Адаптивная физкультура для детей с ДЦП

Церебральный паралич – распространённая форма детской инвалидности, при котором страдает способность к произвольным движениям из-за повреждения структур головного мозга. [1] Подход к реабилитации всегда комплексный: он включает разные методы поддержки и коррекции. Важное место занимает адаптивная физическая культура — система упражнений, выстроенная с учётом особенностей и возможностей конкретного ребёнка.

В отличие от стандартных спортивных тренировок, АФК ставит перед собой более широкий спектр задач: не только укрепление и развитие двигательных функций, но и формирование навыков самостоятельности, расширение возможностей для общения и участия в жизни общества. Такой подход помогает ребёнку не просто лучше двигаться, но и ощущать себя полноценным членом коллектива. 

Адаптивная физкультура для детей с диагнозом ДЦП – разновидность общей физической культуры, включающая в себя комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий и упражнений. Для ряда пациентов с данным заболеванием она становится возможностью выйти из состояния социальной изоляции, почувствовать себя частью коллектива, найти друзей и развиваться без постоянного ощущения барьеров.

Адаптивная физкультура (АФК) цели и задачи для детей с ДЦП

Её основная цель — не только коррекция здоровья, но и полноценная адаптация ребёнка в обществе и в будущем — в профессиональной деятельности.

Конкретные задачи АФК формулируются с учётом состояния и особенностей развития ребёнка, но можно выделить несколько ключевых направлений:

  • Коррекция и компенсация. Работа направлена на устранение или сглаживание последствий не только самого ДЦП, но и сопутствующих проблем. Внимание уделяется мышцам, суставам, координации, а также зрению, слуху и другим анализаторам.
  • Профилактика. Сюда относится укрепление иммунитета, нормализация общего самочувствия, повышение выносливости и создание базы для дальнейших двигательных навыков.
  • Образовательные и воспитательные задачи. Ребёнку важно привить понимание, что движение и физическая активность — часть повседневной жизни. Регулярные занятия помогают укреплять не только тело, но и психоэмоциональное состояние, а спорт становится способом общения с миром.
  • Психологическая поддержка. Двигательные трудности часто усиливаются из-за неуверенности в себе и трудностей коммуникации. Через занятия ребёнок учится взаимодействовать с другими, преодолевать страхи, а в некоторых случаях именно это становится толчком к заметным улучшениям.

АФК использует все сохранные двигательные ресурсы организма, чтобы постепенно восстанавливать основные функции: вертикализацию, ходьбу, работу руками, навыки повседневной активности.

Адаптивная физкультура (АФК) цели и задачи во время занятий для детей с ДЦП

Во время занятий происходит:

  • общее укрепление организма и повышение его устойчивости; [2]
  • улучшение обмена веществ и кроветворной функции, особенно в зонах, которые страдают от нарушений;
  • профилактика образования спаек между нервными оболочками и окружающими тканями; при уже имеющихся спайках стимулируется способность организма замещать их здоровыми структурами;
  • укрепление мышц, развитие координации движений;
  • уменьшение выраженности сопутствующих патологий, которые часто сопровождают ДЦП.

Невозможно полностью устранить повреждения головного мозга, но при системном подходе и тщательно подобранной программе занятий у ребёнка появляются реальные шансы компенсировать многие ограничения и научиться жить более свободно и полно.

Проблема патологии ДЦП

Чтобы лучше понимать механизмы воздействия на организм адаптивной физкультуры (АФК), необходимо разобраться в самом понятии ДЦП и что его сопровождает. Детский церебральный паралич — это поражение головного мозга органического характера, которое может возникнуть ещё во время внутриутробного развития, во время родов или в первые недели жизни ребёнка.

Заболевание сопровождается двигательными расстройствами: парезами, параличами, гиперкинезами и другими нарушениями моторики. У 60–80% пациентов дополнительно отмечаются проблемы с речью и психикой. Причины возникновения ДЦП разнообразны: исследователи выделяют более 400 факторов риска, способных нарушать работу центральной нервной системы и приводить к формированию патологии.

