Признаки гиперактивности у ребёнка
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
В большинстве случаев признаки СДВГ, вне зависимости от причин, его вызвавших, появляются после 5 лет, но иногда симптомы синдрома гиперактивности у детей видны уже в 1 год, или даже в 2-3 месяца.
Чем раньше начата терапия, тем быстрее ребёнок догонит сверстников по уровню развития, поймёт, как надо учиться и общаться, избавится от проблем в будущем. Нужно начинать лечение с выявлением первых симптомов, не надеясь, что малыш перерастёт синдром. [1]
Содержание статьи:
Признаки
Точно определить признаки СДВГ у новорождённого ребёнка крайне сложно.
Однако стоит понимать, что симптомами гиперактивности у ребёнка-младенца являются:
- Раннее развитие. Дети с СДВГ обгоняют сверстников по темпу развития. У них основные двигательные навыки: перевороты, ползанье, первые шаги – случаются раньше нормы.
- Режим сна не выстраивается. Ребёнок спит меньше нормы. К 3 месяцам не отличает ночь от дня.
- Повышенный мышечный тонус в первые месяцы жизни – показатель возможной патологии.
- Бесцельные движения руками в возрасте 3-4 месяцев. Движения дёргающиеся, ребёнок берёт вещи и тут же их бросает.
- Постоянный плачь без причины начиная с 2 месяцев. При этом проблема с криками без причины не пройдёт до года.
- Агрессивное сопротивление попыткам ограничить подвижность, запеленать.
- Постоянное и сильное срыгивание при кормлении. Рвота фонтаном чаще, чем у нормотипичных младенцев.
- Легко отвлекается на новые вещи, игрушки, предметы, но быстро переключается на другие, не фиксирует внимание, не изучает.
- Не воспринимает незнакомых людей, кричит, не выстраивает контакт.
- При проявлении недовольства с первых месяцев проявляет агрессию к предметам, людям и животным.
- Легко впадает в истерику при малейшем раздражителе. Привести к плачу может включённый свет, хлопок, громкий голос, домашние животные.
Причины развития
Спровоцировать развитие СДВГ могут особенности строения и работы мозга, поэтому особая опасность возникает в периоды его формирования: в беременности и в первые недели жизни.
Наиболее частыми причинами развития симптомов гиперактивности у маленьких детей являются:
- Отравление химикатами, солями металлов на вредном производстве.
- Высокий тонус матки на протяжении беременности. Особенно если возникала вероятность выкидыша.
- Наследственность. СДВГ передаётся от родителей или старших родственников.
- Неправильное питание женщины в период беременности или грудного вскармливания.
- Ошибки в родовспоможении.
- Внутриутробная гипоксия.
- Роды до 38 недели. Недоношенность.
- Употребление алкоголя, наркотиков, курение матери в период беременности.
- Стрессы при вынашивании ребёнка.
- Патология нервной системы у одного из родителей.
- Слишком долгие или стремительные роды.
- Инфекционные заболевания в первый месяц жизни младенца.
Хотя причин, способных вызвать гиперактивность у ребёнка, много, опасность касается периода беременности и первых недель жизни, поэтому стоит уделять внимание соблюдению ограничений в это время. [3]
Болезнь или характер?
Признаки гиперактивности у годовалого ребёнка вполне могут оказаться первыми проявлениями его личности. Важно не спутать их. Для этого проводится наблюдение за поведением малыша в различных ситуациях.
Чертами здорового, но активного ребёнка являются:
- Длительность сна соответствует нормам по возрасту. Уставший малыш засыпает быстро и без истерик.
- Периоды активности сменяются усталостью и затишьем.
- Не агрессивен. Важно проследить реакцию на близких людей, сверстников, домашних и уличных животных.
- Во время истерики можно отвлечь игрушкой или чем-то ярким.
Диагностика
Поставить точный диагноз при регулярном осмотре у педиатра в случае СДВГ невозможно. Врач просто не знает, как определить гиперактивность у ребёнка до года, понять, что развитие в таком раннем возрасте пошло неправильно. Именно поэтому ребёнок до года несколько раз планово посещает невролога. Именно этот врач занимается определением гиперактивности ребёнка в первые месяцы жизни на основе отрывочно появляющейся симптоматики. нет. [4]
Но для точной постановки диагноза проводится осмотр тремя специалистами:
- Педиатром, чтобы определить возможность отклонений.
