г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Постановка звука «Ш»

Для большинства детей наиболее сложными в правильном произношении становятся шипящие и свистящие звуки. Вариантов нарушений в их произношении несколько, но в большинстве случае проблемы возникают именно со звуком «Ш».

Если у малыша не получается звук «Ш», то необходимо обратиться к логопеду, чтобы, комбинируя несколько различных методик, преодолеть это затруднение как можно быстрее. [1]

Правильная артикуляция звука «Ш» для детей крайне важна, так как на ней, как на основе, строится произношение других шипящих. А вовремя не исправленный дефект речи остаётся и во взрослой жизни, делая речь неразборчивой и неправильной.

С ситуацией, когда ребёнок не выговаривает букву «Ш» или другие шипящие звуки правильно, сталкивается большое количество родителей. Однако не произносить «Ш» возможно по-разному. От определения конкретного типа нарушения будет зависеть подбираемые методы исправления.

Наиболее распространённые варианты нарушений: [2]

  • Замена Ш на другие звуки. Чаще всего шипящий звук заменяется на свистящий. «Ш» в речи превращается в «С», при этом произношение замены значительно отличается от нормотипичного варианта. 
Виды нарушений и постановка звука «Ш»
  • «Нижнее» произношение. При таком варианте дефекта звук извлекается не поднятием кончика языка к нёбу, а образованием щели с передней частью его основной части. Из-за этого меняется мягкость звучания, а «Ш» замещается на долгое «Щ».
  • «Щёчное» произношение. Человек пытается произносить слова без участия языка, а с помощью шума от выдуваемого воздуха. Внешне это проявляется раздуванием щёк. Звук выходит глухой, больше похожий на звукоподражание ветру. 
  • «Заднеязычное» произношение. Задняя часть языка сближается с нёбом для образования щели. При таком положении языка во рту звук больше похож на фрикативное «Г», характерное для южнорусского говора или «Х». 

При наличии подобных нарушений должна проводиться специальная работа над звуком «Ш», так как самостоятельно человек не сможет научиться правильно произносить. Как выговорить букву «Ш» ребёнку на этапе освоения речи может объяснить родитель, однако, если дефект уже сформировался, лучше доверить это специалисту логопеду.

Причины нарушений

Правильное произношение звуков должно быть полностью сформировано к среднему дошкольному возрасту. Но часто дефекты речи остаются до поступления в школу, а без регулярных занятий с логопедом постепенно ухудшаются.

Причины нарушений и постановка звука «Ш»

Перед тем, как специалист возьмётся за постановку звуков, он определит причину, из-за которой малыш не освоил нормы произношения. Врачи выделяют несколько групп факторов, отрицательно влияющих на речь.

Наибольшую сложность при коррекции представляет несформированность фонематического восприятия.

В этом случае дошкольник просто не различает звуки, меняет их в речи, так как слышит неправильно.

Физиологические причины:

  • Короткая уздечка языка, не подрезанная в младенчестве. 
  • Чрезмерно высокое нёбо. 
  • Неправильный прикус. 
  • Малоподвижность артикуляционного аппарата. 

В случае причин физиологического типа, кроме работы с логопедом, понадобятся дополнительные консультации узких специалистов и лечение, вплоть до оперативного вмешательства.

Вредное поведение окружающих взрослых:

  • Использование соски в период становления речи. Это замедляет развитие артикуляционного аппарата. 
  • Намеренное искажение речи. Говоря более простыми словами или искажая произношение, взрослые прививают неправильную речь малышу. 
  • Недостаточное внимание к физическому здоровью ребёнка. Часто родители не замечают проблем со слухом. 
  • Чрезмерная требовательность. От малыша требуют говорить правильно, при этом не объясняя особенности артикуляции того или иного звука. 

Если ребёнок просто не может понять без посторонней помощи, как произносится буква «Ш» правильно, то с течением времени проблемы в речи перейдут в ошибки на письме и значительно осложнят обучение.

Если к 4 годам ребёнок не выговаривает букву «Ш», как и другие шипящие звуки правильно, необходимо срочно обратиться к логопеду для коррекции дефекта.

Методы диагностики

Так как дефекты речи часто проявляются, как следствие других отклонений в развитии, то при их появлении наиболее правильным решением будет посетить не только логопеда, но и невролога, который сможет исключить наличие патологий, напрямую не связанных с речевым аппаратом.

Методы диагностики и постановка звука «Ш»

При подозрении на наличие дополнительных проблем, приведших к неправильному произношению шипящих, врач назначает дополнительные аппаратные исследования:

  • Видео ЭЭГ.  
  • ЗВП (Зрительные вызванные потенциалы).
  • ССВП (Соматосенсорные вызванные потенциалы).

