
В современном мире, где на детей обрушивается лавина информации, а требования к их успеваемости и адаптации постоянно растут, вопросы гармоничного развития выходят на первый план. Родители и педагоги всё чаще ищут методы, которые не просто учат ребёнка читать и писать, но и мягко, комплексно развивают его мозг, тело и эмоциональную сферу, формируют так называемые мягкие навыки (soft skills). [1]
Нейройога для детей – что это такое?
Нейройога – это новое современное направление личностного и физического развития малышей, которое объединяет в себе тысячелетнюю мудрость йоги и передовые достижения нейропсихологии. Если традиционная йога направлена на общее оздоровление и гармонизацию через физические позы (асаны), дыхание (пранаяму) и медитацию, то нейройога делает акцент на активации и гармонизации работы головного мозга, соединяя физические и психологические методы воздействия на нервную систему и мозг в период его активного формирования.
Кому необходима нейройога?
Комплексы упражнений разрабатываются так, чтобы помогать в развитии детям любого возраста. Это отличный способ улучшить мышление малышей, поддержать их в развитии. Однако есть группы детей, для которых составленные комплексы упражнений нейройоги являются особенно полезным инструментом в борьбе с проблемами в развитии.
Особенно полезны ежедневные тренировки тем, у кого наблюдаются:
- Проблемы с концентрацией внимания. Ребёнок легко отвлекается, не может усидеть на месте. Занятия помогут как просто невнимательному малышу, так и тому, кто находится под наблюдением неврологов.
- Гиперактивность или, наоборот, повышенная медлительность. [2] Врачи рекомендуют комплексы упражнений при проявлении обоих видов проблем.
- Эмоциональная неустойчивость. Частые истерики, плаксивость, тревожность как в периоды скачков роста и формирования нервной системы, так и при постоянных чертах характера.
- Нарушения речи, трудности с чтением и письмом (дисграфия, дислексия).
- Неловкость, плохая координация движений, слаборазвитый вестибулярный аппарат.
- Последствия родовых травм, минимальные мозговые дисфункции (ММД).
Ключевые принципы нейройоги
Как и любая система, для достижения результативности занятий, нейройога для дошкольников и школьников требует соблюдения определённых принципов.
Прежде чем перейти к комплексу упражнений, важно усвоить несколько правил, которые сделают занятия максимально эффективными и приятными:
- Систематичность. Лучше заниматься по 15-20 минут каждый день, чем два часа раз в неделю. Регулярность – залог формирования устойчивых нейронных связей. И в данном случае необходимы именно ежедневные тренировки.
- Игровая форма. Упражнения преподносятся как весёлая игра. Никакого принуждения! Ребёнок должен получать удовольствие, тогда тренировки будут хорошо восприниматься и давать необходимый эффект. Особенно это касается совсем маленьких детей. Для которых игровая деятельность является ведущей на данном этапе развития.
- От простого к сложному. Начинайте с базовых упражнений и постепенно усложняйте их, добавляя новые элементы. Это позволит сделать занятия разнообразными и интересными, даст ребёнку ощущение собственной победы.
- Позитивный настрой и поддержка. Хвалите ребёнка за малейшие успехи. Не ругайте, если что-то не получается с первого и даже десятого раза. Создайте атмосферу безопасности и принятия.
- Учёт индивидуальных особенностей. Если какое-то упражнение не получается или вызывает резкий протест, отложите его и вернитесь позже. Комплекс подбирается нейропсихологом и неврологом индивидуально.
Комплекс универсальных упражнений нейройоги
Предлагаемые упражнения при регулярных тренировках обеспечат синхронизацию работы правого и левого полушарий, ускорят развитие межполушарных связей, стабилизируют эмоции, простимулируют высшие психические функции, запустят речь, научат концентрировать внимание. При формировании тренировок, подборе времени занятий учитываются личностные особенности ребёнка, позволяющие сделать занятия интересным явлением каждый день, а не быстро надоедающей рутиной.
