г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Симптомы гиперактивности у ребёнка

Синдром гиперактивности у детей – это патология, связанная с нарушениями в работе головного мозга. Первые симптомы могут начать проявляться до года, но чаще всего предположить диагноз возможно к 3-5 годам. Особенно ярко синдром проявляется к периоду поступления в школу.

Необходимость постоянно двигаться, неспособность надолго сосредоточиться, склонность к резким реакциям сильно мешают детям в учёбе и выстраивании отношений со сверстниками, при этом малыш просто не способен вести себя по-другому.

Нет единого медикаментозного или другого способа навсегда вылечить гиперактивность, но её симптомы можно скорректировать с помощью комплексной терапии. Чем раньше ребёнок попадёт к врачу, тем раньше получится победить симптомы, наладить полноценную спокойную жизнь без проблем с друзьями и учёбой. [1]

Для того, чтобы назначить правильное, действенное лечение детям с гиперактивностью и дефицитом внимания, необходимо точно определить причины возникновения патологии. Врачи условно разделяют проблемы, приводящие к неправильному развитию мозга, на две категории.

Причины развития гиперактивности у ребёнка

Причины гиперактивности, касающиеся плода в период беременности:

  • Асфиксия плода при рождении или гипоксия в период вынашивания. 
  • Инфекционные болезни, которыми переболела мать в период беременности. 
  • Употребление алкоголя, наркотиков, курение в период формирования нервной системы плода. 
  • Интоксикация солями тяжёлых металлов. 
  • Тяжёлые роды, при которых у ребёнка повреждён позвоночник, голова.
  • Тонус маточных мышц. 
  • Приём лекарственных препаратов, несовместимых с беременностью. 

Причины гиперактивности, влияющие на ребёнка в первые месяцы жизни:

  • Инфекционные заболевания. 
  • Длительные эпизоды температуры выше 39 градусов. 
  • Применение медикаментов с нейротоксичным воздействием. 
  • Порок сердца. 
  • Бронхиальная астма. 
  • Отравление.  

Особую специфику развития имеет гиперактивность, унаследованная от родителей. Патология развивается из-за поломки в гене, отвечающем за дофаминовые рецепторы и выработку дофамина. При этом наследуется не синдром, а предрасположенность к нему. Чтобы симптомы проявились, необходимо дополнительное вредное воздействие.

Симптомы

Подробнее о симптомах гиперактивности у ребёнка

Признаки развития патологии могут проявиться в первые месяцы жизни, но долго восприниматься просто как черты характера активного малыша. Однако стоит обратить внимание на некоторую неправильность поведения. Если у ребёнка проявляются несколько признаков из списка, посещение врача для диагностики становится необходимым.

Чтобы поставить диагноз и доказать, что ребёнок гиперактивный, должны проявиться симптомы:

  • Присутствуют бесцельные беспокойные движения. Малыш крутится, вертится, не может усидеть на месте, дёргает руками или ногами. 
  • Постоянно делает ошибки из-за невнимательности. 
  • Очень активен, всегда в движении. Бегает, прыгает, залезает везде, при этом просьбы успокоиться или запреты куда-либо залезать не воспринимаются. 
  • Беспокойный, прерывистый сон. Постоянные пробуждения, движения, смена позы, звуки. 
  • Не способен сосредоточиться на спокойной игре. Постоянно отвлекается, издаёт дополнительные громкие звуки, переключается на другие занятия. [2]
  • Не способен ждать. При необходимости подождать, постоять в очереди, чтобы исполнить его просьбу, начинает нервничать, устраивает истерики. 
  • Не может на равных взаимодействовать со сверстниками. Вклинивается в чужие разговоры и игры. 
  • Существуют только его желания и потребности, не распознаёт чужие просьбы, потребности. Эмпатия отсутствует. 
  • Речь быстрая, но неправильная, простая, с ошибками произношения. 
  • Сложности с выстраиванием диалога. Не может дослушать собеседника, запомнить, что говорили, перебивает. 
  • Не контролирует эмоции. Легко переходит от радости к гневу, истерике. Эмоционально реагирует на любые незначительные изменения. Мимика выраженная, кажется, что гримасничает.