Проблема патологии ДЦП и адаптивная физкультура для детей

 Среди наиболее значимых:

  • Инфекции и болезни матери во время беременности. Даже лёгкие на первый взгляд заболевания могут влиять на развитие нервной системы ребёнка.
  • Самовольный приём лекарств. Некоторые препараты оказывают тератогенное действие, и их использование без врачебного контроля способно нарушить формирование мозга у плода.
  • Алкоголь, наркотики и курение. Эти привычки во время беременности приводят к токсическому воздействию на мозг ребёнка, ухудшают снабжение тканей кислородом.
  • Травмы и тяжёлые стрессы у женщины. Физические повреждения или серьёзные психоэмоциональные перегрузки в период вынашивания способны негативно отразиться на состоянии плода.
  • Несоответствие питания потребностям организма. Недостаток питательных веществ или, наоборот, переедание создают условия для нарушений обмена и тормозят нормальное формирование нервной системы.
  • Перенесённые ранее аборты. Такие вмешательства нередко оставляют после себя воспалительные изменения и другие патологии, повышающие риск осложнений при последующей беременности.

Эти факторы отражаются на формировании мозга ребёнка на разных этапах внутриутробного развития. [3] А в момент родов и после них к ключевым причинам ДЦП добавляются родовые травмы и осложнения.

Наиболее значимые факторы патологии и адаптивная физкультура для детей

Важно понимать: ДЦП — хроническое, но не прогрессирующее заболевание. Родители нередко воспринимают новые проявления как «ухудшение», хотя на самом деле с возрастом становятся заметными скрытые нарушения, которые присутствовали с самого начала. Реальное ухудшение может быть связано не с самим параличом, а с сопутствующими состояниями: эпилептическими припадками, кровоизлияниями, инсультом, соматическими расстройствами.

Картина заболевания зависит от того, какое именно повреждение мозга возникло:

  • Первентрикулярная лейкомаляция (ПВЛ). Поражение белого мозгового вещества, часто возникающее на фоне инфекций у матери или малыша. Наиболее уязвимым считается период с 26-й по 34-ю неделю беременности, когда белое вещество особенно чувствительно к повреждениям.
  • Церебральная дисгенезия. Нарушения закладки и формирования структур мозга до 20-й недели беременности. Такие аномалии ведут к порокам развития и сбоям в передаче нервных импульсов.
  • Внутримозговое кровоизлияние. Возникает из-за повреждения или закупорки сосудов, сопровождается кровотечением в мозг. В ряде случаев связано с инсультами у плода.
  • Гипоксически-ишемические повреждения. Кислородное голодание (асфиксия в родах) или гипоксически-ишемическая энцефалопатия. Дефицит кислорода может развиться вследствие осложнённых родов или нарушений дыхания, приводя к серьёзным изменениям в мозге.

Таким образом, ДЦП — это не одна причина и не одно повреждение, а целая группа факторов и механизмов, которые в разное время действуют на развивающийся мозг ребёнка.

Формы детского церебрального паралича

Существуют разные классификации детского церебрального паралича, основанные на особенностях поражения мозга, клинической картине и характере течения.

Формы детского церебрального паралича и адаптивная физкультура для детей с ДЦП

Наиболее часто используют деление на шесть основных форм заболевания:

  • Спастическая диплегия (болезнь Литтла). Встречается чаще других форм, особенно часто встречающаяся у недоношенных младенцев. В её основе лежит внутрижелудочковое кровоизлияние высокой степени тяжести, которое нередко осложняется гидроцефалией.

Характерное проявление — центральный тетрапарез, при котором ноги страдают сильнее рук. Мышечный тонус распределён симметрично. Степень вовлечённости верхних конечностей может варьироваться: от выраженного пареза до незначительной неловкости, заметной при развитии мелкой моторики. В случаях минимального нарушения рук иногда говорят о спастической параплегии. [4]
Первые признаки зависят от тяжести: в тяжёлых случаях они проявляются уже в неонатальном периоде, а в более лёгких становятся заметными к 4–6 месяцам жизни. У детей отмечается повышенный мышечный тонус и глубокие рефлексы, задержка развития выпрямительных реакций, затрудняющих вертикализацию. Долго требуется поддержка при попытках встать и ходить. Дети с трудом переносят вес на одну ногу, шаг сопровождается перекрещиванием и опорой на пальцы. Такие движения приводят к ранним деформациям костей и мышц. Часто наблюдаются нарушения речи. Психика задерживается в развитии. У 25% детей встречаются эпилептические приступы, а у 30% — нарушения функций черепных нервов. Психическое развитие в большинстве случаев находится в пределах возрастной нормы.

