г.Москва,ул.Маршала Василевского дом 13 корпус 3                +7(495) 225-76-03        
+7(495)225-76-03

СДВГ

Гиперактивный ребенок залезает на дерево и кричит

Диагноз Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ставится преимущественно детям старшего дошкольного возраста, а также ученикам младших классов. Поводом для обращения к специалисту и назначения обследования, как правило, являются нарушения социализации и обучения вследствие повышенной импульсивности ребенка и неспособности его к сосредоточенности.

В последнее время участились случаи обращения для диагностики заболевания.взрослых пациентов с подобными симптомами.

Определение термина 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это патология развития, при которой человек не может в полной мере управлять своими эмоциями, двигательной активностью и вниманием.

Малыши с этой патологией чрезвычайно подвижны и импульсивны. Они не могут находиться на одном месте, постоянно бегают и лазают даже там, где это неприемлемо.

Дошкольники нарушают дисциплину в общественных местах, забывают об обязанностях и правилах поведения, кричат, часто впадают в ярость по незначительным поводам.

Ребенок с СДВГ - нарушения поведения за столом

Школьники не могут сосредоточиться на занятии, не слушают объяснения учителя. Такие дети торопятся выполнять задания, не выслушав условия, хватаются за любое поручение, не сопоставив своих возможностей с поставленной задачей. Часто не доводят дело до конца, бросив на полпути из-за неудачи или потери интереса, совершают ошибки из-за невнимательности.

Со временем симптомы становятся менее характерными. Но как показывают последние исследования, синдром дефицита внимания и гиперактивности не исчезает с возрастом. Среди взрослых пациентов с СДВГ высок процент тех, кто не закончил образование, не имеет определенного занятия, а также страдающих депрессивными расстройствами.

Но основная масса пациентов с возрастом учатся успешно жить с проявлениями болезни и в большинстве случаев осваивают выбранную специальность, делают карьеру, создают семью.

Как определить заболевание 

Для постановки диагноза необходимо психолого-неврологическое обследование.

Ребенок на приеме у невролога - осмотр

Чаще всего синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируется у детей в младшем школьном возрасте. Потому что именно тогда становятся очевидны трудности, возникающие у ребенка с восприятием информации и необходимостью соблюдения дисциплины в классе.

Но для того, чтобы предотвратить возможные проблемы с обучением в школе, необходимо отметить признаки заболевания в более раннем возрасте и вовремя обратиться за консультацией к психологу или неврологу.

Симптомы 

По проявлению симптомов СДВГ подразделяется на три основных типа:

С преобладанием расстройства внимания (СДВ)
blank
Для таких детей характерны задумчивость, спокойная рассеянность, мечтательность. Проявления гиперактивности не носят выраженный характер. Такие дети не могут сосредоточиться на объяснении учителя на уроке, воспринимают лучше визуальную информацию (то, что написано на доске усваивают лучше чем сказанное преподавателем). Пациенты с СДВ чаще всего пребывают в “своем внутреннем мире”, долго переживают эмоции от прочитанных книг и просмотренных фильмов/мультфильмов. У детей развито воображение, часто они показывают высокие результаты в деятельности, связанной с реализацией идей (написание школьных сочинений, литературных произведений и т.д.)
С преобладанием гиперактивности
Комбинированный (смешанный)

Патология характеризуется импульсивностью поведения 

Это основной признак для всех типов СДВГ. Общая черта пациентов – нетерпеливость и поспешность решений. Такие дети начинают выполнять задание, не дослушав его до конца, действия их небрежны. В случае неудачи, они бросают начатое. Также дети с этим симптомом легкомысленны, не оценивают опасности тех или иных ситуаций или действий, часто подвергаются риску.

Другие характеристики СДВГ, общие для всех типов:

  • скачки настроения;
  • забывчивость;
  • болтливость;
  • неспособность организовать свою деятельность;
  • недоведение дел до конца и др.

СДВГ у подростков

При переходе в пубертатный период, ребенок с СДВГ сохраняет характерные для заболевания особенности, но они проявляются несколько иначе. Гиперактивность существенно снижается, сменяется суетливостью, повышенной эмоциональностью, внутренним беспокойством. Могут проявляться такие клинические нарушения, как нервные тики.

