Как развить способность к обучению
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Умение быстро осваивать новые навыки, впитывать и анализировать информацию – одно из необходимых в развивающемся мире. Без ежедневного обучения невозможно стать успешным специалистом, достичь статуса и дохода.
Содержание статьи:
Компоненты высокой обучаемости
Учёные-психологи давно занимаются повышением обучаемости, выявлением закономерностей, объясняющих, почему одни люди осваивают новое быстрее других.
Особенности характера человека, позволяющие лучше воспринимать новое и интегрировать это в жизнь:
- Новаторство. Это способность ставить под вопрос устоявшиеся точки зрения, желание взглянуть на проблему с разных сторон. Тяга к подобному типу познания вселенной требует постоянного нового опыта для решения вопросов.
- Импровизация. Быстрая реакция на изменения обстоятельств, в том числе на новую информацию. Умение принимать решения основывается на качествах высокообучаемых людей: внимании, наблюдательности, умении быстро обрабатывать полученную информацию и делать логические выводы.
- Самоанализ. Постоянное получение нового опыта или информации не гарантирует освоения. Для обучения человеку нужно получить и усвоить информацию, а также понять степень усвоения. Для этого используются методы проверки, обратная связь, результаты которой помогают оценить свой уровень, выявить слабые стороны и выбрать подходящие методы обучения.
- Авантюризм. Учёба – это погружение в новые, незнакомые обстоятельства. Если человек не склонен выходить из привычной зоны, расширять собственные границы восприятия, то осваивать знания будет тяжело. Умение ориентироваться в ситуации стресса при попадании в новую обстановку – одно из важнейших качеств высокообучаемых людей.
Как развить способность к обучению?
Наш мозг – орган, который можно тренировать так же, как и мышцы. Чем чаще и правильнее мы его используем, тем более высокий результат он даёт. Поэтому способность к обучению даже низкую от природы возможно натренировать, следуя нескольким советам:
- Память – фундамент обучаемости. Развивайте её с помощью техник и тренировок каждый день. При этом не стоит стараться удержать всю информацию в голове. Используйте записную книжку для уточнения распорядка дня, записи расписания тренировок, дел, освобождая внимание для более важного. [4]
- Мотивация. Перед началом учёбы чётко ответьте себе на вопрос, зачем вы это делаете. Найдите истинную причину для прилагаемых усилий. Отсутствие действенной мотивации расслабляет мозг. Не стоит строить далекоидущих планов, находите интересное в ежедневных занятиях.
- Новые задачи. Учёба – это привычка, которая вырабатывается ежедневным открытием нового. Регулярное решение нетривиальных учебных ситуаций, задач тренирует мозг, и каждая последующая стадия обучения не будет казаться такой сложной, так как сознание уже будет иметь алгоритм работы с ней.
- Понятная терминология. Сталкиваясь с новой областью, незнакомым материалом, в первую очередь найдите понятное для себя объяснение всех теоретических понятий. В таком случае материал будет восприниматься проще, доступнее, не будет возникать недопонимания.
Как не испортить результат?
Умение быстро и надёжно усваивать материал можно развить системным подходом, однако часто мы сами понижаем итоговый результат, не обеспечивая себе необходимые условия.
Чтобы не потерять драгоценное время, старайтесь избегать:
- Недосыпа. Для усвоения новой информации мозг должен отдохнуть. Важно высыпаться до и после напряжённой интеллектуальной работы.
- Неподходящих мест для занятий. Посторонние звуки, отвлекающие факторов, общение не дадут полноценно усвоить материал. Учиться лучше в одиночестве или в специально предназначенных для этого местах, где соблюдается тишина.
- Плохую подачу материала. При наличии непонятно написанного учебника нельзя полноценно разобраться в теме. Если непонятен изложенный материал, поищите другие варианты источников информации по теме.
- Чрезмерно долгих занятий. Переутомление из-за продолжительного монотонного занятия приведёт к снижению усвояемости. Делайте перерывы, меняйте деятельность, отдыхайте. [5]
Список использованной литературы
- ^ Adams, Eryn J et al. “Theories of working memory: Differences in definition, degree of modularity, role of attention, and purpose. Language, Speech, and Hearing Services in Schools.” Lang Speech Hear Serv Sch 2018 Jul; 49(3):340–355.
- ^ Ackerman, Phillip L et al. ‘’Further explorations of perceptual speed abilities in the context of assessment methods, cognitive abilities, and individual differences during skill acquisition.“ Journal of Experimental Psychology: Applied 2007; 13(4):249–272.
- ^ Karpicke, Jeffrey D et al. “The critical importance of retrieval for learning.” Science 2008 Feb 15; 319(5865):966-8.
- ^ Grossberg, Stephen. “The link between brain learning, attention, and consciousness.” Conscious Cogn 1999 Mar; 8(1):1-44.
- ^ Beier, Margaret E et al. “ Is cognitive ability a liability? A critique and future research agenda on skilled performance.” J Exp Psychol Appl. 2012 Dec;18(4):331-45.