Признаки аутизма у подростков
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Аутизм – распространённое явление в последние десятилетия. Детей с таким типом психического отклонения рождается и выявляется всё больше. Главная особенность пациентов: проблемы в сфере социального взаимодействия.
Содержание статьи:
Причины развития
Юноши и девушки с аутическим расстройством личности воспринимают мир со своей точки зрения. Не испытывают нужды в общении со сверстниками и взрослыми, членами семьи (братьями, сёстрами). [1] По этой причине, им сложно понять окружающих и интегрироваться в социум. Особые трудности возникают при атипичном аутизме.
Но факторы, способные увеличить риск возникновения болезни, выделить всё же удалось:
- Генетическая предрасположенность, переданная по наследству от одного из предков, близких родственников старшего поколения.
- Инфекционные и вирусные заболевания, перенесённые матерью в период беременности.
- Проблемная беременность: в период родов и/или перед ними – эпизод гипоксии.
- Ожирение и серьёзные нарушения обмена веществ у матери до родов и в период вынашивание ребёнка.
- Патология вынашивания, гипотрофия плода, преждевременные роды.
У отдельных пациентов, изменения в поведении возникают как бы внезапно, остро. Поэтому родители думают, что ребёнок заболел вот сейчас, в подростковом периоде. Но это не так: просто расстройство себя не проявляло. [2] Так как мир вокруг таких деток был выстроен комфортно, без раздражающих факторов, были устранены факторы риска по развитию аутического расстройства.
Признаки заболевания
В зависимости от конкретной формы болезни, могут проявляться разнообразные симптомы. Но у подросткового аутизма есть и постоянные признаки, характерные для большинства людей с синдромом:
- Склонность к одиночеству. Неразвитость социальных связей. У таких детей нет постоянных друзей, к общению с которыми они бы стремились вне обязательного минимума.
- Ощущение эмоциональной перегрузки, возникающее при общении с другими людьми даже в течение краткого времени.
- Повышенная чувствительность. Из-за которой ребят с аутическими расстройствами раздражают громкие звуки, яркий свет.
- Отставание в общественном развитии. Им сложно верно реагировать на социальные раздражители, воспринимать принятые модели поведения. Они не понимают посылаемых им сигналов.
- Отделы мозга, отвечающие за эмоциональные проявления, не развиты, поэтому мимика таких детей часто скудная и не совпадающая с характерной для возраста. Их поведение сильно отличается от сверстников.
- Период полового созревания воспринимается крайне тяжело. [3] В это время возможно проявление немотивированной агрессии, панические атаки, тяжёлые депрессивные состояния, даже эпилептические припадки.
Модели поведения
Подростки с аутическими расстройствами, как правило, выбирают одну из стандартных моделей поведения. Шаблон коммуникации зависит от особенностей проявления синдрома у них, результатов коррекционной работы.
- Отстранение от сверстников – наиболее распространённый вариант. Ребёнок не понимает, зачем постоянно взаимодействовать с людьми, и избегает лишнего общения. У таких ребят иногда не очень хорошо развита речь или они не любят ею пользоваться. Порой отмечается небольшое отставание познавательной деятельности. Для коммуникации они предпочитают жестовое общение. Это классические малоэмоциональные тихони, не вступающие в подростковые группировки по интересам, держащиеся особняком.
- Гиперактивность – другой тип поведения. Не имея точного представления о правилах поведения и рамках, подростки стремятся к чрезмерному проявлению себя. Под воздействием гормональных изменений бывают агрессивными, их легко вывести из себя. [4] Плохо переносят изменения в привычном распорядке, впадают в припадки ярости из-за незначительных для других событий.
- При тяжёлой форме заболевания, заметно отставание в развитии речи, могут возникать признаки лёгкой УО (умственной отсталости). В ситуациях, заставляющих подростка переживать, проявляются неосознанные движения: махи руками и ногами, перебирание пальцами, топтание на месте.
Сами дети не осознают того, что они особенные. Таких пациентов должны приводить к неврологу родители, близкие люди. Те, кому девиации поведения виды со стороны.
Лечение и социализация в обществе
Если у подростка усилились признаки аутизма к 12 или 16-17 годам, нужно обратиться за помощью к специалистам. При этом следует понимать, что аутическое расстройство не приговор.
Нужно понимать, что отсутствие друзей, дополнительного общения – не всегда желание и добровольный выбор такого ребёнка. Многие из них хотят иметь компанию, но не знают, как создать такие отношения, не могут найти людей, готовых принимать их особенности. Или не готовы уделять слишком много времени общению из-за эмоциональной перегрузки от этого процесса.
Лечить и социализировать аутистов нужно. Так, есть множество примеров, что такие взрослые достигают успехов в жизни.
Для лечения обращаются в клиники, где ребята проходят осмотр у детского невролога специальные тесты. Затем общими усилиями докторов разного профиля, для них разрабатывается программа коррекции, в которую входят:
- Комплексное аппаратное лечение на основе ТМС;
- работа с психологом;
- специальные занятия, обучающие взаимодействию с обществом;
- приём медикаментов, подавляющих негативные симптомы заболевания, корректирующие поведение;
- работа с логопедами для устранения проблем с развитием речи.
Результаты работы зависят от тяжести проявившегося синдрома и правильности подобранного терапевтического подхода.
Список использованной литературы
- ^Guidotti, Laura et al. “Conflicting and harmonious sibling relationships of children and adolescent siblings of children with Autism Spectrum Disorder.” Child: care, health and development, 10.1111/cch.12823. 3 Nov. 2020.
- ^Hadjkacem, Imen et al. “Prenatal, perinatal and postnatal factors associated with autism spectrum disorder.” Jornal de pediatria 92,6 (2016): 595-601.
- ^Gillberg, C, and H Schaumann. “Infantile autism and puberty.” Journal of autism and developmental disorders 11,4 (1981): 365-71.
- ^Şahin, Berkan et al. “The Relationship of Clinical Symptoms with Social Cognition in Children Diagnosed with Attention Deficit Hyperactivity Disorder, Specific Learning Disorder or Autism Spectrum Disorder.” Psychiatry investigation 15,12 (2018).