Различия ДЦП и аутизма

Невролог, нейрофизиолог, стаж - 37 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Достаточно часто из-за некоторого сходства симптомов можно услышать, что ДЦП и аутизм – это одно и тоже. И это будет фундаментальнейшей ошибкой. [1] Несмотря на схожесть отдельных проявлений, две патологии «отвечают» за разные части жизни человека. Детский церебральный паралич является патологией развитие моторных функций, в то время как РАС связан с когнитивными возможностями нашего мозга. Однако эти расстройства не являются взаимоисключающими и могут встречаться у одного человека, создавая уникальную и сложную клиническую картину.
Чтобы понять, в чём же кроются различия ДЦП и аутизма, необходимо понять самую суть этих патологий, определить место их расположения в головном мозге, причины возникновения и особенности проявлений.
Детский церебральный паралич (ДЦП)
ДЦП — это группа непрогрессирующих нарушений развития движения и позы, вызывающих ограничение активности. Ключевое слово — «непрогрессирующее». Это означает, что повреждение мозга, которое произошло во время беременности, в родах или в раннем младенчестве, не усугубляется с течением времени. Однако проявления этого повреждения могут меняться по мере роста и развития ребёнка. [2]
Наиболее частыми факторами, приводящими к повреждениям участков мозга, отвечающих за моторные функции, являются:
- Гипоксия (кислородное голодание) во время родов.
- Внутриутробные инфекции.
- Внутрижелудочковые кровоизлияния у недоношенных детей.
- Ядерная желтуха (билирубиновая энцефалопатия).
- Травмы головного мозга в раннем возрасте.
Расстройство аутистического спектра (РАС)
РАС — это врождённое, часто рано проявляющееся нарушение развития психики, которое характеризуется стойким дефицитом в двух основных областях:
- Нарушение в области взаимодействия с людьми и умения социально коммуницировать. Это сложности с пониманием и использованием невербальных сигналов (жесты, мимика), трудности с установлением и поддержанием отношений, отсутствие интереса к сверстникам.
- Модели поведения склонны к повторению, ограниченны небольшим количеством сценариев, человек склонен к зацикливанию. Это может проявляться в стереотипиях (повторяющихся движениях), настойчивом требовании постоянства, ригидности рутины, чрезвычайно ограниченных и фиксированных интересах, атипичной реакции на сенсорные стимулы (гипер- или гипочувствительность).
Причина РАС до конца не ясна и считается мультифакториальной. Ведущая роль отводится наследственной предрасположенности, которая взаимодействует с факторами окружающей среды. При этом важным отличительным признаком РАС от большинства других патологий является врождённость. Приобрести это отклонение в более позднем возрасте после того, как мозг сформировался, нельзя. В отличие от ДЦП, при «чистом» аутизме может не быть явных признаков органического повреждения мозга на стандартных МРТ-снимках; речь идёт о нарушении нейронных связей. Люди с таким синдромом просто воспринимают окружающий мир по-другому. [3]
Ключевые различия
Многих родителей волнует проблема точного определения особенностей своего ребёнка, желание узнать, аутист он или нет, и разобраться, в чём разница между аутизмом и ДЦП. Мы сравнили два расстройства по основным критериям, чтобы наглядно продемонстрировать, насколько это различные состояния, требующие разного лечения и реабилитационной поддержки:
|
Критерий |
Детский церебральный паралич (ДЦП) |
Расстройство аутистического спектра (РАС) |
|---|---|---|
| Природа нарушения | Неврологическое двигательное расстройство | Нарушение нейропсихического развития |
| Первичная причина | Органическое повреждение головного мозга | Генетическая предрасположенность, сложное взаимодействие генов и среды |
| Ядро проблем | Двигательная сфера: контроль позы, мышечный тонус, координация | Социальное взаимодействие, коммуникация, гибкость поведения и мышления |
| Интеллект | Вариабелен. Может быть сохранным, но часто встречается интеллектуальная недостаточность разной степени. | Вариабелен. От высокой одарённости в отдельных областях до тяжёлой интеллектуальной недостаточности. |
| Речь | Нарушения носят чаще всего моторный характер: дизартрия (невнятность из-за плохой артикуляции). Понимание речи может быть сохранным. | Нарушения носят коммуникативно-смысловой характер: эхолалия, отсутствие речи, нарушение использования языка для общения, трудности с пониманием подтекста и иронии. |
| Социальное взаимодействие | Не является первичным нарушением. Ребёнок может стремиться к общению, но его могут ограничивать двигательные трудности и/или сопутствующая интеллектуальная недостаточность. | Является ядром нарушения. Отсутствие или значительные трудности социально-эмоционального контакта, разделения интересов, понимания социальных правил. |
| Сенсорное восприятие | Может быть нарушено из-за сопутствующих проблем (например, поражения зрительных или слуховых путей). | Сенсорная интегративная дисфункция — ключевая черта. [4] Неадекватная реакция на звуки, свет, прикосновения, вкусы (гипер- или гипочувствительность). |
| Двигательная сфера | Первичные двигательные нарушения: спастичность, атаксия, гиперкинезы. | Вторичные двигательные нарушения: стереотипии (раскачивание, взмахи руками), неловкость походки, особенности мелкой моторики. |
| Диагностика | Невролог, реабилитолог. Основные методы: МРТ, клинический осмотр. | Психиатр, психолог. Основные методы: наблюдение, сбор анамнеза, специализированные диагностические опросники (ADOS, ADI-R). |
ДЦП и аутизм одновременно
Современные исследования показывают, что коморбидность, то есть сочетание двух и более расстройств, встречаются гораздо чаще, чем считалось ранее. [5] Более совершенные способы диагностирования помогли определить, что 15-20% детей, имеющих ДЦП, также столкнулись с аутизмом. Но почему рождаются дети именно с ДЦП и аутизмом одновременно?
