г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Как развить память у ребёнка

Память – ценная когнитивная функция мозга, без которой невозможно познавать мир, развиваться и осознавать себя полноценной личностью.  Чем лучше она развита, тем выше успехи человека в жизни. Особо важную роль эта способность мозга играет в детстве, когда человек интенсивно обучается, познаёт мир. [1]

Критический период для ребёнка наступает с момента поступления в школу. В начальной школе, тренировка памяти у детей 7-8 лет – важнейший элемент воспитания и развития. Уделять этому внимание родителям нужно ежедневно. Рассмотрим с позиций педагогов и нейропсихолога, что развивает память у детей. Используя эти методы и приёмы, можно не только поддержать первоначальный уровень, но и укрепить навык запоминания.

Виды памяти, которые необходимо развивать

Под термином «память» скрывается сложные процессы, с помощью которых человек усваивает информацию. Чтобы добиться результата и избежать ослабления этой функции мозга в будущем, нужно уделять время развитию всех её сторон.

Разнообразие упражнений для мозга и памяти ребёнка впечатляет как раз из-за того, что существует несколько видов памяти:

  • Кратковременная, оперативная. С помощью этого механизма, мы в течение 2-30-40 секунд удерживаем в памяти информацию, 5-10 объектов. Уровень её развития определяется внимательностью ребёнка, умение его концентрироваться.
  • Долговременная, главное хранилище воспоминаний человека. Отвечает за всю, усвоенную когда-либо информацию.
Память как лампочка для мозга
  • Образная, абстрактная. Это способность запоминать образы, создаваемые органами чувств. Чем больше сторон восприятия задействуется при создании образа, тем полнее он будет запечатлён и на дольше запомнится.
  • Непроизвольная, спонтанная. Информация запоминается случайно и бессистемно, без стараний со стороны человека. Как правило, не в полном объёме, урывками.
  • Произвольная, когда информация запоминается целенаправленно и осознанно. Это процесс, направленный на волевое подчинение сознания и усвоение информации с помощью определённых приёмов для достижения заранее поставленной цели.
  • Непосредственная, прямая. Запоминание происходит непосредственно воспринятой органами чувств информации: глазами, на слух, на вкус или после ощупывания. Как правило, образ формируется не полностью цельным, удерживается в памяти непродолжительное время.
  • Опосредованная, косвенная. Человек запоминает с помощью специальных техник, определённых якорей или систем самоподсказок, ассоциаций, впоследствии помогающих быстро вспомнить необходимые знания. Это надёжный метод, отлично подходит для детей младшего школьного возраста.

Как развивать память и внимание ребёнка у школьника 8 -9 лет зависит от того, какой именно вид запоминания и уровень внимательности ему присущ от природы. [2]

Даже если мнестические возможности мозга школьника не очень высоки, можно улучшить результаты с помощью упражнений, тренировок.

Что влияет на качество памяти?

Ребенок невнимателен на занятиях

Родители нередко уже в первые годы обучения ребёнка в школе сталкиваются с проблемами в учёбе. Школьник невнимателен на уроках, не хочет выполнять домашнее задание.

Типичная ситуация, когда вечером ребёнок вроде бы учит уроки, но на следующий день приходит с неудовлетворительной оценкой.

Корень проблемы не всегда лежит в лени или неспособности ученика. Суть в необходимости активного развития памяти у детей 7-8 и 10 лет.

Понять, что у школьника проблемы с запоминанием, несложно. Понаблюдайте за ним и поищите косвенные признаки:

  1. ребёнок активно общается со сверстниками, имеет друзей, но не рассказывает о них подробности;
  2. вызывают сложности прямые ответы на вопросы взрослых;
  3. выражена невнимательность не только в учёбе, но и повседневной жизни;
  4. сложность вызывают задания и игры, где требуется запоминать и пересказывать информацию через время;
  5. не получается следовать озвученным инструкциям к заданию или правилам в игре;
  6. не может подробно рассказать, как прошёл день;
  7. отказывается решать сложные задачи или примеры по пройденным 2-3 дня назад темам, не проявляет интереса к учёбе.

Привести к такому явлению, как слабая память у школьника, могут несколько факторов: [3]

  1. недостаток питательных элементов в ежедневном рационе;
  2. отсутствие тренировки памяти на дошкольном этапе жизни;
  3. переутомление ребёнка из-за чрезмерных умственных и физических нагрузок;
  4. проблемы со здоровьем, недостаточное снабжение мозга кислородом;
Ребенок выбирает нездоровую пищу
  1. генетическая предрасположенность, когда у папы и мамы собственная память не совершенна;
  2. патология беременности, родов и раннего детства – негативные факторы отрицательно влияют на формирование и созревание мозга, приводя к расстройствам запоминания.

Родителям, у детей которых отмечаются проблемы, стоит узнать, какие способы развития памяти у детей существуют, и практиковать их. На фоне системных тренировок положительные результаты отмечаются уже через 2-4 недели. Заметить успехи можно будет по улучшению успеваемости в учёбе.

Разумеется, органические повреждения мозга после травм, эпизодов гипоксии, скорректировать не так просто. Тем более что у таких деток страдают не только мнестические, но и другие когнитивные способности мозга.

