Различия ДЦП и аутизма

Достаточно часто из-за некоторого сходства симптомов можно услышать, что ДЦП и аутизм – это одно и тоже. И это будет фундаментальнейшей ошибкой. [1] Несмотря на схожесть отдельных проявлений, две патологии «отвечают» за разные части жизни человека. Детский церебральный паралич является патологией развитие моторных функций, в то время как РАС связан с когнитивными возможностями нашего мозга. Однако эти расстройства не являются взаимоисключающими и могут встречаться у одного человека, создавая уникальную и сложную клиническую картину.

Аутизм, ДЦП и другие виды патологий могут сосуществовать одновременно у одного человека, но заметить их, при наличии одного уже выявленного заболевания, крайне сложно из-за схожести части наиболее заметной симптоматики, поэтому так важно знать об основных различиях этих двух патологий.

Чтобы понять, в чём же кроются различия ДЦП и аутизма, необходимо понять самую суть этих патологий, определить место их расположения в головном мозге, причины возникновения и особенности проявлений.

Детский церебральный паралич (ДЦП)

ДЦП — это группа непрогрессирующих нарушений развития движения и позы, вызывающих ограничение активности. Ключевое слово — «непрогрессирующее». Это означает, что повреждение мозга, которое произошло во время беременности, в родах или в раннем младенчестве, не усугубляется с течением времени. Однако проявления этого повреждения могут меняться по мере роста и развития ребёнка. [2]

Различия детского церебрального паралича (ДЦП) и аутизма

Причиной развития детского церебрального паралича всегда становится органическое повреждение головного мозга, случившееся в период вынашивания плода, во время родов или в первый месяц жизни малыша.

Наиболее частыми факторами, приводящими к повреждениям участков мозга, отвечающих за моторные функции, являются:

  • Гипоксия (кислородное голодание) во время родов.
  • Внутриутробные инфекции.
  • Внутрижелудочковые кровоизлияния у недоношенных детей.
  • Ядерная желтуха (билирубиновая энцефалопатия).
  • Травмы головного мозга в раннем возрасте.

Все основные симптомы ДЦП связаны с нарушением мышечного контроля: спастичность (повышенный тонус), мышечная слабость (парезы), нарушения координации (атаксия), непроизвольные движения (гиперкинезы). Двигательный дефект является первичным и ведущим.

Расстройство аутистического спектра (РАС)

Различия ДЦП и расстройства аутистического спектра (РАС)

РАС — это врождённое, часто рано проявляющееся нарушение развития психики, которое характеризуется стойким дефицитом в двух основных областях:

  • Нарушение в области взаимодействия с людьми и умения социально коммуницировать. Это сложности с пониманием и использованием невербальных сигналов (жесты, мимика), трудности с установлением и поддержанием отношений, отсутствие интереса к сверстникам.
  • Модели поведения склонны к повторению, ограниченны небольшим количеством сценариев, человек склонен к зацикливанию. Это может проявляться в стереотипиях (повторяющихся движениях), настойчивом требовании постоянства, ригидности рутины, чрезвычайно ограниченных и фиксированных интересах, атипичной реакции на сенсорные стимулы (гипер- или гипочувствительность).

Причина РАС до конца не ясна и считается мультифакториальной. Ведущая роль отводится наследственной предрасположенности, которая взаимодействует с факторами окружающей среды. При этом важным отличительным признаком РАС от большинства других патологий является врождённость. Приобрести это отклонение в более позднем возрасте после того, как мозг сформировался, нельзя. В отличие от ДЦП, при «чистом» аутизме может не быть явных признаков органического повреждения мозга на стандартных МРТ-снимках; речь идёт о нарушении нейронных связей. Люди с таким синдромом просто воспринимают окружающий мир по-другому. [3]

Центром видимых нарушений для людей с РАС является социально-коммуникативная сфера и обработка информации. Мозг ребёнка с РАС обрабатывает входящую информацию (социальную, сенсорную, эмоциональную) иначе, чем нейротипичный мозг.

Ключевые различия

Ключевые различия ДЦП и аутизма

Многих родителей волнует проблема точного определения особенностей своего ребёнка, желание узнать, аутист он или нет, и разобраться, в чём разница между аутизмом и ДЦП. Мы сравнили два расстройства по основным критериям, чтобы наглядно продемонстрировать, насколько это различные состояния, требующие разного лечения и реабилитационной поддержки:

Критерий

Детский церебральный паралич (ДЦП)

Расстройство аутистического спектра (РАС)

