Нейропсихолог для подростка

Нейропсихолог, стаж - 11 лет;
Детский нейропсихолог;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Подростковый период – один из наиболее сложных в жизни каждого человека. Резкие изменения касаются всех сфер жизни. И нередко так бывает, что появляются или усугубляются трудности с учёбой, неуклюжесть, психологические проблемы. [1] При этом ребёнок сам не может объяснить, с чем это связано. В такой ситуации посещение нейропсихолога и прохождение диагностики поможет разобраться с ситуацией и найти выход.
Врач не только определит, какие именно проблемы возникли у ребёнка и подберёт методы их решения, но и выяснит, из-за чего это происходит, что позволит полностью устранить первопричину и не бояться, что позже трудности вернутся.
Содержание статьи:
Когда нужна помощь нейропсихолога?
Универсальность методик, используемых врачами этого направления, позволяет оказывать помощь как в ситуациях, когда отклонения от нормы незначительные и спровоцированы индивидуальными особенностями развития мозга, так и при выявленных серьёзных патологиях.
Посетить подросткового нейропсихолога, пройти диагностику и начать коррекцию стоит, если ребёнок сталкивается со следующими проблемами:
- Трудности в обучении. Неспособность вспомнить то, что было выучено накануне, сосредоточиться на заданиях, разобраться в новом материале, аккуратно вести записи. Множество глупых, случайных ошибок и проблемы с конкретными предметами притом, что другие науки даются легко.
- Частые болезни. Ребята, вынужденные проводить много времени в больнице или оторванными от сообщества сверстников, часто имеют определённые проблемы с формированием отдельных участков коры головного мозга из-за того, что организм тратит большое количество ресурсов на борьбу с заболеваниями. Из-за этого некоторые ВПФ могут развиваться медленнее, чем положено по возрастной норме.
- Пространственное ориентирование. Регулярные ошибки в определении лево и право, проблемы в использовании предлогов, обозначающих положение в пространстве, зеркальное написание букв – это не милые особенности, а показатель серьёзных проблем, требующих вмешательства нейропсихолога.
- В случаях, когда ребёнку сложно контролировать себя. Это касается как гиперактивных и неусидчивых детей, неспособных усидеть на одном месте, так и чересчур медлительных, часто витающих в своих мыслях и невнимательных.
- Ярко выраженная эмоциональность и импульсивность, агрессия или страхи, тревожность и плаксивость. Неспособность контролировать эмоции к подростковому периоду говорит о несформированности в нужной степени отдельных участков мозга.
- Дисгармоничное развитие. В этом случае часть психических процессов не просто в норме, но даже опережают возрастные нормы развития, но другие при этом значительно отстают.
- При неловкости. Если человек часто задевает предметы руками и ногами, ему сложно кататься на велосипеде и коньках, осваивать дела, требующие держать равновесие, выполнять физические упражнения, танцевать, то необходимо обратиться к врачу.
- При выявленных и усиливающихся проблемах с устной и письменной речью, заиканием, дисграфией и дислексией.
- Если уже определены особенности здоровья и развития. ЗПР, ЗРР, СДВГ, аутизм, РАС и другие заболевания требуют в качестве одной из составляющих комплексной терапии занятий с нейропсихологом. [2]
Как проходит встреча с нейропсихологом?
Обратиться за помощью к врачу подросток может как самостоятельно, так и по направлению от другого специалиста, увидевшего проблему: педиатра, невролога, психиатра.
Вне зависимости от того, самостоятельно пациент обратился за помощью или был направлен врачом, нейропсихолог проводит для подростка подробную диагностику.
При этом взаимодействие с врачом включает в себя несколько этапов:
- Знакомство и сбор анамнеза. Нейропсихолог беседует не только с ребёнком, но и с его родителями, изучает предоставленные медицинские документы, задаёт вопросы о раннем детстве, периоде вынашивания и особенностях повседневной жизни. Эта информация позволяет собрать первоначальную картину проблем пациента и подобрать методы диагностики, направленные на выявление конкретных патологий развития.
- Тестирование. Подбираются пробы с учётом уровня развития пациента и необходимости проверить психические функции как в чистом проявлении, так и во взаимодействии друг с другом. В ходе прохождения диагностики врач опирается не только на результаты выполненных проб, но и на то, как ребёнок делает задания, ведёт себя, общается, фиксируя важные особенности. [3]
- Анализ результатов. Врач изучает данные пациента, полученные во время тестирования, при знакомстве и в результате наблюдения, и фиксирует все выявленные особенности развития ВПФ в карте.
- Рекомендации. На основе полученных данных нейропсихолог даёт заключение о выявленных особенностях развития психических функций, возможных проблемах на определённых участках головного мозга. Назначаются коррекционные занятия, план которых разрабатывается индивидуально.