  • Двойная гемиплегия. Самая тяжёлая разновидность ДЦП, характеризующаяся обширным поражением обоих полушарий головного мозга. При этом руки страдают значительно сильнее ног. Установочные и выпрямительные рефлексы не развиваются, произвольные движения резко ограничены. Ребёнок не может самостоятельно сидеть, стоять или ходить, у него отсутствует возможность развивать навыки пользования руками. Речь нарушается вплоть до полной анартрии. Почти всегда отмечается умственная отсталость, а у 60% детей — эпилептические приступы и судороги. Прогноз неблагоприятный: перспективы формирования двигательных, речевых и когнитивных функций крайне ограничены.
  • Гиперкинетическая форма. Развивается при поражении подкорковых структур мозга. Важную роль играет резус-конфликт между матерью и плодом. Основное проявление — непроизвольные насильственные движения (гиперкинезы), которые усиливаются на фоне усталости и эмоционального напряжения. Произвольные движения становятся чрезмерно размашистыми, теряют точность и координацию. Возникают трудности с письмом, речью и мелкой моторикой рук. У детей снижается концентрация внимания. У 20–25% пациентов выявляются нарушения слуха, примерно у 10% — эпилептические припадки. Перспективы зависят от вида и выраженности гиперкинезов: при лёгком течении ребёнок может достичь относительной самостоятельности, при тяжёлом — прогноз ограничен.
  • Гемипаретическая форма. Поражение затрагивает конечности с одной стороны тела, как верхние, так и нижние. Это обусловлено повреждением одного из полушарий головного мозга: при нарушениях с правой стороны возникает левосторонний гемипарез, и наоборот. При своевременной диагностике и реабилитации прогноз благоприятный: большинство детей приобретают способность к самостоятельной ходьбе и бытовым навыкам. Вопросы обучения и социализации зависят главным образом от наличия сопутствующих речевых и психических расстройств. [5]
  • Атонически-астатическая форма. Наблюдается нарушение баланса и двигательной координации. В течение младенчества отмечается снижение мышечного тонуса, замедленное психомоторное развитие. С появлением статических навыков и передвижения проявляется атаксия. Диагностика и постановка точного диагноза возможны ближе к концу первого года жизни, когда ребёнок осваивает сидение и действия с предметами. Прямохождение формируется позже обычного (2–3 года), походка при этом атаксическая, с дрожанием конечностей. Интеллект сохраняется, речевые нарушения минимальны. В большинстве случаев прогноз хороший: дети с данным диагнозом способны успешно осваивать общеобразовательную или коррекционную программу обучения.
  • Смешанная форма. Характеризуется одновременным присутствием у пациента признаков, свойственных различным типам заболевания. Часто наблюдается комбинация спастичности с атаксией либо гиперкинезами. В диагнозе обычно указывают ведущий синдром и перечисляют дополнительные. Дифференциальная диагностика затруднена на первых этапах жизни малыша, так как разные неврологические нарушения нередко имеют схожие проявления. Для уточнения диагноза используют анамнез, методы нейровизуализации и консультацию медицинского генетика.

Детский церебральный паралич не поддаётся как таковому лечению – это необратимая патология. Но при любой из перечисленных форм ДЦП необходима адаптивная физкультура (АФК). Она помогает восстановить здоровье ребёнка до нормальных показателей (насколько это возможно в конкретном случае) и свести возможные неблагоприятные последствия к самому низкому уровню.

Принципы адаптивной физкультуры

Принципы адаптивной физкультуры (АФК) для детей с ДЦП

Методика проведения адаптивной физической культуры (АФК) у детей при ДЦП зависит от исходных данных пациентов, их возможностей, тяжести расстройства нервной системы.

