г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Нейропсихологические синдромы в детском возрасте

Человеческий мозг – это удивительный орган с множеством отдельных участков и особенностей работы, он буквально отвечает за всё в организме, обеспечивает жизнь тела, возможность понимать и анализировать внешнюю информацию, обуславливает особенности поведения. И любые нарушения в функционировании, локальные поражения тканей приводят к нейропсихологическим синдромам, являющимся нарушением правильного формирования психических функций. [1]

Говорить о нейропсихологических расстройствах, их причинах и локализации активно начал Александр Романович Лурия, психолог, врач-невролог, проделавший огромную работу в области нейропсихологической теории развития ВПФ и исследования высших психологических функций.

Данные его исследований актуальны и сегодня, ведь они позволяют найти истинную причину сбоев функционирования высших психических функций и провести коррекционную работу, лечение, чтобы помочь человеку справиться с заболеванием уже в самом юном возрасте. Сегодня клиническая нейропсихология при локальных поражениях мозга способна не только точно установить причину появления различных патологий, но и максимально скорректировать последствия.

Нейропсихологический феномен или фактор – это важнейшее понятие в науке, которое помогает понять, как связаны определённые участки и высшие психические функции. Ведь при возникновении повреждений или недоразвитии тех или иных структур появляются симптомы недостаточной развитости или начала деградации ВПФ. 

Нейропсихологические синдромы у детей

Знание об этом позволяет с помощью простой диагностики, которую можно провести за короткое время в кабинете врача-нейропсихолога, заподозрить серьёзные проблемы в функционировании основного органа и вовремя определить локализацию повреждений и конкретную патологию, с которой пришлось столкнуться ребёнку. [2]

Нейропсихологические расстройства у детей делятся на следующие типы:

  • Дисгенетический синдром.
  • Синдром функциональной недостаточности височных отделов.
  • Синдром функциональной недостаточности затылочных участков.
  • Синдром функциональной недостаточности лобных отделов.

Все нейропсихические заболевания в основе диагноза имеют топический дефект на определённом месте коры.

При проведении анализа результатов диагностики в детском возрасте обычно составляется таблица с показателями, что помогает быстро определить возможные нейропсихологические синдромы корковых и других видов согласно классификации. Знание об этом позволяют по выявленным в ходе тестирования нарушениям определить, с чем связаны сбои и облегчить поиск повреждённого элемента врачам-неврологам.

Нейропсихологический дисгенетический синдром у детей

Дисгенетический синдром

Дисфункции подкорковых и стволовых отделов проявляются с первых лет жизни в виде неправильного физического развития. Часто зубы появляются раньше срока, формируются грыжи или неправильная форма ушей. 

При дисфункции стволовых образований часто проявляются проблемы с иммунитетом, развивается диатез, сбои в эндокринной системе. Телосложение у людей с раннего возраста или излишне худое, или со склонностью к быстрому набору веса. Наблюдается неправильный режим сна.

При появлении патологий подкорковых участков часто наблюдается рано проявляющаяся интеллектуальная недостаточность. При вовремя начатых коррекционных занятиях трудностей с интеллектом во взрослом возрасте возможно избежать. У пациентов, имеющих такие особенности, возникают трудности с вестибулярным аппаратом, их часто преследуют головокружение и головные боли.

Синдром функциональной недостаточности височных отделов

Патологии этих участков достаточно распространены и встречаются в той или иной степени выраженности у достаточно большого числа маленьких пациентов, впервые или повторно проходящих обследование. 

На возникновение проблем в левом височном отделе указывают следующие признаки:

  • Ошибки с расстановкой слов при формулировании высказываний. Малыш не может понять, как выстроить слова в верном порядке, чтобы получилось логичное, связное высказывание. Часто слова меняются на похожие по звучанию, но имеющие другое значение.
Нейропсихологический синдром функциональной недостаточности височных отделов у детей
  • Значительные сложности в области слухоречевой памяти, вплоть до невозможности запоминать какую-либо информацию на слух. 

Проблемы с правильным расставлением слов в предложении часто указывают на поражение обоих височных отделов. Дополнительным показателем образования патологии является отставание в развитии восприятия фонем на слух.

Патологии в правом височном отделе сопровождаются:

  • Сбитым ритмом. 
  • Регулярным неправильным ударением в словах. Даже тогда, когда ребёнок повторяет только что произнесённое слово. 

Затруднения с фонематическим слухом и последующим воспроизведением – один из ярких признаков патологии правого височного отдела. 

Если возникли поражения теменной области, то при обследовании выявляются следующие симптомы:

  • Кожно-кинестетическая чувствительность. Пациент не может точно распознать, какого участка собственного тела коснулся. 
  • Проблемы с постановкой артикуляции речи. Звуки произносятся нечётко, часто в разговоре путаются с похожими по звучанию. Позже при письме это приводит к замене символов на похожие. 

Синдром функциональной недостаточности затылочных отделов

Нейропсихологический синдром функциональной недостаточности затылочных отделов у детей

Органические поражения и травмы, значительно влияющие на целостность затылочного отдела головного мозга, встречаются в детском возрасте достаточно редко. При тестировании сразу становятся заметны специфические симптомы, редко проявляющиеся при других вариантах патологий.

При выявлении патологий в затылочно-височной части с ранних лет возникают трудности с называнием. Уже в 5-6 лет малыш будет испытывать трудности при необходимости точно обозначить тот или иной предмет, вспомнить или придумать новые имена. 

Теменно-затылочная область отвечает за функции копирования и воспроизведения. Крайне редко они полностью деградируют. Чаще проявляются в специфической реализации простых навыков копирования. Так, при задании перерисовать геометрическую фигуру или простой рисунок пациент повторит изображение зеркально. Также подтверждением возникновения болезни являются снижение способности к ориентированию даже в знакомой местности. 

