г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

СДВГ

Гиперактивный ребенок залезает на дерево и кричит

В большинстве случаев диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) официально ставится детям младшего школьного возраста, так как при поступлении в школу становится заметно, насколько поведение ребёнка мешает обучению. Неспособность надолго сосредотачиваться на одном виде деятельности, запоминать и понимать большие объёмы информации, взаимодействовать с другими ребятами из-за чрезмерной активности и склонности отвлекаться становятся основными причинами, по которым родители обращаются к специалистам для обследования. 

СДВГ расшифровывается как синдром дефицита внимания и гиперактивности и является аномалией развития, из-за которой ребёнок физически не способен управлять двигательной активностью, эмоциями, сосредотачиваться на одной задаче. 

Синдром повышенной активности и дефицита внимания может быть диагностирован и в старшем дошкольном или взрослом возрасте. Часто в последнее время взрослые обращаются к врачам, чтобы попытаться убрать последствия СДВГ, мешающие им жить полноценной жизнью и добиваться успеха.

Особенности заболевания

Частота проявления СДВГ и СДВ огромна, маленькие дети с такой патологией постоянно в любом месте бегают, кричат, залазят туда, куда нельзя. Они не могут соблюдать правила приличия, вести себя среди чужих людей в общественных местах спокойно, а вот истерики вплоть до приступов агрессии или падения на пол случаются регулярно. [1]

В школе с самых первых уроков синдром отсутствия внимания и гиперактивности приводит к нехватке усидчивости, потере возможности усвоить материал. Малыш не может сосредоточиться на одном деле и постоянно отвлекается, бросается выполнять задание, недослушав или не дочитав условия. Для него главное – сделать как можно быстрее, а не правильнее, при этом работа может быть брошена на середине, допущены глупые ошибки по невнимательности.

Ребенок с СДВГ - нарушения поведения за столом

С годами даже без лечения в большинстве случаев ребёнок постепенно научится хотя бы частично брать под контроль порывы. Но во взрослой жизни симптомы синдрома не пропадают. Таким людям тяжело учиться и работать, они склонны постоянно отвлекаться, впадать в ярость и участвовать в конфликтах. Часто не скорректированный в детстве СДВГ приводит к тому, что взрослый человек не может полноценно доучиться, получить профессию, построить карьеру, здоровые дружеские или семейные отношения. Это часто приводит к развитию депрессивного расстройства, которое ещё сильнее усугубляет симптоматику патологии. 

Однако часто люди, страдавшие в раннем детстве СДВГ, к подростковому возрасту перерастают патологию и выстраивают успешную жизнь даже с учётом некоторых проблем с усидчивостью и внимательностью.

Причины развития

В качестве базовых причин возникновения СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) называют 2 основных направления: генетическую предрасположенность и биологические отклонения от нормы.

Ребенок на приеме у невролога - осмотр

Чаще всего синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируется у детей в младшем школьном возрасте. Потому что именно тогда становятся очевидны трудности, возникающие у ребёнка с восприятием информации и необходимостью соблюдения дисциплины в классе. [2]

Статистика говорит о том, что синдром дефицита внимания наследуется от одного из родителей в 80% случаев. Более того, у близнецов и двойняшек также крайне высока вероятность развития синдрома у обоих малышей.

Учёные активно изучают гены, которые могут отвечать за возникновение и развитие патологии. На данный момент известно, что сбой происходит в генах дофаминового рецептора и переносчика дофамина, а также генах норадренергической системы. Определить вероятность возникновения у ребёнка подобной патологии возможно, для этого ещё до зачатия оба родителя сдают генетический материал на исследование. Если наличие мутации в генах подтверждается, то вероятность развития патологии у будущего ребёнка значительно возрастает.

Биологические причины в большинстве случаев могут повлиять на развитие ребёнка в период вынашивания и первый месяц жизни. Это время созревания головного мозга и нервной системы нового человека, и они крайне уязвимы перед внешними воздействиями.

