Фигура Тейлора в нейропсихологии

Нейропсихолог, стаж - 11 лет;
Детский нейропсихолог;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Одним из эффективных способов оценки когнитивного и нейропсихологического развития ребёнка или подростка считается методика «Комплексная фигура» Рея—Остеррица, позже усовершенствованная Э. Тейлор. [1] Она внесла значимые изменения в систему анализа результатов, что расширило сферу применения методики: теперь её активно используют не только в клинической неврологии и психиатрии, но и в нейропсихологической практике — для изучения функционирования определённых зон мозга.
Содержание статьи:
Оригинальная методика копирования фигур Тейлора и Рея-Остеррица в нейропсихологии
С учётом индивидуального темпа созревания мозга и особенностей восприятия, копирование фигур можно проводить уже с шести лет. При этом интерпретация результатов требует внимания к возрастным нормативам и возможным искажениям, связанным с незрелостью отдельных нейрофункциональных систем.
После десяти лет влияние возрастных факторов на качество выполнения задания существенно снижается, и оценка уже проводится по критериям, приближённым к взрослым.
Адаптированные фигуры Тейлора
Э. Тейлор в своей доработке предложила использовать разные варианты изображений, что позволило избежать эффекта узнавания и усилить точность диагностики. Это особенно важно при повторных обследованиях, когда необходимо отслеживать динамику состояния или эффективности коррекционных мероприятий.
Форматы применения:
- Задания различной направленности, позволяющие оценить пространственные способности, зрительное восприятие, запоминание и воспроизведение как в моменте, так и спустя интервал времени.
- Тестирование с временным интервалом (например, ежемесячное) для мониторинга межполушарных взаимодействий.
- Модифицированные инструкции: вместо простого копирования может быть предложено перерисовать фигуру, повернув её на 90° или 180°, чтобы выявить пространственные и конструктивные трудности.
Учёт побочных факторов
Методика «Фигура Тейлора» требует внимательного подхода к оценке: важно не только то, как выполнено задание, но и в каких условиях оно выполнялось, и какие индивидуальные особенности имеет испытуемый.
На данный момент выявлены и утверждены следующие факторы и особенности влияния на интерпретацию теста «Фигура Тейлора» в нейропсихологии:
- Когнитивный уровень. Интеллектуальное развитие напрямую отражается на результатах, особенно в заданиях с отсроченным воспроизведением. Дети с более высоким интеллектом демонстрируют устойчивую точность на всех этапах теста, и это различие сохраняется с возрастом.
- Половые различия. В период от 7 до 13 лет у мальчиков и девочек наблюдаются статистически значимые отличия в выполнении задачи: девочки в среднем быстрее и точнее справляются с рисованием по памяти. [3] Это связывают с разной скоростью созревания лобных и теменных долей у представителей разных полов. К взрослому возрасту такие различия исчезают.
- Образовательный уровень. Влияние образования на выполнение теста пока окончательно не установлено: одни исследования указывают на его значимость даже внутри одной возрастной группы, другие — не находят убедительных подтверждений.
- Культурный контекст. Жители разных стран и регионов показывают разную успешность при выполнении теста, особенно в старших возрастных группах. У детей влияние социокультурных факторов выражено слабее, однако оно тоже присутствует и требует учёта при интерпретации.
- Латеральный профиль. Ведущая рука (правшество или левшество) и её совпадение с семейной предрасположенностью также важны. Отмечено, что праворукие дети, особенно если большинство членов семьи также правши, чаще демонстрируют более уверенное выполнение задания. Это связано с особенностями обучения письму и рисованию в правосторонней культуре. [4]
Типология ошибок
При анализе итогов копирования фигур для нейропсихологии важно определить стратегии, которые ребёнок применяет, выполняя рисунок. Именно они позволяют вычленить не только конкретные ошибки, но и причины их возникновения, а впоследствии определить, из-за проблем в каком участке мозга они возникли.
Анализ проводится по нескольким пунктам:
- Выбранная стратегия оптико-пространственной деятельности. Крайне важно учитывать возраст испытуемого, так как на ранних этапах развития пациентам доступны не все варианты копирования.
- Осознанное восприятие целостной картины или её игнорирование.
- Координатное расположение на листе.
- Оценка пропорций, углов, расстояния на рисунке от центра до краёв.
- Структурно-топологические особенности.
- Стремление преобразить картинку, не просто скопировав, а дорисовав элементы.
Стратегия оптико-пространственной деятельности
Формирование выбранной стратегии окончательно завершается к 12 годам. [5] При этом человек может следовать нетипичной стратегии перерисовки, сохраняя при этом все части, просто располагая их в той последовательности, которая удобна ему. Для полноценной оценки этого параметра важно не только оценить получившиеся рисунки, но и наблюдать за тем, как проверяемый наносит элементы рисунка на бумагу.
Выделяют три основные стратегии оптико-пространственной деятельности:
- Дедуктивная. Считается наиболее нормативной и часто встречающейся. Проверяемый движется от целого (контура изображения) к конкретным частям и отдельным элементам.