Достичь заметных результатов в реабилитации ребёнка возможно только при соблюдении определённых правил. Они формируют основу адаптивной физической культуры и позволяют занятиям давать не кратковременный, а устойчивый эффект:

  • Сознательность и активность. Важно, чтобы ребёнок не просто выполнял упражнения, а понимал, для чего они нужны, и стремился к результату. Осознанное участие особенно значимо для тех, кто уже способен анализировать происходящее и включаться в процесс.
  • Наглядность. Одних объяснений недостаточно: ребёнку нужно видеть, как выполняется движение. Показ с демонстрацией — лучший способ закрепить навык. [6]
  • Доступность. Перед составлением программы занятий, комплекса упражнений АФК для детей любого возраста с ДЦП врач оценивает уровень физподготовки и течение патологического процесса. Нагрузка должна соответствовать фактическим данным ребёнка. Иначе результата не будет, и велика вероятность навредить.
  • Систематичность. Любая реабилитация требует регулярного и последовательного подхода. Только так эффект от упражнений будет накапливаться и усиливаться.
  • Постепенность. Нагрузка увеличивается плавно: специалисты начинают с простейших элементов, постепенно повышают число повторов и вводят новые, более сложные движения. Это помогает избежать переутомления и сохранить мотивацию.
  • Регулярность. Занятия должны стать привычной частью жизни. Они проводятся не только с врачом или инструктором, но и дома — в игровой или бытовой форме.
  • Цикличность. Важно чередовать активные упражнения с отдыхом, включать дыхательную гимнастику и дополнительные элементы адаптивной физкультуры.
  • Новизна и разнообразие. Чтобы занятия не становились однообразными, около 10–15% упражнений меняют или усложняют, а основа комплекса остаётся неизменной. 

Следование этим принципам помогает максимально раскрыть потенциал АФК: улучшить двигательную сферу, укрепить здоровье и создать условия для социальной адаптации ребёнка с ДЦП.

Комплексы упражнений

Комплексы упражнений адаптивной физкультуры для детей с ДЦП

Методы коррекции детей с ДЦП с помощью адаптивной физкультуры (АФК) делятся по двум направлениям:

  • Нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей. Работа с детками, имеющими диагноз ДЦП,строится на простых положениях тела. Специалисты подбирают облегчённые варианты положений, сочетая их с массажными техниками, тепловыми процедурами.

Постепенно амплитуда движений увеличивается, ребёнок осваивает всё больше вариантов положений. Чтобы усложнить задачу, вводят упражнения на сопротивление и расслабление, некоторые элементы выполняют с помощью мячей, скакалок, гимнастических палок, параллельных брусьев. Особое внимание уделяется «проблемным» движениям, например, разгибанию и супинации в суставе локтя.

  • Формирование мелкой моторики и манипулятивных навыков. Руки предназначены для взаимодействия с окружающими объектами. Их строение и особенности мускулатуры позволяют выполнять точные, разнообразные движения, без которых невозможно ни обучение, ни повседневная жизнь. Манипулятивная функция напрямую связана с самостоятельностью человека. Существует несколько типов захватов кисти: сферический, цилиндрический, крючкообразный, боковой и оппозиционный. Тренировать необходимо каждый из них. [7] Важно, чтобы ребёнок учился адаптировать руку к разным формам предметов, формируя кинестетическое восприятие.
    Отработка этих навыков идёт параллельно с упражнениями для самообслуживания: удержание ложки или вилки, застёгивание пуговиц, работа с конструктором или мозаикой, рисование, включение и выключение света, набор номера на телефоне, открывание крана, расчёсывание волос. В качестве игровых упражнений подходят шитьё, склеивание бумаги, работа ножницами, печатание. По мере того как улучшается моторика пальцев, можно переходить к обучению письму.

По каждому направлению — как для крупных движений, так и для мелкой моторики — разработаны десятки методик и упражнений, которые подбираются индивидуально, исходя из возможностей ребёнка.

Как проходит АФК

Как проходит адаптивная физкультура (АФК) для детей с ДЦП

Занятие АФК для достижения всех задач, поставленных в работе с ребёнком при ДЦП, проходит в несколько этапов:

  • Разогрев. Подготовка к основной части занятия. Ребёнок в спокойном ритме выполняет движения – машет руками, ногами. Специалист следит за тем, чтобы он не перенапрягался и не совершал рывков, способных травмировать неразогретый организм.