Сложнейшей задачей, особенно в раннем возрасте, у ребёнка с ДЦП определить, аутизм это или нет, когда у малыша возникают первые проблемы с социализацией. Однако врачам удалось вычислить маркеры, указывающие на коморбидность ДЦП и аутизма даже с учётом накладывающийся друг на друга симптомов.
Основными маркерами являются:
- Социальное взаимодействие, необъяснимое моторными или интеллектуальными ограничениями. Ребёнок с ДЦП может физически не иметь возможности повернуться к говорящему или протянуть руки, но он пытается установить контакт взглядом, улыбкой, звуками. Ребёнок с ДЦП и РАС будет игнорировать попытки общения, избегать взгляда «глаза в глаза», не откликаться на имя, не проявлять интереса к другим детям, даже когда его физическое положение это позволяет.
- Стереотипное и сенсорно-необычное поведение. При ДЦП могут быть гиперкинезы, но они носят непроизвольный характер. При коморбидном РАС появляются целенаправленные стереотипии для саморегуляции: раскачивание всем телом, взмахи руками, вращение перед глазами, навязчивое выстраивание игрушек в ряд. Также отмечаются выраженные сенсорные особенности: например, ребёнок может остро негативно реагировать на определённые текстуры пищи или одежды, что не связано с двигательными трудностями при глотании.
- Коммуникация. При ДЦП основная проблема с речью — это дизартрия (моторная невнятность). Но малыш использует для общения все доступные ему средства: жесты, мимику, звукоподражания, взгляд. При коморбидном РАС наблюдается качественное нарушение коммуникации: отсутствие указательного жеста, невозможность поддержать диалог (даже невербально), эхолалия, использование речи не для общения, а для комментирования или самостимуляции.
Проблемы диагностики
Достаточно часто из-за двигательных ограничений и проблем с социализацией, сниженных темпов развития, на ДЦП списываются социально-коммуникативные трудности, однако это грубейшая ошибка. При такой логике часто выявление аутизма у таких пациентов происходит в уже позднем возрасте, когда драгоценное время, которое было необходимо для коррекции, потеряно.
Дети с ДЦП и аутизмом одновременно склонны больше закрываться от окружающего мира ввиду физических сложностей общения с ним.
При диагностике пациентов с подозрением на сочетание этих патологий существует неправильный и правильны, современный подход:
- Ошибочный вариант диагностирования. В таком случае упор в лечении и коррекционной работе будет делаться только на последствия ДЦП и иметь более физическую направленность. В это время потребности в развитии социальных и коммуникативных навыков остаются без внимания, что приводит к постепенному ухудшению психологического состояния ребёнка.
- Точная диагностика и своевременное распознавание РАС дают возможность включить в программу помощи методы поведенческой коррекции (в частности, прикладной анализ поведения — ABA), занятия по сенсорному развитию, а также использование систем альтернативного и дополнительного общения (АДК). Эти подходы направлены на работу с основными проявлениями аутизма.
ДЦП и аутизм – это принципиально разные патологии, располагающиеся в различных плоскостях человеческого здоровья. ДЦП является проявление физиологических проблем нервной системы и мышечной ткани, в то время как РАС лежит в плоскости социально-коммуникативной и когнитивной. Поэтому лечение и коррекционная работа требуется совершенно различная, и сказать, что хуже – аутизм или ДЦП с точки зрения коррекции, невозможно.
Однако мозг – это сложная система, повреждение которого или нетипичное развитие может привести к сочетанию разнообразных симптомов, переплетающихся и усиливающих друг друга.
Часто задаваемые вопросы:
Да, такое бывает. У части детей двигательные и социальные трудности идут вместе, потому что затронуты разные области мозга. Поэтому важно не ограничиваться одной гипотезой, а смотреть на развитие в целом.
Список использованной литературы:
- ^ Hirota S., Kanne S. M., Veenstra-VanderWeele J., Lord C. “Autism Spectrum Disorder.” JAMA 329,2 (2023): 157–168. 2023.
- ^ Razak A. и соавт. “Early Neurodevelopmental Assessments for Predicting Long-Term Outcomes in Infants at High Risk of Cerebral Palsy.” JAMA Network Open 7(5) (2024): e2413550. 2024.
- ^ Penner M. и соавт. “Concordance of Diagnosis of Autism Spectrum Disorder Made by Pediatricians vs a Multidisciplinary Specialist Team.” JAMA Network Open 6(1) (2023): e2252879. 2023.
- ^ He J. L., Tranchant P., White R., et al. “A working taxonomy for describing the sensory differences of autism” Autism (2023). 2023.
- ^ Qiang Chen, et al. “Association of cerebral palsy with autism spectrum disorder and attention-deficit/hyperactivity disorder in children: a nationwide population-based study.” BMJ Paediatrics Open 8,1 (2024): e002343. 2024.







