Фигура Тейлора в нейропсихологии

Одним из эффективных способов оценки когнитивного и нейропсихологического развития ребёнка или подростка считается методика «Комплексная фигура» Рея—Остеррица, позже усовершенствованная Э. Тейлор. [1] Она внесла значимые изменения в систему анализа результатов, что расширило сферу применения методики: теперь её активно используют не только в клинической неврологии и психиатрии, но и в нейропсихологической практике — для изучения функционирования определённых зон мозга.

Исследовать степень сформированности пространственных представлений для ребёнка с помощью фигуры Тейлора в нейропсихологии возможно с 6-7 и до 17 лет. В этом возрасте возможно получить наиболее точные ответы и выявить конкретные проблемы в развитии мозга ребёнка. [2]

С учётом индивидуального темпа созревания мозга и особенностей восприятия, копирование фигур можно проводить уже с шести лет. При этом интерпретация результатов требует внимания к возрастным нормативам и возможным искажениям, связанным с незрелостью отдельных нейрофункциональных систем.

Оригинальная методика копирования фигур Тейлора и Рея-Остеррица в нейропсихологии

Нейропсихологи рассматривают результаты выполнения «Фигуры Тейлор» в широком контексте: анализ включается в общий диагностический протокол и соотносится с другими данными о когнитивном и поведенческом профиле пациента. Это позволяет точнее выявить, в каком участке мозга может находиться источник нарушений.

После десяти лет влияние возрастных факторов на качество выполнения задания существенно снижается, и оценка уже проводится по критериям, приближённым к взрослым.

Адаптированные фигуры Тейлора

Э. Тейлор в своей доработке предложила использовать разные варианты изображений, что позволило избежать эффекта узнавания и усилить точность диагностики. Это особенно важно при повторных обследованиях, когда необходимо отслеживать динамику состояния или эффективности коррекционных мероприятий.

Нейропсихология предлагает не только прямое копирование фигур, но и целый ряд заданий с ними, позволяющий диагностировать состояние пациента, корректировать выявленные проблемы, развивать пространственные представления.

Форматы применения:

  • Задания различной направленности, позволяющие оценить пространственные способности, зрительное восприятие, запоминание и воспроизведение как в моменте, так и спустя интервал времени.
  • Тестирование с временным интервалом (например, ежемесячное) для мониторинга межполушарных взаимодействий.
  • Модифицированные инструкции: вместо простого копирования может быть предложено перерисовать фигуру, повернув её на 90° или 180°, чтобы выявить пространственные и конструктивные трудности.

Учёт побочных факторов

Фигура Тейлора в нейропсихологии и учёт побочных факторов

Методика «Фигура Тейлора» требует внимательного подхода к оценке: важно не только то, как выполнено задание, но и в каких условиях оно выполнялось, и какие индивидуальные особенности имеет испытуемый.

На данный момент выявлены и утверждены следующие факторы и особенности влияния на интерпретацию теста «Фигура Тейлора» в нейропсихологии:

  • Когнитивный уровень. Интеллектуальное развитие напрямую отражается на результатах, особенно в заданиях с отсроченным воспроизведением. Дети с более высоким интеллектом демонстрируют устойчивую точность на всех этапах теста, и это различие сохраняется с возрастом.
  • Половые различия. В период от 7 до 13 лет у мальчиков и девочек наблюдаются статистически значимые отличия в выполнении задачи: девочки в среднем быстрее и точнее справляются с рисованием по памяти. [3] Это связывают с разной скоростью созревания лобных и теменных долей у представителей разных полов. К взрослому возрасту такие различия исчезают.
  • Образовательный уровень. Влияние образования на выполнение теста пока окончательно не установлено: одни исследования указывают на его значимость даже внутри одной возрастной группы, другие — не находят убедительных подтверждений.
  • Культурный контекст. Жители разных стран и регионов показывают разную успешность при выполнении теста, особенно в старших возрастных группах. У детей влияние социокультурных факторов выражено слабее, однако оно тоже присутствует и требует учёта при интерпретации.
  • Латеральный профиль. Ведущая рука (правшество или левшество) и её совпадение с семейной предрасположенностью также важны. Отмечено, что праворукие дети, особенно если большинство членов семьи также правши, чаще демонстрируют более уверенное выполнение задания. Это связано с особенностями обучения письму и рисованию в правосторонней культуре. [4]

Для корректной интерпретации результата нейропсихолог использует специальные шкалы, индивидуально подобранные под возраст, тип задания и вариант изображения. Важно учитывать, что выполнение сразу нескольких задач, включая пробу на немедленное воспроизведение, может влиять на качество последующего отложенного копирования — результаты могут улучшаться из-за повторного воздействия. 

