СДВГ у детей
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – распространённый неврологический синдром у маленьких детей и подростков, которая значительно мешает социализации и обучению.
Если терапия не начинается вовремя и не проводится в полном объёме, то в подростковый период и позже у человека с синдромом гиперактивности и дефицита внимания наблюдаются значительные поведенческие отклонения и проблемы в социуме. [1]
Содержание статьи:
Причины возникновения
Первые симптомы СДВГ могут проявиться у ребёнка в раннем детском возрасте или в период начала обучения в школе. В некоторых случаях патология проявляет себя ближе к подростковому возрасту. На время манифестации болезни и тяжесть выраженности симптомов напрямую влияет причина, спровоцировавшая развитие патологии.
Основные причины развития синдрома недостатка внимания и гиперактивности у детей на этапе вынашивания:
- Длительные или стремительные роди, приведшие к повреждению позвоночника или шеи.
- Асфиксия.
- Угроза выкидыша.
- Обвитие пуповиной.
- Проблемная экологическая обстановка, нахождение на опасных производствах в период беременности.
- Употребление матерью алкоголя, наркотических веществ, курение.
- Приём препаратов, несовместимых с беременностью.
- Инфекции, перенесённые в период вынашивания плода. [2]
Факторы риска, неблагоприятно влияющие в первые месяцы жизни:
- Болезни, спровоцировавшие поднятие температуры выше 39 градусов.
- Бронхиальная астма.
- Врождённый порок сердца.
- Сердечная недостаточность.
- Медикаменты с нейротоксичным воздействием.
Симптомы
В разные периоды взросления у детей отличаются проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Это связано с разными способами познания мира, различными преобладающими видами деятельности. Поэтому важно различать симптомы патологии в 2-3 года и с 5-7 лет и старше. Чем раньше будет выявлено отклонение, тем будет быстрее и проще проходить лечение гиперактивности у ребёнка и дефицита внимания. [3]
В раннем детстве
В некоторых случаях СДВГ проявляется с первых месяцев жизни малыша, присмотревшись к особенностям поведения, невролог может поставить диагноз и подобрать правильное лечение с первых лет, что позволит не отставать в развитии от сверстников.
Симптомы СДВГ у младенцев:
- Длительное сохранение мышечного гипертонуса. Ребёнок постоянно пытается избавиться от подгузников, одежды, испытывает трудности в движении.
- При переутомлении вместо смены действия и засыпания малыш впадает в истерику, показывая, что хочет спать, но уснуть не может.
- Слишком быстрые темпы развития. Раньше сверстников младенец поднимает голову, переворачивается, ползёт и ходит. [4]
- Внимание постоянно переключается с одной игрушки на другую.
- Постоянные истерики из-за смены внешних обстоятельств: появления людей, звуков музыки, смены освещения.
- Проблемный сон. Малыш спит небольшими отрезками, меньше нормы, при просыпании плачет.
При появлении отклонений в поведении у малышей грудного возраста требуется пройти тщательную диагностику, чтобы выявить возможные патологии и вовремя начать их коррекцию.
У младших школьников
Более активно синдром дефицита внимания проявляется при начале активной познавательной деятельности, когда необходимо познавать мир, приобретать новые навыки и умения.
Чтобы понять, как лечить синдром дефицита внимания без гиперактивности у детей дошкольного возраста от 3 лет и школьного возраста 8 и старше лет, важно не только определить причины СДВГ, но и выявить признаки и симптомы развития патологии.
Основными проявлениями СДВГ в период активной познавательной деятельности являются:
- Постоянная смена деятельности. При этом начатое занятие бросается на середине, доводить что-либо до конца ребёнок не будет.
- Чрезмерно бурная эмоциональность.
- Громкая быстрая речь, часто неправильная. Ребёнку сложно говорить конструкциями, при этом он болтун.
- Отказ от монотонных занятий любым способом.
- Сложности с запоминанием и пониманием новой информации, хотя интеллект полностью сохранён.
- Проблемы с координацией движений.
- Импульсивность, постоянно меняющееся настроение.
- Проблемы при попытке выстроить отношения или общение с другими детьми.
- Внимание не задерживается надолго на одном и том же объекте.
Типы СДВГ
В зависимости от причин, спровоцировавших развитие синдрома, и индивидуальных особенностей здоровья детей, СДВГ может проявляться по-разному.
На данный момент врачи выделяют несколько типов синдрома:
- Синдром дефицита внимания без гиперактивности. Специфика симптомов приводит к тому, что родители не сразу могут определить, что у ребёнка проблема. Чаще патология проявляется в раннем школьном возрасте. Интеллект ребёнка сохранён, но он постоянно отвлекается, погружается в фантазии, уходит в свой мир. Из-за этого возникает много мелких ошибок.
- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью по статистике встречается реже других вариантов патологии. Первые симптомы проявляются в раннем возрасте, со временем усиливаясь и мешая полноценной социализации. Ребёнок не только не может сфокусироваться на познавательной деятельности, но и страдает от двигательной активности, которую не всегда может контролировать.