- Неврологом, исключающим другие болезни.
- Психологом, отличающим патологию от черт характера.
При подозрении на наличие синдрома для детей до 1,5 лет проводится:
- Предварительная беседа с детьми группы риска о симптомах и признаках гиперактивности, появляющимися в 1,2,3,4,5,6,7,8,9 месяцев, так как с каждым днём они меняются.
- Заполнение опросников с родителями.
- Длительное наблюдение за поведением.
- Нейропсихологическое обследование.
Так как ребёнок не говорит, не способен самостоятельно полностью играть и передвигаться, не готов к ролевым играм или сложным занятиям, то точно определить болезнь крайне сложно.
Чтобы определить гиперактивность у детей с 8 месяцев до 1,5 лет, проводятся аппаратные исследования, исключающие другие когнитивные расстройства:
- Анализы крови на дефициты различных веществ.
- Вызванные потенциалы.
- ЭХО-ЭГ.
- ЭЭГ-мониторинг.
- Дополнительные консультации врачей разной специализации: отоларинголога, эпилептолога, эндокринолога.
Лечение
После получения результатов обследования и определения диагноза, врач скажет как лечить признаки гиперактивности у ребёнка в конкретно вашем случае и назначит комплексную терапию согласно возрастным особенностям пациента. Ведь от того, в каком возрасте могут появиться симптомы гиперактивности, отметиться первые признаки, напрямую зависят методы, которые будут применяться при лечении.
В зависимости от возраста и степени проявления проблем обычно назначаются:
- Массаж новорождённых. Курс должен проводить профессиональный массажист.
- ЛФК упражнения, разработанные для новорождённых.
- Медикаментозное лечение применяется в крайнем случае.
Так как однозначно выявить гиперактивность у ребёнка до года практически невозможно, до этого времени назначают обще корректирующие процедуры, подсказывают родителям, как стоит обустроить быт младенца, и проводят регулярное наблюдение за динамикой развития. [5]
Что делать родителям
Когда у 2-3 месячного ребёнка выявляют гиперактивность, то редко прибегают к медикаментозной терапии без крайней необходимости. Помочь малышу способны родители, просто следуя рекомендациям врачей.
После определения диагноза в качестве лечения необходимо:
- Оберегать грудничка от стрессов, исключить громкие звуки, быструю смену освещения.
- Полностью исключить экраны техники и просмотр каких-либо видео в период лечения.
- Мягкий успокаивающий массаж по возрасту перед сном.
- При купании в воду добавляются успокаивающие отвары.
- Контакт с обоими родителями. Необходимо брать на руки, разговаривать, играть, обеспечить частый контакт с кожей родителей.
- Не ограничивать подвижность на этапах взросления. Особенно важно не ставить преграды в период начала ползанья.
- Разговаривать спокойным голосом с ровной интонацией.
- Кормите ребёнка с учётом возраста. Начните прикорм с 4 месяцев, выбирайте натуральные продукты, избегайте наличия сахара в еде как можно дольше.
- Обезопасьте пространство, в котором может перемещаться малыш. Заклейте острые углы, уберите вещи, которые могут разбиться, поставьте заглушки на розетки и ограничители на дверцы шкафов.
Список использованной литературы
- ^ Сухоруков В.С. Митохондриальная патология и проблемы патогенеза психических нарушений. Журн неврол и психиат 2008; 6: 83—90.
- ^ Rossignol D.A., Frye R.E. A review of research trends in physiological abnormalities in autism spectrum disorders: immune dysregulation, inflammation, oxidative stress, mitochondrial dysfunction and environmental toxicant exposures. Mol Psy-chiat 2012; 17: 4: 389—401.
- ^ Куфтяк Е.В., Магденко О.В., Уйманова О.В., Чистякова Е.В. Психическое здоровье младших школьников: роль привязанности // Вестник Костромского университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2018. — №3. -C. 62-66.
- ^ Филиппова Н.В. Эпидемиология нарушений психического развития в детском возрасте / Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, Е.В. Бачило, А.С. Исмайлова // Российский психиатрический журнал. — 2015. — №6. — С. 45-51.
- ^ Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей / Н.Н. Заваденко // Мир психологии : научно-методический журнал / Ред. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов. — 2000. — №1 январь-март 2000. — с. 121-135.