г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Детский аутизм

Ранний детский аутизм – расстройство психики, которое развивается у ребенка в возрасте от 3 месяцев до года. Синоним его – синдром Каннера. Будучи пропущенными, подобные особенности приводят к отставанию в речевом, интеллектуальном развитии.

Детки с самого младенческого возраста воспринимают мир по-своему, склонны к социальной изоляции. Они не стремятся расширять круг знаний о мире, закрыты.

Если синдром вовремя выявлен, не представлен тяжелой формой, а лечение проводится планомерно и профессионально, то к совершеннолетию аутисты интегрируются в общество. Ведут общепризнанный образ жизни, обзаводятся семьями, работают.

Причины возникновения

Точно установить, из-за чего развивается аутическое расстройство личности, врачам непросто. В качестве ведущих, ученые считают факторы, оказывающие негативное влияние на формирующийся мозг плода. Впоследствии, негативное влияние на этапе формирования приводят к появлению такого отклонения.

Главные причины развития раннего детского аутизма:

  • Генетический фактор. Предрасположенность к аутизму передается от ближайших родственников по материнской, отцовской линии. Но так происходит только в 2-3% случаев. Для второго ребенка, эта вероятность выше.
  • Вредная окружающая среда в раннем периоде беременности. Сюда относятся не только экология. Значение имеют употребление некачественных продуктов питания, отравления химические, медикаментозные.
  • Гипоксия плода на поздних сроках и в процессе родов.
Плохая экология при беременности риск аутизма
  • Употребление мамой алкоголя, наркотиков в первом-втором триместрах беременности.
  • Внутричерепные травмы при родах, в раннем младенческом возрасте.

Существует миф о том, что отклонения аутического спектра вызывают препараты, применяемые при вакцинировании младенцев. Но ученые доказали несостоятельность этой теории. Механизм в том, что сама процедура вакцинации, введение препарата, служит стрессом. И если ребенок имеет предрасположенность к аутизму, то расстройство с большой вероятностью проявляется.

Если на ребенка действовали сильные повреждающие факторы, имеется отягощенная наследственность, то появление симптомов в возрасте до года вполне вероятно.

Признаки и симптомы

Первые симптомы заболевания, дети с ранним детским аутизмом начинают демонстрировать на первом году жизни. Заметить это можно по аномальной реакции младенца на окружающих, особенностям взгляда, патологическим рефлексам.

По мере взросления, признаки вырисовываются четче. Выраженность симптоматики определяет степень тяжести синдрома.

Психологические нарушения

Основными симптомами синдрома раннего детского аутизма являются:

При раннем аутизме младенец уклоняется от контакта
  • Нарушение взаимодействия с социумом. Непривычные реакции заметны с грудного возраста. Ребенок неохотно идет на руки, избегает встречаться взглядом со взрослыми, не реагирует на проявления мамой эмоций, улыбку. Со временем игнорирование усиливается. В детском коллективе малыш сторонится сверстников, не интересуется коллективными играми. Не инициирует общие занятия с родителями, нервничает, когда приходится оказываться на руках или тесно взаимодействовать с близкими людьми.
  • Отсутствует способность к адаптации, взаимодействию с окружающей средой. Выражается в стереотипных повторяющихся действиях, однообразных, бессюжетных играх, лишенных динамики. Отсутствует познавательная деятельность, интерес к новому. Формирование навыков самообслуживания идет значительно медленнее, чем у сверстников.
  • Речевое развитие отстает. Это становится заметно уже в первые месяцы, так как ребенок мало реагирует голосом на окружающие условия. Он не старается подражать взрослых, мало агукает, часто кричит. Такие малыши поздно начинают говорить, их речь шаблонна, не разнообразна. Часто сводится к повторению заученных слов и фраз.
  • Сенсорные раздражители вызывают неадекватные реакции. Звуки, на которые дети реагируют положительно или игнорируют, могут вызвать негативную реакцию у аутистов. Вплоть до впадения в истерику. Младенцам характерно сторониться какого-либо цвета без видимых причин. Тактильный контакт им неприятен.
Девочка плачет в истерике при аутизме

В младенчестве, это выражается в отсутствии положительной обратной реакции, а позже – в резко негативном ответе на попытку прикосновения.