Подросток с СДВГ - ссора со взрослыми

Импульсивность поведения проявляется в безответственных поступках, неспособности оценить риски, отрицании норм и правил социального поведения, мер безопасности. Дети с СДВГ подвержены чужому влиянию больше, чем их здоровые сверстники, чаще оказываются вовлеченными в противоправные действия.

Неспособность контролировать внимание и резкое снижение мотивации приводит к ухудшению успеваемости в этот период. Подростки испытывают серьезные сложности в построении личных отношений.

Для детей с СДВГ в период пубертата характерна заниженная самооценка, чрезмерная эмоциональность, обидчивость, агрессивность.

Именно в этот период родителям и учителям следует быть особенно внимательными к детям с диагнозом СДВГ. Подростковый период – один из самых проблематичных и опасных в жизни человека с этой патологией.

СДВГ у взрослых

Захламленный стол женщины с СДВГ

Часто взрослые люди, страдающие СДВГ не знают о своем заболевании и списывают проблемы, возникающие у них в связи с симптоматикой заболевания на свою нерасторопность, неорганизованность, лень, забывчивость и другие огрехи своего характера. Этому способствует часто то, что они с детства или ранней юности слышат подобную оценку своих действий от окружающих.

На самом деле, по данным исследователей в США от 5 до 10% взрослого населения страдают именно заболеванием СДВГ. И в силу недостаточности некоторых функций головного мозга просто не способны эффективно выполнять многие социальные задачи.

Такие люди часто не могут выполнить дело до конца в силу потери внимания и невозможности его сконцентрировать волевым усилием. Они обычно сосредотачиваются на какой-то одной задаче, которая полностью занимает их определенное время и не могут переключиться на что-то другое. Например, женщины с СДВГ не могут поддерживать дома элементарный порядок, потому что всецело поглощены работой или занятиями с детьми.

Отношения в социуме осложняются тем, что окружающие считают таких людей необязательными и легкомысленными, забывчивыми, дающими пустые обещания и т.д. Эти особенности приводят к заниженной самооценке, депрессивным состояниям, неспособности к длительным отношениям, потере работы и другим социальным проблемам.

Захламленный стол женщины с СДВГ

Также для пациентов характерна импульсивность, когда действия совершаются прежде, чем осознаются. Такие люди неусидчивы, суетливы, много говорят, часто разговаривают сами с собой, озвучивая свои мысли. Также их характерной особенностью является повторяемость или хаотичность движений (постукивание ручкой, перебирание страниц книги при чтении, бесцельно хватание предметов и др.)

Обращение к врачу пациентам во взрослом возрасте также необходимо и является шансом на возвращение уверенности в себе и стабильности в жизни. Обследование, постановка диагноза и коррекционная терапия помогут вам научиться управлять своим состоянием и успешно социализироваться.

Признаки, которые к ключевым проявлениям СДВГ не относятся 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности является “диагнозом исключения”. При оценке симптомов и проведении обследования пациента следует отличать проявления СДВГ от патологий, возникших по иным причинам.

  • Высокая двигательная активность у здоровых детей, особенности поведения как реакция на стрессовую ситуацию (в школе, в семье и др).
  • Астенический синдром после травмы, инфекционных и иных заболеваний, в том числе по причине снижения слуха и т.д.
  • Абсансы (малые эпилептические припадки) могут проявляться схоже с симптомами СДВГ и восприниматься как моменты рассеянности. При эпилепсии также возможны симптомы повышенной активности и импульсивности.
  • При легкой степени умственной отсталости или шизофрении характерны проявления, похожие на симптомы СДВГ (рассеянность, отсутствие контроля поведения). Для диагностики необходимо исследование интеллектуального развития.
  • При аутизме схожие признаки отличают от проявления СДВГ наблюдением за ребенком и установлением наличия других характерных признаков аутизма (отсутствие контактов, речи и др.).

Частота проявления симптомов 

По данным международных исследований СДВГ встречается у 3-5% детей. При этом у 80% из них патология сохраняется во взрослом возрасте. Мальчики страдают расстройством внимания и гиперактивности в 3-6 раз чаще, чем девочки.

Причины заболевания 

Все возможные источники возникновения и развития болезни выделяют 2 группы:

  1. генетические (наследственные);
  2. биологические (медицинские).

По статистике очень высок фактор наследования СДВГ. С более чем 80% вероятности можно утверждать, что при наличии у одного из родителей признаков патологии, у ребенка будет то же заболевание. Исследования близнецов также подтверждают высокую степень конкордантности (наличия общих признаков) по симптомам патологии.

