Клиника в Москве
ул. Маршала Василевского, д. 13, к. 3
8 495 225 76 03
Клиника в Пятигорске
ул. Бунимовича, д. 1
8 865 220 53 03
Для регионов
8 800 500 75 03
Работаем для Вас с 1991 года

Нейропсихолог для подростка

Подростковый период – один из наиболее сложных в жизни каждого человека. Резкие изменения касаются всех сфер жизни. И нередко так бывает, что появляются или усугубляются трудности с учёбой, неуклюжесть, психологические проблемы. [1] При этом ребёнок сам не может объяснить, с чем это связано. В такой ситуации посещение нейропсихолога и прохождение диагностики поможет разобраться с ситуацией и найти выход.

Даже в 15-17 лет благодаря нейропсихологической коррекции возможно значительно повысить интеллектуальные способности, внимание, память, устранить тревожность и забывчивость.

Врач не только определит, какие именно проблемы возникли у ребёнка и подберёт методы их решения, но и выяснит, из-за чего это происходит, что позволит полностью устранить первопричину и не бояться, что позже трудности вернутся.

Когда нужна помощь нейропсихолога для подростка

Универсальность методик, используемых врачами этого направления, позволяет оказывать помощь как в ситуациях, когда отклонения от нормы незначительные и спровоцированы индивидуальными особенностями развития мозга, так и при выявленных серьёзных патологиях. 

Посетить подросткового нейропсихолога, пройти диагностику и начать коррекцию стоит, если ребёнок сталкивается со следующими проблемами:

  • Трудности в обучении. Неспособность вспомнить то, что было выучено накануне, сосредоточиться на заданиях, разобраться в новом материале, аккуратно вести записи. Множество глупых, случайных ошибок и проблемы с конкретными предметами притом, что другие науки даются легко. 
  • Частые болезни. Ребята, вынужденные проводить много времени в больнице или оторванными от сообщества сверстников, часто имеют определённые проблемы с формированием отдельных участков коры головного мозга из-за того, что организм тратит большое количество ресурсов на борьбу с заболеваниями. Из-за этого некоторые ВПФ могут развиваться медленнее, чем положено по возрастной норме. 
  • Пространственное ориентирование. Регулярные ошибки в определении лево и право, проблемы в использовании предлогов, обозначающих положение в пространстве, зеркальное написание букв – это не милые особенности, а показатель серьёзных проблем, требующих вмешательства нейропсихолога. 
  • В случаях, когда ребёнку сложно контролировать себя. Это касается как гиперактивных и неусидчивых детей, неспособных усидеть на одном месте, так и чересчур медлительных, часто витающих в своих мыслях и невнимательных. 
  • Ярко выраженная эмоциональность и импульсивность, агрессия или страхи, тревожность и плаксивость. Неспособность контролировать эмоции к подростковому периоду говорит о несформированности в нужной степени отдельных участков мозга. 
  • Дисгармоничное развитие. В этом случае часть психических процессов не просто в норме, но даже опережают возрастные нормы развития, но другие при этом значительно отстают. 
  • При неловкости. Если человек часто задевает предметы руками и ногами, ему сложно кататься на велосипеде и коньках, осваивать дела, требующие держать равновесие, выполнять физические упражнения, танцевать, то необходимо обратиться к врачу. 
  • При выявленных и усиливающихся проблемах с устной и письменной речью, заиканием, дисграфией и дислексией. 
  • Если уже определены особенности здоровья и развития. ЗПР, ЗРР, СДВГ, аутизм, РАС и другие заболевания требуют в качестве одной из составляющих комплексной терапии занятий с нейропсихологом. [2]

После диагностики нейропсихолог предоставит подробное заключение, в котором будут выделены проблемные зоны, намечены пути их коррекции и дополнительно даны рекомендации по посещению врачей других профилей при необходимости для консультации и обследования.

Как проходит встреча с нейропсихологом?