Сказать точно, спровоцирует ли опасная ситуация развитие синдрома, невозможно, но к группе риска традиционно относят детей, столкнувшихся с:

  • Приём медикаментозных препаратов, недопустимых во время беременности и в первые недели жизни ребёнка. 
  • Поздняя (после 40 лет) беременность женщины. 
Причины и последствия при СДВГ
  • Приём алкоголя, в том числе и в день зачатия, курение во время вынашивания плода. 
  • Недоношенность. 
  • Затяжные роды, гипоксия, развивавшаяся в процессе. 
  • Отравление токсичными веществами. 
  • Инфекционные заболевания в период беременности и в первый год жизни малыша. 
  • Неправильное питание матери и ребёнка в период прикорма, использование искусственных пищевых добавок. [3]

Также существуют причины, которые напрямую провоцируют развитие СДВГ. Для этих заболеваний и патологий фактически синдром дефицита внимания является прямым последствием.

К таким проблемам со здоровьем относятся:

  • Новообразования в области головного мозга. 
  • Серьёзные пороки внутриутробного развития. 
  • Гидроцефалия.
  • Аутизм. 
  • Синдром Дауна. 
  • Эндокринные болезни. 
  • Эпилепсия. 
  • Поражение центральной нервной системы в период формирования. 
  • Митохондриальные заболевания. 
  • Социальная и педагогическая запущенность. 

Даже при наличии причин для развития СДВГ, определить патологию сможет только специалист, такой как невролог или психотерапевт, ведь расстройство проявляется не только гиперактивностью, заметной окружающим.

Основные симптомы

Определить, есть ли у ребёнка патология, поможет психолого-неврологическое обследование. Чаще всего болезнь СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) диагностируется в младшем школьном возрасте, когда её симптомы и признаки начинают активно мешать ребёнку, перешедшему на новый этап жизни. Столкнувшись с необходимостью подчиняться строгой дисциплине и активно осваивать новые навыки и большие объёмы информации, ребята с этим синдромом понимают, что просто физически не способны на это. [4]

Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) определяется по ряду симптомов и признаков. В зависимости от их выраженности выделяют несколько групп:

С преобладанием гиперактивности.
Такие ребята всегда в движении, они физически не могут сохранять спокойствие долгое время. Могут громко разговаривать, легко раздражаться и даже проявлять агрессию. В минуты, когда вынуждены молчать и пытаться ограничивать подвижность, они вертят что-то в руках, грызут ногти, дёргают ногой. Часто они ломают хрупкие вещи, так как неспособны ограничивать собственную силу.
С преобладанием расстройства внимания.
Комбинированный.

Для 3 типов характерны такие черты как:

  • Неспособность полностью закончить дело, довести до логического финала. 
  • Резкие скачки настроения. 
  • Неспособность организовать деятельность, самостоятельно следовать жёсткому распорядку. 
  • Болтливость. 
  • Забывчивость. 

Также есть симптомы, которые часто приписывают синдрому, но на самом деле они к ключевым проявлениям СДВГ не относятся:

  • Двигательная активность высокого типа в ответ на стрессовую ситуацию. В отличие от патологического состояния, такие дети всё же могут контролировать поведение в общественных местах. 
  • Аутические черты поведения, совмещённые с отсутствием контактов, речи, отгораживанием от мира. 
  • Апсны или малые эпилептические припадки часто воспринимаются сторонним человеком как приступ рассеянности и отвлечения внимания, но на самом деле имеет другую природу. Также у эпилептиков периодические возникают приступы импульсивности, повышенной активности. 
  • Рассеянность, неспособность контролировать себя также характерны для шизофрении и лёгкой или умеренной умственной отсталости. В таком случае разграничить заболевания помогут только дополнительные исследования.

Эти черты встречаются у здоровых людей или имеющих другие заболевания.

Международные исследования говорят о том, что реально СДВГ появляется у 3-5% детей младшего школьного возраста, причём у мальчиков болезнь встречается в 3 – 6 раз (в зависимости от территории) чаще, чем у девочек. И у большинства симптомы патологии в большей или меньшей степени сохраняются во взрослом возрасте. Но врачи говорят о том, что реальные цифры выше, ведь далеко не везде на планете дети проходят тщательное обследование.

Подросток с СДВГ - ссора со взрослыми

Диагностика СДВГ И СДВ

Для того, чтобы диагностировать СДВГ, недостаточно определить, что малыш слишком активный. Это серьёзная патология, поэтому перед постановкой диагноза за ребёнком наблюдают не менее полугода, причём обращая внимание на поведение и реакции на разные ситуации в различное время и в разных местах. Анализ поведения должен распространяться на все стороны жизнедеятельности ребёнка. Только удостоверившись в патологичности поведения в любой ситуации можно говорить о реальном развитии синдроме дефицита внимания и гиперактивности.

