г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Аутизм МКБ 10

МКБ 10 – это десятый пересмотр Международной номенклатурной классификации заболеваний. По сути – справочник всех болезней и патологических состояний, принятый в официальной медицине в 1989 году и применяющийся всеми врачами.

Медиками России, эта классификация признана в 1999 году. Каждой патологии, в том числе и аутизму, присваивается по МКБ 10 свой шифр. Под ним скрываются характеристики, симптоматика болезни. Такой подход позволяет врачам разных стран синхронизировать свои научные исследования в соответствующих областях, обмениваться опытом лечения, точнее формулировать диагнозы.

Аутизм также имеет свой код заболевания по МКБ 10 и сформулированные критерии, определяющие, какой вариант болезни у ребенка. Благодаря этому, даже при смене страны жительства, человек получит необходимую медицинскую помощь с учетом особенностей состояния без дополнительных обследований. В зависимости от проявлений, составллено несколько шифров, которыми обозначают подвиды аутических расстройств.

Детский аутизм F84.0

Ранний детский аутизм имеет по МКБ 10 код F84.0. Так зашифрованы проявления болезни, которые возникают с самого раннего возраста.

Отличительная особенность синдрома – отсутствие первоначального нормального состояния, синдром считается врожденным. Первые проявления выявляют в младенческом возрасте, а диагноз ставится обычно к 3-4 годам. К такому возрасту, симптоматика становится хорошо заметной.

Ребенок сосредоточен на бутылочке с водой

Критерии, на основе которых присваивается код F84.0, разделены на несколько групп.

Для диагноза, нарушения социального взаимодействия должны быть представлены хотя бы 2 пунктами из 5:

  1. Отсутствует социально-эмоциональная взаимность. Ребенок не проявляет ожидаемых ответных реакций на действия окружающих.
  2. Нарушения во время ролевых, социально-имитативных игр, отказ от подобного вида деятельности.
  3. Отсутствие адекватной реакции на эмоции других людей, неспособность правильно среагировать на ситуацию, агрессивность.
  4. Некорректное использование тональности голоса, отсутствие подкрепляющей жестикуляции.
  5. Отказ от речевого общения с окружающим миром, задержки речевого развития из-за нежелания коммуницировать подобным образом.

Узость интересов, склонность к стереотипным, повторяющимся действиям, не способствующим развитию личности, выраженные хотя бы 1 пунктом из 4:

  1. Ребенок стремится воспроизводить узкий круг действий. У него мало интересов, и расширять их количество он не стремится.
Ребенок играет шнурком а не машинкой
  1. Повторяющиеся механические движения. Больной даже не всегда осознает, что он их совершает.
  2. Приверженность к ритуалам, часто не связанным с функциональной необходимость действий.
  3. Пристрастие к играм с частью игрушки или неигровыми предметами.

Чтобы психолог или психиатр поставили диагноз аутизм по коду МКБ 10, признаки атипичного поведения должны проявиться в первые 3 года жизни. При этом они не провоцируются органическим поражением участков коры головного мозга.

Атипичный аутизм F84.1

Когда признаки аутического расстройства личности проявляются позже 3 лет, не скорректированы после наступления 18 или проявляются ограниченно, врачи в диагнозе проставляют шифр, обозначающий атипичный вариант заболевания.

Такой же подход практикуется при продлении статуса инвалида по достижении совершеннолетия. Например, если человек не смог социализироваться до необходимого уровня

Нередко код атипичного аутизма по МКБ 10 (F84.1) проставляется в документах, когда специфическая симптоматика проявляется не ярко, а в одном из направлений. Как-то: отсутствие стремления к социальному взаимодействию, наличие стереотипных действий.

Также отличительными чертами диагноза являются сильные задержки речевого развития, требующие серьезной работы с логопедом, отставание в умственном развитии, детский психоз.

Синдром Ретта F84.2

Редкий синдром, регистрируемый пока что только у девочек.

Характерной чертой является изначально нормальное развитие без патологий. Однако с возраста 7 – 24 месяцев начинает проявляться и усиливаться специфическая симптоматика, быстро показывающая патологичность развития ребенка:

  1. исчезает способность осознанно двигать руками;
  2. замедляется рост головы по сравнению с туловищем;
  3. теряются спонтанные, характерные для этого возраста, движения рук;
  4. пища пережевывается не тщательно;
  5. одышка;
Девочка отказывается кушать и молчит
  1. движения руками становятся стереотипными, малыш «заламывает» их, часто пытается «мыть» слюной.

Позже начинается сколиоз, атаксия и другие отклонения в физическом развитии. Возможно возникновение эпилептических припадков. Поэтому люди с синдромом Ретта считаются тяжелыми инвалидами.

Включение этого синдрома в список заболеваний под общим называнием аутизм и присвоение этого кода по МКБ 10, у детей считается спорным.

Синдром Аспергера F84.5

Еще один специфический синдром, входящий в МКБ 10 по коду в расстройства аутического характера носит имя австрийского педиатра Ганса Аспергера. Его еще называют высоко функциональным аутизмом из-за отсутствия таких черт, как задержка речевого и познавательного развития.

Считается скорее мужской болезнью, так как статистика выявленных случаев показывает сильный перевес среди мальчиков: 8 пациентов мужского пола против 2 женского. Кроме того, у девочек чаще наблюдается легкая форма, ярко проявляющаяся в подростковый период и почти исчезающая по мере взросления.

Одинокий подросток на фоне кирпичной стены

Для людей с синдромом Аспергера характерны те же социальные ограничения во взаимодействии, что и для аутистов: монотонность, стереотипность занятий.

Дополнительными чертами считаются неуклюжесть, сохраняющаяся и во взрослом возрасте, вместе с остальными характерными чертами. Кроме того, в подростковый период возможны психотические эпизоды.

Список использованной литературы

Скрыть/показать

  1. Management of childrenwith autism spectrum disorders. Myers SM, Johnson CP; American Academy of Pediatrics Council on Children With Disabilities. Pediatrics. 2007 Nov;120(5):1162-82.
  2. J. van Steijn, A.M. Oerlemans, M.A. van Aken, J.K. Buitelaar, N.N. Rommelse The reciprocal relationship of ASD, ADHD, depressive symptoms and stress in parents of children with ASD and/or ADHD. J. Autism. Dev. Disord. 2014. Vol. 44. № 5.
  3. Касаткин В.Н., Шапошникова А.Ф., Письменная Н.В., Бородина Л.Г., Сударикова М.А. Опыт применения стандартизированных диагностических оценочных шкал в комплексной программе лечебно-коррекционной помощи детям с расстройствами аутистического спектра // Детский аутизм: исследования и практика. — М., 2008.
  4. Advances in Autism-2016. Goldson E. Adv Pediatr. 2016 Aug;63(1):333-55.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×