Синдром функциональной недостаточности лобных отделов

Тяжёлое поражение, при котором малыш испытывает серьёзные затруднения с памятью, речью и формированием способности к письму и говорению. Человек буквально не дописывает буквы, элементы предложений, разговаривает упрощёнными предложениями и словосочетаниями, долго учит новые слова. [3]

Простым, но точным тестом, показывающим, что у пациента поражены лобные доли, является проба трёх слов. Человеку называются подряд один раз три простых слова. Если он не сможет сразу повторить, значит, необходимо обследовать этот участок головного мозга.

Правильно проведённый нейропсихологический анализ видов памяти и нарушений психических процессов с учётом специфики расположения отвечающих за них участков поможет на самых ранних стадиях выявить тяжёлые заболевания, которые позже могут не поддаться лечению.

Знание нейропсихологических аспектов развития ребёнка позволяет вовремя заметить опасные симптомы, которые зачастую воспринимаются как вариант нормы или личная особенность малыша, выявить возникшую проблему и начать коррекционные занятия, позволяющие в будущем частично или полностью устранить негативное влияние особенностей строения мозга.

Нейропсихологический синдром функциональной недостаточности лобных отделов у детей

Основные нейропсихологические факторы

Первую и основную классификацию видов нейропсихологических факторов предложил А. Р. Лурия, выразив её в своих трудах в виде таблицы. По мере усовершенствования науки, изучения строения и особенностей функционирования мозга, информация уточнялась.

Сегодня в научном сообществе общепринятой считается классификация, предложенная Е. Д. Хомской:

  • Модально-специфические. Напрямую зависят от состояния анализаторных систем. Участки, отвечающие за их активность, располагаются на вторичных полях коры больших полушарий. Проблемы в формировании и функционировании приводят к гностическим дефектам. Человек может слышать, видеть, ощущать, но его нейроны неспособны обработать и интерпретировать эту информацию. 
  • Полушарные. Крупные факторы, зависящие от целостного здоровья одного из полушарий. 
  • Общемозговые. Напрямую зависят от функционирования систем, обслуживающих весь мозг целиком. На их работу могут повлиять проблемы с кровообращением, ликворообращением, различными биохимическими процессами. 
  • Факторы межполушарного взаимодействия. Местом, влияющим на их развитие или деградацию являются мозолистое тело и пучки нервных окончаний, связывающих два полушария в единую систему. 
Межполушарные факторы нейропсихологических синдромов в детском возрасте
  • Факторы глубинных структур. Основа реализации находится в области гиппокампа, миндалина, таламус и гипоталамус. 
  • Модально-неспецифические. За функционирование и созревание отвечают срединные структуры неспецифического типа. Это направления, отвечающие за активацию /деактивацию, подвижность / инертность. Поражение этих тканей приводит к проблемам в координации движений. 
  • Факторы, связанные с особенностями ассоциативных областей коры больших полушарий. Отвечают за переработку и преображение уже первоначально обработанной информации, аналитические отделы мозга. Отражают уровень взаимодействия различных отделов, отвечающих за анализ поступающих данных и последующий контроль поведения. 

Активная разработка проблемы и уточнение основной информации о факторах влияния на поведение и когнитивные способности человека идёт и сегодня. Над новым знанием активно работают целые университеты в различных странах.

Сегодня актуальными и перспективными считаются три направления будущих исследований:

  • В концепции, изначально предложенной А. Р. Лурия, часть НПФ является полностью однородными по структуре, что позволяет лучше понять специфику их функционирования. Но для других выделяются группы субфакторов, большая часть из которых на данный момент изучены крайне слабо.
Основные факторы нейропсихологических синдромов в детском возрасте
  • Дальнейшее изучение специфики многозначности симптомов нарушения тех или иных психических функций. Сегодня один и тот же симптом может сигнализировать о патологиях, возникших на разных участках основного человеческого органа. Также ожидается более активное изучение влияния межструктурных связей на формирование и активное действие психических функций.
  • Активное изучение вариантов поражения правого полушария. Сейчас не до конца изучено расположение и принцип воздействия факторов в этой части. Также необходимо более глубокое изучение структур, обеспечивающих взаимодействие между полушариями. 

Каждый день в научной среде делаются новые открытия, касающиеся функционирования человеческого мозга. Это продвигает нас всё ближе к полному пониманию принципов появления нейропсихологии сознания, а значит, и к созданию результативных методов определения и последующего исправления патологий и болезней в самом раннем возрасте. [4]

Список использованной литературы:

Скрыть/показать

  1. ^ García-Ogueta MI. “Mecanismos atencionales y síndromes neuropsicológicos [Attention processes and neuropsychological syndromes].” Rev Neurol. 2001 Mar 1-15;32(5):463-7. Spanish. PMID: 11426410.
  2. ^ Megari K, Miliadi V. “The neuropsychology of early childhood and infancy.” Int J Dev Neurosci. 2024 Dec;84(8):807-816. doi: 10.1002/jdn.10381. Epub 2024 Sep 25. PMID: 39323063.
  3. ^ Pantelis C, Brewer W. “Neuropsychological and olfactory dysfunction in schizophrenia: relationship of frontal syndromes to syndromes of schizophrenia.” Schizophr Res. 1995 Sep;17(1):35-45. doi: 10.1016/0920-9964(95)00029-l. PMID: 8541248.
  4. ^ Yeates KO. “Steady at the helm: Neuropsychology into the next decade.” Neuropsychology. 2020 Jan;34(1):1-2. doi: 10.1037/neu0000599. PMID: 31894998.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×