СДВГ симптомы у детей 2 лет
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности проявляются с первых лет жизни ребёнка. Но из-за особенностей периода взросления, чтобы точно поставить диагноз дефицит внимания и гиперактивность в 2 – 2,5 года, необходимо пройти тщательную диагностику, наблюдаться у невролога, так как при простом посещении врача не будет понятно, синдром у малыша или просто растёт чрезмерно активным.
Содержание статьи:
Признаки СДВГ
Не врачу сложно определить, действительно ли у ребёнка возникают проблемы со взаимодействием с миром и собой в раннем возрасте. Но симптомы и признаки СДВГ у детей 2 лет уже можно заметить при ежедневном наблюдении. [1]
Патология часто проявляется с преобладанием одной из особенностей заболевания, поэтому у ребёнка могут быть не все симптомы одновременно. Традиционно врачи разделяют синдром дефицита внимания и гиперактивности на три группы, которые могут проявляться неравномерно.
Дефицит внимания
Наиболее распространённая и опасная для будущего ребёнка группа симптомов:
- Избегает дел, требующих сосредоточения. Не повторяет слова за взрослыми, не отвечает развёрнуто на вопросы, не играет в конструктор, мозаику, не любит складывать пазлы или рисовать, недослушивает ответ на заданный вопрос. При попытке заставить заняться подобным, убегает, прячется, закрывает руками глаза.
- Не концентрируется на одном деле. Хватается сразу за несколько игрушек и тут же бросает, перемещая внимание на другой объект. В ролевых играх переключается с роли на роль, меняет ситуацию и действующих персонажей.
- Способен сосредоточиться на одном деле не больше, чем на 5 минут, в помещении без лишних шумов и отвлекающих предметов со знакомым человеком.
- Цикличен. После потери интереса к делу зависает, словно отключаясь от окружающего мира на короткий период времени.
Гиперактивность
Признаки и симптомы гиперактивности у ребёнка, проявляющиеся в 2-3 года:
- С рождения обгоняет сверстников по темпу развития.
- Движения без цели. Ребёнок постоянно дёргает руками, качает ногами, берёт и переставляет предметы.
- Чрезмерная выраженность мимики. Эмоции меняются быстро, гротескно отражаясь на лице. Создаётся впечатление, что ребёнок кривляется.
- Быстрая речь. Малыш говорит громко, старается звучать всегда, без остановки, перебивает взрослых. При этом речь не развитая: глотает слоги, не произносит буквы, не способен выучить новые слова, составить предложение.
Стоит учитывать, что чрезмерная подвижность, желание изучать окружающий мир, залазить везде, постоянно активно перемещаться в таком возрасте считается полезной чертой. Физическая активность способствует развитию новых нейронных связей в мозгу, что в будущем станет основой для успешного обучения и построения взаимоотношений со сверстниками. Поэтому в таком возрасте врачи не советуют подавлять желание постоянно двигаться. [2]
Импульсивность
Неспособность контролировать эмоции в раннем возрасте — нормальное явление для детей, но чрезмерное их проявление и быстрая смена – нет.
Признаками, что ребёнок развивается не по нормам, являются:
- Действует внезапно, по собственному решению. Не обращает внимания на реакцию сверстников или взрослых.
- Бесстрашие. Не способен понять концепцию опасности даже после нескольких предупреждений от взрослых.
- Мгновенная смена настроения. При этом эмоции проявляются крайне ярко. Если радость – то громкий смех, если расстроен – то рыдает.
- Не проявляет терпения. Не получив немедленно то, о чём попросил взрослых, устраивает истерику, остановить которую возможно, только выполнив просьбу.
- Отвлекается, не выполняет простые задания, не воспринимает просьбы и приказы от взрослого.
Диагностика и лечение
Вопрос о том, как лечить гиперактивность у детей и дефицит внимания, становится актуальным для целого ряда родителей.
При появлении признаков СДВГ в два года, диагноз ставится только после тщательного обследования, включающего несколько этапов:
- Первая консультация. Осмотр, сбор информации о здоровье и особенностях характера пациента, о протекании беременности и родов матери, возникших в этот период отклонениях и особенностях образа жизни.
- Проведение неврологического обследования, прохождения специализированных тестов, показывающих наличие синдрома.
- Аппаратные исследования, включающие видео-ЭЭГ мониторинг, Эхо-ЭГ и вызванные потенциалы. Важно понять состояние мозга и особенности работы нервной системы. [3]
В комплексную терапию могут входить:
- Транскраниальная магнитная стимуляция развивает необходимые участки мозга, провоцирует создание новых нейронных связей.
- БОС (биологическая обратная связь) помогает научиться понимать и контролировать реакции своего тела, освоить навыки, которые крайне тяжело даются детям с СДВГ.
- Электромагнитное поле крайне высокой частоты (КВЧ) позволяет улучшить работу нервной системы, снизить чрезмерную возбудимость, понизить гиперактивность.
- Упражнения ЛФК, разработанные неврологами для тренировок детей с СДВГ, выявленным на ранней стадии развития.
- Медикаментозная терапия.
- Работа с психологом вместе с родителями.
- Корректирующие педагогические занятия, позволяющие выработать необходимые навыки.
- Организация правильного распорядка дня, с чётким определением времени отдыха и активности.
- Диета, исключающая продукты питания, способствующие возбуждению.
Огромную роль в успешности лечения играют родители, которые должны обеспечить необходимые условия для коррекционной работы и комфортной жизни ребёнка с учётом диагноза.
Прогноз и профилактика
СДВГ считается лёгким нарушением деятельности мозга при обнаружении в 2 года. Благодаря лечению и коррекционной работе к периоду обучения в школе возможно полное исправление появившихся симптомов.
Однако если оставить проблему без лечения, не проводить работу с малышом в комплексе врач-коррекционный педагог – родитель, то к школе проблема ухудшится и могут развиться осложнения:
- Интеллектуальное отставание от сверстников на 1 год, которое с возрастом будет прогрессировать.
- Дислексия.
- Дисграфия.
- Проблемы с решением математических задач более, чем в одно действие.
- Неспособность запомнить изучаемый материал по различным предметам.
- Проблемы с освоением базовых учебных навыков.
Даже после пройденной терапии родители должны понимать, что ребёнок имеет особенности, а значит, ему понадобится регулярная профилактика состояния:
- Строгое соблюдение режима дня. Важно, чтобы малыш точно знал, что ему предстоит делать весь день и сколько времени на это отводится.
- Диета, исключающая сладкое, энергетики, кофе и другие возбуждающие продукты.
- Регулярные занятия спортом, чтобы пустить лишнюю энергию в полезное русло. [4]
- ^ Самарский, Д.М. Комплексный анализ невнимательности, импульсивности и гиперактивности у лиц с СДВГ детского возраста / Д.М. Самарский, Я.Е. Бугаец, И.В. Сосновская // Медицина и здравоохранение. — 2012. — №9. — С. 59-70.
- ^ Чутко, Л.С. Синдром дефицита внимания: клинико-психофизиологические проявления / Л.С. Чутко, С.Ю. Суруш-кина, Е.А. Яковенко // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: медико-биологические науки. -2014. — № 1. — С.65-71.
- ^ Thapar, A., & Cooper, M. (2016). Attention deficit hyperactivity disorder. The Lancet, 387(10024), 1240-1250.
- ^ Biederman J., Faraone S. Attention Deficit Hyperactivity Disorder. Lancet, 2005, vol. 366, pp. 237-248.