Типология ошибок

При анализе итогов копирования фигур для нейропсихологии важно определить стратегии, которые ребёнок применяет, выполняя рисунок. Именно они позволяют вычленить не только конкретные ошибки, но и причины их возникновения, а впоследствии определить, из-за проблем в каком участке мозга они возникли.

Фигура Тейлора в нейропсихологии и типология ошибок

Анализ проводится по нескольким пунктам:

  • Выбранная стратегия оптико-пространственной деятельности. Крайне важно учитывать возраст испытуемого, так как на ранних этапах развития пациентам доступны не все варианты копирования. 
  • Осознанное восприятие целостной картины или её игнорирование. 
  • Координатное расположение на листе. 
  • Оценка пропорций, углов, расстояния на рисунке от центра до краёв. 
  • Структурно-топологические особенности.
  • Стремление преобразить картинку, не просто скопировав, а дорисовав элементы.

Каждый из параметров имеет свои особенности и оценивается по наличию или отсутствию типичных ошибок. 

Стратегия оптико-пространственной деятельности

Формирование выбранной стратегии окончательно завершается к 12 годам. [5] При этом человек может следовать нетипичной стратегии перерисовки, сохраняя при этом все части, просто располагая их в той последовательности, которая удобна ему. Для полноценной оценки этого параметра важно не только оценить получившиеся рисунки, но и наблюдать за тем, как проверяемый наносит элементы рисунка на бумагу. 

Фигура Тейлора в нейропсихологии и стратегия оптико-пространственной деятельности

Выделяют три основные стратегии оптико-пространственной деятельности:

  • Дедуктивная. Считается наиболее нормативной и часто встречающейся. Проверяемый движется от целого (контура изображения) к конкретным частям и отдельным элементам. 
  • Пофрагментарная. В копировании человек выбирает начальную точку и от неё движется к противоположному концу рисунка, выводя детали по очереди, пока не восстановит единое целое.
  • Хаотичная. Картинка наносится на бумагу разрозненными кусками без чёткого порядка, пока не будет восстановлено изначальное изображение.

Дефицит стратегий приводит к большому количеству ошибок, неправильному расположению элементов, их отсутствию.  

Нарушение осознанного восприятия целостного образа

Параметр, неинформативный для левшей, так как для них рисование с игнорированием левого поля является нормой из-за ведущей руки. 

Для правшей это знак, указывающий на слабую развитость межполушарных соединений или их разрушение под негативным воздействием внешних и внутренних факторов. 

Отличительными чертами рисунка человека с нарушением осознанного целостного образа будет:

  • Игнорируется левое поле листа. 
  • Рисует с середины страницы, без отступа налево. 
  • Плохо ориентируется на бумаги и медленно реагирует на команды, относящиеся к местоположению элементов на листе. 

Недостаточность координатных представлений

Нормальным временем формирования координатных представлений о мире в базовом варианте считается возраст 6-7 лет. [6] Наличие значительных ошибок, связанных с этим параметром, позже говорит о несформированности межполушарных связей или поражении одного из отделов мозга.

Фигура Тейлора в нейропсихологии и недостаточность координатных представлений

При прямом копировании объекта трудности практически не возникают. Заметить, что у человека проблемы с определением право/лево, высчитыванием углов и зеркальным переворачиванием, возможно при обращении к памяти и задании на мысленное вращение рисунка.

Дополнительными ошибками при обучении в школе, говорящими о наличии проблемы, будут:

  • Несоблюдение наклона букв при обучении письму. 
  • Регулярное зеркаленье цифр, букв. 
  • При письме замена букв, на похожие, но зеркально отображающиеся.