Повышенная гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте поддаются коррекции. Чем раньше родители обратятся к врачам, тем выше шанс, что в школу малыш пойдёт уже полностью адаптированный, избавленный от большей части симптомов. Это позволит ребёнку построить здоровые отношения со сверстниками и быть успешным в учёбе, а в будущем значительно снизит вероятность развития депрессии в подростковом периоде. 

Как отличить активность от гиперактивности?

Достаточно часто с первого взгляда сложно определить, действительно ли у ребёнка проявилась патология или он просто очень активный малыш с вполне здоровым и правильно работающим мозгом.

Здоровый активный малыш будет отличаться от ребёнка с синдромом детской гиперактивности по поведению. Для шустрых здоровых детей характерно:

Как отличить активность от гиперактивности у ребёнка
  • Нет постоянной агрессии. Малыш может дать сдачи или резко ответить при ссоре, конфликте, но сам их не провоцирует, не нападает без причины. 
  • При постоянной активности и любви к подвижным играм способен долго заниматься одним делом на месте: рисовать, собирать пазл, играть с конструктором. 
  • Говорит быстро и много, иногда перебивает взрослых. С возрастом речь развивается, усложняется, пополняется словарный запас. 
  • Выслушивает ответы на заданные им вопросы.
  • Не везде чрезмерно активен. Дома или в гостях, садике может проводить время спокойно. 
  • Нарушения сна и пищеварения с рождения легко объясняются внешними причинами, заболеваниями. Случаются не часто. 

Периодические проявления гиперактивности у здоровых детей по мере взросления, особенно в периоды кризисов и скачков роста – часто встречающееся явление, поэтому важно наблюдать за пациентом в динамике.

Диагностика и лечение

Диагностика и лечение гиперактивности у ребёнка

Обратиться к неврологу за консультацией стоит сразу же, как вы заметили чрезмерную активность в поведении ребёнка. Первые симптомы гиперактивности могут проявляться в первые месяцы после рождения или неожиданно появиться у детей в 4 года, это зависит от причин, вызвавших патологию, и влияет на лечение.

Перед тем, как дать рекомендации, назначить комплексную терапию, врач должен определить не только симптомы детской гиперактивности, но и причины, спровоцировавшие патологию. [3]

Диагностика проходит в несколько этапов:

  • Первый приём. Врач собирает анамнез, узнаёт, как протекала беременность и первые недели жизни, какие особенности поведения вызывают опасения у родителей. Проводится неврологический осмотр и предварительное тестирование. 
  • Нейропсихологическое тестирование. Исследование покажет, действительно ли есть отклонения от нормы и не являются ли они чертами характера малыша. 
  • Аппаратное обследование необходимо, чтобы убрать вероятность болезней с схожей симптоматикой и подтвердить особенность строения мозга и работы нервной системы. Проводится ЭЭГ-мониторинг, вызванные потенциалы, УЗДГ и при необходимости МРТ. 

Дополнительно врач может назначить консультацию со специалистами другого профиля для выяснения факторов, влияющих на развития синдрома. 

Затем назначается комплексное лечение, в которое могут входить:

  • Транскраниальная магнитная терапия (ТМС) помогает успокоить отдельные участки мозга, снизить гиперактивность.
  • БОС — биологические обратные связи. 
  • ЛФК, кинезотерапия. Специальный комплекс упражнений подберёт лечащий врач, а правильно выполнять их научит инструктор
  • Курс специализированного массажа, рефлексотерапии.
  • Различное физиолечение.
  • Коррекционно-педагогические занятия со специалистом один на один и в группах. 
  • Перестройка распорядка дня и жизни ребёнка. 

Залогом успеха терапии является комплексность. Именно сочетание различных методов лечения даёт быстрый и устойчивый результат, помогает ребёнку справляться с проблемой.