Специальные упражнения

Как конкретно развить память и внимание у ребёнка 8, 9 или 10 лет или помочь улучшить долговременную память школьнику 12-13 лет, должен подсказать специалист, который проведёт осмотр, оценит интеллектуальные особенности маленького пациента.

Также существуют универсальные упражнения для развития памяти ребёнка 8 лет, позволяющие развить когнитивные способности:

Занятия с буквами для развития памяти ребенку
  • Учите наизусть стихи и песни, начиная с текстов, которые нравятся самому ребёнку.
  • Используйте ассоциативные методы запоминания. При изучении нового материала подбирайте аналогии, понятные и привычные для ребёнка.
  • Регулярно повторяйте с ребёнком информацию, которую нужно запомнить. Особенно полезно делать это непосредственно перед сном.
  • Играйте в «найди отличия». Можно использовать как похожие картинки с различающимися мелкими деталями, так и создавать игровую ситуацию самостоятельно. Выложите на стол несколько предметов, покажите порядок на несколько секунд ребёнку, а затем попросите его отвернуться. Поменяйте вещи местами, уберите или добавьте некоторые. Для победы нужно назвать все изменения.
  • Играйте в повторение цифр, заучивайте номера телефонов членов семьи. Отличным тренажёром является запоминания ряда цифр и повторение наоборот. [4]
  • Игра в карточки «найди пару». Переверните рубашкой вверх несколько картинок, переворачивайте за один раунд 2 картинки изображением вверх. Задача играющего — запомнить расположение картинок, и находить пары с одинаковыми рисунками.
  • Подходят для улучшения памяти детям кинезиологические упражнения. Пусть чистит зубы правой и левой рукой через раз. Или держит расчёску поочерёдно в правой и левой руке. Выполняя повседневные вещи не ведущей рукой, мы ставим перед мозгом необычную задачу и развиваем связи между полушариями.

Даже спрашивая вечером о том, как прошёл день, и выслушивая подробный рассказ, мы развиваем память у детей. Формируем навыки вербального общения, развиваем ассоциативное мышление.

Поэтому очень важно общаться с ребёнком, давая ему высказываться, интересуясь его мнением по разным вопросам.

Кинезиологические тренировки для развития памяти ребенка

Полезные советы

Для развития способностей важны не только занятия для развития памяти у детей, но и сбалансированный ритм жизни. Психологи и врачи дают родителям советы, благодаря которым результат от упражнений будет выше:

  • Обеспечьте полноценный рацион с учётом продуктов, необходимых для развития мозга и укрепления памяти. Если по каким-то причинам невозможно использовать те или иные ингредиенты, подберите подходящий витаминный комплекс, чтобы не возникло недостатка в незаменимых витаминах.
  • Установите режим дня с учётом продолжительного и спокойного ночного сна. Ночью мозг отдыхает и набирается сил для дальнейшего функционирования, поэтому режим сна для младших школьников крайне важен.
  • Не пренебрегайте спортивными секциями, но и не злоупотребляйте ими. Физические нагрузки в этом возрасте важны. Они помогают мозгу лучше развиваться. Однако избыток физкультуры, приводит к переутомлению, с отрицательным результатом.
  • Гуляйте на свежем воздухе, проветривайте детскую комнату. Достаточное количество кислорода – весомый фактор развития способностей к учёбе.
  • Избегайте стрессов, но создавайте яркие, эмоционально положительно окрашенные воспоминания.
Упражнения на развитие памяти ребенка
  • Выполняйте упражнения, играйте с развивающие игры систематически. Поддерживайте уровень сложности, наращивайте его по мере необходимости.
  • Помогите ребёнку освоить дыхательную гимнастику. Она не только помогает отдыхать и насыщать мозг кислородом, но и обучает сдерживать эмоции. Научит владеть собой в кризисной ситуации.

Применяя проверенные практики, нужно учитывать особенности запоминания у конкретного школьника. Лучше, если о том, как тренировать память у ребёнка с особенностями развития 6 – 7 лет, родителям расскажут специалисты, после тестирования и уточнения, какая категория памяти требует улучшения. [5]

Список использованной литературы

Скрыть/показать

  1. ^ Gathercole, S E. “The development of memory.” Journal of child psychology and psychiatry, and allied disciplines vol. 39,1 (1998): 3-27.
  2. ^ Piccardi, Laura et al. “Development of navigational working memory: evidence from 6- to 10-year-old children.” The British journal of developmental psychology vol. 32,2 (2014): 205-17.
  3. ^ Wang, Qi, and Sami Gülgöz. “New perspectives on childhood memory: introduction to the special issue.” Memory (Hove, England) vol. 27,1 (2019): 1-5.
  4. ^ Allen, Katie et al. “Working memory predictors of written mathematics in 7- to 8-year-old children.” Quarterly journal of experimental psychology (2006) vol. 73,2 (2020): 239-248.
  5. ^ Bauer, Patricia J et al. “Neuropsychological assessment of memory in preschoolers.” Neuropsychology review vol. 22,4 (2012): 414-24.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×