Природа нарушения Неврологическое двигательное расстройство Нарушение нейропсихического развития
Первичная причина Органическое повреждение головного мозга Генетическая предрасположенность, сложное взаимодействие генов и среды
Ядро проблем Двигательная сфера: контроль позы, мышечный тонус, координация Социальное взаимодействие, коммуникация, гибкость поведения и мышления
Интеллект Вариабелен. Может быть сохранным, но часто встречается интеллектуальная недостаточность разной степени. Вариабелен. От высокой одарённости в отдельных областях до тяжёлой интеллектуальной недостаточности.
Речь Нарушения носят чаще всего моторный характер: дизартрия (невнятность из-за плохой артикуляции). Понимание речи может быть сохранным. Нарушения носят коммуникативно-смысловой характер: эхолалия, отсутствие речи, нарушение использования языка для общения, трудности с пониманием подтекста и иронии.
Социальное взаимодействие Не является первичным нарушением. Ребёнок может стремиться к общению, но его могут ограничивать двигательные трудности и/или сопутствующая интеллектуальная недостаточность. Является ядром нарушения. Отсутствие или значительные трудности социально-эмоционального контакта, разделения интересов, понимания социальных правил.
Сенсорное восприятие Может быть нарушено из-за сопутствующих проблем (например, поражения зрительных или слуховых путей). Сенсорная интегративная дисфункция — ключевая черта. [4] Неадекватная реакция на звуки, свет, прикосновения, вкусы (гипер- или гипочувствительность).
Двигательная сфера Первичные двигательные нарушения: спастичность, атаксия, гиперкинезы. Вторичные двигательные нарушения: стереотипии (раскачивание, взмахи руками), неловкость походки, особенности мелкой моторики.
Диагностика Невролог, реабилитолог. Основные методы: МРТ, клинический осмотр. Психиатр, психолог. Основные методы: наблюдение, сбор анамнеза, специализированные диагностические опросники (ADOS, ADI-R).

Теоретически понять, чем отличается ДЦП и аутизм, достаточно просто, ведь это два совершенно различных расстройства. Но на практике из-за схожести видимых проявлений, разделить эти патологии часто без длительного, внимательного наблюдения за ребёнком оказывается крайне сложно. Из-за этой особенности часто правильная реабилитация начинается не с первых лет жизни, а позже, что значительно замедляет получение устойчивой положительной динамики.

ДЦП и аутизм одновременно

Современные исследования показывают, что коморбидность, то есть сочетание двух и более расстройств, встречаются гораздо чаще, чем считалось ранее. [5] Более совершенные способы диагностирования помогли определить, что 15-20% детей, имеющих ДЦП, также столкнулись с аутизмом. Но почему рождаются дети именно с ДЦП и аутизмом одновременно?

ДЦП и аутизм одновременно Различия

Это происходит из-за того, что у обеих патологий один и тот же фактор риска — повреждение или атипичное развитие центральной нервной системы на ранних этапах. Оно возникает при одинаковых обстоятельствах, например, сильная гипоксия плода может затронуть не только формирующиеся моторные участки мозга, но и те структуры, которые связаны с социальным познанием, обработкой информации и эмоций (префронтальная кора, миндалевидное тело, височные доли).

Сложнейшей задачей, особенно в раннем возрасте, у ребёнка с ДЦП определить, аутизм это или нет, когда у малыша возникают первые проблемы с социализацией. Однако врачам удалось вычислить маркеры, указывающие на коморбидность ДЦП и аутизма даже с учётом накладывающийся друг на друга симптомов.

Основными маркерами являются:

  • Социальное взаимодействие, необъяснимое моторными или интеллектуальными ограничениями. Ребёнок с ДЦП может физически не иметь возможности повернуться к говорящему или протянуть руки, но он пытается установить контакт взглядом, улыбкой, звуками. Ребёнок с ДЦП и РАС будет игнорировать попытки общения, избегать взгляда «глаза в глаза», не откликаться на имя, не проявлять интереса к другим детям, даже когда его физическое положение это позволяет.
  • Стереотипное и сенсорно-необычное поведение. При ДЦП могут быть гиперкинезы, но они носят непроизвольный характер. При коморбидном РАС появляются целенаправленные стереотипии для саморегуляции: раскачивание всем телом, взмахи руками, вращение перед глазами, навязчивое выстраивание игрушек в ряд. Также отмечаются выраженные сенсорные особенности: например, ребёнок может остро негативно реагировать на определённые текстуры пищи или одежды, что не связано с двигательными трудностями при глотании.
  • Коммуникация. При ДЦП основная проблема с речью — это дизартрия (моторная невнятность). Но малыш использует для общения все доступные ему средства: жесты, мимику, звукоподражания, взгляд. При коморбидном РАС наблюдается качественное нарушение коммуникации: отсутствие указательного жеста, невозможность поддержать диалог (даже невербально), эхолалия, использование речи не для общения, а для комментирования или самостимуляции.

