Минимальная мозговая дисфункция
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – это синдром, проявляющийся у детей, диагностика и коррекция которого возможна с рождения, является первичным дефектом, проявляющимся в том числе гиперреактивностью. [1]
Содержание статьи:
Причины возникновения
При диагностике минимальной мозговой дисфункции применяется список кодов по МКБ 10, включающих ряд синдромов у грудных детей и дошкольников, требующих комплексного лечения.
Заболевание бывает врождённым или приобретается в раннем периоде жизни. К сожалению, часто не выявляется во младенчестве, так как родители не обращают внимания на настораживающие симптомы, не знают их.
Проблема созревает и обнаруживается, как правило, в школьном возрасте, когда ребёнок начинает выделяться на фоне сверстников. [2] Бороться с ней тогда уже сложнее.
Причины дородовые (антенатальные)
Различные виды отклонений при малой мозговой дисфункции у детей провоцирует ряд причин:
- вирусные болезни мамы в период беременности;
- обострение хронических патологий у беременной до родов;
- тяжёлая интоксикация организма матери, вызванная часто фармакологическим путём;
- нарушения обмена веществ в организме, заболевания обменной системы, в том числе сахарный диабет у матери;
- неправильное несбалансированное питание в период вынашивания плода;
- патологическое течение беременности, угроза преждевременных родов или самопрерывания;
- рождение ребёнка раньше срока, недоношенность;
- злоупотребление мамы или папы спиртными напитками и табаком незадолго до зачатия.
Причины послеродовые (постнатальные)
Проблема может возникнуть непосредственно в процессе родов или в самом начале жизни малыша:
- затяжные роды;
- рождение в состоянии гипоксии;
- экстренное кесарево сечение;
- травмы шейного отдела позвоночника;
- нейроинфекции во младенчестве, раннем детстве;
- применение приёмов и инструментов родовспоможения;
- большая масса тела у младенца;
- неправильный уход и воспитание на этапе младенчества;
- психологическая и педагогическая запущенность.
Диагноз минимальная мозговая дисфункция (ММД) невролог у детей может установить в младенчестве, в 4-5, а то и в 7-8, 9 лет, это зависит от степени проявления симптомов, а лечение назначается с учётом причин возникновения синдрома. [3]
Симптомы
Ранние симптомы низкой мозговой активности (ММД) могут проявиться у новорождённого ребёнка или уже у подростка.
Симптоматика проблемы крайне обширна, и одним из признаков может быть гиперактивность ребёнка. Поэтому стоит обращать внимание на ряд особенностей в развитии малыша. При выявлении следующих признаков незамедлительно обратиться в клинику к неврологу:
- Неправильные пропорции головы.
- Острая реакция на смену погоды.
- Возникновение детской депрессии.
- Проблемы с развитием мелкой моторики.
- Постоянный плач без причины. Возникновение возбуждённого, раздражённого состояния без внешнего воздействия.
- Отставание в развитии на ранних этапах. Ребёнок позже, чем положено по возрастным нормам, начинает сидеть, ходить, разговаривать. Плохая координация движений.
- Слишком спокойное или чрезмерно возбуждённое нервное состояние.
- Развитие СДВГ – синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Как правило, проблема принимает яркий характер в дошкольный и младший школьный период. Вызывается это попаданием ребёнка в детский коллектив, где ему нужно коммуницировать со сверстниками. Однако в силу неврологического расстройства, ему это удаётся плохо.
Характерные симптомы:
- отношения со сверстниками носят негативный характер, возникают проблемы с коммуникацией;
- невозможность находиться в тишине, занять себя самостоятельно;
- постоянное инициирование рискованных игр, отсутствие понимая опасности тех или иных действий;
- появление нервных тиков (миокимий), гиперкинезов;
- усвоение навыков, умений, идёт заметно медленней, чем у одногодок, получение новых знаний, заучивание наизусть становится сложной задачей.
Как лечить минимальную мозговую дисфункцию, будет зависеть, от того, какая расшифровка диагноза МЦД стоит у ребёнка в карте. В свою очередь, это определяется конкретным синдромом, сформированным из-за этой первопричины. [4]
Диагностика
При обращении в клинику невролог объясняет родителям, что минимальная мозговая дисфункция (ММД) – это не умственная отсталость, при расшифровке термина объясняется, что это особенность психологии развития, которая лечится.
Для уточнения состояния пациента используются врачебный осмотр, методы нейропсихологического тестирования и инструментального обследования:
- система Гордона;
- «Лурия-90»;
- тест Векслера;
- КТ и МРТ головы;
- эхоэнцефалография.
Пути коррекции подбираются исходя из того, с какими видами и проявлениями минимальной мозговой дисфункции столкнулся ребёнок.
Методы лечения
После прохождения необходимой диагностики и обнаружения ММД у детей, врач подробно отвечает на вопросы: как лечится и лечится ли в данном случае вообще неврологическое заболевание этого типа, какие препараты используются.
Результативной считается комплексная терапия, включающая в себя:
- приём специализированных препаратов, улучшающих работу мозга, стимулирующих нормальное развитие и функционирование нервной системы;
- работа с нейропсихологом;
- занятия с логопедом-дефектологом;
- сеансы общения с детским психологом;
- аппаратное стимулирование головного мозга, позволяющее восстановить уровень его функционирования до нормального.
Важна помощь родителей. Чуткое и корректное отношение близких людей, целенаправленная работа мамы и папы помогают справиться с препятствием в виде неврологических проблем.
В психологии, синдром минимальной мозговой дисфункции у детей дошкольного возраста, это – разнообразные проявления задержки в развитии, которые могут выражаться как в речевой, так и в двигательной, эмоциональной сфере, лечение должно включать в себя и профилактические меры:
- чёткий режим дня с достаточным временем на сон, ночной и дневной;
- правильное размеренное питание с достаточным количеством витаминов и микроэлементов;
- адекватный уровень физической активности;
- отсутствие стрессовых ситуаций;
- адаптированная система обучения начиная с дошкольного образовательного учреждения.
К подростковому возрасту, благодаря терапии ММД, негативные явления проходят бесследно. И не влияют на дальнейшую жизнь.
- ^Wender, P H. “The minimal brain dysfunction syndrome.” Annual review of medicine 26 (1975): 45-62.
- ^Köhler, E M et al. “Minimal brain dysfunction in preschool age—risk for trouble in school?.” Paediatrician 8,4 (1979): 219-27.
- ^Wender, P H. “Minimal brain dysfunction in children. Diagnosis and management.” Pediatric clinics of North America 20,1 (1973): 187-202.
- ^Milman, D H. “Minimal brain dysfunction in childhood: outcome in late adolescence and early adult years.” The Journal of clinical psychiatry 40,9 (1979): 371-80.