Нейропсихологическое заключение

Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Составление заключения по данным нейропсихологического исследования – это закономерный результат обращения к врачу данного профиля. Это развёрнутая характеристика человека, включающая не только непосредственно диагноз и рекомендации по дальнейшему лечению и коррекции, но и подробное описание особенностей проявления высших психологических функций, замеченных отклонений от нормы в области разнообразных факторов.
Содержание статьи:
Когда необходимо получить заключение нейропсихолога?
Человеческий мозг – самый сложный орган, работа которого до конца не изучена, а сбои могут возникать из-за сотен причин и даже долгое время не восприниматься как симптом заболевания. Нейропсихолог – это врач, который и поможет определиться, есть ли повод для беспокойства, необходимо ли лечение, коррекция или дополнительное обследование у медиков других специализаций. При этом диагностика эффективна для взрослых и детей с 3-5 лет.
Для составления нейропсихического заключения человек может обратиться самостоятельно в любой момент, но для взрослых пациентов поводом к посещению нейропсихолога обычно становится:
- Перенёсшим заболевания, затрагивающие ткани мозга. Кровоизлияния, опухоли различных типов, эпилепсию, нейродегенеративные болезни, инфекционные заражения. [1]
- Имеющим травмы черепа или шейного отдела позвоночника. Даже после незначительного травмирования, не оставившего после себя сразу заметных следов, стоит пройти обследование, чтобы выявить возможные начинающиеся осложнения. [2]
- При появлении жалоб на изменение психической деятельности. Может ослабнуть память или уровень работоспособности, внимание или измениться, упростится речь, будут забываться простые слова, заметно ухудшится почерк. Многие возрастные изменения можно значительно замедлить, если вовремя обратиться за помощью.
Причинами, по которым обычно назначают диагностику у нейропсихолога детям, обычно являются:
- При выявленных патологиях центральной нервной системы, врождённых или приобретённых в первые годы жизни.
- При обнаружении задержки психического развития, патологиях развития речи.
- При выявленных проблемах с обучением. Если ребёнку сложно осваивать новые навыки, запоминать материал, читать, считать или писать, сосредотачивать внимание.
- При проблемах с ориентацией в пространстве и неспособности быстро определять право и лево.
- При гиперактивности.
- При чрезмерной медлительности, невнимательности, мечтательности.
- Перед поступлением в школу, чтобы оценить степень развитости высших психических функций согласно возрасту и нейропсихологическую готовность к новой ступени обучения.
Основные цели нейропсихологической диагностики
Сегодня существует ряд аппаратов, позволяющих быстро выявить проблемы в работе головного мозга и обслуживающих его систем, найти патологию, определить происхождение, визуализировать. Но ни один из них не сможет точно показать, как тот или иной дефект влияет на психику, поведение и способности человека.
Основными целями получения заключения после нейропсихологического обследования являются:
- Выявление особенностей и дисфункций протекания высших психических функций, оценка уровня развитости.
- Определение связей найденных проблем и возможных патологий и дисфункций головного мозга с учётом локализации физических повреждений.
Продолжительность и этапы обследования
Длительность непосредственного тестирования высчитывается в зависимости от возраста обследуемого и особенностей его предполагаемого диагноза. [3] Однако стоит быть готовым к тому, что для получения полноценного оценивания состояния здоровья по результатам нейропсихологического обследования, понадобится посетить доктора несколько раз.
Для каждого пациента процедура исследования индивидуальна, но существует определённый алгоритм, позволяющий в конце дать наиболее точную оценку состоянию человека с точки зрения нейропсихологии:
- Выяснение запроса, с которым обратились к врачу.
- Сбор анамнеза, заполнение предварительной анкеты.
- Беседа с родителем, если обследуемый несовершеннолетний.
- Проведение нейродиагностики.
Точное определение запроса позволяет:
- Понять, с какой проблемой столкнулся пациент, выстроить индивидуальную программу диагностики с упором на дефицитарные функции.
- Даёт точное понимание роли нейропсихолога и итога работы, который будет получен в виде заключения.
- Помогает выстроить примерный коррекционный план с учётом особенностей повседневной жизни семьи при необходимости. При заполнении анкеты анализируется качество внесения данных, так как это тоже показатель определённых функций.
- Позволяет актуализировать список проблем, с которыми обращаются с запросом на диагностику. Развёрнутое анкетирование помогает взглянуть на ситуацию со стороны и увидеть не только то, что заставило обратиться к врачу, но и те особенности, которые ранее не были заметны или не воспринимались как возможный симптом проблем с головным мозгом.
Предварительный сбор анамнеза и заполнение тематической анкеты поможет:
- Понять, готов ли ребёнок и родитель к проведению диагностики и возможному итогу или пытается снять с себя ответственность за состояние на момент обращения за помощью.
- Уточняются особенности раннего развития, беременности при оценивании ребёнка, история жизни и успешности обучения, развития взрослого.
Беседа с родителем необходима для:
- Выстраивания доверительных отношений со специалистом. Ребёнок считывает отношение родителя и будет легче идти на контакт.
- Определения особенностей личности родителя, влияющих на развитие ВПФ малыша, дополнительно желательно получить базовую информацию обо всём ежедневном взрослом окружении родителя.
- Для сверки данных из анкеты и предварительной беседы, уточнения ответов на вопросы.
