Как развить память у ребёнка
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Память – ценная когнитивная функция мозга, без которой невозможно познавать мир, развиваться и осознавать себя полноценной личностью. Чем лучше она развита, тем выше успехи человека в жизни. Особо важную роль эта способность мозга играет в детстве, когда человек интенсивно обучается, познаёт мир. [1]
Содержание статьи:
Виды памяти, которые необходимо развивать
Под термином «память» скрывается сложные процессы, с помощью которых человек усваивает информацию. Чтобы добиться результата и избежать ослабления этой функции мозга в будущем, нужно уделять время развитию всех её сторон.
Разнообразие упражнений для мозга и памяти ребёнка впечатляет как раз из-за того, что существует несколько видов памяти:
- Кратковременная, оперативная. С помощью этого механизма, мы в течение 2-30-40 секунд удерживаем в памяти информацию, 5-10 объектов. Уровень её развития определяется внимательностью ребёнка, умение его концентрироваться.
- Долговременная, главное хранилище воспоминаний человека. Отвечает за всю, усвоенную когда-либо информацию.
- Образная, абстрактная. Это способность запоминать образы, создаваемые органами чувств. Чем больше сторон восприятия задействуется при создании образа, тем полнее он будет запечатлён и на дольше запомнится.
- Непроизвольная, спонтанная. Информация запоминается случайно и бессистемно, без стараний со стороны человека. Как правило, не в полном объёме, урывками.
- Произвольная, когда информация запоминается целенаправленно и осознанно. Это процесс, направленный на волевое подчинение сознания и усвоение информации с помощью определённых приёмов для достижения заранее поставленной цели.
- Непосредственная, прямая. Запоминание происходит непосредственно воспринятой органами чувств информации: глазами, на слух, на вкус или после ощупывания. Как правило, образ формируется не полностью цельным, удерживается в памяти непродолжительное время.
- Опосредованная, косвенная. Человек запоминает с помощью специальных техник, определённых якорей или систем самоподсказок, ассоциаций, впоследствии помогающих быстро вспомнить необходимые знания. Это надёжный метод, отлично подходит для детей младшего школьного возраста.
Даже если мнестические возможности мозга школьника не очень высоки, можно улучшить результаты с помощью упражнений, тренировок.
Что влияет на качество памяти?
Родители нередко уже в первые годы обучения ребёнка в школе сталкиваются с проблемами в учёбе. Школьник невнимателен на уроках, не хочет выполнять домашнее задание.
Типичная ситуация, когда вечером ребёнок вроде бы учит уроки, но на следующий день приходит с неудовлетворительной оценкой.
Понять, что у школьника проблемы с запоминанием, несложно. Понаблюдайте за ним и поищите косвенные признаки:
- ребёнок активно общается со сверстниками, имеет друзей, но не рассказывает о них подробности;
- вызывают сложности прямые ответы на вопросы взрослых;
- выражена невнимательность не только в учёбе, но и повседневной жизни;
- сложность вызывают задания и игры, где требуется запоминать и пересказывать информацию через время;
- не получается следовать озвученным инструкциям к заданию или правилам в игре;
- не может подробно рассказать, как прошёл день;
- отказывается решать сложные задачи или примеры по пройденным 2-3 дня назад темам, не проявляет интереса к учёбе.
Привести к такому явлению, как слабая память у школьника, могут несколько факторов: [3]
- недостаток питательных элементов в ежедневном рационе;
- отсутствие тренировки памяти на дошкольном этапе жизни;
- переутомление ребёнка из-за чрезмерных умственных и физических нагрузок;
- проблемы со здоровьем, недостаточное снабжение мозга кислородом;
- генетическая предрасположенность, когда у папы и мамы собственная память не совершенна;
- патология беременности, родов и раннего детства – негативные факторы отрицательно влияют на формирование и созревание мозга, приводя к расстройствам запоминания.
Разумеется, органические повреждения мозга после травм, эпизодов гипоксии, скорректировать не так просто. Тем более что у таких деток страдают не только мнестические, но и другие когнитивные способности мозга.
Специальные упражнения
Как конкретно развить память и внимание у ребёнка 8, 9 или 10 лет или помочь улучшить долговременную память школьнику 12-13 лет, должен подсказать специалист, который проведёт осмотр, оценит интеллектуальные особенности маленького пациента.
Также существуют универсальные упражнения для развития памяти ребёнка 8 лет, позволяющие развить когнитивные способности:
- Учите наизусть стихи и песни, начиная с текстов, которые нравятся самому ребёнку.