После обследования, проанализировав результаты, нейропсихолог может дополнительно направить пациента для обследования к неврологу или другому специалисту, если есть вероятность развития ранее незамеченной патологии.
Формы занятий
В зависимости от конкретного запроса, с которым родитель и подросток обращаются к нейропсихологу, подбирается действенный в данном случае формат занятий и взаимодействия с врачом.
Нейропсихология для подростков предлагает следующие форматы:
- Диагностика. Врач с помощью специальных тестовых заданий проверит развитость ВПФ ребёнка, проанализирует результаты и определит слабые места, причины возникновения проблем, наметит варианты решения. Дополнительно заранее проводится беседа с самим пациентом и его родителями, что позволяет собрать анамнез и во время диагностических мероприятий видеть всю картину, обращая внимание на особенно тревожащие аспекты.
- Индивидуальные занятия. После диагностики и подбора коррекционной программы, учитывающей выявленные проблемы и особенности личности пациента, проводятся встречи один на один с нейропсихологом, на которых с помощью специальных упражнений прорабатываются выявленные ранее проблемы. Прогресс отслеживается, поэтому сам ребёнок и его близкие смогут наглядно видеть, как наступают улучшения.
- Групповые встречи. В некоторых случаях для достижения лучшего результата подростку лучше заниматься в небольших группах с нейропсихологом и возможностью работать над задачами со сверстниками. Врач обязательно даёт индивидуальную обратную связь и рекомендации по дополнительным самостоятельным занятиям, способствующим закреплению результатов.
Важным преимуществом коррекционных упражнений, разработанных в нейропсихологии, является простота и интерес заданий. Это позволяет не только заинтересовать пациента на занятии, но и ввести тренировки в обычную жизнь на ежедневной основе. Подросток самостоятельно выполняет подобранные врачом задания и улучшает прогресс, который заметен не только окружающим, но и самому ребёнку.
Важной особенностью нейропсихологической коррекции подростков является возможность взаимодействовать с врачом не только в его кабинете, но и в онлайн-формате, если по какой-то причине пациент не может приехать в клинику.
Результат работы с нейропсихологом
Прохождение курса нейропсихологической коррекции для подростка принесёт результаты:
- Внимание. Улучшится не только способность концентрировать на конкретном деле, но и увеличится умение слышать и слушать окружающих, воспринимать информацию не только удобным ему способом, но и теми, которые ранее заметно отставали.
- Память. Улучшится скорость запоминания, пропадёт проблема быстрого исчезновения информации из головы. Разовьются все виды памяти, а не только визуальная, чаще и активнее задействованная в период учёбы в школе. [4]
- Поведение. С помощью специализированных методик ребёнок учится самоконтролю, умению справляться с эмоциями, оценивать адекватность поступков и порывов, преодолевается незрелость эмоциональной сферы. Дополнительно родители получают консультацию о том, как правильно и безопасно для подростка реагировать на эмоциональные всплески и гасить их без негативных последствий.
- Мышление. Улучшатся способности к логике, выстраиванию более сложных грамматических конструкций, счёту. Пациент научится распознавать и интерпретировать чужие эмоции, предполагать особенности поведения окружающих, исходя из знания их характера.
- Речь. Находятся причины задержки развития и проблем в активном использовании. Выстраивается грамотная среда, способствующая развитию и улучшению коммуникативных навыков на всех уровнях на занятиях с врачом и в домашних условиях.
- Обучение. Улучшится способность к освоению новых навыков, вернётся любовь к познанию нового, появится интерес к изучению более сложных явлений окружающего мира. При этом человек научится быстро и успешно осваивать новые навыки, систематизировать и преобразовывать информацию, работать с большими объёмами данных.
Список использованной литературы:
- ^ Arslan G. “Psychological maltreatment, emotional and behavioral problems in adolescents: The mediating role of resilience and self-esteem.” Child Abuse Negl. 2016 Feb;52:200-9. doi: 10.1016/j.chiabu.2015.09.010. Epub 2015 Oct 28. PMID: 26518981.
- ^ Mahone EM, Denckla MB. “Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder: A Historical Neuropsychological Perspective.” J Int Neuropsychol Soc. 2017 Oct;23(9-10):916-929. doi: 10.1017/S1355617717000807. PMID: 29198277; PMCID: PMC5724393.
- ^ Zucchella C, Federico A, Martini A, Tinazzi M, Bartolo M, Tamburin S. Neuropsychological testing. Pract Neurol. 2018 Jun;18(3):227-237. doi: 10.1136/practneurol-2017-001743. Epub 2018 Feb 22. PMID: 29472384.
- ^ Salvadori E, Pantoni L; Società Italiana di NeuroGeriatria (SINEG). “The role of the neuropsychologist in memory clinics.” Neurol Sci. 2020 Jun;41(6):1483-1488. doi: 10.1007/s10072-020-04253-4. Epub 2020 Jan 16. PMID: 31950460.