При осмотре невролога, если подозревается диагноз СДВГ, проводится беседа с родителями, неврологическое и психологическое обследование, определяется, не вызвана ли гиперактивность дефицитом определённых витаминов в организме, уделяется внимание расшифровке биохимического анализа крови.

Дополнительно врач назначает клиническое аппаратное обследование:

  • Видео ЭЭГ мониторинг. 
  • МРТ.
  • Доплерография сосудов шеи и головного мозга. 
  • ТМС.
  • Вызванные потенциалы. 

Это необходимо, так как СДВГ – это психическое заболевание, при котором мозг имеет отклонения от нормы функционирование и описание выявленных патологий важно. Только точно определив, какой участок мозга пострадал и как, возможно подобрать действенную терапию, в ходе которой ребёнок не только научится сдерживать себя, а реально сможет преодолеть синдром. [5]

Схема структуры головного мозга

Лечение СДВГ И СДВ

Терапия для людей с СДВГ в первую очередь направлена на компенсацию недостаточности функций головного мозга. Важно научить человека справляться с особенностями организма.

Поэтому используется комплексная терапия, включающая в себя несколько направлений:

  1. Реабилитационная терапия. 
  2. Психотерапия. 
  3. Педагогическая коррекция с дополнительным курсом для родителей. 
  4. Медикаментозное лечение при необходимости.

Особое внимание уделяется психолого-педагогической работе. Причём это направление коррекции придётся взять на себя в основном членам семьи. На первой беседе с специалистами родителям объясняют в чём особенность их ребёнка, подсказывают, как необходимо организовать их распорядок дня, какое питание будет для них лучше. Родителей буквально учат заново общаться с ребёнком, понимать особые потребности и специфические реакции.

Мальчик с СДВГ на процедуре БОС

Для успешного обучения детям с СДВГ требуется другой формат занятий, отличный от общеобразовательной школы. Коррекционные педагоги проводят более короткие уроки, используя специальные методики, разработанные с учётом ментальных особенностей детей с синдромом гиперактивности, что позволяет им усваивать знания в комфортном формате.

Нейрореабилитация – важнейшее и наиболее эффективное направление коррекционной работы с детьми, больными СДВГ. 

Методами, показавшими себя действенными для таких пациентов, стали Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) и биологическая обратная связь (БОС). При ТМС напрямую стимулируются нейроны лобных долей мозга, они становятся более активными и могут взять на себя функции повреждённых участков. А при применении БОС пробуждённые нейроны быстрее и лучше обучаются тому функционалу, который им придётся взять на себя.

Девочка с СДВГ на сеансе ТМС

Часто для стабилизации поведения и повышения успеваемости в школе дополнительно прибегают к медикаментозному лечению. Но у детей постепенно вырабатывается толерантность к препаратам и дозы приходится увеличивать. Поэтому большинство специалистов сходятся на том, что лучшим и безопасным выходом для ребят с СДВГ являются другие виды коррекции.

Современные медицинские технологии вместе с правильно проводимой психолого-педагогической работой могут помочь полностью устранить симптомы СДВГ и позволить человеку жить полноценной здоровой жизнью, реализоваться в обществе.

Список использованной литературы

  1. ^ Сухоруков В.С. Митохондриальная патология и проблемы патогенеза психических нарушений. Журн неврол и психиат 2008; 6: 83—90.
  2. ^ Rossignol D.A., Frye R.E. A review of research trends in physiological abnormalities in autism spectrum disorders: immune dysregulation, inflammation, oxidative stress, mitochondrial dysfunction and environmental toxicant exposures. Mol Psy-chiat 2012; 17: 4: 389—401.
  3. ^ Куфтяк Е.В., Магденко О.В., Уйманова О.В., Чистякова Е.В. Психическое здоровье младших школьников: роль привязанности // Вестник Костромского университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2018. — №3. -C. 62-66.
  4. ^ Филиппова Н.В. Эпидемиология нарушений психического развития в детском возрасте / Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, Е.В. Бачило, А.С. Исмайлова // Российский психиатрический журнал. — 2015. — №6. — С. 45-51.
  5. ^ Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей / Н.Н. Заваденко // Мир психологии : научно-методический журнал / Ред. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов. — 2000. — №1 январь-март 2000. — с. 121-135.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×