Пробуждение и настройка, дыхательные практики
- «Задуй свечу». Попросите ребёнка представить, что у него день рождения и перед ним стоит торт, а в его центре праздничная свеча, которую нужно задуть, чтобы загадать желание. Глубоко вдохнуть носом, а на выдохе – резко и мощно «задуть» её. Повторить 3-5 раз. Затем представляются несколько маленьких свечек на торте и задувать их короткими, прерывистыми выдохами. Упражнение тренирует диафрагмальное дыхание, учит управлять силой и продолжительностью выдоха, что важно для развития речевого аппарата. Развивает фантазию и навыки фантазирования.
- «Дыхание кролика». Ребёнок садится на колени, представляя себя маленьким кроликом. Спина прямая. Сделать три быстрых, коротких вдоха носом подряд, как будто кролик принюхивается. Затем медленный, спокойный выдох через рот. Повторить 5-7 раз. Мобилизует внимание, бодрит, улучшает снабжение мозга кислородом.
После этой небольшой разминки, когда мозг готов физически, а малыш настроился на тренировку эмоционально, стоит переходить ко второму этапу и выполнять более сложные упражнения нейро йоги.
Растяжка и осознание тела
- «Кошка просыпается». Встать на четвереньки. На вдохе медленно прогнуть спину вниз, поднять голову и копчик вверх («добрая кошка»). На выдохе округлить спину, как рассерженная кошка, подбородок прижать к груди. Движения плавные, осознанные. Повторить 5-6 раз. Улучшает гибкость позвоночника, массажирует внутренние органы, учит координировать дыхание с движением.
- «Морская звезда». Ребёнок стоит прямо, ноги на ширине плеч. Медленно поднять руки через стороны вверх, представляя, как лучики звезды тянутся к солнцу. Встать на носочки, вытянув всё тело в струнку. Задержаться на несколько секунд. Затем так же медленно, «по косточкам», опуститься в исходное положение, «свернувшись» в комочек. Повторить 3-4 раза. Развивает чувство баланса, проприоцепцию (ощущение положения частей собственного тела), способствует растяжке.
После того как тело проснулось, малыш сконцентрировался на ощущениях, стоит переходить к более сложной части тренировок, требующей более сложной работы мозга.
Межполушарное взаимодействие
- «Перекрёстные шаги». Маршируя на месте, ребёнок поочерёдно касается левым локтем правого колена и наоборот – правым локтем левого колена. Двигаться стоит плавно, но ритмично. Для того чтобы было интересно, стоит подключить ритмичную, нравящуюся спортсмену музыку. Усложнённый вариант – делать то же самое, но прыжками или во время шагов вперёд. Это ключевое упражнение для улучшения работы мозолистого тела – «моста» между полушариями. Улучшает координацию, логику и навыки считывания знаковых систем.
- «Ленивые восьмёрки». Попросите ребёнка вообразить перед собой знак бесконечности или горизонтально лежащую цифру восемь. Затем одна рука вытягивается вперёд, а большой палец поднимается вверх в известном жесте, это будет самая вершина «кисти». Затем необходимо плавно обвести в воздухе представленную восьмёрку, при этом глазами нужно следить строго за кончиком «кисти», то есть последней фалангой большого пальца. Голова остаётся неподвижной, работают только глаза и рука. Для результативности движение повторяется 3-6 раз каждой рукой, а потом ладони сцепляются в замок и «рисуют» уже двумя руками. Прекрасно синхронизирует работу глаз и рук, улучшает глазодвигательные функции, необходимые для чтения, тренирует периферическое зрение.
- «Ухо – нос». Суть упражнения состоит в том, чтобы руками выполнять различные непарные движения. Одной рукой взяться за кончик носа, а второй в этот момент за противоположное ухо. По хлопку или команде быстро поменять руки так, чтобы они заняли зеркальное положение. Задача – не запутаться. Упражнение весёлое, вызывает смех, что тоже очень полезно. Тренирует скорость реакции, концентрацию внимания и способность быстро переключаться между задачами.
Эмоциональный интеллект и расслабление
- «Снеговик». Представьте, что вы – снеговик, слепленный в холодный зимний день. [3] Стоите прямо, руки в стороны. Но вот пригрело солнышко! Вы начинаете медленно таять. Сначала «тает» голова, вы опускаете её на грудь. Затем плечи опускаются, руки становятся вялыми. Постепенно «таете» всё ниже, пока не окажетесь лежащим на полу, полностью расслабленным, как лужица. Отличное упражнение на мышечную релаксацию, учит ребёнка осознанно расслаблять тело.