- Гиперактивность без дефицита внимания. Достаточно распространённый вариант среди успешных школьников. Ребёнок постоянно находится в движении, даже когда просто сидит за партой. При этом не страдает мышление, способность обучаться, поэтому человек быстро достигает высоких результатов. [5]
Диагностика
Если у ребёнка просто снижено внимание, то не обязательно диагнозом будет СДВГ, какая проблема конкретно возникла, можно понять только после тщательного обследования.
Диагностика СДВГ у детей проводится в отделении неврологии, прогноз будет зависеть от причин возникновения, проявившихся симптомов и признаков, и возраста, в котором поставлен диагноз и начато лечение, в 3-4 года результаты будут значительно быстрее, чем в 6-7 или 9 лет. [6]
Диагностическое обследование проводится в несколько этапов:
- Сбор информации. Врач-невролог осматривает малыша, опрашивает родителей об особенностях беременности, родов, раннего детства, о поведении и реакциях на определённые ситуации. Для определения уровня развития патологии заполняются специальные психологические анкеты.
- Нейропсихологическое и психофизиологическое тестирование.
- Исследования биоэлектрической активности мозга, видео-ЭЭГ-мониторинг покажет соответствие между бета- и тета-ритмом, генерируемым нейронами, мультимодальные вызванные потенциалы.
- Консультация педиатра и общее обследование здоровья. Необходимо определить, какие ещё факторы негативно влияют на здоровье, есть ли дефициты витаминов и микроэлементов, в порядке ли гормоны.
Лечение
После постановки диагноза синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей 3-4-5 лет или у школьника 7 лет и старше, назначается лечение в зависимости от проявившихся признаков и причин возникновения патологии.
Наиболее действенными методами, использующимися в комплексной терапии, являются:
- БОС (метод биологической обратной связи). Благодаря стабилизации биоэлектрической активности мозга возможно научить его тем навыкам, которые тяжело усваиваются детьми с СДВГ, скорректировать поведенческие особенности.
- Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС).
- Рефлексотерапия.
- Лазеротерапия.
- ЛФК и специализированные спортивные тренировки, рассчитанные на ребят с диагнозом «гиперактивность» позволят сбросить избыток энергии и научат лучше управлять своим телом, быть внимательнее при активной деятельности.
- Массаж воротниковой зоны несколькими курсами в год позволит улучшить кровообращение в этой области и увеличить питание кислородом головного мозга.
- Коррекционная педагогика. На специализированных занятиях ребёнка обучают навыкам, которые позволят быть более успешным в учёбе, справиться с нагрузками.
- Психотерапевтические занятия, поведенческая терапия в игровой форме, помогающие развить навыки, необходимые для социализации и успешного общения в группе сверстников.
В сложных случаях, когда симптомы СДВГ значительно осложняют жизнь у детей, врачи решают, как лечить дефицит внимания не только с помощью коррекционных занятий и физиотерапии, но и применяя медикаменты. Однако в большинстве случаев получается избежать использования психотропных препаратов и психостимуляторов. [7]
Список использованной литературы
- ^ Social gradients in the receipt of medication for attention-deficithyperactivity disorder in children and young people in Sheffield. Nunn SPT, Kritsotakis EI, Harpin V, Parker J. BJPsych Open. 2020 Feb 7;6(2):e14. doi: 10.1192/bjo.2019.87.
- ^ Яковлева М.Б. Когнитивное развитие младших школьников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: автореф. дис. … канд. психол. наук. СТб., 2009. 18 с.
- ^ Transcranial Magnetic and Direct Current Stimulation in Children. Hameed MQ, Dhamne SC, Gersner R, Kaye HL, Oberman LM, Pascual-Leone A, Rotenberg A. Curr Neurol Neurosci Rep. 2017 Feb;17(2):11. doi: 10.1007/s11910-017-0719-0.
- ^ Пылаева О.А. Проблемы детской одаренности. Одаренность и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) // Рус. журн. дет. неврологии. 2008. Т. 3, вып. 1. С. 37-45.
- ^ Никишина В.Б., Глушкова В.П. Сравнительно-психологический анализ нарушений психического развития: синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и задержанного типа психического развития в младшем школьном возрасте // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2008. Т. 14. № 6. С. 189—192.
- ^ Нейропсихологические и цереброваскулярные нарушения у дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / О.Ю. Кочерова, В.В. Линьков, О.М. Филькина и др. // Вестн. новых мед. технол. 2004. Т. 11. № 1-2. С. 65-66.
- ^ The Effect of Prenatal Cadmium Exposure on Attention-deficit/HyperactivityDisorder in 6-Year-old Children in Korea. Kim W, Jang Y, Lim YH, Kim BN, Shin CH, Lee YA, Kim JI, Hong YC. J Prev Med Public Health. 2020 Jan;53(1):29-36. doi: 10.3961/jpmph.19.175.