 
  • Проводится исследование особенностей двигательной активности. Определяется степень владения своим телом, способность повторять простые и сложные движения, принимать разные позы. 
  • Анализируются тактильные способности, умение определять предмет на ощупь.
  • Тестируется способность воспринимать и анализировать визуальную информацию.
  • Проверяется аудиальное восприятие информации. Восприятие, анализ и запоминание услышанного. 

Сегодня нейропсихологические методы диагностики активно используются в клинической психофизиологии, что позволяет быстро определять не только наличие определённых проблем, но и возможную причину их возникновения, прогнозировать очаг органического повреждения головного мозга. Это ускоряет постановку общего диагноза и начало лечения, что помогает добиваться значимых результатов в последующей реабилитации пациентов.

Список использованной литературы:

Скрыть/показать

  1. ^ Tranel D. “Neuropsychological assessment.” Psychiatr Clin North Am. 1992 Jun;15(2):283-99. PMID: 1603724.
  2. ^ Echavarría-Ramírez LM, Tirapu-Ustárroz J. “Exploración neuropsicológica en niños con discapacidad intelectual [Neuropsychological examination in children with intellectual disabilities].” Rev Neurol. 2021 Jul 16;73(2):66-76. Spanish. doi: 10.33588/rn.7302.2021025. PMID: 34254662.
  3. ^ Aman CJ, Roberts RJ, Pennington BF. “A neuropsychological examination of the underlying deficit in attention deficit hyperactivity disorder: frontal lobe versus right parietal lobe theories.” Dev Psychol. 1998 Sep;34(5):956-969. doi: 10.1037/0012-1649.34.5.956. PMID: 9779742.
  4. ^ Treviño M, Beltrán-Navarro B, León RMY, Matute E. “Clustering of neuropsychological traits of preschoolers.” Sci Rep. 2021 Mar 22;11(1):6533. doi: 10.1038/s41598-021-85891-2. Erratum in: Sci Rep. 2021 Jun 8;11(1):12446. doi: 10.1038/s41598-021-91785-0. PMID: 33753782; PMCID: PMC7985492.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×