Обратиться за помощью к врачу подросток может как самостоятельно, так и по направлению от другого специалиста, увидевшего проблему: педиатра, невролога, психиатра. 

Вне зависимости от того, самостоятельно пациент обратился за помощью или был направлен врачом, нейропсихолог проводит для подростка подробную диагностику.

Как проходит встреча с нейропсихологом для подростка

При этом взаимодействие с врачом включает в себя несколько этапов:

  • Знакомство и сбор анамнеза. Нейропсихолог беседует не только с ребёнком, но и с его родителями, изучает предоставленные медицинские документы, задаёт вопросы о раннем детстве, периоде вынашивания и особенностях повседневной жизни. Эта информация позволяет собрать первоначальную картину проблем пациента и подобрать методы диагностики, направленные на выявление конкретных патологий развития. 
  • Тестирование. Подбираются пробы с учётом уровня развития пациента и необходимости проверить психические функции как в чистом проявлении, так и во взаимодействии друг с другом. В ходе прохождения диагностики врач опирается не только на результаты выполненных проб, но и на то, как ребёнок делает задания, ведёт себя, общается, фиксируя важные особенности. [3]
  • Анализ результатов. Врач изучает данные пациента, полученные во время тестирования, при знакомстве и в результате наблюдения, и фиксирует все выявленные особенности развития ВПФ в карте.
  • Рекомендации. На основе полученных данных нейропсихолог даёт заключение о выявленных особенностях развития психических функций, возможных проблемах на определённых участках головного мозга. Назначаются коррекционные занятия, план которых разрабатывается индивидуально. 

После обследования, проанализировав результаты, нейропсихолог может дополнительно направить пациента для обследования к неврологу или другому специалисту, если есть вероятность развития ранее незамеченной патологии.

В некоторых случаях особенности поведения или мышления, которые казались результатом лени или особенностей личности, могут указывать на манифестацию серьёзного заболевания или начавшегося поражения мозговых тканей. Нейропсихолог при наличии подозрений может рекомендовать пройти аппаратное обследование головного мозга. 

Формы занятий

Формы занятий с нейропсихологом для подростка

В зависимости от конкретного запроса, с которым родитель и подросток обращаются к нейропсихологу, подбирается действенный в данном случае формат занятий и взаимодействия с врачом. 

Нейропсихология для подростков предлагает следующие форматы:

  • Диагностика. Врач с помощью специальных тестовых заданий проверит развитость ВПФ ребёнка, проанализирует результаты и определит слабые места, причины возникновения проблем, наметит варианты решения. Дополнительно заранее проводится беседа с самим пациентом и его родителями, что позволяет собрать анамнез и во время диагностических мероприятий видеть всю картину, обращая внимание на особенно тревожащие аспекты. 
  • Индивидуальные занятия. После диагностики и подбора коррекционной программы, учитывающей выявленные проблемы и особенности личности пациента, проводятся встречи один на один с нейропсихологом, на которых с помощью специальных упражнений прорабатываются выявленные ранее проблемы. Прогресс отслеживается, поэтому сам ребёнок и его близкие смогут наглядно видеть, как наступают улучшения. 
  • Групповые встречи. В некоторых случаях для достижения лучшего результата подростку лучше заниматься в небольших группах с нейропсихологом и возможностью работать над задачами со сверстниками. Врач обязательно даёт индивидуальную обратную связь и рекомендации по дополнительным самостоятельным занятиям, способствующим закреплению результатов.  

Важным преимуществом коррекционных упражнений, разработанных в нейропсихологии, является простота и интерес заданий. Это позволяет не только заинтересовать пациента на занятии, но и ввести тренировки в обычную жизнь на ежедневной основе. Подросток самостоятельно выполняет подобранные врачом задания и улучшает прогресс, который заметен не только окружающим, но и самому ребёнку.  

Важной особенностью нейропсихологической коррекции подростков является возможность взаимодействовать с врачом не только в его кабинете, но и в онлайн-формате, если по какой-то причине пациент не может приехать в клинику. 