Бывает, что при хорошей памяти словарный запас малыша кажется большим. Однако зачастую говорящий не осознает значение повторяемых фонем, слов.

Раннему детскому аутизму преимущественно свойственны негативное отношение к развитию и обучению. Больному не интересно познавать окружающий мир, придумывать новые игры. Он зацикливается на простых однообразных действиях. Благодаря ежедневной работе, это возможно преодолеть, если заболевание не в тяжелой форме.

Физические нарушения

Физически аутисты развиты нормально. Но интеллект, без коррекции со стороны квалифицированных врачей в первые годы жизни, будет снижен. Позже показатели могут сравняться с таковыми у сверстников.

У ребенка врожденно искривлены ноги

Для тяжелой формы болезни характерны нарушения не только психического профиля. У таких деток на фоне ранних аутических симптомов отмечаются врожденные анатомические аномалии, эпилепсия.

Диагностика

Установление конкретного диагноза возможно после исследований, исключающих анатомические повреждениями мозга.

Чтобы достоверно установить подобные отклонения, требуется пристальное наблюдение за поведением ребенка. Потребуются консультации таких докторов: логопеда, детского психолога, педиатра, детского невролога и психиатра.

Много полезной информации медики рассчитывают получить, опрашивая родителей маленького пациента. Поэтому маме и папе стоит обращать внимание на непонятное поведение малыша. Например, когда его не привлекают или пугают погремушки.

Ранний детский аутизм или РДА или синдром Каннера по МКБ-10 ставится, если у пациента наблюдаются:

  • нарушения общения;
  • нарушения взаимодействия с социумом;
  • стереотипность движений, форм поведения.
Ребенок с ранним аутизмом играет с ремнем

Параллельно проводятся анкетирование, тесты и лабораторные анализы, аппаратные исследования:

  • анализы крови и мочи;
  • МРТ головного мозга;
  • ЭЭГ — электроэнцефалография;
  • эхоэнцефалография.

Инструментальные обследования нужны, чтоб отличить психическое отклонение от симптомов, вызванных физическим нездоровьем. По их результатам можно установить заболевание, его вариант и степень тяжести у пациента.

Лечение

Аутизм – врожденное и неизлечимое расстройство. Но его возможно скомпенсировать с помощью медикаментозного лечения, психотерапии и развивающих занятий.

Медикаментозное лечение деткам с ранним проявлением расстройства не рекомендуется. Лекарства используют если требуется симптоматическая терапия. Например – противосудорожные при сопутствующей эпилепсии.

С самого раннего возраста аутисты должны проходить комплексную психотерапию, посещать специальные занятия:

Лечение раннего аутизма коллективом и моторикой
  • логопедические для развития речи, улучшения вербального взаимодействия с окружающими;
  • личные регулярные встречи с психиатром;
  • развитие мелкой моторики, навыков самообслуживания;
  • работа в группе для обучения взаимодействию в среде сверстников и взрослых людей.

Дополнительные виды терапии назначаются в зависимости от состояния пациента, получаемого прогресса, особенностей личности.

Список использованной литературы

Скрыть/показать

  1. A parent-centered approach to autismdiagnosis in early childhood. Mintz ME. World J Pediatr. 2018 Jun;14(3):212-214. doi: 10.1007/s12519-018-0154-6. Epub 2018 Apr 6.
  2. Identification and evaluation of children with autismspectrum disorders. Johnson CP, Myers SM; American Academy of Pediatrics Council on Children With Disabilities. Pediatrics. 2007 Nov;120(5):1183-215.
  3. Trajectories of autismseverity in early childhood. Venker CE, Ray-Subramanian CE, Bolt DM, Ellis Weismer S. J Autism Dev Disord. 2014 Mar;44(3):546-63. doi: 10.1007/s10803-013-1903-y.
  4. Айрес. Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес. — М.: Теревинф, 2009. — 272 с.
  5. Питерс, Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию: книга для педагогов-дефектологов / Т. Питерс; пер. с англ. М.М. Щербаковой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Д.Н. Исаева. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. — 240 с.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×