Человеческая память
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Память людей – способность мозга, которая лежит в основе других когнитивных функций. Она даёт людям способность запечатлевать текущие явления, сохранять в сознании и подсознании. Так мы накапливаем знания и опыт, используем полученную ранее информацию тогда, когда она нужна, то есть – вспоминаем. [1]
Содержание статьи:
Виды памяти человека
Человеческая память обладает целым рядом особенностей, сделавших нас доминирующим видом на планете. Она позволяет нам обрести сознание, формирует портрет личности.
В статье мы рассмотрим всё о памяти человека и расскажем, про её особенности.
Этапы запоминания
Начнём с того, что воспоминание для его формирования проходит три этапа:
- Восприятие информации через зрение, слух, касание, эмоцию и т.д.
- Обработка сигналов в коре и подкорковых структурах (гиппокамп, лимбическая система, височная доля). [2]
- Формирование устойчивых следовых структур в коре полушарий, то, что называется долговременной памятью. Считается, что происходит это во время сна.
Изучая процессы, протекающие в мозгу, специфику реакции человека, методы запоминания и воспроизведения информации, учёные выделили, из чего состоит память человека, выделив её виды.
Временные параметры
Характеризует то, насколько долго запечатлевается событие. Бывает:
- мгновенной или сенсорной, работает до ½ секунды;
- кратковременной, сохраняет обобщённый образ в пределах 20 секунд;
- оперативной, харит данные на время решения поставленной задачи;
- долговременная — та, что позволяет вспоминать таблицу умножения спустя десятилетия.
По характеру воспоминаний
Эксплицитная и имплицитная. Первый вариант предполагает, что запомненное вы сможете произвести собственным волевым усилием, когда захотите что-то вспомнить. А имплицитная память работает “на автомате”, выдавая образы без волевого усилия. Например, человека бросает в дрожь, когда он видит табличку “Стоматолог”, хоть ему туда и не нужно.
В той же категории рассматривают ретроспективный и проспективный типы. Ретроспективная память – это воспоминания об уже произошедших событиях, то есть прошлое. В то время как проспективная – будущее, предполагаемая информация о делах и событиях, которые вы наметили для себя в будущем.
Нужна для стратегического мышления.
По типу данных
Здесь критерий – через какое восприятие человек получает информацию:
- эмоциональные переживания;
- вербальные источники – речь;
- двигательная память – заучивание движений, например;
- образная – через зрение, слух, сенсорные ощущения.
Волевые параметры
Произвольная и непроизвольная. Первый вариант – намеренное сохранение конкретной информации, имеющее цель и требующее определённых усилий и концентрации. Так учат стихи, рабочую информацию, номера телефонов.
Второй вид представляет собой немотивированное случайное запоминание информации, которая «прилипает» к цели данного момента, связывается с выполняемой деятельностью.
Связь памяти с психикой
Запоминание – непрерывный и не отграниченный от остального сознания человека процесс. Хотя суть памяти в том, чтобы сохранить ту или иную информацию, она также оказывается тесно переплетённой с эмоциональной сферой человека.
Рассматривая взаимоотношение психики личности и способности к сохранению информации, учёные выявили ряд закономерностей.
Эмоции укрепляют
Чувственная окраска запоминаемого связывается с информацией раз и навсегда. Приводит к тому, что вспоминать о положительном легче в добром состоянии духа. А вот негативные воспоминания проще восстановить, когда настроения нет.
При этом дополнительная эмоциональная окраска в момент запоминания повышает цепкость памяти. [3]
Как и шансы на то, что информация отложится на долговременное хранение. В то время как заученное без эмоциональной окраски, рискует быстро забываться.
Мотивация к усвоению
Типичная проблема в детском возрасте, когда ребёнок не хочет заучивать школьные задания, невнимателен. Наличие или отсутствие мотивации делает воспоминание более или менее закреплённым, соответственно.
