ОНР
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Общее недоразвитие речи (ОНР) 1,2,3,4 ур явление, распространённое среди детей дошкольного или младшешкольного возраста. Самостоятельно преодолеть и скомпенсировать с возрастом эту патологию практически невозможно. Более того, постепенно проблема с речью, невозможность полноценно общаться с окружающим миром может привести к развитию вторичных проблем с мышлением. Именно поэтому при появлении признаков проблем с речью необходимо как можно скорее обратиться к специалистам. [1]
Проявляться ОНР может различными способами, осложняться дизартрией, алалией, использованием своего языка вместо общепринятого в языковой среде. В зависимости от уровня общего недоразвития речи у детей, их речевая характеристика будет различной, а значит, и методы коррекции будут отличаться.
При решении проблемы специалисты к каждому ребёнку подходят с точки зрения уникальности его личности, разрабатывают программу коррекции с учётом анамнеза, индивидуальных особенностей здоровья и характера.
Чтобы точно понимать, что такое ОНР у детей дошкольного возраста, необходимо учитывать, что есть два варианта проявления недоразвития:
- Самостоятельное. Развившееся у малыша вне зависимости от внешних факторов.
- Клинический дефект, являющийся отражением произошедших проблем со здоровьем в период вынашивания плода, родов и периода раннего развития ребёнка.
По заключению врачей, самостоятельное ОНР 1,2 или 3 уровня чаще всего развивается из-за причин неклинического типа:
- Дефицит взаимодействия с окружающими. Такое возможно, если нормотипичный ребёнок воспитывается в семье немых, либо он не получает необходимого общения от родителей и не имеет возможности слышать чужую речь.
- Неблагоприятная среда воспитания малыша. В том числе регулярный стресс из-за неудовлетворительных условий содержания, невыполнения родителями своих обязанностей.
- Билингвизм в семье с рождения. Необходимость одновременно осваивать два языка, разделять их и ситуации общения сильно затормаживают речевое развитие. Особенно сильно это проявляется в случаях, когда язык, на котором общаются в семье, отличается от государственного, используемого остальными окружающими.
Клинические причины недоразвития речи – это негативные факторы, непосредственно влияющие на здоровье малыша. Часто в таком случае ОНР становится не единственной проблемой здоровья, с которой приходится бороться с самых первых лет жизни.
Клиническими причинами развития отставания в речи являются:
- Патологии внутриутробного развития.
- Генетические отклонения.
- Тяжёлые травматичные роды.
- Длительная гипоксия или асфиксия в раннем возрасте.
- Осложнения после ряда перенесённых заболеваний.
- Структурные повреждения головного мозга.
Симптомы
Обширная классификация проявлений ОНР помогает выявить большое количество признаков появления этой проблемы у ребёнка. При этом симптоматика общего недоразвития речи крайне типична и устойчива, поэтому уже по нескольким симптомам можно точно понять, с чем пришлось столкнуться.
Наиболее частыми симптомами являются:
- Позднее появление осмысленной речи. В норме ребёнок уже в год начинает говорить первые слова. При ОНР в зависимости от уровня это может произойти к 3-5 годам.
- Сильный разрыв между экспрессивной и импрессивной речью. Ребёнок прекрасно понимает обращённые к нему слова, воспринимает их значение, а полноценно ответить, сформировать свои мысли или чувства и перевести их в речь неспособен.
- Неразборчивая, малопонятная чужим людям речь с большой примесью слов «собственного языка».
- Частые речевые ошибки. Практически не развит навык говорения предложениями. Слова не согласуются между собой, используются в случайном порядке. Часто допускаются грамматические или фонетические ошибки произношения даже простых слов и словосочетаний.
Из-за того, что понятие ОНР объединяет под собой немалое количество различных дефектов развития речи, список последствий не начатой вовремя коррекции тоже достаточно широк. Если родители не обратятся вовремя к специалисту и ребёнок не получит необходимой помощи, то велика вероятность в будущем столкнуться со следующими проблемами:
- Постепенно усиливающееся отставание в развитии навыков мышления.
- Слабо развитая память.
- Неустойчивое внимание.
- Замедление общего развития.
- Медленное развитие или полное отсутствие навыков мелкой моторики.
- Заметное нарушение координации движений.
- Проблемы с усвоением новой информации, обучением навыкам.
- Слабая социализация.
- Низкая самооценка.
Классификация
Каждому родителю, столкнувшемуся с таким диагнозом, как ОНР, важно получить подробную расшифровку этого понятия, описание уровней развития и определение степени и тяжести протекания дефекта у его ребёнка с прогнозом возможной коррекции проблемы. Кроме общеизвестной классификации по уровням, дополнительно специалисты оценивают клинические проявления и выделяют три формы патологии:
- Неосложнённое. Работа мозга сохранена полностью, нет отклонений в развитии его отделов. Однако на фоне заторможенности речи дополнительно наблюдается незрелость эмоционального интеллекта и мышечного тонуса.
- Осложнённое. Встречается у детей, у которых наблюдаются и другие дополнительные неврологические диагнозы. К проблемам с речью добавляются судороги и другие проявления отклонений в работе ЦНС.
- Грубое общее недоразвитие речи. Ставится детям с выявленным поражением отделов мозга, отвечающих за понимание и развитие речи.
Чтобы точно разобраться, что такое ОНР 1,2,3 уровня, необходимо понимать, что осложнять диагноз может алалия, стёртая дизартрия, а характеристика их речевого развития может быть дополнена индивидуальными особенностями, кратко описание выглядит следующим образом:
- 1. Речь не запустилась и отсутствует полностью.
