г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Атипичный аутизм

Атипичный аутизм – психическое расстройство у детей и подростков, симптомы и признаки которого проявляются позже, чем при стандартном течении синдрома. Но при этом часто протекают тяжелее. Среди заболевших преобладают мужчины.

Как и в ситуации с классическими РАС, атипичная форма может протекать легко или тяжело. Возникшие в период полового созревания или позже симптомы, могут как незначительно усложнить жизнь человека, так и превратить его в неспособного к социализации инвалида с умственной отсталостью.

По первым проявлениям невозможно установить, насколько тяжело будет протекать заболевание. Поэтому стоит обращаться к врачам, чтобы вовремя начать лечение и не допустить развития неблагоприятного сценария.

Причины возникновения

Синдром развивается из-за структурных изменений в отдельных областях мозга, которые провоцируются известными причинами.

Сам нетипичный аутизм у детей, бывает спровоцирован как внешним воздействием на организм в разные периоды жизни, так и внутренними причинами, изначально врожденными, и вскрывшимися на завершающем этапе созревания коры головного мозга. В каждом случае набор причин, пробуждающих болезнь, индивидуален.

Медики выделили несколько групп факторов, влияющих на психическое здоровье пациентов и провоцирующих развитие аутического синдрома в подростковом и взрослом состоянии:

  1. Осложнения в период беременности и родов – одна из распространенных причин, приводящих к развитию патологий аутического спектра. Негативно повлиять на формирование нового здорового организма способна масса факторов: вирусное заболевание или токсическое отравление матери в первом-втором триместрах.
Диабет у беременной риск аутизма у ребенка

Опасны гипоксия плода перед родами или в процессе родовой деятельности, перинатальные черепно-мозговые травмы, проживание матери в экологически загрязненном районе, ожирение, диабет.

  1. Наследственность, генетический фактор. Более чем у половины людей с выявленным заболеванием такого типа, имеются кровные родственники по линии мамы или папы, имеющие либо уже проявившуюся болезнь, либо генетическую предрасположенность к ней. Ученым удалось обнаружить конкретный ген, отвечающий за развитие патологии. При этом его мутации не гарантируют 100% заболеваемость, но повышают шансы появления патологии. Как у самого носителя, так и у его потомков.
  1. Психические или соматические болезни, перенесенные самим пациентом. В таком случае, аутизм в тяжелой форме выступает как осложнение. Возникает на фоне детской шизофрении, некоторых генетических заболеваний.

В зависимости от конкретной причины, вызвавшей атипичный аутизм у детей, подбирается соответствующее лечение. Также составляются прогнозы.

Классификация

В описании синдрома по МКБ-10, выделяют две формы, протекающие одновременно с другими отклонениями от нормы.

Тяжелый вариант соотносится с олигофренией, грубой умственной отсталостью. При втором типе течения патологии, ребенок сохраняет тот уровень интеллекта, который был у него до проявления симптоматики. Поэтому применяется название – атипичный детский психоз.

Острое течение болезни разделяется на три подэтапа, после которых наступает период выхода из психоза:

Девочка с аутизмзом ограждает себя от мира
  1. Аутистический период. Длится 1-6 месяцев. Человек начинает отрешаться от мира, замедляется развитие.
  2. Регрессивный этап. Занимает 6 – 12 месяцев. Прогрессируют симптомы аутизма, пропадает речь, снижаются навыки гигиены. Человек может пытаться есть несъедобное.
  1. Кататоническая фаза, 1,5-2 года. Проявления аутизма снижаются, зато возникают двигательные стереотипии. Больной может непроизвольно кружиться, двигать руками или ногами.

После того, как острый период проходит, пациент восстанавливает речевой навык и часть связи с реальностью. Снова стремится к познавательной деятельности.

Стойкий регресс проявлений возможен при непрерывной корригирующей работе с пациентом. К лечению привлекаются как медики, так и члены семьи пациента.

Симптомы

Атипичный аутизм встречается у детей все чаще, чтобы понять, что это такое, нужно разобраться в симптомах заболевания.