- «Коврик-самолёт» (визуализация). Ребёнок ложится на спину, закрывает глаза. Взрослый спокойным, ровным голосом рассказывает историю: «Ты лежишь на волшебном мягком коврике-самолёте. Он медленно-медленно поднимается вверх… Ты летишь над полями, лесами, реками… Солнышко ласково светит, ветерок обдувает лицо… Ты чувствуешь себя абсолютно спокойно и безопасно…». После 2-3 минут полёта коврик мягко приземляется, и ребёнок «возвращается» в комнату. Развивает воображение, снимает тревожность, учит управлять эмоциональным состоянием.
Как интегрировать нейройогу в повседневную жизнь?
Необязательно выделять для занятий строго определённое время и выполнять весь комплекс сразу. Особенно в первые недели внедрения занятий в жизнь малыше нейропсихологи и неврологи советуют разбить упражнения на группы и встраивать их в привычный распорядок дня.
Вы можете использовать упражнения в течение дня:
- После пробуждения «Перекрёстные шаги» и «Дыхание кролика» для активации мышц и мозга.
- До занятий/уроков – «Ленивые восьмёрки» для настройки на учёбу.
- В перерыве – «Ухо-нос» для отдыха мозга на другом типе работы.
- Вечером – «Снеговик» и «Коврик-самолёт» для спокойного отхода ко сну.
Советы родителям
Нейройога – это не просто модное веяние, а глубоко продуманный, научно обоснованный и бережный подход к развитию ребёнка. [4] Она не требует оборудования или большого пространства. Её главные инструменты – это любовь, понимание и желание помочь малышу раскрыть весь его потенциал.
Однако для результативности занятий необходимо соблюдать некоторые правила:
- Упражнения должны выполняться ежедневно, желательно в одно и то же время, но без принуждения. Тренировку возможно перенести на другую часть дня.
- Регулярность занятий без пропусков – залог результативности. Как только частота выполнения упражнений упадёт, эффект от них снизится.
- Длительность тренировки должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности малыша, не стоит перегружать его слишком длительными занятиями. Лучше в несколько этапов выполнять 1-2 упражнения в разное время дня, но в удовольствие, чем сразу весь комплекс по принуждению.
- Усложнение упражнений должно быть постепенным. Новые элементы добавляются только после того, как старые полностью освоены и сознательно выполняются правильно.
- Каждое новое движение сначала показывается взрослым, лучше несколько раз. Затем его выполнение чётко контролируется. И после этого ребёнок полностью самостоятельно делает его.
Дополнительно с нейройогой используют транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС), биорезонансную терапию (БРТ), вихревые магнитные поля, крайне высокие частоты (КВЧ), массаж, ЛФК и другие процедуры.
Часто задаваемые вопросы:
Да, можно. Упражнения как раз рассчитаны на короткие и насыщенные блоки, которые ребёнок выполняет без перегрузки. Начинать можно с 3–5 минут и плавно увеличивать длительность. Часто дети переносят такие мини-занятия лучше, чем классические тренировки.
Список использованной литературы:
- ^ Dunning D. и соавт. “Do mindfulness-based programmes improve the cognitive skills, behaviour and mental health of children and adolescents? An updated meta-analysis of randomised controlled trials.” Evidence-Based Mental Health 25(3) (2022): 135–142. 2022.
- ^ Gonzalez N.A. и соавт. “A Systematic Review of Yoga and Meditation for Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder in Children.” Cureus 15(3) (2023): e36143. 2023.
- ^ Lim C.W. и соавт. “The Effect of Online-Delivered Guided Imagery Relaxation on Stress and Well-Being of Primary School Children.” Malaysian Journal of Medical Sciences 30(4) (2023): 102–115. 2023.
- ^ Khunti K. и соавт. “The effects of yoga on mental health in school-aged children: A Systematic Review and Narrative Synthesis of Randomised Control Trials.” Clinical Child Psychology and Psychiatry 28(3) (2023): 1217–1238. 2023.