- Используйте ассоциативные методы запоминания. При изучении нового материала подбирайте аналогии, понятные и привычные для ребёнка.
- Регулярно повторяйте с ребёнком информацию, которую нужно запомнить. Особенно полезно делать это непосредственно перед сном.
- Играйте в «найди отличия». Можно использовать как похожие картинки с различающимися мелкими деталями, так и создавать игровую ситуацию самостоятельно. Выложите на стол несколько предметов, покажите порядок на несколько секунд ребёнку, а затем попросите его отвернуться. Поменяйте вещи местами, уберите или добавьте некоторые. Для победы нужно назвать все изменения.
- Играйте в повторение цифр, заучивайте номера телефонов членов семьи. Отличным тренажёром является запоминания ряда цифр и повторение наоборот. [4]
- Игра в карточки «найди пару». Переверните рубашкой вверх несколько картинок, переворачивайте за один раунд 2 картинки изображением вверх. Задача играющего — запомнить расположение картинок, и находить пары с одинаковыми рисунками.
- Подходят для улучшения памяти детям кинезиологические упражнения. Пусть чистит зубы правой и левой рукой через раз. Или держит расчёску поочерёдно в правой и левой руке. Выполняя повседневные вещи не ведущей рукой, мы ставим перед мозгом необычную задачу и развиваем связи между полушариями.
Даже спрашивая вечером о том, как прошёл день, и выслушивая подробный рассказ, мы развиваем память у детей. Формируем навыки вербального общения, развиваем ассоциативное мышление.
Поэтому очень важно общаться с ребёнком, давая ему высказываться, интересуясь его мнением по разным вопросам.
Полезные советы
Для развития способностей важны не только занятия для развития памяти у детей, но и сбалансированный ритм жизни. Психологи и врачи дают родителям советы, благодаря которым результат от упражнений будет выше:
- Обеспечьте полноценный рацион с учётом продуктов, необходимых для развития мозга и укрепления памяти. Если по каким-то причинам невозможно использовать те или иные ингредиенты, подберите подходящий витаминный комплекс, чтобы не возникло недостатка в незаменимых витаминах.
- Установите режим дня с учётом продолжительного и спокойного ночного сна. Ночью мозг отдыхает и набирается сил для дальнейшего функционирования, поэтому режим сна для младших школьников крайне важен.
- Не пренебрегайте спортивными секциями, но и не злоупотребляйте ими. Физические нагрузки в этом возрасте важны. Они помогают мозгу лучше развиваться. Однако избыток физкультуры, приводит к переутомлению, с отрицательным результатом.
- Гуляйте на свежем воздухе, проветривайте детскую комнату. Достаточное количество кислорода – весомый фактор развития способностей к учёбе.
- Избегайте стрессов, но создавайте яркие, эмоционально положительно окрашенные воспоминания.
- Выполняйте упражнения, играйте с развивающие игры систематически. Поддерживайте уровень сложности, наращивайте его по мере необходимости.
- Помогите ребёнку освоить дыхательную гимнастику. Она не только помогает отдыхать и насыщать мозг кислородом, но и обучает сдерживать эмоции. Научит владеть собой в кризисной ситуации.
Применяя проверенные практики, нужно учитывать особенности запоминания у конкретного школьника. Лучше, если о том, как тренировать память у ребёнка с особенностями развития 6 – 7 лет, родителям расскажут специалисты, после тестирования и уточнения, какая категория памяти требует улучшения. [5]
Список использованной литературы
- ^ Gathercole, S E. “The development of memory.” Journal of child psychology and psychiatry, and allied disciplines vol. 39,1 (1998): 3-27.
- ^ Piccardi, Laura et al. “Development of navigational working memory: evidence from 6- to 10-year-old children.” The British journal of developmental psychology vol. 32,2 (2014): 205-17.
- ^ Wang, Qi, and Sami Gülgöz. “New perspectives on childhood memory: introduction to the special issue.” Memory (Hove, England) vol. 27,1 (2019): 1-5.
- ^ Allen, Katie et al. “Working memory predictors of written mathematics in 7- to 8-year-old children.” Quarterly journal of experimental psychology (2006) vol. 73,2 (2020): 239-248.
- ^ Bauer, Patricia J et al. “Neuropsychological assessment of memory in preschoolers.” Neuropsychology review vol. 22,4 (2012): 414-24.