Виды аутизма
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Аутизм – это разновидность психического расстройства, имеющая свои формы и классификацию. Такая информация нужна врачам для оценки течения патологии, составления плана лечения и прогноза.
Первые признаки РАС бывают заметны уже во младенчестве или появляются в первые годы жизни. Однако некоторые типы аутизма у детей становятся заметны только после полового созревания или на его фоне.
Отличительная черта людей с аутизмом любого типа – проблемы во взаимодействии с обществом. Они воспринимают мир специфическим образом, не нуждаются в общении, часто не способны понимать переносное значение слов, подтекст того или иного явления.
Масса больных по мере взросления и при сопровождении правильно подобранной терапии, коррекционных занятий, адаптируются к нормальной жизни. Однако встречаются и тяжёлые разновидности детского аутизма, признаки которых устранить невозможно даже медикаментозно.
Содержание статьи:
Виды детского аутизма
Заболевание в отдельную категорию выделено меньше столетия назад. За прошедшее время учёные успели изучить его проявления и последствия. Ниже рассмотрим разновидности аутизма у детей, внесённые в МКБ-10.
Ранний детский аутизм
Также, ранний детский аутизм, называется по фамилии первооткрывателя синдромом Каннера. Проявляется в первые годы, а иногда и месяцы жизни. К 3 годам, симптомы, достаточные для установления диагноза, уже сформированы. [2]
Патогномоничными симптомами у пациента выступают:
- отсутствие интереса к окружающему миру;
- выраженный отказ от общения даже с близкими людьми;
- чрезмерная привязанность к матери или полное отторжение всех людей, включая самых близких;
- задержка или регрессия речевого развития;
- отказ от пищи;
- отсутствие чувства самосохранения;
- нежелание идти на зрительный контакт при диалоге;
- нарушение интеллектуальных способностей;
- использование в качестве игрушек неигровых предметов, несюжетные игры;
- повторяющиеся движения, приверженность к ритуалам.
Синдром Каннера требует многолетнего лечения, работы с профильными докторами. Нужен план корректирующих занятий как в специальных центрах, так и дома.
В случае лёгкой степени заболевания, с возрастом ребёнок обучается нужным для жизни навыкам и способен жить самостоятельно. Когда патология тяжёлая, то пациент рискует остаться инвалидом.
Аутизм атипичного течения
Выявляется позже, иногда уже к подростковому возрасту.
Так как симптоматика носит поверхностный, слабо выраженный характер, то больные имеют хороший шанс со временем адаптироваться к жизни в обществе на уровне нормы.
Часто люди с этим типом одарены талантом в той или иной сфере, обладают уровнем интеллекта выше среднего. Симптоматика проявляется в заторможенности речевого развития, специфическом восприятии мира или неприятия общения с другими людьми. [3]
Синдром Аспергера
Специфическое аутическое расстройство, встречающееся, как правило, у мальчиков. Проявляется достаточно рано, но при этом считается достаточно лёгкой формой заболевания, так как охотно поддаётся коррекции. [4]
Характерными симптомами являются:
- Нарушения социального аспекта. Им трудно инициировать и поддержать диалог. Не понимают и не принимают стандартных моделей поведения в обществе.
- Не способны к эмпатии. Им сложно понять, что испытывают другие люди, они не определяют эмоции по внешним проявлениям. Сами же либо практически не испытывают эмоции, либо имеют серьёзные проблемы с их выражением.
- Возникают сложности с пониманием иносказательности и метафорического значения слов. Воспринимают всё сказанное и прочитанное буквально. Абстрактное мышление развивается плохо, остаётся в зачаточном состоянии.
При своевременно начатой работе, пациенты с подобным РАС способны полноценно интегрироваться в мир, окончить общеобразовательную школу. Получают образование и профессию, работать и создают семьи. Могут испытывать проблемы с заведением друзей.
Такой синдром в той или иной мере отмечается у ряда успешных людей XX–XXI века.
Синдром Ретта
Едва ли не самая тяжёлая форма из разновидностей аутизма у детей, вид, встречающийся только среди девочек. По крайней мере, на данный момент, ни одного случая среди мальчиков зафиксировано врачами не было.
Первые признаки проявляются уже к 8 месяцу жизни. Отклонения в поведении, интеллектуальном развитии сочетаются с аномалиями физического развития.
Типичные признаки:
- однообразные движения рук, ног с младенческого возраста;
- отмечается умственная отсталость;
- возможны судорожные припадки;
- внимание не фокусируется ни на чём;
- неравномерное физическое развитие, отдельные части тела начинают развиваться быстрее других;
- отсутствие или регресс речевого развития, фразы стереотипные, словарный запас скудный, со временем беднеет, появляются периоды мутизма (немоты).
В случае установки такого диагноза, детям проводятся коррекционные занятия, используются специальные методы обучения. Однако, зачастую, исправить положение они не помогают. Удаётся замедлить деградацию, сдержать когнитивный регресс. [5]
Протекает в большинстве случаев одновременно с другими психическими заболеваниями, характерными для детей. Не исключается сочетание с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Диагностика и лечение
Стоит помнить, что знание о том, какой бывает аутизм у детей, ещё не даёт полного знания об аутистах и их чертах, болезнь проявляется с уникальными каждому нюансами. [6]
Даже опытные врачи, начиная лечение, не берутся предсказать его результаты, так как прогнозы оказываются малосостоятельными. Хорошие результаты демонстрирует применение транскраниальной магнитной стимуляции.
Статистика говорит о том, что большинство людей с лёгкой и средней по тяжести формой аутизма, к совершеннолетию, в достаточной мере обучаются необходимым для ведения социальной жизни навыкам.
Список использованной литературы
- ^ Alarcon M., Cantor R.M., Liu C. et al. The Autism Genetic Resource Exchange Consortium & Geschwind, D.H. Evidence for a language quantitative trait locus on chromosome 7q in multiplex autism families // American Journal of Human Genetics. — 2002. — V. 70. — P. 60-71.
- ^ Genetic analysis of a case of mosaic trisomy 21 associated with autismspectrum disorder]. Yan D, Zhao Y, Wang Z, Yin T, Yang S, Tang X, Wang L. Zhonghua Yi Xue Yi Chuan Xue Za Zhi. 2020 Feb 10;37(2):190-194. doi: 10.3760/cma.j.issn.1003-9406.2020.02.023. Chinese.
- ^ Sluggish Cognitive Tempo in AutismSpectrum Disorder, ADHD, and Their Comorbidity: Implications for Impairment. McFayden T, Jarrett MA, White SW, Scarpa A, Dahiya A, Ollendick TH. J Clin Child Adolesc Psychol. 2020 Feb 6:1-8. doi: 10.1080/15374416.2020.1716365
- ^ Zwaigenbaum L., Bryson S., Rogers T. et al. Behavioral manifestations of autism in the first year of life // Intl. J. Dev. Neurosci. — 2005. — Vol. 23, № 2-3. — P. 143-152.
- ^ Баенская Е. Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Дефектология, 1995. № 5. С. 76-83.
- ^ Варанкова Л.В., Семин И.Р. Диагностика аутистических расстройств у детей разного возраста: Методические рекомендации. — Томск, 2004. — 27 с.