Типичные признаки развития атипичного аутизма у детей и подростков:

  1. Нарушение способности к социальному контакту. При легкой форме заболевания, человек способен поддерживать разговор, но не начинает его первым, не желает сам выбирать тему. В тяжелой форме, любая попытка пойти на контакт с больным вызывает желание остаться в одиночестве. Настойчивость в этом вопросе приводит к истерике.
  2. Утрачивается восприятие переносного значения у слов, будь то юмор, метафоричность речи или устойчивые выражения. Подросток понимает слова так, как они звучат, в прямом смысле.
  1. Пропадают выраженные эмоции. Человек становится холодным и отрешенным. Не только не способным к эмпатии, но и безэмоциональным. Иногда развивается патологическая привязанность к матери, которая является попыткой избежать контактов с незнакомым, непонятным миром.
Ребенок-аутист укрывается подушкой от слов
  1. Возникает страх любых перемен.
  2. Появляются повторяющиеся нецеленаправленные действия, стремление совершать одинаковые ритуалы.
  3. Становится заметным специфическое восприятие чувственных впечатлений: слуховых, вкусовых, тактильных.

Проявление хотя бы одного такого признака у школьника, подростка – сигнал о необходимости обратиться к врачу.

Диагностика

Не всегда появление вышеописанных симптомов значит, что у ребенка – атипичный аутизм, иногда так проявляются другие патологии головного мозга или гормональный дисбаланс.

При возникновении подобных признаков требуется тщательная диагностика. Задача стоит не только выявить атопический аутизм, но и исключить другие болезни.

Детский психолог диагностирует атипичный аутизм

Применяют несколько методов:

  • беседа и проведение специализированных тестов как с самим больным, так и с его близкими, для выявления типичных особенностей поведения;
  • наблюдение за поведением человека на протяжении некоторого времени докторами нескольких специальностей: психологов, педиатров, психотерапевтов, неврологов, логопедов;

После получения результатов проводится консилиум врачей и устанавливается окончательный диагноз.

Лечение

Говоря о лечении детей и подростков с атипичным аутизмом, стоит понимать, что это не временное явление, а процесс длиною в жизнь. Это комплекс медико-психолого-педагогических мер, который позволяет затормозить регресс и скорректировать поведение человека, научить его справляться со своим состоянием, жить в обществе.

Три принципа терапии:

  • Образование по адаптированным стандартам и программам, разработанным с учетом особенностей психики пациентов. На разных этапах заболевания – свои нюансы. Также сюда входят занятия с логопедом, трудотерапия.
  • Социализация через одиночные и групповые занятия с психологом, занятия ЛФК, с логопедом. Не обойтись без индивидуального подхода, позволяющего найти дорожку, вернувшую человека в общество.
  • Медикаментозная терапия применяется для коррекции поведения и ослабления сопутствующих симптомов. Пациентам назначаются противосудорожные препараты, антидепрессанты, лекарства, снижающие агрессивность.

Вылечить РАС невозможно.

Но скомпенсировать до такого состояния, что человек сможет обслуживать себя самостоятельно, вполне успешно жить в обществе – задача выполнимая.

У человека могут остаться только некоторые черты аутического расстройства.

Лечение атипичного аутизма дело всей семьи

Список использованной литературы

Скрыть/показать

  1. Toward Neurosubtypes in Autism. Hong SJ, Vogelstein JT, Gozzi A, Bernhardt BC, Yeo BTT, Milham MP, Di Martino A.Biol Psychiatry. 2020 Jul 1;88(1):111-128.
  2. Defining clusters of young autistic and typically developing children based on loudness-dependent auditory electrophysiological responses. Dwyer P, Wang X, De Meo-Monteil R, Hsieh F, Saron CD, Rivera SM.Mol Autism. 2020 Jun 15;11(1):48.
  3. Co-morbidity of down syndrome with autism spectrum disorder: Dental implications. Sultan A, Juneja A, Bhaskar S.J Oral Biol Craniofac Res. 2020 Apr-Jun;10(2):146-148.
  4. Башина В.М., Красноперова М.Г., Симашкова Н.В. Классификация расстройств аутистического спектра у детей. Аутизм и нарушения развития 2003:(2);2—9.
  5. Мухин К.Ю. Когнитивная эпилептиформная дезинтеграция и схожие синдромы. В кн.: Мухин К.Ю., Петрухин А.С., Холин А.А. Эпилептические энцефалопатии и схожие синдромы у детей. М.: Арт-Сервис Лтд, 2011. С. 396-426.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×