Важно понимать, что при подборе вариантов занятий, необходимо учитывать не только пожелания родителей, но и комфортную форму для ребёнка и советы врача. Подбор вида занятий связан с желаемым результатом и типом проблем, с которыми пришёл пациент.

Результат работы с нейропсихологом

Важно, чтобы пациент понимал, для чего он проходит курс коррекционных занятий, и чувствовал себя на них комфортно. Только в такой ситуации можно быть уверенным в результативности занятий и в том, что изменения, произошедшие после прохождения курса, останутся с пациентом на всю жизнь. 

Результат работы с нейропсихологом для подростка

Прохождение курса нейропсихологической коррекции для подростка принесёт результаты:

  • Внимание. Улучшится не только способность концентрировать на конкретном деле, но и увеличится умение слышать и слушать окружающих, воспринимать информацию не только удобным ему способом, но и теми, которые ранее заметно отставали. 
  • Память. Улучшится скорость запоминания, пропадёт проблема быстрого исчезновения информации из головы. Разовьются все виды памяти, а не только визуальная, чаще и активнее задействованная в период учёбы в школе. [4]
  • Поведение. С помощью специализированных методик ребёнок учится самоконтролю, умению справляться с эмоциями, оценивать адекватность поступков и порывов, преодолевается незрелость эмоциональной сферы. Дополнительно родители получают консультацию о том, как правильно и безопасно для подростка реагировать на эмоциональные всплески и гасить их без негативных последствий. 
  • Мышление. Улучшатся способности к логике, выстраиванию более сложных грамматических конструкций, счёту. Пациент научится распознавать и интерпретировать чужие эмоции, предполагать особенности поведения окружающих, исходя из знания их характера. 
  • Речь. Находятся причины задержки развития и проблем в активном использовании. Выстраивается грамотная среда, способствующая развитию и улучшению коммуникативных навыков на всех уровнях на занятиях с врачом и в домашних условиях. 
  • Обучение. Улучшится способность к освоению новых навыков, вернётся любовь к познанию нового, появится интерес к изучению более сложных явлений окружающего мира. При этом человек научится быстро и успешно осваивать новые навыки, систематизировать и преобразовывать информацию, работать с большими объёмами данных.

Важным условием успешности лечения является регулярность занятий. Нельзя пропускать встречи с врачом. Для повышения результативности программы коррекции врач может давать небольшие курсы упражнений для ежедневного выполнения дома. Небольшие тренировки по 10-20 минут способны уже через несколько недель ощутимо изменить самочувствие подростка, дать ему понимание, что его проблема не навсегда и может быть полностью скомпенсирована. 

Список использованной литературы:

Скрыть/показать

  1. ^ Arslan G. “Psychological maltreatment, emotional and behavioral problems in adolescents: The mediating role of resilience and self-esteem.” Child Abuse Negl. 2016 Feb;52:200-9. doi: 10.1016/j.chiabu.2015.09.010. Epub 2015 Oct 28. PMID: 26518981.
  2. ^ Mahone EM, Denckla MB. “Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder: A Historical Neuropsychological Perspective.” J Int Neuropsychol Soc. 2017 Oct;23(9-10):916-929. doi: 10.1017/S1355617717000807. PMID: 29198277; PMCID: PMC5724393.
  3. ^ Zucchella C, Federico A, Martini A, Tinazzi M, Bartolo M, Tamburin S. Neuropsychological testing. Pract Neurol. 2018 Jun;18(3):227-237. doi: 10.1136/practneurol-2017-001743. Epub 2018 Feb 22. PMID: 29472384.
  4. ^ Salvadori E, Pantoni L; Società Italiana di NeuroGeriatria (SINEG). “The role of the neuropsychologist in memory clinics.” Neurol Sci. 2020 Jun;41(6):1483-1488. doi: 10.1007/s10072-020-04253-4. Epub 2020 Jan 16. PMID: 31950460.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×