Недаром мы помним дела, которые так и не смогли или не успели завершить, остались с чувством недоделанности или недосказанности.
Личностные ценности
Человек запоминает события и данные выборочно, основываясь на распределении её по ценности в данный момент. То, что кажется важным, центральным, мы запомним крепче, чем несущественные, по мнению сознания, детали.
Информация о памяти человека, каких-то событиях, явлениях, предметах, таким образом, накрепко связана с эмоциями. Причём не только теми, что возникали при поступлении информации, но и теми, что всплывают в ходе вспоминания.
Законы работы памяти
На протяжении веков учёные и философы пытались разобраться, как работает этот механизм нашего сознания. Почему у человека в принципе есть память и срабатывает она так, а не иначе.
Перечислим эти законы:
- Закон позиционного эффекта. Различные элементы запоминаются лучше или хуже в зависимости от того, где располагается материал. Лучше всего закрепится информация, с которой вы столкнулись в начале и в конце работы. То, что было в середине потока данных, закрепляется в памяти некрепко. Поэтому значимые данные советуют учить первыми или последними.
- Закон общего времени. Зависимость между количеством времени, которое тратится на запоминание информации, и длительностью способности воспроизвести её. То есть, чем дольше вы это учите и повторяете, тем более продолжительное время будете это помнить. [4]
- Закон накопления и распределения повторений. Информация закрепится лучше, если повторять её через промежутки времени (сразу, спустя 20 минут, через 8 часов и через сутки). Не перегружайте сознание частым многоразовым повторением одного и того же.
- Эффект новизны. Что-то необычное, выбивающееся из ряда подобных, заставляет обращать на себя внимание. А потому – запоминается лучше всего. Если выстроить ряд предметов или слов, добавив туда один отличающийся элемент, то лучше всего запомнится эта, инородная часть.
В клинике помогут определить, почему у вас ухудшается память. А выявив причину – устранить её и восстановить способность к запоминанию. Даже усилят изначальные способности с помощью подобранного комплекса препаратов и тренировок.
Искажения памяти
Одним из явлений, связанных с памятью, выступает феномен искажённого запоминания.
Типы искажения воспоминаний:
- Полная потеря информации, амнезия. Травматические события, оставившие грубый след на психике, часто стираются. Также повреждение определённых участков мозга, приводит к временной, частичной или полной потере воспоминаний.
- Ошибки в локализации и определении продолжительности происходившего. Так мы можем забыть точное место или длительность того, что происходило.
- Изменение последовательности цепочки событий или информации. Также путаемся в том, из какого источника получили данные.
- Пропадают из памяти фрагменты информации, воспоминание делается бледным и неполным.
- Сознание сочиняет дополнительные элементы воспоминания, заставляя верить в то, чего на самом деле не было. [5] Называется это ложными воспоминаниями, конфабуляцией.
Память каждого человека уникальна. Но, зная законы её работы, мы способны тренировать её так, чтоб получить заметный результат. Это поможет научиться заучивать большие объёмы информации.
Правда, для этого нужно найти метод, который подойдёт конкретно вам. И регулярно выполнять упражнения, подобранные специалистами.
Список использованной литературы
- ^ Robertson, Lee T. “Memory and the brain.” Journal of dental education 66,1 (2002): 30-42.
- ^ Sekeres, Melanie J et al. “The hippocampus and related neocortical structures in memory transformation.” Neuroscience letters 680 (2018): 39-53.
- ^ Herz, Noa et al. “Intrusive memories: A mechanistic signature for emotional memory persistence.” Behaviour research and therapy 135 (2020): 103752.
- ^ Schwabe, Lars et al. “Reconsolidation of human memory: brain mechanisms and clinical relevance.” Biological psychiatry 76,4 (2014): 274-80.
- ^ Abadie, Marlène, and Valérie Camos. “False memory at short and long term.” Journal of experimental psychology. General 148,8 (2019): 1312-1334.