- 2. Первые попытки говорить. Крайне маленький словарный запас соседствует с грамматическими ошибками при попытках говорить словосочетаниями.
- 3. Способны говорить полноценными предложениями, но часто имеют проблемы в произнесении отдельных звуков или понимании смысловой нагрузки слов.
- 4. Практически нормотипичное развитие, имеющее только небольшие индивидуальные отклонения.
Степени ОНР
В зависимости от тяжести проявлений патологии, логопеды выделяют ряд уровней развития отклонений, и в зависимости от них подбирают наиболее действенные методы коррекции.
На первом занятии специалист определит наличие общего недоразвития речи (ОНР) 1,2,3 или 4 уровня, даст понятное неспециалисту определение, расскажет, что это такое и какие отклонения характерны для детей дошкольного возраста при разных степенях проявления системного дефекта, выявит дополнительные осложняющие факторы.
Родители должны быть как можно подробно осведомлены об особенностях ребёнка, чтобы обеспечить ему наиболее комфортные условия для коррекции, исключить негативно влияющие факторы, иметь возможность дополнительно заниматься в домашних условиях.
Уровни ОНР и их подробная характеристика может быть указана в сводной таблице. Но для простоты понимания мы приведём наиболее значительные факты о каждом из уровней в простом описании.
1 степень
Дети с таким диагнозом либо не говорят вообще, либо обладают очень бедной, искажённой речью. Часто они не произносят полностью слова, переставляют слоги, не понимают значение того, что говорят. Большая часть их общения с внешним миром – это жестикуляция, лепет, «собственный язык». При этом пассивный запас слов может быть достаточно широким, ведь обращённую к ним речь они понимают. [2]
2 степень
Характеризуется бедным словарным запасом, сильно нарушенной артикуляцией. Часто к фонетическим ошибкам добавляются грамматические. Слова произносятся нечётко, с пропуском отдельных слогов. Но ребёнок уже способен говорить фразами в 2-3 слова.
3 степень
Появляется развёрнутая речь, сильно расширяется словарный запас. Дети стараются говорить предложениями, но их понимают только близкие. Это происходит из-за наличия большого количества фонетических нарушений, проглатывания отдельных слогов. Дополнительную сложность составляет неумение правильно использовать предлоги, междометия и союзы.
При наличии ОНР 3 уровня у ребёнка, часто в диагноз дополнительно входят и другие отклонения, например, ТНР, что это значит, чем грозит такое осложнение и как оно относится к дальнейшему развитию малыша, логопед подробно объяснит уже при первой встрече. Это поможет родителям устроить и вне кабинета специалиста ребёнку максимально комфортные условия для развития и устранения дефектов речи.
4 степень
Словарный запас достаточен, используются осмысленные, правильно построенные предложения. Окружающие понимают ребёнка, хотя он может путать падежные окончания, менять местами близкие по звучанию, но разные по значению слова, неудачно использовать предлоги и союзы.
Диагностика
С какого возраста ставится диагноз ОРН у ребёнка 1,2,3 уровня с дополнительными отклонениями различной степени, напрямую зависит от родителей. Специалисты советуют пройти диагностику после наступления 3 лет. Именно в этот период активно развивается речь и уже будут хорошо заметны возникшие отклонения от нормы, которые в более раннем возрасте могут рассматриваться как вариант нормы.
Для точного определения состояния ребёнка проводится обследование, включающее:
- Анализ медицинских документов с результатами обследований за первые годы жизни.
- Сбор анамнеза. Учитываются периоды вынашивания и родов.
- Исследуется развитие артикулярного аппарата, возможность звукопроизношения.
- Диагностика развитости разных видов памяти. [3]
- Определяется активный словарный запас.
- Исследуется возможность говорить словосочетаниями, предложениями, умение строить рассказ.
Если ОНР считается результатом клинических проблем, то кроме обследования у логопеда и невролога дополнительно проводятся исследования состояния головного мозга. Для этого прибегают к аппаратным способам анализа состояния пациента:
- Видео ЭЭГ.
- ССВП (Соматосенсорные вызванные потенциалы).
- ЗВП (зрительные вызванные потенциалы).
Лечение
Для того чтобы заранее выявить возможные проблемы, рекомендуется проводить диагностику ОНР у всех дошкольников, чтобы определить симптомы лёгкой степени и сразу начать коррекцию, ведь получить заключение о 1 или 2 уровне в 5 лет будет морально тяжело. Вовремя начатое лечение при малейших проявлениях отставания от нормы поможет к школе полностью скомпенсировать отставание.
В зависимости от выявленного уровня, дополнительных диагнозов и причин развития недоразвитости речи, специалист составляет индивидуальный план комплексной терапии, в который могут входить:
- Занятия с логопедом. [4]
- Работа с психологом малыша и родителей.
- Использование лекарственных препаратов.
- Процедуры физиотерапии. Наиболее действенными при нарушениях речи считаются ТМС, БОС, КВЧ.
На протяжении всего лечения для достижения и закрепления постоянного результата необходимо активное участие родителей.
Главное, понимать, что в большинстве случаев даже тяжёлые случаи поддаются коррекции и при следовании всем рекомендациям специалистов полностью убираются к периоду поступления в первый класс.
Список использованной литературы:
- ^ Кондратенко И. Ю. “Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.” 56 с.
- ^ Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. “Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации” 31 с.
- ^ Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. “Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 частях. Часть I. Первый год обучения (старшая группа)” 17 с.
- ^ Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. “Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)” 52 с.