- Для беседы о вариантах дальнейшего лечения, врачах других направлений, с которыми уже консультировались или которых желательно посетить, о коррекционных действиях.
Проведение нейродиагностики – основной этап обследования:
- Выявить специфику психической работы мозга.
- Определить социальные особенности, влияющие на развитие ВПФ ребёнка: отношения в семье, с друзьями и так далее.
Что входит в заключение по данным нейропсихологического исследования?
После того как врач получит возможность проанализировать результаты пройденного тестирования и другие данные пациента, будет составлено заключение. Форма, тип преподнесения информации и описываемые особенности зависят от того, для кого готовится описание состояния человека: для логопеда, невролога, психолога, нейрохирурга или других специалистов.
Составление нейропсихологического заключения проводится в нескольких случаях:
- Оценивание состояния в динамике.
- Определить результативность проведённого лечения, в том числе с помощью медикаментов, чтобы подтвердить их эффективность.
- Дифференцированная диагностика для уточнения диагноза, ранее поставленного неврологом, психологом или другими врачами.
Общая первая часть содержит в себе следующие разделы:
- Описание поведения пациента во время встречи с врачом и при проведении диагностики. Оцениваются особенности общения, реакции на одобрение и порицание, критическое восприятие собственных ошибок, реакции на неудачу и успешность. Дополнительно оценивается принятие необходимости обследования, мотивированность при решении заданий, наличие негативизма и изменения в эмоциональном фоне в процессе работы над тестированием.
- Характеристика деятельности. Учитывается способность удерживать внимание, темп и результативность работы в начале, середине и конце исследования, целенаправленность в решении задач, направленность действий.
- Результаты обследования моторной сферы. Первичное внимание уделяется простоте выполнения произвольных действий. Важными показателями также становится определения ведущей стороны тела: правша или левша человек, проводится ли речевая регуляция движений, с какой скоростью усваиваются новые двигательные программы.
- Оценка развитости и состояния различных параметров когнитивной сферы. В перечень входит память, восприятие и интерпретация информации, речь, мышление. [4] Обязательно описываются наиболее показательные результаты решения конкретных заданий. Например, если заметны нарушения в области памяти, то дополнительно указывается их модально-специфический или модально-неспецифический характер.
- Описание эмоционально-личностной сферы. Учитывается не только состояние на момент обращения для прохождения диагностики, но и ретроспективный взгляд на увлечения, привязанности и проявления отношения к миру пациента. Появление негативизма, отказ от хобби, эмоциональных привязанностей, снижения уровня ответственности могут быть проявлениями патологий.
Итоговая часть может иметь вариативный формат. Традиционно она содержит два пункта:
- Нейропсихологический диагноз. Формулирование итогового вывода о состоянии пациента проводится на основе анализа результатов факторного и синдромного анализов и выявлении сохранных звеньев психической функции. Основа диагноза – выявленные симптомы, собранные в единый синдром, указание на нарушение конкретных факторов и функциональных связей. Важно помнить, что сегодня перед врачом в процессе составления заключения по результатам нейропсихологического обследования не стоит задача проведения топической диагностики. Это делается с помощью КТ, МРТ и видео ЭЭГ, методики визуализации дадут значительно более точный диагноз. Но нейропсихолог по совокупности симптомов может предположить, в каком отделе головного мозга располагается очаг поражения тканей, тем самым облегчая работу коллегам.
- Рекомендации по терапии и реабилитации. Описываются не только медицинские процедуры и занятия со специалистами различных профилей, но процессы и изменения в повседневной жизни. Нейропсихолог описывает меры, которые позволят улучшить качество жизни пациента, наладить возможность самообслуживания и коммуникации с окружающими. Дополнительно указываются приёмы, упражнения и занятия, которые помогут вернуться к профессиональной деятельности или результативному обучению.
Список использованной литературы:
- ^ Helmstaedter C, Kockelmann E. Cognitive outcomes in patients with chronic temporal lobe epilepsy. Epilepsia. 2006;47 Suppl 2:96-8. doi: 10.1111/j.1528-1167.2006.00702.x. PMID: 17105474.
- ^ McInnes K, Friesen CL, MacKenzie DE, Westwood DA, Boe SG. “Mild Traumatic Brain Injury (mTBI) and chronic cognitive impairment: A scoping review.” PLoS One. 2017 Apr 11;12(4):e0174847. doi: 10.1371/journal.pone.0174847. Erratum in: PLoS One. 2019 Jun 11;14(6):e0218423. doi: 10.1371/journal.pone.0218423. PMID: 28399158; PMCID: PMC5388340.
- ^ Braconnier ML, Siper PM. “Neuropsychological Assessment in Autism Spectrum Disorder.” Curr Psychiatry Rep. 2021 Jul 30;23(10):63. doi: 10.1007/s11920-021-01277-1. PMID: 34331144; PMCID: PMC8324442.
- ^ Lange KW, Hauser J, Lange KM, Makulska-Gertruda E, Takano T, Takeuchi Y, Tucha L, Tucha O. “Utility of cognitive neuropsychological assessment in attention-deficit/hyperactivity disorder.” Atten Defic Hyperact Disord. 2014 Dec;6(4):241-8. doi: 10.1007/s12402-014-0132-3. Epub 2014 Mar 18. PMID: 24639037.