Отдельное внимание уделяется дыхательным упражнениям. Глубокие вдохи и выдохи хорошо расслабляют мускулатуру. Подготовительный этап занимает 5-7 минут. 

  • Основная часть. Упражнения на растяжку: медленные наклоны головы в стороны и вперёд-назад, подъёмы рук вверх и вперёд, разведение в стороны, наклоны ног вперёд с выпрямленной спиной, приведение колена к груди. Движения на укрепление мышц: броски и перекатывания мяча руками и ногами, растягивание эластичной ленты, подъёмы туловища из положения лёжа на спине. Упражнения на развитие координации: ходьба по прямой линии, перешагивания через препятствия, всевозможные балансировки (стояние на одной ноге с поддержкой и другие). Основная часть тренировки занимает 15-20 минут.
  • Завершающий этап. Расслабление на глубоких вдохах и выдохах. Поглаживания мышц для снятия напряжения. Важно по окончании тренировки похвалить ребёнка с детским церебральным параличом за усердие и качественное выполнение упражнений. На завершение занятия уходит 3-5 минут.

Такой комплекс считается базовым. Но в каждом случае программа адаптируется индивидуально: учитываются форма ДЦП, физические возможности и темп освоения упражнений. Независимо от вариаций, последовательность этапов — подготовка, основная работа и завершение — остаётся обязательной. 

Часто задаваемые вопросы:

С какого возраста можно начинать адаптивную физкультуру при ДЦП?

Начинать можно практически с первых месяцев жизни, когда врач разрешает лёгкие упражнения. Чем раньше ребёнок подключается к реабилитации, тем больше шансов на формирование базовых движений и предотвращение вторичных осложнений.

Можно ли с помощью АФК полностью вылечить ДЦП?
Занятия АФК проходят только в клинике или можно заниматься дома?
Не станет ли ребёнку хуже от физических нагрузок?
Что кроме движений даёт адаптивная физкультура?
Сколько длится одно занятие?
Нужно ли проходить АФК постоянно?
Чем АФК отличается от обычной физкультуры?

Список использованной литературы:

Скрыть/показать

  1. ^ Rouabhi A. и соавт. “Development of a Bedside Tool to Predict the Diagnosis of Cerebral Palsy in Term-Born Neonates.” JAMA Pediatrics 177(2) (2023): 177–186. 2023.
  2. ^ Carton de Tournai A. и соавт. “Hand-Arm Bimanual Intensive Therapy Including Lower Extremities in Infants With Unilateral Cerebral Palsy: A Randomized Clinical Trial.” JAMA Network Open 7(11) (2024): e2445133. 2024.
  3. ^ Rapuc S. и соавт. “Uncovering early predictors of cerebral palsy through the application of machine learning: a case–control study.” BMJ Paediatrics Open 8(1) (2024): e002800. 2024.
  4. ^ El-Sheikh A. F., Hassan A. B., Mohamed N. E. “Effect of leg pedaling exercise from an inclined position on functional ability and strength in children with diplegia.” Journal of Taibah University Medical Sciences 20(1) (2025): 73–80. 2025.
  5. ^ Viswanath M. и соавт. “Comorbidities in children with cerebral palsy: a single-centre cross-sectional hospital-based study from India.” BMJ Open 13(7) (2023): e072365. 2023.
  6. ^ Demeco A. и соавт. “Cognitive approaches in the rehabilitation of upper limbs function in children with cerebral palsy: a systematic review and meta-analysis.” European Journal of Physical and Rehabilitation Medicine 60(4) (2024): 445–457. 2024.
  7. ^ Shierk A. и соавт. “Defining Goal-Directed Training for Children with Cerebral Palsy: A Scoping Review and Framework for Implementation” Physical Therapy (2025): ePub ahead of print. 2025.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Гимранов Ринат Фазылжанович
      Записаться к специалисту

       

      ×
      Записаться к специалисту
      ×
      Записаться к специалисту
      ×