Гены, способствующие развитию заболевания в настоящее время продолжают изучаться. К ним относят гены дофаминового рецептора и переносчика дофамина, а также гены норадренергической системы и других нейромедиаторов.

Биологические причины болезни связаны, в первую очередь, с условиями протекания перинатального (от 28 недели беременности до 168 часов после рождения) и неонатального (первые 28 дней жизни после рождения) периодов, а также первых недель жизни малыша после рождения. Именно это время происходит наиболее активное созревание головного мозга ребенка. В этот период нервная система человека наиболее чувствительна к возможным повреждениям вследствие гипоксии, инфекций и т.д.

К группе риска относятся дети в следующих ситуациях:

Беременная женщина с сигаретой и стаканом напитка
  • поздняя беременность матери;
  • прием не рекомендованных препаратов во время беременности или малышом после рождения;
  • курение, прием алкоголя будущей матери;
  • отравления, токсикозы;
  • недоношенность;
  • затяжные роды;
  • морфофункциональная незрелость;
  • присутствие в пище матери и прикорме ребенка искусственных пищевых добавок;
  • инфекционные болезни матери во время беременности и ребенка первого года жизни.

Также к источникам заболевания относят социально-психологические факторы, такие как атмосфера благожелательности или агрессивности в семье, социальный статус родителей и др.

Базовая причина патологии

Единого, самого главного фактора, определяющего возникновения СДВГ не существует.  На процесс формирования и развития патологии влияет множество факторов. Все они в настоящее время продолжают изучаться исследователями во всем мире.

Основные причины 

  • наследственная предрасположенность
  • поражения ЦНС в перинатальном периоде
  • эпилепсия
  • гидроцефалия (водянка головного мозга)
  • краниостенозы (преждевременное закрытие “родничков”, вследствие чего происходит деформация церепа)
  • новообразования
  • пороки развития
  • митохондриальные заболевания
  • хромосомные нарушения (синдром Дауна и др.)
  • аутизм
  • эндокринные заболевания
  • соматические патологии (заболевания сердца, почек и др.)
  • нейрокожные синдромы
  • социальные факторы (педагогическая запущенность)

Диагностика и лечение

Для диагностики не достаточно только осмотра ребенка и констатации факта его повышенной активности. Необходим также глубокий анализ степени гиперактивности и расстройства внимания.

Для постановки диагноза СДВГ проявления патологии должны наблюдаться в течение не менее 6 месяцев и распространяться на все области жизнедеятельности ребенка (наблюдения дома, в детском саду или школе, в общении со сверстниками и взрослыми и т.д.)

При осмотре проводится беседа с ребенком и его представителем (родителем), собираются жалобы, анамнез. Для диагностирования СДВГ проводится неврологический осмотр, психологическое тестирование, биохимический анализ крови. Также применяются методы клинического и нейрофизиологического обследования: видео ЭЭГ мониторинг, вызванные потенциалы, ТМС, МРТ, доплерография.

СДВГ – психическое заболевание 

При выявлении заболевания отмечают морфологические изменения определенных областей головного мозга:

  • уплощение участков коры (префронтальных, теменных) и замедление их развития;
  • уменьшение размеров мозолистого тела, хвостатого ядра и срединной части мозжечка;
  • задержка миелинизации (этапа созревания волокон нейронов) при созревании белого вещества;
  • нарушение корково-подкорковых взаимодействий;
  • снижение уровня активности участков коры;
  • при регистрации слуховых вызванных потенциалов выявляется уменьшение негативности рассогласования (произвольного и автоматического компонентов).

В результате этих изменений нарушается контроль над двигательными функциями, что приводит к гиперактивности, формированию импульсивности. В связи с расстройствами функции мозжечка у детей с СДВГ наблюдаются атаксии (нарушения равновесия тела, неловкость движений). Мозжечок также участвует в процессе переключения внимания. Нарушения его функций приводит к ослаблению возможности осознанной концентрации.

Схема структуры головного мозга

Изменения также затрагивают сосудистую систему. Снижение мозгового кровотока и упруго-эластичных свойств сосудов головного мозга затрудняет поступление питательных веществ к различным отделам. То есть идет обкрадывание областей мозга, и так нуждающихся в дополнительной поддержке. Интенсивность кровенаполнения различна в левом и правом полушарии, эта особенность проявляется и в функциональной асимметрии работы полушарий. 