В случаях, когда на развитие речи не влияют отклонения в работе мозга и нервной системы, проблема с неправильным произношением звуков считается логопедической и решается без подключения более сложной терапии. 

Артикуляционная разминка

Главный этап перед тем, как выучить с ребёнком букву «Ш» в правильном произношении – артикуляционная разминка. Она позволит подготовить мышцы лица и артикуляционный аппарат к непривычным движениям. [3]

Артикуляционная разминка при постановке звука «Ш»

Наиболее действенными упражнениями для постановки шипящих, в том числе звука «Ш», у детей являются:

  • «Окошко». На команды «Жарко» и «Холодно» поочерёдно широко открывать и закрывать рот. 
  • «Блинчик». Растянуть губы в улыбке. Не меняя их положение, вытянуть язык и в расслабленном широком виде положить его на нижнюю губу. 
  • «Дудочка». Сомкнуть зубы, сформировать из губ трубочку и максимально вытянуть их вперёд, напрягая.
  • «Качели». Растянуть губы в улыбке, при этом открыть рот и высунуть язык. Кончик языка поочерёдно касается то верхней, то нижней губы. 
  • «Часики». Открыть рот и растянуть губы в улыбке. Кончик языка выполняет роль стрелки и переводится из одного угла рта в другой. 
  • «Лягушонок». Зубы сжимаем и следим за тем, чтобы между ними не появлялось щели. В это время широко улыбаемся. 
  • «Рисование». Роль кисточки выполняет кончик языка, а холста – нёбо. Ребёнок водит «кисточкой» от зубов максимально далеко вглубь и обратно. 

Конкретные упражнения и их порядок специалист подбирает с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и конкретной проблемы с произношением. Необходимо хорошо разогреть мышцы, которые будут активно задействованы в дальнейшем занятии.

После выполнения упражнений можно переходить к исправлению неправильного на правильное произношение шипящих звуков, в частности, буквы «Ш».

Постановка и автоматизация звука

Для того чтобы выбрать действенные способы постановки звука «Ш» и шипящих звуков у детей, подобрать этапы, нужные упражнения для гимнастики и выбрать действенные приёмы, логопед на первом занятии обязательно проводит диагностику. Важно точно выявить, нет ли физических препятствий для устранения дефектов.

Постановка и автоматизация звука «Ш»

Применяются следующие упражнения:

  • Показ различных эмоций, доступных по возрасту: грусть, радость, удивление. 
  • Фиксация губ в определённом положении на некоторое время, например, вытягивание трубочкой. 
  • Работа с языком, умение сделать его твёрдым или мягким, превратить в блинчик или напрячь. 
  • Свободные движения челюстью во всех направлениях. 
  • Игра на дудочке или попытки сдуть небольшой предмет с поверхности. 
  • Попытки правильно произнести фонему. 
  • Составление связного рассказа из предложенных слов или картинок. 

По результатам диагностики подбираем методы и конкретные упражнения и учим звук «Ш» сначала один, а затем в слогах и словах.

Звук «Ш» ставится методом подражания правильной артикуляции или с помощью механических приспособлений.

Работа с языком при постановке и автоматизации звука «Ш»

Наиболее действенный метод постановки шипящих – прийти к правильному звуку, отталкиваясь от уже произносимых:

  • Через «С». Ученик произносит сначала долгий «С», который переходит в слог «СА», важно, чтобы ребёнок сконцентрировался на том, какое положение занимает язык в процессе. Затем специальным инструментом кончик языка за верхними зубами поднимается ещё выше и удерживается в таком положении на выдохе. Теперь звучит уже «ША». 
  • Через «Р». Способ используется не часто, так как звук «Р» даётся детям ещё сложнее, чем «Ш». Сначала ученик произносит длинное беззвучное «Р», затем инструментом останавливается вибрация, одновременно корректируется положение зубов так, чтобы получилось чистое шипение. 
  • Через «Т». Сначала медленно проговаривается фонема. Ученик следит за положением языка, пытается тянуть звук. Затем кончик языка смещается, перестаёт задевать бугорки на нёбе, превращая звук в шипящий.

Но научиться произносить звук «Ш» — не значит полностью ввести его в речь. После того, как ребёнок поймёт, как создаётся правильное шипение, важно довести навык до автоматизма. Для этого используются упражнения на основе игры и работы со скороговорками.

При отработке важно сохранять чёткую последовательность заданий при каждом занятии:

  • Артикуляционная гимнастика. 
  • Произнесение одного звука. 
  • Работа со слогами с различными сочетаниями с гласными. 
  • Работа с полными словами.
  • Произнесение полноценных предложений – скороговорок. 