Прогноз развития гиперактивности

Первые симптомы и признаки гиперактивности ребёнка могут проявиться в 3,4,5 лет, но если коррекция и лечение не будут начаты к 6-7 годам, то последствия значительно испортят школьную и взрослую жизнь. [4]

Современные методики помогают ребёнку научиться справляться с собой, понимать свои особенности, взаимодействовать с окружающими. Это позволит малышу в будущем стать успешным человеком, несмотря на особенности. 

Прогноз развития гиперактивности у ребёнка

Без коррекции и лечения к подростковому периоду симптоматика значительно усилится, что приведёт к проблемам в освоении навыков, профессии. Часто у ребят с гиперактивностью в подростковый период развивается депрессия из-за осознания разницы между собой и сверстниками, увеличивается риск социальной дизадаптации. 

Советы психологов родителям

В первую очередь родители ребёнка с синдромом должны разобраться, что такое гиперактивность, и научиться жить и выстраивать комфортные условия для ребёнка с синдромом.

Огромную роль в успешной коррекции патологии играет помощь близких людей. Психологи советуют для ребёнка с гиперактивностью:

  • Строгий распорядок дня. Ежедневный порядок действий расписывается буквально по минутам и не меняется. 
  • Правильно подобранная диета. В рационе должен быть белок и сложные углеводы, а вот сладкого и возбуждающих продуктов стоит избегать как можно дольше.
  • Обстановка дома должна быть спокойной, без триггерных раздражителей, провоцирующих приступы истерик. 
  • Активная спортивная жизнь. Ребёнок должен регулярно посещать занятия, но которых сможет выплеснуть энергию с пользой и почувствовать собственный успех. 
  • Не ограничивайте возможность передвижения, просто уберите опасные элементы. В раннем детстве активность позволит мозгу быстрее развиваться. 
  • Не ругайте ребёнка за проявление симптомов болезни. Не наказывайте невозможностью двигаться или необходимостью выполнять работу, требующую сосредоточенности и усидчивости. 

Даже в самые тяжёлые моменты родитель должен понимать, что ребёнок не виноват в поведении, это его особенность, однако с ней необходимо работать ради блага малыша в будущем. 

Список использованной литературы:

Показать/скрыть

  1. ^ Purper-Ouakil D, Ramoz N, Lepagnol-Bestel AM, Gorwood P, Simonneau M. “Neurobiology of attention deficit/hyperactivity disorder.” Pediatr Res. 2011 May;69(5 Pt 2):69R-76R. doi: 10.1203/PDR.0b013e318212b40f. PMID: 21289544.
  2. ^ Liu L, Wang Y, Chen W, Gao Y, Li H, Wang Y, Chan RCK, Qian Q. “Network analysis of 18 attention-deficit/hyperactivity disorder symptoms suggests the importance of «Distracted» and «Fidget» as central symptoms: Invariance across age, gender, and subtype presentations.” Front Psychiatry. 2022 Oct 21;13:974283. doi: 10.3389/fpsyt.2022.974283. PMID: 36339870; PMCID: PMC9633674.
  3. ^ Wolraich ML, Hagan JF Jr, Allan C, Chan E, Davison D, Earls M, Evans SW, Flinn SK, Froehlich T, Frost J, Holbrook JR, Lehmann CU, Lessin HR, Okechukwu K, Pierce KL, Winner JD, Zurhellen W; SUBCOMMITTEE ON CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH ATTENTION-DEFICIT/HYPERACTIVE DISORDER. “Clinical Practice Guideline for the Diagnosis, Evaluation, and Treatment of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder in Children and Adolescents.” Pediatrics. 2019 Oct;144(4):e20192528. doi: 10.1542/peds.2019-2528. Erratum in: Pediatrics. 2020 Mar;145(3): PMID: 31570648; PMCID: PMC7067282.
  4. ^ Wilens TE, Isenberg BM, Kaminski TA, Lyons RM, Quintero J. “Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder and Transitional Aged Youth.” Curr Psychiatry Rep. 2018 Sep 17;20(11):100. doi: 10.1007/s11920-018-0968-x. PMID: 30221318.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×