Функциональные нарушения диагностируется при помощи электроэнцефалограммы и вызванных потенциалов. Работу нервных клеток отображает их ритмическая активность. При СДВГ мозговая ритмика нарушается практически во всех диапазонах частот. Ключевыми изменениями принято считать повышение представленности и амплитуды тета-ритма (4-8 Гц) и снижение амплитуды бета-ритма (15-30 Гц).

Лечение СДВГ – это комплекс мер, направленных на компенсацию недостаточности функций головного мозга пациента. Комплекс включает:

  • педагогическую помощь, обучение родителей;
  • реабилитационную терапию;
  • психотерапевтическую работу;
  • медикаментозное лечение (как вспомогательное средство).

Психолого-педагогическая работа начинается с беседы с родителями. Взрослым, имеющим детей с СДВГ объясняется необходимость терпеливого отношения к особенностям ребенка и восприятию этих особенностей не как дефектов воспитания, а как симптомов заболевания.

Таким детям требуется особенный подход, исключающий как вседозволенность, так и повышенную жесткость. Необходимым является четкое соблюдение распорядка дня с выполнением ребенком определенного количества обязанностей, связанных не только с его учебой и личными потребностями, но и с жизнью семьи.

Рекомендуется индивидуальный режим обучения, с укороченным временем занятий и малыми группами учеников.

Подростки-спортсмены - забег на стадионе

Также необходимо включить в режим дня гиперактивного ребенка обязательные занятия физическими упражнениями. Предпочтение следует отдавать видам спорта, исключающим силовые перегрузки, но направленным на развитие выносливости, скорости, гибкости (легкая атлетика, гимнастика, футбол и др.).

Среди методов нейрореабилитации наиболее эффективными являются процедуры транскраниальной магнитной стимуляции и биологической обратной связи.

Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) способствует улучшению работы лобных долей мозга, отвечающих на контролирование движений. При помощи стимуляции нейроны определенных зон приводятся в активное состояние и берут на себя функции поврежденных или отстающих в развитии нервных клеток.

Девочка с СДВГ на сеансе ТМС

Для того, чтобы активные нейроны научились служить определенным целям применяется еще один метод терапии – биологически обратной связи (БОС). При этой процедуре параметры ЭЭГ пациента снимаются с определенных областей головного мозга и демонстрируются ему в виде визуальных или звуковых сигналов. Пациент учится самостоятельно регулировать эти показатели. Для этого он выполняет определенные задания (успокаивается, сосредотачивает внимание на заданном объекте, регулирует свои эмоции и т.д.) и видит на экране (слышит в наушниках) сигналы, свидетельствующие о результативности его действий.

Мальчик с СДВГ на процедуре БОС

В результате многократных повторов заданий тренинга нервные клетки определенных областей головного мозга формируют между собой необходимые связи – синапсы. Это приводит к тому, что восстановленные функции головного мозга становятся привычными и активно используются пациентом в повседневной жизни.

Для нормализации мозгового кровотока показана КВЧ-ИК терапия, воздействующая на мембраны клеток и способствующая повышению эластичности сосудов.

Для того, чтобы наладить выработку необходимых нейромедиаторов часто предлагается медикаментозное лечение. Однако, постоянный прием лекарств часто ведет к толерантности к ним, клетки перестают вырабатывать необходимые вещества, полностью полагаясь на вводимую извне поддержку. Поэтому лекарственная терапия является только вспомогательным средством в комплексном методе терапии.

В заключение можно сказать, что СДВГ является серьезной проблемой, которая может сопровождать человека с раннего детства и оставаться на протяжении всей жизни. Заболевание проявляется такими симптомами, как повышенная активность, затруднения концентрации и переключения внимания, импульсивность поведения. Такие проявления затрудняют для пациента выполнение его основных социальных функций, образования, развития собственной личности, формирования межличностных отношений.

Для того, чтобы облегчить пациенту с СДВГ существование в обществе необходимо своевременное (в дошкольном или младшем школьном возрасте) обращение к специалисту и проведение серьезного обследования для диагностики.

Современные технологии медицины в комплексе с психологической и педагогической работой позволяют существенно снизить проявления симптомов СДВГ, компенсировать недостаточность функций головного мозга и обеспечить человеку полноценное качество жизни.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум
ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
Записаться к специалисту

 

×