Если вас интересует, как научиться самостоятельно заниматься с ребёнком, научить правильно произносить шипящие, выговаривать недостающие звуки, говорить букву «Ш» отдельно и в словах, то не стоит рисковать. Доверьте исправление дефекта профессионалу, который сможет разработать комплекс упражнений и игр, подходящий именно вашему ребёнку, и обязательно даст рекомендации для дополнительных домашних занятий.

Постановка механическим способом

Как правильно говорить букву «Ш», учимся с применением специального оборудования -логопедического зонда. 

Схема работы с маленьким пациентом в таком случае следующая:

Постановка механическим образом звука «Ш»
  • Ребёнок произносит длительное «С», расположив язык высоко. Между зубами при этом должно быть расстояние, а губы растягиваются в улыбке так, чтобы были видны резцы. 
  • При произнесении логопед вводит в рот зонд и начинает давить на кончик языка. Главная задача – продвинуть язык чуть дальше во рту так, чтобы сформировался шипящий звук.
  • Малыш продолжает шипеть, но зонд при этом сжимает между сомкнувшимися зубами. 
  • Специалист механически меняет положение губ ребёнка, нажимая с двух сторон и превратив их в трубочку. При таком положении полностью формируется нормотипичный «Ш».

Впоследствии таким способом мы ставим звук «Ш» в домашних условиях, когда ребёнок с помощью зонда проговаривает слоги, содержащие букву «Ш».

Автоматизация через игру

Постановка звука «Ш», его отличие от «Ч» и «Щ», и других шипящих и свистящих звуков происходит поэтапно, с помощью специальных упражнений, часто у детей до 5 лет, с возможностью дополнительной тренировки в домашних условиях. Основной деятельностью в таком возрасте у ребёнка является игровая, а вот серьёзно заниматься без развлекательной подоплёки ребята ещё неспособны. [4]

Именно поэтому специалисты разработали специальные игры, которые встраиваются в занятие и помогают осваивать правильное произношение в виде развлечения, на которое малыш будет мотивирован.

Логопедические игры на постановку звука «Ш»:

  • Чтение рассказов или сказок, в составе которых есть большое количество слов с необходимым звуком в различных слоговых сочетаниях. Лучше, если они будут встречаться и в именах главных героев. Если ребёнок уже умеет читать, то текст можно отдать ему и потренироваться читать максимально правильно.
Автоматизация через игру постановки звука «Ш»

Логопед может вслух прочитать сказку, а затем попросить ребёнка повторить отдельные моменты или ответить на вопросы, составленные так, чтобы ему пришлось использовать нужные слова.

  • «Побег мышки». От ребёнка будет зависеть спасение жизни мышки, убегающей от кошки. Для того чтобы помочь зверьку, необходимо создавать ему дорожку, читая цепочки разнообразных слогов с «Ш», постепенно ускоряясь. Лучше, если в игре будут участвовать мышь и кошка в виде игрушек и специальные карточки с цепочками слогов для наглядности.
  • «Змея ползёт домой». Змейка хочет попасть домой, но ей необходимо пройти через лабиринт. Подготовьте несколько вариантов от простого с коротким путём до более длинного. Задача ребёнка – найти дорогу к дому, провести по нему пальчиком, постоянно шипя.

Если вы обращаетесь к логопеду с запросом быстро поставить звук «Ш» и шипящие ребёнку в домашних условиях, при этом понимаете, что самостоятельно не получается перейти с щ или других вариантов дефекта на чистое произношение, то специалист может порекомендовать специальные упражнения.

После диагностики малыша и определения не только типа проблемы, но и индивидуальных особенностей развития и личности, специалист разработает программу из различных упражнений.

Однако необходимо понимать, что для получения быстрого и гарантированного результата лучше поводить ребёнка к логопеду, который на профессиональном уровне сможет проработать дефект и вывести произношение в норму.

Список использованной литературы:

  1. ^ Attwell GA, Bennin KE, Tekinerdogan B. A “Systematic Review of Online Speech Therapy Systems for Intervention in Childhood Speech Communication Disorders.” Sensors (Basel). 2022 Dec 11;22(24):9713. doi: 10.3390/s22249713. PMID: 36560082; PMCID: PMC9786179.
  2. ^ Кондратьева С.Ю., Аксенова Т.В., Бухарина О.В., Осипова Е.А. “В помощь начинающему логопеду. Постановка и автоматизация шипящих звуков [ш], [ж], [щ], [ч]. 5-7 лет” 2021 г. 4 с.
  3. ^ Куликовская Т.А. “Постановка и коррекция звуков Ш, Ж, Ч, Щ” 2012 г.  4 с.
  4. ^ Комарова Л. А. “Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника” 2023 г. 4 с.

 

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×