Распознать эти фундаментальные отличия на ранних этапах взросления могут люди, ежедневно проводящие с малышом время. Наблюдательность родителей, близких, при учёте их осведомлённости о возможной проблеме, позволяет вовремя поставить диагноз и начать коррекционную работу как можно раньше. 

Проблемы диагностики

Проблемы диагностики и различия ДЦП и аутизма

Достаточно часто из-за двигательных ограничений и проблем с социализацией, сниженных темпов развития, на ДЦП списываются социально-коммуникативные трудности, однако это грубейшая ошибка. При такой логике часто выявление аутизма у таких пациентов происходит в уже позднем возрасте, когда драгоценное время, которое было необходимо для коррекции, потеряно.

Дети с ДЦП и аутизмом одновременно склонны больше закрываться от окружающего мира ввиду физических сложностей общения с ним.

При диагностике пациентов с подозрением на сочетание этих патологий существует неправильный и правильны, современный подход:

  • Ошибочный вариант диагностирования. В таком случае упор в лечении и коррекционной работе будет делаться только на последствия ДЦП и иметь более физическую направленность. В это время потребности в развитии социальных и коммуникативных навыков остаются без внимания, что приводит к постепенному ухудшению психологического состояния ребёнка. 
  • Точная диагностика и своевременное распознавание РАС дают возможность включить в программу помощи методы поведенческой коррекции (в частности, прикладной анализ поведения — ABA), занятия по сенсорному развитию, а также использование систем альтернативного и дополнительного общения (АДК). Эти подходы направлены на работу с основными проявлениями аутизма.

ДЦП и аутизм – это принципиально разные патологии, располагающиеся в различных плоскостях человеческого здоровья. ДЦП является проявление физиологических проблем нервной системы и мышечной ткани, в то время как РАС лежит в плоскости социально-коммуникативной и когнитивной. Поэтому лечение и коррекционная работа требуется совершенно различная, и сказать, что хуже – аутизм или ДЦП с точки зрения коррекции, невозможно.

Однако мозг – это сложная система, повреждение которого или нетипичное развитие может привести к сочетанию разнообразных симптомов, переплетающихся и усиливающих друг друга.

Осознание того, что эти состояния могут сосуществовать, требует от неврологов, психиатров, реабилитологов и логопедов высокого уровня настороженности и междисциплинарного подхода к диагностике. Только так можно создать по-настоящему индивидуальную и эффективную программу помощи, которая будет учитывать все грани развития особенного ребёнка, помогая ему преодолевать как двигательные, так и социальные барьеры.

Проблемы диагностики и различия ДЦП и аутизма у детей

Часто задаваемые вопросы:

Может ли одно и то же ребёнка касаться сразу два диагноза?

Да, такое бывает. У части детей двигательные и социальные трудности идут вместе, потому что затронуты разные области мозга. Поэтому важно не ограничиваться одной гипотезой, а смотреть на развитие в целом.

Как понять, что за особенности у ребёнка — двигательные или поведенческие?
Можно ли ошибиться с диагнозом?
К кому идти сначала — к неврологу или к психиатру?
Когда можно точно сказать, есть ли особенности в общении?
Что включает в себя помощь таким детям?
Есть ли шансы на хорошее развитие при сложном диагнозе?
Поможет ли МРТ понять, в чём причина проблем?
Почему так важно не путать разные состояния?
Что делать, если мнения врачей расходятся?

Список использованной литературы:

Скрыть/показать

  1. ^ Hirota S., Kanne S. M., Veenstra-VanderWeele J., Lord C. “Autism Spectrum Disorder.” JAMA 329,2 (2023): 157–168. 2023.
  2. ^ Razak A. и соавт. “Early Neurodevelopmental Assessments for Predicting Long-Term Outcomes in Infants at High Risk of Cerebral Palsy.” JAMA Network Open 7(5) (2024): e2413550. 2024.
  3. ^ Penner M. и соавт. “Concordance of Diagnosis of Autism Spectrum Disorder Made by Pediatricians vs a Multidisciplinary Specialist Team.” JAMA Network Open 6(1) (2023): e2252879. 2023.
  4. ^ He J. L., Tranchant P., White R., et al. “A working taxonomy for describing the sensory differences of autism” Autism (2023). 2023.
  5. ^ Qiang Chen, et al. “Association of cerebral palsy with autism spectrum disorder and attention-deficit/hyperactivity disorder in children: a nationwide population-based study.” BMJ Paediatrics Open 8,1 (2024): e002343. 2024.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:



    [honeypot honeypot-361]

      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      [honeypot honeypot-811]

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Гимранов Ринат Фазылжанович
      Записаться к специалисту

       

      ×
      Записаться к специалисту
      ×
      Записаться к специалисту
      ×