Метрические ошибки

Являются возможной нормой у детей до 9 лет. В более позднем возрасте сохранение погрешностей этого типа указывает на возникновение патологий в правом полушарии или значительное отставание в развитии этого участка от возрастных норм. 

Наиболее распространёнными проявлениями являются:

  • Изображение объекта значительно больше или меньше, чем оригинал. 
  • Всё фрагменты образца сохранены, но неправильно перенесены размеры. 
  • Несостыковка линий объекта. 
  • При работе в тетрадях неспособен выдерживать равный размер букв и цифр, не выходить за строчку. 
  • Путает место числа в разрядности, неправильно выстраивает слова и предложения, меняя элементы местами.

Структурно-топологический дефицит

Фигура Тейлора в нейропсихологии и структурно-топологический дефицит

Важно отметить, что для детей 6-7 лет появление ошибок такого типа является условной нормой, характерной для физиологии созревания головного мозга. [7] Но у ребят из старшей группы наличие погрешностей этого типа говорит о наличии патологии, располагающейся в правом полушарии.

У человека возникают проблемы со схемой общего построения объекта. Он не видит связи между отдельными фрагментами. Из-за проблем восприятия человек просто не может воспроизвести даже правильную форму объекта. 

Типичные ошибки впоследствии будут влиять на восприятие разных систем, с которыми ребёнок сталкивается при обучении:

  • Перескакивание через предложение или пропуск абзаца при чтении. 
  • С трудом решает задания с переходом через десятки. 
  • Возникают сложности с верным оцениванием векторов на числовой прямой. 
  • Частое возникновение рисунков на полях из-за постоянного отвлечения на ассоциативный ряд к заданию.
  • Заменяет буквы и цифры на письме на визуально похожие символы. Не видит допущенную погрешность при перечитывании. 

Дорисовывание несуществующих элементов

При исследовании работ детей и подростков встречается достаточно часто в младшем возрасте. У левшей погрешности этого типа замечены гораздо чаще, чем у правшей. Наличие недочётов говорит о недоразвитости правого полушария головного мозга, которое на чрезмерную нагрузку отвечает актом бурного фантазирования ребёнка в процессе выполнения задания. 

Фигура Тейлора в нейропсихологии и дорисовывание несуществующих элементов

Типичными ошибками считается:

  • Чрезмерное фантазирование о форме или дополнительных элементах. При этом незначительное, не искажающее общую картинку добавление деталей не является патологичным. 
  • Дополнительные пометки и каракули на полях, при условии, что строго соблюдались временные рамки прохождения тестирования. 

Список использованной литературы:

Скрыть/показать

  1. ^ Guerrero-Martín J. и соавт. “A benchmark for Rey-Osterrieth complex figure test automatic scoring.” Heliyon 10, 21 (2024): e39883. 2024.
  2. ^ Langer N. и соавт. “A deep learning approach for automated scoring of the Rey–Osterrieth complex figure.” eLife 13 (2024): RP96017. 2024.
  3. ^ Park J.Y. и соавт. “Automating Rey Complex Figure Test scoring using a deep learning-based approach: a potential large-scale screening tool for cognitive decline.” Alzheimer’s Research & Therapy 15 (2023): 145. 2023.
  4. ^ Frigeni M. и соавт. “Tablet-based Rey–Osterrieth Complex Figure copy task: a novel application to assess spatial, procedural, and kinematic aspects of drawing in children.” Scientific Reports 14 (2024): 16787. 2024.
  5. ^ Dacosta-Aguayo R. и соавт. “Reduced Cortical Thickness Correlates of Cognitive Dysfunction in Post-COVID-19 Condition: Insights from a Long-Term Follow-up.” AJNR American Journal of Neuroradiology 45, 5 (2024): 647–654. 2024.
  6. ^ Li A. и соавт. “Detection of Mild Cognitive Impairment Through Hand Motor Function Under Digital Cognitive Test: Mixed Methods Study.” JMIR mHealth and uHealth 12 (2024): e48777. 2024.
  7. ^ Galati S. и соавт. “Conventional and neuropsychological criteria for mild cognitive impairment show similar prognostic value for dementia across 12 years in a non-clinical setting.” Scientific Reports 15 (2025): 19827. 2025.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×
      Записаться к специалисту
      ×
      Записаться к специалисту
      ×