- Пофрагментарная. В копировании человек выбирает начальную точку и от неё движется к противоположному концу рисунка, выводя детали по очереди, пока не восстановит единое целое.
- Хаотичная. Картинка наносится на бумагу разрозненными кусками без чёткого порядка, пока не будет восстановлено изначальное изображение.
Нарушение осознанного восприятия целостного образа
Параметр, неинформативный для левшей, так как для них рисование с игнорированием левого поля является нормой из-за ведущей руки.
Отличительными чертами рисунка человека с нарушением осознанного целостного образа будет:
- Игнорируется левое поле листа.
- Рисует с середины страницы, без отступа налево.
- Плохо ориентируется на бумаги и медленно реагирует на команды, относящиеся к местоположению элементов на листе.
Недостаточность координатных представлений
Нормальным временем формирования координатных представлений о мире в базовом варианте считается возраст 6-7 лет. [6] Наличие значительных ошибок, связанных с этим параметром, позже говорит о несформированности межполушарных связей или поражении одного из отделов мозга.
Дополнительными ошибками при обучении в школе, говорящими о наличии проблемы, будут:
- Несоблюдение наклона букв при обучении письму.
- Регулярное зеркаленье цифр, букв.
- При письме замена букв, на похожие, но зеркально отображающиеся.
Метрические ошибки
Являются возможной нормой у детей до 9 лет. В более позднем возрасте сохранение погрешностей этого типа указывает на возникновение патологий в правом полушарии или значительное отставание в развитии этого участка от возрастных норм.
Наиболее распространёнными проявлениями являются:
- Изображение объекта значительно больше или меньше, чем оригинал.
- Всё фрагменты образца сохранены, но неправильно перенесены размеры.
- Несостыковка линий объекта.
- При работе в тетрадях неспособен выдерживать равный размер букв и цифр, не выходить за строчку.
- Путает место числа в разрядности, неправильно выстраивает слова и предложения, меняя элементы местами.
Структурно-топологический дефицит
У человека возникают проблемы со схемой общего построения объекта. Он не видит связи между отдельными фрагментами. Из-за проблем восприятия человек просто не может воспроизвести даже правильную форму объекта.
Типичные ошибки впоследствии будут влиять на восприятие разных систем, с которыми ребёнок сталкивается при обучении:
- Перескакивание через предложение или пропуск абзаца при чтении.
- С трудом решает задания с переходом через десятки.
- Возникают сложности с верным оцениванием векторов на числовой прямой.
- Частое возникновение рисунков на полях из-за постоянного отвлечения на ассоциативный ряд к заданию.
- Заменяет буквы и цифры на письме на визуально похожие символы. Не видит допущенную погрешность при перечитывании.
Дорисовывание несуществующих элементов
При исследовании работ детей и подростков встречается достаточно часто в младшем возрасте. У левшей погрешности этого типа замечены гораздо чаще, чем у правшей. Наличие недочётов говорит о недоразвитости правого полушария головного мозга, которое на чрезмерную нагрузку отвечает актом бурного фантазирования ребёнка в процессе выполнения задания.
Типичными ошибками считается:
- Чрезмерное фантазирование о форме или дополнительных элементах. При этом незначительное, не искажающее общую картинку добавление деталей не является патологичным.
- Дополнительные пометки и каракули на полях, при условии, что строго соблюдались временные рамки прохождения тестирования.
Список использованной литературы:
- ^ Guerrero-Martín J. и соавт. “A benchmark for Rey-Osterrieth complex figure test automatic scoring.” Heliyon 10, 21 (2024): e39883. 2024.
- ^ Langer N. и соавт. “A deep learning approach for automated scoring of the Rey–Osterrieth complex figure.” eLife 13 (2024): RP96017. 2024.
- ^ Park J.Y. и соавт. “Automating Rey Complex Figure Test scoring using a deep learning-based approach: a potential large-scale screening tool for cognitive decline.” Alzheimer’s Research & Therapy 15 (2023): 145. 2023.
- ^ Frigeni M. и соавт. “Tablet-based Rey–Osterrieth Complex Figure copy task: a novel application to assess spatial, procedural, and kinematic aspects of drawing in children.” Scientific Reports 14 (2024): 16787. 2024.
- ^ Dacosta-Aguayo R. и соавт. “Reduced Cortical Thickness Correlates of Cognitive Dysfunction in Post-COVID-19 Condition: Insights from a Long-Term Follow-up.” AJNR American Journal of Neuroradiology 45, 5 (2024): 647–654. 2024.
- ^ Li A. и соавт. “Detection of Mild Cognitive Impairment Through Hand Motor Function Under Digital Cognitive Test: Mixed Methods Study.” JMIR mHealth and uHealth 12 (2024): e48777. 2024.
- ^ Galati S. и соавт. “Conventional and neuropsychological criteria for mild cognitive impairment show similar prognostic value for dementia across 12 years in a non-clinical setting.” Scientific Reports 15 (2025): 19827. 2025.